К вопросу формирования эко-информационной компетентности выпускников вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.06.2015

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Гришаева, Ю. М. К вопросу формирования эко-информационной компетентности выпускников вуза / Ю. М. Гришаева, Е. А. Ксенофонтов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11.1 (91.1). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19348/ (дата обращения: 19.04.2024).

В современном образовательном пространстве обращает на себя внимание обилие источников различной информации. Нельзя не отметить, что огромную роль в приобретении новых знаний сегодня играет сеть Интернет. В ней можно найти информацию абсолютно любого характера и сложности. В данной статье мы предлагаем рассмотреть исследуемую нами проблему более подробно.

Выделяя проблему неоднородности и многокомпонентности информационного образовательного пространства мы, прежде всего, обращаем внимание на сопутствующие ему понятия, раскрывающие сущность исследуемого нами явления.

Прежде всего, мы выделяем понятие «информационная культура», под ним мы понимаем: «знания и навыки эффективного пользования информацией. Наличие информационной культуры предполагает разностороннее умение поиска нужной информации и ее использования» [1].

Также, мы считаем необходимым обратиться к содержанию понятия «экологическая культура» как мере и способу реализации сущностных сил человека, экологического сознания и мышления в процессе духовного и материального освоения природы и поддержания ее целостности [2, с. 48].

В свою очередь, мы отмечаем взаимосвязь между информационной культурой и экологической культурой, которая по нашему мнению находится в поле экологии человека [3], поскольку информация в наши дни представляет собой существенный экологический фактор, оказывающий влияние на человека в глобальной экосфере и задающий параметры устойчивого развития всех входящий в нее систем. В связи с этим, мы считаем возможным отметить синонимичность понятий информационная безопасность и экологическая безопасность, поскольку последствия связанных с ними катаклизмов, как отмечают эксперты, становятся все более сопоставимыми по ущербу [4].

Приведем в качестве подтверждения некоторые результаты эмпирического исследования, полученные в ходе анкетирования студентов четвертого курса факультета филологии (на базе МГПУ, бакалавриат, профиль – русский язык и литература) и второго курса факультета педагогики и психологии образования (на базе МосГУ, бакалавриат, профиль – дошкольное образование). Общая численность респондентов составила 106 человек.

Нами было установлено, каким источникам студенты отдают предпочтение для получения информации, а именно: 46% от общего числа опрошенных предпочитают пользоваться «специализированными информационными порталами», «телевидение» как источник информации используют – 41,5%. Отдельно хочется отметить, что «чтение печатных изданий газет и журналов», а также «получение информации с помощью социальных сетей» оказались приблизительно равны по числу выборов – приблизительно 30% каждый.

На вопрос: «Считаете ли Вы важной для себя проблему информационного загрязнения?» утвердительно ответило 84% опрошенных, 8,5% не считают проблему информационного загрязнения важной и 7,5% респондентов затруднились дать ответ. На рисунке 1 представлены данные по распределению интенсивности влияния информационного загрязнения в зависимости от источника, с точки зрения участников исследования:

Рис.1 – Распределение влияния по видам информационного загрязнения (индивидуальное отношение) (в %).

 

Мы считаем важным обратить внимание на тот факт, что 62,5% респондентов выражают потребность в ограничении времени пребывания в сети Интернет. Из них 35% считают, что им следует ограничивать себя в пользовании сетью Интернет из-за недостатка личного времени; 19% обосновывают это неэффективностью соотношения затрат собственного времени и результатов; 8,5% указали в причинах психо-физиологический дискомфорт, испытываемый ими при длительном пользовании сетью Интернет. Лишь 37,5% участников исследования чувствуют себя комфортно и уверенно «на просторах» глобальной сети.

Рис.2 – Как часто вы сталкиваетесь с недостоверной информацией в сети Интернет?

 

Из рисунка 2 мы видим преобладание ответов «часто» – 31,1% и «иногда» –52,8%, что позволяет говорить о том, что студенты испытывают негативное влияние недостоверной информации поступающей из сети Интернет.

Обращает на себя внимание тот факт, что на вопрос о том какие трудности испытывают студенты при поиске информации в сети интернет мы получили следующие ответы:

-     56,6% не испытывают проблем;

-     28,3% временами испытывают затруднения;

-     10,4% указывают, что им трудно искать необходимую информацию из-за обилия разных источников;

-     4,7% считают, что плохо ориентируются при поиске в сети Интернет.

Принимая во внимание все вышесказанное, мы можем утверждать, что в настоящий момент существует совершенно объективная потребность в поиске средств и методов минимизации воздействия информационного загрязнения, а также изучения механизмов проектирования обучающимся индивидуального информационно-образовательного пространства [5,6]. Таким решением, по нашему мнению, может стать разработка и внедрение понятия «эко-информационной компетентности». Чтобы определить содержание данного понятия, обратимся к понятию собственно «информационной компетентности».

Информационная компетентность – это интегративное качество личности, системное образование знаний, умений и способности субъекта в сфере информации и информационно-коммуникационных технологий и опыта их использования, а также способность совершенствовать свои знания, умения и принимать новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств [7, с. 35].

В свою очередь мы определяем понятие «эко-информационная компетентность» как способность и умение избирательно подходить к поиску и получению информации, критическое осмысление и соотнесение ее с личными установками и знаниями, а также с культурными нормами общества для формирования собственного отношения, отражаемого в мышлении и деятельности.

 

Литература:

1.    Вишнякова, С. М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М. НМЦ СПО, 1999. – 538 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://didacts.ru – 28.03.2015

2.    Глазачев, С. Н. Экологическая культура и образование в меняющемся мире // Экологическая культура и образование: опыт России и Югославии. Серия: Экос: Россия + Европа / Под ред. С. Н. Глазачева, В. И. Данилова-Данильяна, Д. Ж. Марковича. – Рязань. – 1998. – С. 36-44.

3.    Гришаева, Ю. М. Экологическая культура в информационном обществе: к новым задачам образования / Ю. М. Гришаева // Вестник Международной академии наук. Русская секция, 2014. – Т.1. - №1 (7). – С. 36-38.

4.    Гришаева, Ю. М. Экологическое образование как стратегия гуманизации / Ю. М. Гришаева // Вестник Государственного университета управления. –  2010. – № 23. –   С. 24-26.

5.    Гришаева, Ю. М. Модернизация технологий формирования экологической культуры студентов гуманитарного вуза: монография /С. Н. Глазачев, Ю. М. Гришаева, В. И. Косоножкин. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. – 204 с. – ISBN: 978-5-8288-1461-9

6.    Гришаева, Ю. М. Проектирование педагогической системы формирования экопрофессиональной компетентности студентов гуманитарного вуза / Ю. М. Гришаева //Акмеология. – 2012. – № 4. – С. 55-60.

7.    Ионова, О. Н. Концептуальные основы формирования информационной компетентности взрослых в системе дополнительного образования // Дополнительное профессиональное образование. – 2006. – №4(28). – С. 34-36.

Основные термины (генерируются автоматически): информационное загрязнение, Интернет, получение информации, сеть, внимание, информационная культура, недостоверная информация.


Похожие статьи

Образовательно-воспитательное пространство сети Интернет как...

- культуру поиска информации (знание информационных ресурсов, номенклатуры информационных услуг, предлагаемых электронными библиотеками и каталогами, информационными изданиями и

«Информационная культура студентов в сети Интернет».

Использование информационной среды Интернет при написании...

На самом деле недостоверная информация встречается не только информационно-развлекательно сфере, но и в любых других, включая образовательную.

Итак, как же можно проверить представленную в сети Интернет информацию?

Об информированности и предпочтениях источников информации...

Интернет-ресурсы являются приоритетным источником информации для 74,3 % респондентов (выбрали 72,5

анализ информации из различных источников» и т. п. В качестве источника для получения информации социальные сети

1. Информационный портал Избираем.Ру.

Проект «Мы в интернет-безопасности» | Статья в журнале...

Ключевые слова: интернет, безопасность, информационная угроза.

Для большинства подростков социальная сеть — это очередная игрушка для получения интересующей его информации, полезной с его точки зрения.

Формирование культуры информационной безопасности через...

Однако с повышенным интересом к компьютеру, к сети Интернет растет и уровень компьютерной и интернет-зависимости.

- Компонент информационной культуры личности (умения работать с источниками информации, адекватное восприятие и оценка информации...

Негативное влияние компьютерных технологий | Статья в сборнике...

Своевременное получение справочной или пояснительной информации.

Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям.

Информационная безопасность | Статья в журнале...

Интернет-сайт Информационная безопасность [электронный ресурс] URL http

Основные термины (генерируются автоматически): вирус, программа, информационная безопасность, пользователь, личная информация

Информационная безопасность компьютерных сетей.

Информационно-психологическая безопасность, как глобальная...

Последние десятилетия ознаменованы исследованиями в области защиты человека от последствий негативной, недостоверной, ложной информации.

Образования в данной области ориентировано на формирование информационный культуры человека, которая...

Влияние развития информационных технологий на процесс...

Данная среда является своеобразным проводником обучаемых для изучения основ информационной культуры и создает условия для

Благодаря Интернету стала возможной передача информации непосредственно по компьютерным сетям, а также при учебных...

Образовательно-воспитательное пространство сети Интернет как...

- культуру поиска информации (знание информационных ресурсов, номенклатуры информационных услуг, предлагаемых электронными библиотеками и каталогами, информационными изданиями и

«Информационная культура студентов в сети Интернет».

Использование информационной среды Интернет при написании...

На самом деле недостоверная информация встречается не только информационно-развлекательно сфере, но и в любых других, включая образовательную.

Итак, как же можно проверить представленную в сети Интернет информацию?

Об информированности и предпочтениях источников информации...

Интернет-ресурсы являются приоритетным источником информации для 74,3 % респондентов (выбрали 72,5

анализ информации из различных источников» и т. п. В качестве источника для получения информации социальные сети

1. Информационный портал Избираем.Ру.

Проект «Мы в интернет-безопасности» | Статья в журнале...

Ключевые слова: интернет, безопасность, информационная угроза.

Для большинства подростков социальная сеть — это очередная игрушка для получения интересующей его информации, полезной с его точки зрения.

Формирование культуры информационной безопасности через...

Однако с повышенным интересом к компьютеру, к сети Интернет растет и уровень компьютерной и интернет-зависимости.

- Компонент информационной культуры личности (умения работать с источниками информации, адекватное восприятие и оценка информации...

Негативное влияние компьютерных технологий | Статья в сборнике...

Своевременное получение справочной или пояснительной информации.

Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям.

Информационная безопасность | Статья в журнале...

Интернет-сайт Информационная безопасность [электронный ресурс] URL http

Основные термины (генерируются автоматически): вирус, программа, информационная безопасность, пользователь, личная информация

Информационная безопасность компьютерных сетей.

Информационно-психологическая безопасность, как глобальная...

Последние десятилетия ознаменованы исследованиями в области защиты человека от последствий негативной, недостоверной, ложной информации.

Образования в данной области ориентировано на формирование информационный культуры человека, которая...

Влияние развития информационных технологий на процесс...

Данная среда является своеобразным проводником обучаемых для изучения основ информационной культуры и создает условия для

Благодаря Интернету стала возможной передача информации непосредственно по компьютерным сетям, а также при учебных...

Похожие статьи

Образовательно-воспитательное пространство сети Интернет как...

- культуру поиска информации (знание информационных ресурсов, номенклатуры информационных услуг, предлагаемых электронными библиотеками и каталогами, информационными изданиями и

«Информационная культура студентов в сети Интернет».

Использование информационной среды Интернет при написании...

На самом деле недостоверная информация встречается не только информационно-развлекательно сфере, но и в любых других, включая образовательную.

Итак, как же можно проверить представленную в сети Интернет информацию?

Об информированности и предпочтениях источников информации...

Интернет-ресурсы являются приоритетным источником информации для 74,3 % респондентов (выбрали 72,5

анализ информации из различных источников» и т. п. В качестве источника для получения информации социальные сети

1. Информационный портал Избираем.Ру.

Проект «Мы в интернет-безопасности» | Статья в журнале...

Ключевые слова: интернет, безопасность, информационная угроза.

Для большинства подростков социальная сеть — это очередная игрушка для получения интересующей его информации, полезной с его точки зрения.

Формирование культуры информационной безопасности через...

Однако с повышенным интересом к компьютеру, к сети Интернет растет и уровень компьютерной и интернет-зависимости.

- Компонент информационной культуры личности (умения работать с источниками информации, адекватное восприятие и оценка информации...

Негативное влияние компьютерных технологий | Статья в сборнике...

Своевременное получение справочной или пояснительной информации.

Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям.

Информационная безопасность | Статья в журнале...

Интернет-сайт Информационная безопасность [электронный ресурс] URL http

Основные термины (генерируются автоматически): вирус, программа, информационная безопасность, пользователь, личная информация

Информационная безопасность компьютерных сетей.

Информационно-психологическая безопасность, как глобальная...

Последние десятилетия ознаменованы исследованиями в области защиты человека от последствий негативной, недостоверной, ложной информации.

Образования в данной области ориентировано на формирование информационный культуры человека, которая...

Влияние развития информационных технологий на процесс...

Данная среда является своеобразным проводником обучаемых для изучения основ информационной культуры и создает условия для

Благодаря Интернету стала возможной передача информации непосредственно по компьютерным сетям, а также при учебных...

Образовательно-воспитательное пространство сети Интернет как...

- культуру поиска информации (знание информационных ресурсов, номенклатуры информационных услуг, предлагаемых электронными библиотеками и каталогами, информационными изданиями и

«Информационная культура студентов в сети Интернет».

Использование информационной среды Интернет при написании...

На самом деле недостоверная информация встречается не только информационно-развлекательно сфере, но и в любых других, включая образовательную.

Итак, как же можно проверить представленную в сети Интернет информацию?

Об информированности и предпочтениях источников информации...

Интернет-ресурсы являются приоритетным источником информации для 74,3 % респондентов (выбрали 72,5

анализ информации из различных источников» и т. п. В качестве источника для получения информации социальные сети

1. Информационный портал Избираем.Ру.

Проект «Мы в интернет-безопасности» | Статья в журнале...

Ключевые слова: интернет, безопасность, информационная угроза.

Для большинства подростков социальная сеть — это очередная игрушка для получения интересующей его информации, полезной с его точки зрения.

Формирование культуры информационной безопасности через...

Однако с повышенным интересом к компьютеру, к сети Интернет растет и уровень компьютерной и интернет-зависимости.

- Компонент информационной культуры личности (умения работать с источниками информации, адекватное восприятие и оценка информации...

Негативное влияние компьютерных технологий | Статья в сборнике...

Своевременное получение справочной или пояснительной информации.

Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям.

Информационная безопасность | Статья в журнале...

Интернет-сайт Информационная безопасность [электронный ресурс] URL http

Основные термины (генерируются автоматически): вирус, программа, информационная безопасность, пользователь, личная информация

Информационная безопасность компьютерных сетей.

Информационно-психологическая безопасность, как глобальная...

Последние десятилетия ознаменованы исследованиями в области защиты человека от последствий негативной, недостоверной, ложной информации.

Образования в данной области ориентировано на формирование информационный культуры человека, которая...

Влияние развития информационных технологий на процесс...

Данная среда является своеобразным проводником обучаемых для изучения основ информационной культуры и создает условия для

Благодаря Интернету стала возможной передача информации непосредственно по компьютерным сетям, а также при учебных...

Задать вопрос