Из опыта работы учителя биологии ― технологическая карта урока «Выделительная система» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 16.05.2015

Статья просмотрена: 538 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, В. Н. Из опыта работы учителя биологии ― технологическая карта урока «Выделительная система» / В. Н. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.1 (90.1). — С. 59-63. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18698/ (дата обращения: 24.04.2024).

Тема урока: Выделительная система

Цели урока:

Личностные:

1) Осознание ценности научного познания как части культуры человека;

2) Осознание сущности бытия;

3) Осознание гражданственности;

4) Воспитание патриотизма;

Формирование УУД:

I Регулятивные УУД:

1)Формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

2)Определить цели учебной деятельности;

3)Выдвигать версии решения учебной проблемы;

4)Осознавать конечный результат своей учебной деятельности;

II Познавательные УУД:

1)Умение работать с информацией на примере текста, выделять главное;

2)Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой;

3)Анализировать, синтезировать, преобразовывать информацию в соответствии с поставленной задачей;

4)Устанавливать причинно-следственные связи;

III Коммуникативные УУД:

1)Развивать умение общаться в диалоге;

2)Отстаивать свою точку зрения;

3)Развивать умение учитывать разные мнения, работать в парах, группах;

4)Воспитывать чувство ответственности за команду;

Оборудование: Учебник по биологии 8 класса “Человек” Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н Беляев, атласы по анатомии человека, учебные таблицы, рисунки учебника, схемы, ноутбук, телевизор, слайды презентации, листы контроля.

Тип урока: Открытие новых знаний

Методы: словесные, наглядные, практические.                  


Построение урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

I.Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Введение в тему урока.

 

 

 

 

III.Самостоятельная постановка учебных задач учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие нового знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка усвоения новых знаний

Инструктаж по домашнему заданию

Итог урока

Рефлексия

 

 

Приветствие

 

1.Что называют обменом веществ?

2.Из каких этапов складывается обмен веществ?

3.Какие вещества выделяются из организма?

Выполнить задание №1 (на листах контроля)

1.С какими органами в задании мы еще не знакомы?

2.К какой системе органов они относятся?

    Спасибо!

Вы назвали тему нашего урока:

3.Выделительная система.

     Учитель:

При изучении любой темы необходимо

определить цели и задачи.

     Учитель:

Любые научные познания – это часть нашей культуры.

Учитель:

Органы выделения в процессе эволюции приобретали различные приспособления (от простых до сложных).

 

На доске:

1.Выделительная система состоит из 2-х частей:

А)Мочеобразующие органы

Б)Мочевыделительные органы (мочеточник, мочевой пузырь, мочеисп. канал)

2.Изучение внешнего строения почки

3.Внутреннее строение почки

Читаем §42, стр 214, абзац 2.

4.Что является структурной единицей почки?

Читаем §42, стр 214,

абзац 3.

 

Каково строение нефрона?

Работа со схемой (на доске)

Механизм работы нефрона

Читаем §42, стр 215,I-II абзац.

 

Как образуется первичная и вторичная моча?

В чем заключается главная функция почек и всей выделительной системы?

1.Каково внутреннее строения почки?

2.Структурная единица почки?

3.Строение нефрона?

4.Образование первичной и вторичной мочи?

5.Гомеостаз

 

Выполнить задание №4 (лист контроля)

 

Задание творческого характера

(использование местного материала)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устно§42. Вопросы в конце параграфа.

Подготовить “Синкви”

по словам “нефрон”, ”почка”.

 

Оценки

Учитель

1.Что вы узнали на уроке впервые?

2.Вы довольны сегодняшним уроком?

3.Что особенно заинтересовало?

4.Что бы вы хотели еще узнать по теме

Выделительная система?

Запись домашнего задания в дневник

§42, рисунок 88,89, вопросы.

Совокупность процессов обеспечивающих поступление веществ в организм.

1.Поступление веществ в организм;

2.Преобразование

3.Использование положительных компонентов

4.Выброс вредных, ненужных

 

(работа в парах)

       

        Ученики отвечают:

1.Выяснить к какой системе относятся органы; 2.их внешнее и внутреннее строение; 3.функции органов в организме, их значение; 4.гигиена и профилактика

 

Сообщение ученика:

Эволюция выделительной системы

(по презентации)

Вывод учащихся:

Почки как орган выделения оказались наиболее совершенными

 

Запись в тетрадь

(схема)

 

 

 

 

Сообщение ученика:

Почки-мочеобразующий орган.

(работа по таблице)

“Органы выделения”

 

Учащиеся отвечают (по таблице)

1.Наружный слой – корковый.

2.Внутрненний слой – мозговой (пирамидки)

3.Лоханка

4. Нефрон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся называют:

В корковом веществе:

1.Капсула(двустенная) Шумлянского

Внутри полое образование

2.Канальцы I порядка

в мозговом веществе

3.Петля Генле

4.Канальцы II порядка

5.Выводная трубочка, выходящая в лоханку

Работа по схеме

Работа в группах

Задание №3

(на листах контроля)

(по слайду)

Учащиеся отвечают

Учащиеся выполняют задание №4

Тест (индивидуально)

Взаимопроверка

 

Работа в группах.

I группа.

Исследователь капсулы нефрона – петербургский врач А.М. Шумлянский

 

II группа.

Центр диализа в Санкт-Петербурге

 

III группа.

13 марта Всемирный День Почки

2014 год –

 

IV группа

Гигиена и профилактика органов выделительной системы.


Литература:

  1. Закон РФ “Об образовании” [Экземпляр газеты]
  2. Учебник по биологии 8 класс “Человек” Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н Беляев. М. 2013 г. [с. 213-217]
  3. Биология человека. “Издат-школа” М. 1998 г. [c. 156-161]
  4. Биология. Весь современный курс “Минск. Современная школа” 2010 г. [c. 278-280]
  5. Роль проектной деятельности в формировании метапредметных умений. Методический сборник СПБ. 2013г.

Приложение

1 группа

Наша группа заинтересовалась названием капсулы нефрона – Шумлянского-Боумена. Мы зашли в интернет-ресурсы и выяснили, что капсулу, как и весь нефрон обнаружил петербургский врач-микроскопист, живший в 18 столетии – Александр Михайлович Шумлянский (1748-1795г). Свою службу он начинал волонтёром в генеральных госпиталях Петербурга, работал лекарем в Кронштадте (так как у него было среднее медицинское образование). За упорство в учёбе он был отправлен во Францию, в Страсбургскую медицинскую академию. Прослушав курс медицины на стипендию княжны Голицыной, и, сдав экзамены, он написал 2 диссертации: первая – строение почек, вторая – функции почек. Возвратившись в Россию, был назначен профессором медицины в Санкт-Петербургский медико-хирургический Калинкинский институт. Его учение через 60 лет подтвердил английский учёный Боумен. По инициативе Александра Михайловича Шумлянского в Российской империи госпитальные школы были преобразованы в медико-хирургические училища. Знаменитый труд нашего соотечественника, плодом какого бы века он не был, заслуживает большого внимания и гордости за Петербург и Россию. Парижская академия избрала его своим членом-корреспондентом. Его работы неоднократно переиздавались в Европе. Ну, а мы теперь, изучая почки, можем гордо говорить это не просто Капсула Шумлянского, это большой научный труд врача из Петербурга.

2 группа

Нашей группе удалось выяснить, что в ноябре 2006 года в Санкт-Петербурге открылся «Международный центр диализа» при городской больнице Святого Великомученника Георгия в Выборгском районе. Центр единовременно принимает 320 человек, страдающих хронической почечной недостаточностью. Центр оснащён самой современной аппаратурой, более того, позволяет получать помощь «Искусственная почка» иногородним пациентам, прибывающим в город в рамках культурно-экономической программы. Тур операторы Европы информируют своих клиентов о возможном получении процедуры гемодиализа мирового уровня во время их пребывания в Санкт-Петербурге.

3 группа

Наша группа выяснила, что существует Всемирный День почки. С 2006 года во всём мире 13 марта считается Всемирным Днём почки. (Всемирным днём борьбы с заболеванием почек.) Проводится он по инициативе Всемирного нефрологического общества с целью повысить знания людей об этом жизненно важном органе, болезнях, связанных с нарушением в его работе, их диагностике и лечении. Такое внимание к почке вызвано ростом числа больных с почечной недостаточностью. Гемодиализ получают в мире около 1,8 млн людей, из них 90% живут в развитых странах. Болезни почек нередко обнаруживаются очень поздно, когда у пациента развилась почечная недостаточность и ему требуется диализ или трансплантация. 13-14 марта День почки 2014 года проводился в Санкт-Петербурге в Мариинском дворце под девизом: «Здоровые почки – долгая жизнь!». Всемирный День почки поддерживают 154 страны. Предотвратить или вовремя рассказать о заболевании могут 2 простых исследования: белок в моче и креатинин в крови. Сдать анализ можно в любой лаборатории Санкт-Петербурга. В аптеке продаются специальные тест-полоски для домашнего применения, которые за несколько секунд могут рассказать о заболевании почек по анализу мочи.

4 группа

Предупреждение почечных заболеваний.

В Санкт-Петербурге влажный климат, частые холодные ветры, возможно переохлаждение организма и возникновение почечных заболеваний. При повреждении почечных капсул в канальцы попадают белки и форменные элементы крови. Они не могут всосаться обратно в кровь и удаляются вместе с мочой. При повреждении канальцев нарушается обратное всасывание необходимых организму веществ, и они в избыточном количестве выводятся из организма, и в крови возникает их недостаток. Задержка фильтрации воды приводит к отёкам. Следует помнить, что через почки многократно проходит вся имеющаяся в организме кровь. Поэтому любые вредные вещества, даже если они находятся в крови в небольшом количестве, действуют на клетки нефронов, нарушая их работу. К такого рода веществам относится алкоголь, пряности (уксус, перец, горчица), избыток поваренной соли. Нарушения обмена веществ или избыточное потребление соли может привести к появлению камней в почечной лоханке или мочевом пузыре. Заболевание почек опасно для жизни! В Санкт-Петербурге только один человек из 10, страдающих хронической болезнью почек, знает о том, что он болен. Женщины страдают заболеванием почек в 5 раз больше, чем мужчины.

Основные термины (генерируются автоматически): выделительная система, лист контроля, I-II, III, группа, домашнее задание, задание, обмен веществ, урок.


Похожие статьи

Домашние задания по физической культуре | Статья в журнале...

Задачи домашнего задания: – привитие привычки к самостоятельным занятиям

Родителям сообщается о форме и контроле за выполнением учениками заданий, в

Первое задание в учебном году (на четверть) дается на вводном уроке с предварительным объяснением...

Применение тестовых заданий на уроках неорганической химии...

Совершенствование системы контроля и оценки знаний учеников на уроках является проблемой, над которой должен постоянно работать каждый учитель.

Строение вещества» в том же классе, использовались обычные письменные задания.

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза

III уровень (аIII) — продуктивное действие, выполняемое на некотором множестве объектов

В тестах устранены все недостатки эмпирического контроля. Тест состоит из задания на

Если >1, то применяемая методика проведения занятий в экспериментальной группе будет...

Преподавание курса химии и практические работы по решению...

1. Получите реакцией обмена гидроксид железа (III) и выделите его из смеси.

б) Какие необходимы растворы веществ для получения гидроксида железа (III)?

Для этого следует на уроках, предшествующих практической работе, предлагать сходные задачи, обращать...

Дифференциация на уроках окружающего мира в начальной школе

В качестве домашнего задания, обучающимся предлагается составить кроссворд по теме «Какие бывают растения». Приведем пример кроссворда, разработанного учащимся начальной школы: 1 – лиственный кустарник, 2 – растения, у которых листья в виде пластинок...

Личностно-ориентированная технология обучения

3.3Дает домашнее задание, объясняет его. 2.5. Анализирует деятельность учащихся во время урока.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая технология, III, группа, задание, староста группы, учащийся, существительное, работа, Деятельность...

Формы и способы организации взаимоконтроля на уроках...

Такой прием позволяет контролировать усвоение материала, так как взаимопроверку в парах можно проводить на любом этапе урока: при проверке домашних заданий, на

На группу дается одно общее задание. Ребята решают задание совместно, осуществляя взаимоконтроль.

Похожие статьи

Домашние задания по физической культуре | Статья в журнале...

Задачи домашнего задания: – привитие привычки к самостоятельным занятиям

Родителям сообщается о форме и контроле за выполнением учениками заданий, в

Первое задание в учебном году (на четверть) дается на вводном уроке с предварительным объяснением...

Применение тестовых заданий на уроках неорганической химии...

Совершенствование системы контроля и оценки знаний учеников на уроках является проблемой, над которой должен постоянно работать каждый учитель.

Строение вещества» в том же классе, использовались обычные письменные задания.

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза

III уровень (аIII) — продуктивное действие, выполняемое на некотором множестве объектов

В тестах устранены все недостатки эмпирического контроля. Тест состоит из задания на

Если >1, то применяемая методика проведения занятий в экспериментальной группе будет...

Преподавание курса химии и практические работы по решению...

1. Получите реакцией обмена гидроксид железа (III) и выделите его из смеси.

б) Какие необходимы растворы веществ для получения гидроксида железа (III)?

Для этого следует на уроках, предшествующих практической работе, предлагать сходные задачи, обращать...

Дифференциация на уроках окружающего мира в начальной школе

В качестве домашнего задания, обучающимся предлагается составить кроссворд по теме «Какие бывают растения». Приведем пример кроссворда, разработанного учащимся начальной школы: 1 – лиственный кустарник, 2 – растения, у которых листья в виде пластинок...

Личностно-ориентированная технология обучения

3.3Дает домашнее задание, объясняет его. 2.5. Анализирует деятельность учащихся во время урока.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая технология, III, группа, задание, староста группы, учащийся, существительное, работа, Деятельность...

Формы и способы организации взаимоконтроля на уроках...

Такой прием позволяет контролировать усвоение материала, так как взаимопроверку в парах можно проводить на любом этапе урока: при проверке домашних заданий, на

На группу дается одно общее задание. Ребята решают задание совместно, осуществляя взаимоконтроль.

Задать вопрос