Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Мотивация профессиональной деятельности как основной личностный компонент профессиональной пригодности государственных служащих

Психология
25.05.2015
466
Поделиться
Библиографическое описание
Моисеев, А. А. Мотивация профессиональной деятельности как основной личностный компонент профессиональной пригодности государственных служащих / А. А. Моисеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1755-1758. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19410/.

Происходящие в мире изменения, возникшие в результате формирования новой архитектуры мира, обуславливают необходимость подготовки нового типа квалифицированных специалистов осуществляющих профессиональную деятельность в социальных системах. Профессии, связанные с работой в социальных группах, требуют от специалистов специфических личностных качеств, знаний, навыков, умений и других характеристик. Наиболее ярким примером данного типа профессий, от результата деятельности сотрудников которых значительно зависит благосостояние больших социальных групп, является государственная служба (сферы медицины, образования, обороны, правопорядка, политическая деятельность и др.).

Важной составляющей в системе подготовки, отвечающего требованиям времени сотрудников профессий, связанных с работой в социальных системах, выступает формирование у них мотивации профессиональной деятельности.

Мотивация определяет важнейшее психическое образование личности и ее направленность. Она является основным компонентом психологической системы деятельности. Поэтому выявление ее сущности и закономерностей будет способствовать выработке представлений о психологических свойствах и мотивах личности сотрудника. Необходимо отметить, что от степени и содержания мотивации зависит как результат деятельности, так и накал ее напряженности, а так же удовлетворенность результатами вложенного труда.

Обращаясь к первоосновам зарождения профессиональной мотивации государственных служащих, как научной проблемы, необходимо отметить, что ее предпосылки, в явном или неявном, виде представлены в трудах Конфуция, Платона, Аристотеля и др.

Именно тогда, еще в 800–200 гг до н. э., и сформировались все те учения осевого времени, которые способствовали как рациональному переосмыслению существующих до того норм и традиций, так и формированию и воспроизводству рационалистических ценностей и основанных на них социальных институтов [1].

Среди концепций подготовки профессиональных кадров, заинтересованности (мотивации) их деятельности особое место принадлежит учению Конфуция. Он создал школу, основанную на культовых стандартных учениях, где человек учился познавать самого себя наряду с основами общественного бытия. В своей концепции, среди других актуальных и поныне требований, он уделял особое внимание патриотизму и ответственности населения Китая за благополучие государства. По его утверждению это важнейшее свойство личности уже в молодости должно быть сформировано у граждан. «Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься». Именно так всегда говорил великий ученый, когда дело касалось государственной службы [2]. Такой подход в обучении позволил многим его ученикам достигнуть просвещения и успехов в последующей профессиональной деятельности.

В работах античных ученых, которые рассматривали данную проблему как соотношение объективных и субъективных категорий сущего, были сформулированы основные требования, предъявляемые к профессиональным качествам государственных служащих и воинов, многие из которых сохраняют свою актуальность и сейчас.

Например, Платон (427–347 до н. э.) — автор таких выдающихся произведений, как «Государство», «Политик», «Законы», он утверждает, что не должно быть вражды воинов по отношению к своим согражданам, ибо их цель — охрана свободы государства, служение государственной пользе, и они не могут ни в коем случае действовать вопреки ей [3]. Цели, на которые акцентировал внимание Платон, являются основой мотивационного поведения субъекта.

Его последователь Аристотель в работе «Этика», относит идеи общего блага, государства, справедливости и законности в качестве основополагающего стимулирующего фактора служения государству. Аристотель определил ценность военной силы государства, предлагая считать заботу о военных делах прекрасной, хотя и не высшей и главной целью всего, а лишь средством к ее достижению [4].

Аристотель, как и Платон, утверждает, что война ведется ради мира. Справедливой он считает войну для подчинения тех, кто не желает подчиняться, но должен. Вооруженная охрана нужна там, где правят законы, чтобы они исполнялись [5]. Его идеи служили для воинов существенным мотивом для честного выполнения военного и гражданского долга.

Яркий представитель эпохи Возрождения Николо Макиавелли обстоятельно рассматривает отношения власти с народом. Макиавелли ясно формулирует неприкосновенность частной собственности. По его мнению, правителям ни в коем случае не следует нарушать эти священные права, так как это быстрее, чем что-либо, приведет к ненависти к власти со стороны народа [6].

В дальнейшем эти идеи получили свое развитие в трудах Дж. Локка, Т. Гоббса, Г. Гегеля, Н. А. Бердяева, И. А. Ильина и других классиков.

Например, Т. Гоббс под безопасностью понимал не одну лишь безопасность голого существования, но также обеспечение за всяким человеком всех благ жизни, приобретенных им законным путем, безопасным и безвредным для государства [7]. Сохранение этих благ, по его мнению, служит важнейшим стимулом для ответственного выполнения воинами служебных обязанностей.

Г. Гегель, в своих научных трудах, указывал на ценность постоянной армии как особого и необходимого сословия, которое называл также сословием храбрости. Согласно Гегелю, истинная храбрость культурных народов заключается в готовности жертвовать собой на службе государству [8]. А для этого необходимо создавать соответствующую систему духовных и материальных стимулов.

В отечественной науке мотивация, как научная категория, исследовалась в трудах Бердяева H. A., который в своих работах скрупулезно проанализировал и показал внутренний мотивационный мир русского человека и гражданина. А также в научных работах Ильина И. А. Ему принадлежит целый ряд идей, характерных для силовых структур, в частности, в его работе «О сопротивлении злу силой». В этом научном труде, рассуждая о мотивационной сфере, он утверждает, что человек, имеющий здоровое правосознание — есть свободный субъект прав, он имеет волю к лояльности (законопослушанию), он умеет блюсти и свои, и чужие полномочия, обязанности и запретности; он составляет живую опору правопорядка, самоуправления, армии и государства. В то же время, человек, лишенный правосознания, «подобен зверю» и «ведет себя как волк». Способный только к повиновению из страха, он превращается в волка, как только страх отпадает. Человек без чувства ответственности и чести не способен ни к личному, ни к общественному самоуправлению, а потому не способен и к демократии [9].

Физическая сила, т. е. способность к вещественно-телесному воздействию человека на человека — необходима государственной власти, но отнюдь не составляет основного способа действий, присущего государству. Из этих рассуждений Ильина вытекает, что органы государства, осуществляющие применение силы, должны быть не органами насилия, а органами принуждения (понуждения, пресечения, защиты). Насилие и принуждение далеко не одно и то же, а, наоборот, совсем разные, противоположные способы действий по своей направленности. Силовые органы государства должны быть органами принуждения и не должны быть органами насилия. В противном случае — это не государственный орган, а вооруженная банда [10].

Общественный проект для России Ильин И. А. выстраивает путем синтеза универсальных идей права, государства, свободы, с русской государственной традицией, учитывая российскую государственную реальность, используя богатый фактический материал, накопленный как отечественной, так и зарубежной историей, что послужит важнейшим мотивом для консолидации общества.

Как известно, термин «мотивация» получил широкое применение в работах А. Шопенгауэра, в частности, в его научном труде «О четверояком корне закона достаточного основания» [11].

Мотивации, как научной категории, большое внимание уделялось в трудах С. Рубинштейна, Леонтьева А. Н., Л. И. Божовича, В. Г. Асеева, Б. И. Додонова, и др., где она (мотивация) представлена в качестве сложной системы, включающей иерархизированные структуры. Они составляют относительно устойчивое единство компонентов, целостности объекта системы.

Вместе с тем мотивация профессиональной деятельности, как научная проблема стимулирования и заинтересованности людей в эффективном производстве возникла с момента зарождения коллективного труда и формирования государства как политического института. Особенно важную роль мотивация играла в стимулировании людей, занимающихся профессиональной деятельностью в социальной сфере, что требовало особой заинтересованности субъектов в ответственном решении возложенных на них профессиональных задач.

Наиболее глубоко вопросы психологии профессионализации, по мнению автора статьи, рассмотрены в трудах известного русского ученого Е. А. Климова. В своих исследованиях он, в соответствии с различимыми разновидностями объектных систем, выделил пять типов профессий, один из которых, «человек-человек». Данный тип наиболее полно характеризует исследуемую автором статьи группу профессий. В соответствии с классификацией Климова Е. А., предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования данного типа профессий являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста [12]. Одними из основных качеств, которые очень важны в работе людей, занятых в профессиях типа «человек-человек», Климов Е. А. определил: устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении. Данные качества определяются, в большей степени, профессиональной направленностью сотрудника, его мотивации профессиональной деятельности (желание работать в социальной сфере, повышенный интерес к объекту своей деятельности, заинтересованность в результате своей деятельности и др.).

Таким образом, исходя из кратко проведенного исторического и научного анализа развития «мотивации», как важнейшей составляющей психологической системы деятельности, можно предположить что профессиональная мотивация государственного служащего выступает в качестве стабильного личностного компонента, выработанной субъектом своей позиции, его отношения к поставленной задаче и определенным путям ее решения под воздействием различных факторов. Профессиональная мотивация государственного служащего является одной из основных качественных характеристик его профессиональной пригодности и должна учитываться при назначении его на должность.

Она (мотивация) имеет свою систему, иерархию и выполняет многообразные функции на протяжении всей профессиональной жизнедеятельности субъекта.

К функциям мотивации следует отнести такие, как: побуждающую (активность человека к профессиональной деятельности, потребность в ней), направляющую (обусловливает сущность цели в любом виде профессиональной деятельности), регулирующую (предопределяет систему ценностных ориентаций, основополагающие мотивы профессиональной деятельности). Данное обстоятельство подтверждает, что мотивация предопределяет не только конкретный вид поведения, но и присутствует на всех этапах такого поведения. Данный факт необходимо учитывать не только в процессе приема на работу и ввода в должность государственных служащих, но и сопровождения их в процессе профессиональной деятельности через сохранение и формирование личностных мотивов, таких как: потребность в профессиональной деятельности, установки, цели, чувство профессионального (служебного) долга, интересы, идеалы и др.

 

Литература:

 

1.                  Котухов А. Н., Тынянова О. Н. К вопросу о философских истоках и ценностных основаниях профессиональной подготовки сотрудников силовых органов. Электронное научное издание альманах Пространство и время. Т.7 Вып.1 2014.

2.                  Конфуций: афоризмы и притчи. М.:ЭКСМО, 2012.

3.                  Платон. Соч.: в 3 т. М.: Мысль, 1971. Т. 3, ч. 1. С. 327.

4.                  Аристотель. Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 603.

5.                  Аристотель. Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 480.

6.                  URL: http://lib.ru/POLITOLOG/MAKIAWELLI/gosudar.txt

7.                  Гоббс Т. Избранные произведения: в 2 т. М.: Мысль, 1964. Т. 2. С. 346.

8.                  Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990. С. 361–362.

9.                  Ильин И. А. О грядущей России. — М.: Лиана, 1993. — С 31.

10.              Ильин И. А. Соч.в 2-х т. Т.1. -М.: Медиум, 1993. — с 186.

11.              Шопенгаур А. О четверояком корне закона достаточного основания. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru.

12.              Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М. Издательский центр «Академия», 2004.

 

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 1755-1758):
Часть 17 (cтр. 1715 - 1797)
Расположение в файле:
стр. 1715стр. 1755-1758стр. 1797

Молодой учёный