Роль и значение информации в формировании гражданского общества в Узбекистане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.06.2015

Статья просмотрена: 892 раза

Библиографическое описание:

Ширинова, Д. С. Роль и значение информации в формировании гражданского общества в Узбекистане / Д. С. Ширинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1124-1126. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19458/ (дата обращения: 29.03.2024).

В статье рассматриваются роль и значение информации в формировании гражданского общества в Узбекистане. Обсуждается понятие “информация”, информатика, средства массовый информации. Автор считает что, информация играет очень важную роль в формировании и развитии гражданского общества а также его институтов. В частности, в Концепции «Дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране», который был одобрен 12 ноября 2010 года на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, один из приоритетных направлений реформ стало — «Реформирование информационной сферы и обеспечение свободы слова и информации», а именно, Президент И.Каримов отметил что — «Без обеспечения информационной свободы, без превращения СМИ в арену, где люди могут свободно выражать свои мысли и идеи, позиции и отношение к происходящим событиям, нельзя говорить об углублении демократии, политической активности населения, о его реальном участии в политической и общественной жизни страны».

Ключевые слова: информация, информатика, средства массовый информации, реформа, концепция, информационная свобода, демократия, политическая активность, общественная жизнь, И.Каримов, Конституция республики Узбекистан, Олий Мажлис, Национальная ассоциация электронных СМИ, Печатные издания (пресса): газеты, журналы.

 

Выдающимися достижениями конца XX века называют расшифровку генома человека и появление первого экипажа на международной космической станции. Ученые, инженеры настойчиво и кропотливо проникают в тайны естества человека и активно осваивают ближний космос. Эти достижения символизируют два основных направления познания: познание себя и окружающего мира. «Информация» — уникальный ресурс, создаваемый самим обществом в процессе его жизнедеятельности. Понятие «информация» относится к числу таких общефилософских категорий, как пространство, время, движение, энергия. В наши дни выделяют следующие основные подходы к определению термина информации:

-        информация — это совокупность сведений, необходимых для активного воздействия на управляемую систему с целью ее оптимизации;

-        информация — это набор узкоспециализированных данных, продуцируемых в многомиллиардных количествах во всех сферах деятельности общества;

-        информация — это необходимый резерв и ресурс социально-экономического развития общества, подобный другим ресурсам: трудовым, энергетическим, материальным;

-        информация — это ценнейший интеллектуальный ресурс в системе жизнеобеспечения общества, важнейшая часть его интеллектуальной собственности, доля которой все более растет в современном обществе.

Существенную роль во всем этом сыграла информатика как наука, как отрасль производства и как прикладная дисциплина, становление и бурное развитие которой происходило именно в последней четверти XX в. За это время люди узнали о мире больше, чем за все предшествующее время существования человеческой цивилизации. По данному вопросу понятий «информация» и «информатика» можно связать с таким видом гражданского института как СМИ.

В Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, который предложил Президент И.Каримов на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, один из выдвинутых предложений стало — «Реформирование информационной сферы и обеспечение свободы слова и информации», а именно, Президент И.Каримов отметил что — «Без обеспечения информационной свободы, без превращения СМИ в арену, где люди могут свободно выражать свои мысли и идеи, позиции и отношение к происходящим событиям, нельзя говорить об углублении демократии, политической активности населения, о его реальном участии в политической и общественной жизни страны». В основу данного предложения Президента ложится статья 67 Конституции Республики Узбекистан о том, что «Средства массовой информации свободны и действуют в соответствии с законом. Они несут в установленном порядке ответственность за достоверность информации. Цензура не допускается». Кроме того в Концепции подчеркивается взаимоотношения средств массовой информации и государственными органами власти, в том числе на решение таких проблемных вопросов, как устранение экономических механизмов контроля над СМИ, закрытости источников информации, а также давление, которое испытывают редакции СМИ со стороны органов власти и административных структур. Благодаря Президенту страны в нашей стране очень динамично развивается СМИ как государственные, так и негосударственные. И в целях поддержки негосударственных СМИ, был создан ряд общественных организаций, таких как Национальная ассоциация электронных СМИ, в которую входят сегодня более 100 электронных СМИ, Общественный фонд поддержки и развития независимых печатных СМИ и информационных агентств Узбекистана — подчеркнул Президент.        Что такое электронное СМИ? Роль и значение информации в построение гражданского общества отражается на общественном сознании.         

Известно, что в процессе развития гражданского общества происходит формирование норм закона и морали, закладка определенной культуры. В свою очередь, важнейшее составляющее любой культуры — это общественное сознание. Внешним выражением общественного сознания является общественное мнение — совокупность суждений и оценок, характеризующих отношение масс к наиболее значимым проблемам, событиям и фактам. Общественные взгляды в большой степени подвержены влиянию извне. К главнейшим факторам, способным повлиять на настроения граждан, относятся государство и средства массовой информации.          Если первый институт оказывал влияние на человечество с давних пор, то, что касается СМИ, в особенности электронных, то они вошли в нашу жизнь сравнительно недавно. Но даже за этот короткий срок они приобрели необычайное господство над человеческим сознанием. Не зря СМИ называют «четвертой властью». Научное определение понятия «средства массовой информации то есть СМИ это средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию и действующее на постоянной основе. К СМИ относятся: Печатные издания (пресса): газеты, журналы, Электронные СМИ. Первопроходцами изучения СМИ как явления считают социологов Пола Лазарсфельда и Роберта Мертона.

В понятие электронные СМИ входят радио, телевидение, глобальная сеть Интернет и периодические интернет-издания, рекламные щиты и панели. Электронные СМИ буквально окружили человека, заменив ему общение с живыми людьми. Естественно, что в данном случае огромное количество информации из телевизора или Интернета оказывает значительное воздействие на умы граждан.

В концепции предлагается ряд таких актуальных мер по реализации реформирования информационной сферы и обеспечение свободы слова и информации, принятие Законов «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», «О телерадиовещании», «Об экономических основах деятельности СМИ», «О гарантиях государственной поддержки СМИ». Внести соответствующие изменения и дополнения в законы «О средствах массовой информации», «О принципах и гарантиях свободы информации», дальнейшее совершенствование норм Закона «О телекоммуникациях».

В данной концепции было отмечено, что в процесс производства эфирной продукции внедряются современные цифровые и мультимедийные технологии. Стремительно растет количество пользователей интернетом, число которых составляет на сегодняшний день более 6 млн. И в этой сфере одно из важных задач было подписание Постановления Президента Республики Узбекистан «О создании общественной образовательной информационной сети Республики Узбекистан» (от 28 сентября 2005 г., за номером ПП-191). Которое имело цель создание необходимых условий для всестороннего удовлетворения информационных потребностей учащихся школ, лицеев, колледжей, студентов высших образовательных учреждений страны, а также развития в национальном сегменте сети Интернет молодежных образовательных и познавательных информационных ресурсов было создание единой информационной сети «ZiyoNET». Не зря Президент И. А. Каримов в данной Концепции уделил особое внимание СМИ. СМИ, как было выше указано, оказывает большое влияние на общественное мнение людей. Так каким же образом СМИ удается оказывать влияние на нас с вами и тем самым формировать общественное мнение?

Во-первых, следует отметить, что в XXI веке именно средства массовой информации дают возможность человеку узнать об обстановке в мире, получить самые свежие новости из любой части света. Естественно, что сам индивид не способен самостоятельно проверить данные факты на достоверность. Поэтому каждый из нас полагается на правдивость информации, любезно предоставленной журналистами. Выходит, что люди доверяют суждениям и оценкам происходящего средствами массовой информации. Тем самым, недобросовестные журналисты и некоторые заинтересованные личности имеют превосходную возможность манипулирования общественным сознанием и, в результате, движением народных масс.

Во-вторых, продолжая тему манипуляции сознанием граждан, нельзя упустить из виду и то, что СМИ нередко являются посредником, который формирует у граждан определенное политическое сознание. При помощи грамотного PR политические партии и их лидеры способны в значительной мере повлиять на ход и результат общенародного голосования. Кроме того, СМИ имеют грандиозные возможности для сплочения людей ради определенного действия. Это своего рода та же пропаганда, только направленная чаще всего на интересы самого социума, а не властей. К примеру, нередко при помощи телевидения, радио и Интернета, мы узнаем об акциях в поддержку больных детей. Это является одной из положительных функций (а их достаточно много) средств массовой информации.

В-третьих, многое зависит от того, каким образом преподносится событие, с какой точки зрения журналист освещает тот или иной факт. От трактовки новости корреспондентом зависит отношение общества к данному явлению.

В-четвертых, СМИ навязывают определенные поведенческие стереотипы, существенно влияющие на восприятие действительности, как среднестатистических граждан, так и элиты общества. Они становятся некими ориентирами, указывающими «как делать надо» и «как не надо». К примеру, одним из таких «указателей» является мода. Нельзя не отметить то обстоятельство, что СМИ оказывают колоссальное воздействие на психологическое состояние и развитие индивида, в особенности ребенка или подростка. Средний потребитель информации, согласно статистике, проводит перед телевизором и слушает радио не меньше 4 часов в сутки.

Однако самым действенным средством влияния на сознание граждан, безусловно, остается Телевидение. Оно — наиболее мощный канал воздействия на человеческий разум и психику. Присутствие не только голоса, но и яркой «живой» картинки на экране — это, безусловно, то, почему телевидение сейчас наиболее популярно среди прочих электронных СМИ. Соответственно, оно имеет больше рычагов влияния на общественное сознание.

Итак, из данных рассуждений можно сделать вывод о том, что в современном мире, в построении гражданского общества роль и значения информации, а особенно СМИ являются важнейшим инструментом формирования мнения и имеют огромное количество орудий влияния на общественное сознание. Как отметил И.Каримов в Концепции — «В целом реализация указанных мер будет способствовать укреплению места и роли СМИ в системе институтов гражданского общества, более полной реализации конституционных прав граждан на свободу слова и свободу выбора».

Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, СМИ, общественное сознание, гражданское общество, Узбекистан, значение информации, информация, средство, Национальная ассоциация, общественное мнение.


Ключевые слова

информация, концепция, концепция, информатика, демократия, реформа, политическая активность, средства массовый информации, информационная свобода, общественная жизнь, И.Каримов, Конституция республики Узбекистан, Олий Мажлис, Национальная ассоциация электронных СМИ, Печатные издания (пресса): газеты, журналы

Похожие статьи

Роль и значение информации в построении гражданского...

массовая информация, СМИ, общественное сознание, гражданское общество, Узбекистан, информация, общественное мнение, значение информации, Концепция, влияние.

Средства воздействия СМИ на общественное сознание...

Ключевые слова: общественное сознание, манипуляция, средства массовой информации (СМИ), лингвистические средства воздействия.

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Ключевые слова:СМИ, общественное мнение, общество, общественный интерес. Проблема влияния СМИ на массовую аудиторию интересует множество стран уже около столетия. В начале XX века, когда окончательно сложились массовые средства передачи информации...

Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России

массовая информация, СМИ, политическое сознание граждан, политический, политическое сознание, политическая система, роль СМИ, общественное мнение, современное общество, функция СМИ.

Средства массовой информации как средство формирования...

В данной статье рассматриваются понятия массового сознания, стереотипа и его основных видов. А также проанализировано влияние СМИ на общество по отношению к событиям, действиям и образам через призму стереотипов.

Роль предпринимательства в формировании правосознания...

Статья рассказывает о воздействии средств массовой информации на формирование общественного правосознания. Их значение обусловлено воздействием на социум, зачастую негативным.

Средства массовой информации в сопровождении...

массовая информация, СМИ, гражданское общество, средство, интернет, информационная безопасность, печатная пресса, функция воздействия.

Методы манипуляции массовым сознанием | Статья в сборнике...

Глобализация информационных процессов, развитие и усиление влияния средств массовой информации на сознание людей ознаменовало собой конец ХХ века. Возрастает роль СМИ как «четвертой власти».

Формирование и перспективы развития институтов гражданского...

Подразумевая, что в ряд важных демократических институтов гражданского общества входят внекоммерческие организации, средства массовой информации, махалля, семья, личность и другие субъекты, надо подчеркнуть...

Роль и значение информации в построении гражданского...

массовая информация, СМИ, общественное сознание, гражданское общество, Узбекистан, информация, общественное мнение, значение информации, Концепция, влияние.

Средства воздействия СМИ на общественное сознание...

Ключевые слова: общественное сознание, манипуляция, средства массовой информации (СМИ), лингвистические средства воздействия.

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Ключевые слова:СМИ, общественное мнение, общество, общественный интерес. Проблема влияния СМИ на массовую аудиторию интересует множество стран уже около столетия. В начале XX века, когда окончательно сложились массовые средства передачи информации...

Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России

массовая информация, СМИ, политическое сознание граждан, политический, политическое сознание, политическая система, роль СМИ, общественное мнение, современное общество, функция СМИ.

Средства массовой информации как средство формирования...

В данной статье рассматриваются понятия массового сознания, стереотипа и его основных видов. А также проанализировано влияние СМИ на общество по отношению к событиям, действиям и образам через призму стереотипов.

Роль предпринимательства в формировании правосознания...

Статья рассказывает о воздействии средств массовой информации на формирование общественного правосознания. Их значение обусловлено воздействием на социум, зачастую негативным.

Средства массовой информации в сопровождении...

массовая информация, СМИ, гражданское общество, средство, интернет, информационная безопасность, печатная пресса, функция воздействия.

Методы манипуляции массовым сознанием | Статья в сборнике...

Глобализация информационных процессов, развитие и усиление влияния средств массовой информации на сознание людей ознаменовало собой конец ХХ века. Возрастает роль СМИ как «четвертой власти».

Формирование и перспективы развития институтов гражданского...

Подразумевая, что в ряд важных демократических институтов гражданского общества входят внекоммерческие организации, средства массовой информации, махалля, семья, личность и другие субъекты, надо подчеркнуть...

Похожие статьи

Роль и значение информации в построении гражданского...

массовая информация, СМИ, общественное сознание, гражданское общество, Узбекистан, информация, общественное мнение, значение информации, Концепция, влияние.

Средства воздействия СМИ на общественное сознание...

Ключевые слова: общественное сознание, манипуляция, средства массовой информации (СМИ), лингвистические средства воздействия.

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Ключевые слова:СМИ, общественное мнение, общество, общественный интерес. Проблема влияния СМИ на массовую аудиторию интересует множество стран уже около столетия. В начале XX века, когда окончательно сложились массовые средства передачи информации...

Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России

массовая информация, СМИ, политическое сознание граждан, политический, политическое сознание, политическая система, роль СМИ, общественное мнение, современное общество, функция СМИ.

Средства массовой информации как средство формирования...

В данной статье рассматриваются понятия массового сознания, стереотипа и его основных видов. А также проанализировано влияние СМИ на общество по отношению к событиям, действиям и образам через призму стереотипов.

Роль предпринимательства в формировании правосознания...

Статья рассказывает о воздействии средств массовой информации на формирование общественного правосознания. Их значение обусловлено воздействием на социум, зачастую негативным.

Средства массовой информации в сопровождении...

массовая информация, СМИ, гражданское общество, средство, интернет, информационная безопасность, печатная пресса, функция воздействия.

Методы манипуляции массовым сознанием | Статья в сборнике...

Глобализация информационных процессов, развитие и усиление влияния средств массовой информации на сознание людей ознаменовало собой конец ХХ века. Возрастает роль СМИ как «четвертой власти».

Формирование и перспективы развития институтов гражданского...

Подразумевая, что в ряд важных демократических институтов гражданского общества входят внекоммерческие организации, средства массовой информации, махалля, семья, личность и другие субъекты, надо подчеркнуть...

Роль и значение информации в построении гражданского...

массовая информация, СМИ, общественное сознание, гражданское общество, Узбекистан, информация, общественное мнение, значение информации, Концепция, влияние.

Средства воздействия СМИ на общественное сознание...

Ключевые слова: общественное сознание, манипуляция, средства массовой информации (СМИ), лингвистические средства воздействия.

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Ключевые слова:СМИ, общественное мнение, общество, общественный интерес. Проблема влияния СМИ на массовую аудиторию интересует множество стран уже около столетия. В начале XX века, когда окончательно сложились массовые средства передачи информации...

Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России

массовая информация, СМИ, политическое сознание граждан, политический, политическое сознание, политическая система, роль СМИ, общественное мнение, современное общество, функция СМИ.

Средства массовой информации как средство формирования...

В данной статье рассматриваются понятия массового сознания, стереотипа и его основных видов. А также проанализировано влияние СМИ на общество по отношению к событиям, действиям и образам через призму стереотипов.

Роль предпринимательства в формировании правосознания...

Статья рассказывает о воздействии средств массовой информации на формирование общественного правосознания. Их значение обусловлено воздействием на социум, зачастую негативным.

Средства массовой информации в сопровождении...

массовая информация, СМИ, гражданское общество, средство, интернет, информационная безопасность, печатная пресса, функция воздействия.

Методы манипуляции массовым сознанием | Статья в сборнике...

Глобализация информационных процессов, развитие и усиление влияния средств массовой информации на сознание людей ознаменовало собой конец ХХ века. Возрастает роль СМИ как «четвертой власти».

Формирование и перспективы развития институтов гражданского...

Подразумевая, что в ряд важных демократических институтов гражданского общества входят внекоммерческие организации, средства массовой информации, махалля, семья, личность и другие субъекты, надо подчеркнуть...

Задать вопрос