Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Актуальность экономического образования как фактор инновационного развития региона

Спецвыпуск
04.06.2015
1993
Поделиться
Библиографическое описание
Подкуйко, А. А. Актуальность экономического образования как фактор инновационного развития региона / А. А. Подкуйко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11.1 (91.1). — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19376/.

В условиях современного мирового экономического пространства развитие каждой страны тесно связано с эффективностью функционирования национальной экономики. В свою очередь, национальная экономическая система, как сложный механизм, состоит из множества взаимосвязанных элементов в виде хозяйствующих регионов. Регионы, области – некое территориальное пространство, в границах которого функционируют предприятия различных форм собственности, направлений деятельности и масштабов. Многочисленные исследования экономистов свидетельствуют о том, что невозможно определить универсальную концепцию успешного развития предприятий и отдельных территориальных образований – регионов, поскольку каждое из них выделяется своими характерными особенностями и социально – экономическим потенциалом. Этим обусловлена переориентация экономических исследований на региональный уровень и поиск путей формирования конкурентоспособных регионов.

В процессе исторического развития человек прошел огромный путь от создания простейших орудий труда до освоения космического пространства и изобретения нано-технологий. И сегодня мы уже не можем представить свою жизнь без современных технологий, когда лидерами мировой экономики становятся страны, выбравшие инновационный путь развития, и обладающие передовыми инновационным технологиями, для нашей страны становиться важно выйти в лидеры среди стран с инновационной экономикой. Инновационная экономика – это не только высокорентабельные предприятия, прежде всего такая экономика характеризуется высоким качеством медицинских услуг, высоким уровнем образования, развитой системой ЖКХ. Поэтому переход к инновационному пути развития важен для каждого региона, отдельно взятого человека, поскольку способствует росту уровня жизни населения.

Развитие региональной социально-экономической системы обусловлено множеством факторов, для которых характерны такие черты:

-     комплексность, которая означает, что на развитие системы влияет совокупность всех факторов;

-     самостоятельность, обусловленную природными факторами, выражающими условия самого существования любой жизнедеятельности

-     приоритетность действия факторов, определяющая доминирующую роль одного или нескольких факторов развития [1].

Существует множество различных классификаций факторов инновационного развития регионов. Согласно А.В. Бузгалину, В.В. Радаеву факторы подразделяются на три группы: природно-климатические, производственно-экономические и социокультурные [1].

К.Л. Астапов концентрирует внимание на всевозрастающей значимости нематериальных факторов: развитие человеческого капитала, социализация экономических и управленческих решений. При этом он отдает предпочтение интенсивным факторам развития, связанным прежде всего с достижениями НТП, гибким производством, направленностью бизнеса на интересы клиентов, бережным отношением к сотрудникам как носителям знаний и компетенций бизнеса [2].

Из представленных факторов особого внимания заслуживают инновационные факторы, необходимость рассмотрения которых определяется объективными изменениями, происходящими во всех сферах общественной жизни, а именно:

-     процессы глобализации и ужесточение конкуренции в сфере рыночных отношений;

-     динамичные перемены во внешней среде организаций (ускорение инноваций и сокращение жизненного цикла товаров и услуг, появления новых технологий);

-     информационный прорыв (развитие информационных и коммуникационных технологий, упрощение доступа к информационным сетям);

-     возрастание роли нематериальных активов производства - развитие человеческого капитала, социализация экономических и управленческих отношений.

Для построения инновационной экономики необходимы три условия:

-     креативно мыслящие люди;

-     социокультурная среда, способствующая созиданию, творению нового;

-     содействие государства в формировании среды, благоприятной для инноваций.

Эти условия тесно связаны между собой и определяют друг друга, поскольку только креативно мыслящие специалисты смогут преобразовать экономику и общество, развивая партнерские отношения с государством. Формирование достаточного числа креативно мыслящих специалистов – управленцев, учёных, испытателей и даже потребителей требует от государств решения стратегических задач, а также выбора средства их достижения. Безусловно, одним из этих средств является образование. Формирование инновационного общества и развитие системы образования определяют друг друга настолько, что фактически являются двумя сторонами одного социально- экономического процесса.

Уже сейчас для обеспечения дальнейшего инновационного развития ряд ведущих экономик мира (Канада, Япония, Южная Корея, Англия и др.) на государственном уровне планируют в ближайшей перспективе добиться того, чтобы не менее половины сотрудников, занятых в национальном производстве, имели высшее образование. Это, безусловно, ставит ряд серьезных задач перед сферой образования, в их числе – прежде всего переподготовка руководителей разных уровней, поскольку в современной экономике приемы и формы управления быстро устаревают, переставая отвечать требованиям рынка: динамичности рыночных процессов, конкуренции, а также изменениям в экономике и законодательстве и т. п.

В отечественном производстве по-прежнему применяются преимущественно административные приемы управления с элементами материального (морального) стимулирования. Сегодня же речь идет уже о массовом создании и развитии инновационных предприятий, для которых внедрение различного рода инноваций будет являться постоянным «состоянием», поэтому проблема готовности управленческих кадров к руководству инновационными процессами в скором времени станет носить общенациональный характер.

Сегодня для большинства «успешных» менеджеров единственным реальным инструментом и ресурсом создания инновационных предприятий остаются методы управления, основанные на деловых качествах и способностях лидеров. В этой связи деятельность руководителей разных уровней управления становится одним из важнейших ресурсов в условиях перехода к инновационной экономике. Вопрос осложняется тем, что обучить большое количество менеджеров управлению инновационными процессами можно только через практику планирования внедрения инновационных проектов, формирования готовности к их реализации на предприятии и последующему осуществлению. Это требует, во-первых, сближения учебно-образовательной деятельности и производства. Во-вторых, подготовка менеджеров должна носить комплексный характер, не сводиться только к формированию профессионально важных качеств и компетенций. Именно обучение с ориентацией на решение задач инновационного развития становится приоритетным при отборе и подготовке менеджеров в сфере управления.

Таким образом, в условиях современной экономики специалистам необходимо постоянно обновлять приобретенные знания и навыки вследствие их устаревания. Решение проблемы видится, во-первых, в том, чтобы привить обучающимся культуру саморазвития, стремления к повышению индивидуального потенциала через приобретение новых знаний и умений, только тогда, когда личность будет владеть методами и подходами наращивания актуальных знаний и умений, т. е. инструментов непрерывного обучения, появится качественно новый продукт образования – успешно обучающийся профессионал. Во-вторых, следует обеспечить опережающий характер развития образования, нацеленность его на запросы и ценности будущей цивилизации. Это, в свою очередь, потребует мобильной переориентации системы образования на подготовку человека к жизни в быстро меняющихся условиях при интенсивном развитии социальных и экономических процессов и новом качестве жизни. Человека, готового оперативно продолжить свое обучение, отвечая на запросы общества и рынка труда. В-третьих, речь должна идти об образовании в течение всей жизни. Непрерывное образование человека в течение всей его жизни будет являться фактором его мобильности, готовности к прогнозируемым изменениям в обществе.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [3] отмечается, что переход к инновационному социально-ориентированному типу развития невозможен без формирования в России соответствующей институциональной среды. Одна из причин низкого уровня инновационной активности на современном этапе – то, что проводимые ранее преобразования, радикально изменившие в нашей стране экономические условия хозяйствования, почти не затронули основ старой институциональной модели. При этом институциональная среда инновационной экономики характеризуется развитой конкурентной средой; благоприятными условиями для массового появления новых компаний, в том числе в инновационных секторах экономики; эффективностью государственного управления и местного самоуправления, отвечающих современным потребностям социально-экономического развития.

Более того, в условиях постиндустриального общества человеческий потенциал, человеческий капитал являются доминирующими факторами инновационного развития. Первоочередной задачей является создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих решение задач повышения качества человеческого капитала и социально-экономического развития.

Одним из важнейших направлений формирования инновационно-ориентированной институциональной среды, как в долгосрочной, так и в среднесрочной перспективе, несомненно, является образование. Необходимым условием формирования инновационной экономики региона является модернизация системы профессионального образования. В этом залог дальнейшего динамичного экономического роста и развития страны, благополучия  и безопасности её граждан.

В настоящее время одной из приоритетных стратегических целей российской государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, актуальным потребностям общества и его граждан. Современные, грамотные, креативно мыслящие специалисты с качественным образованием в области экономики, менеджмента, управления качеством, бухгалтерского учёта и налогообложения и других экономических направлений способны поднять экономику регионов на существенно более высокий уровень развития и конкурентоспособности.

 

Литература:

1.    Экономика переходного периода: учеб.пособие / под ред. В. В. Радаева, А. В. Бузгалина. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1995. – 410 с.

2.    Астапов, К. Л. Особенности развития экономических систем в современных условиях // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Экономика. – 2005. – № 4. – С. 68–85.

3.    Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс] : Министерство экономического развития. – Режим доступа: http://www. eTOnomy.gov.ru/wps/wcm.

4.    Базылева, М. П.Предпринимательство и трудовые отношения в «новой экономике» / М. П. Базылева, В. И. Довнар. – Минск: Мисанта, 2007. – 253 с.

5.    Геворкян, E. Н. Рынок образовательных ресурсов: аспекты модернизации. 2-е изд., испр. / Е.Н. Геворкян. – М.: Изд-во Моск. психол. соц. ин-та; Воронеж: МОДЕК, 2006. – 358 с.

6.    Матвекин, В.Г. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития / В. Г. Матвейкин, С. И. Двороцкий, Л. В. Минько, В. П. Таров, Л. Н. Чайникова, О. И. Летунова. – М.: Машиностроение-1, 2007. – 284 с.

7.    Тихомиров, С. А. Инновационное направление регионального развития / С. А. Тихо­миров // Инновации. – 2005. – № 7.

8.    Инновационные факторы развития региональных социально-экономических систем [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iupr.ru/.

 

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. Т.1. 104-106):
Спецвыпуск 1 (153 с.)

Молодой учёный