Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры» (4 класс) по теме «Зачем творить добро?» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 16.05.2015

Статья просмотрена: 798 раз

Библиографическое описание:

Веселова, Г. С. Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры» (4 класс) по теме «Зачем творить добро?» / Г. С. Веселова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.1 (90.1). — С. 20-25. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18671/ (дата обращения: 19.04.2024).

1.      Цель урока: раскрыть мотивы, побуждающие православных христиан творить добрые поступки во благо людей и во имя Бога.

2.      Задачи урока:

2.1.            Обучающие (формирование предметных умений):

- знакомство и закрепление основных понятий христианской морали о добре и зле, понимание их значения;

- формирование представления о мотивах совершения добрых дел православными христианами;

- актуализация собственного опыта и выявление признаков, отличающих и объединяющих мотивы доброделания православных христиан и личные мотивы.

2.2.            Развивающие (формирование метапредметных умений):

Познавательные умения:

- развитие умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, развитие критического мышления.

Коммуникативные умения:

- готовность слушать учителя и одноклассников и вести с ними диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Регулятивные умения:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- умение понимать учебную задачу, в соответствии с ней планировать действия;

-внесение соответствующих корректив в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок;

-понимание причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

2.3.            Воспитательные задачи (формирование личностных умений):

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах Православия;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- формирование мотивации к изучению предмета.

3.      Тип урока: урок открытия новых знаний.


4.      Текст методической разработки урока (технологическая карта):

Действия учителя

Виды деятельности учащихся

Формируемые УУД

 

1.       Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Цель этапа: мотивировать учащихся на осознанный переход в пространство учебной деятельности.

2.       Актуализация знаний, мотивация.

Цель этапа: организовать подготовку учащихся к открытию нового знания.

 

Учитель мотивирует учащихся на изучение нового материала, побуждает к определению темы урока в сотрудничестве с обучающимися, организует ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний (ситуация успеха).

 

Учитель: Мы продолжаем изучать мир Православия.

Тему сегодняшнего урока вы определите сами, посмотрев

инсценировку сказки Л.Н. Толстого, которую подготовили ваши одноклассники.

Учитель задает вопрос:

- О чем была сказка? Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?

Инсценируют сказку 3 ученика (Автор, Белка, Волк)

 

Учащиеся обдумывают ответы, высказывают предположения:

- Сказка была о добре и зле.

 

Развитие личностно- познавательных умений, коммуникационных умений.

Умение слушать, комментировать, критически оценивать выступление одноклассников.

 

3.       Постановка цели и учебной задачи.

Цель этапа: обеспечение мотивации приема цели, определить в коммуникативной форме действий, их последовательность и инструменты реализации поставленной цели урока.

Учитель: Верно, ребята! Тема нашего разговора – ДОБРО и ЗЛО.

- Почему люди творят добро? Что заставляет вас совершать добрые дела?

– Как на этот вопрос отвечают христиане?

-Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: «Зачем творить добро?» с позиции православного христианина.

Учитель предлагает записать тему урока.

- Наша работа совместная работа будет проходить по плану.

Учитель озвучивает план совместных действий на уроке.

Записывают тему урока в тетрадь.

 Учащиеся внимательно слушают учителя и обдумывают предстоящую работу на уроке.

Учащиеся с помощью учителя предлагают действия для реализации учебной задачи.

 

 

 

 

 

Регулятивные: умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и выбрать план учебных действий, направленных на реализацию поставленных задач.

План:

1.Определить значение понятия «добро»?

2.Определить значение понятия «зло»?

3. Выяснить, причины, которые побуждают православных христиан совершать добрые поступки.

 

4.       Физкультминутка.

Цель этапа: организовать психологический комфорт и создать условия здоровьесбережения на уроке.

 

5.       Решение учебной задачи. Открытие нового знания

Цель этапа: организовать групповую работу учащихся для освоения новых знаний

 

Учитель, обращаясь к плану, задает вопросы:

- Как бы вы ответили на этот вопрос?

-Что поможет определить правильность ваших предположений?

- На данном этапе мы будем работать в группах. Выберите старшего в каждой группе.

 С целью получения правильных ответов на вопросы учитель организует самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся с различными источниками

информации.

Учитель: Обратимся к плану: «Что побуждает православных христиан совершать добрые поступки?»

Ответить на этот вопрос нам поможет текст учебника. Откройте учебники на странице 68, прочитайте 1 и 2 абзацы и запишите ответы в таблицу.

 

Учитель создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, умений анализировать и оценивать успешность деятельности товарищей.

 

Учитель:

 В августе 2000 г. к лику святых был причислен последний российский император Николай II, его супруга Александра и дети: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей. Жизнь царской семьи строилась на соблюдении Православных заповедей, вере, добре и любви.

Какие добрые дела совершали члены царской семьи, вы узнаете из рассказа вашего одноклассника. После чего вам предстоит выполнить нестандартное задание-

закончить предложения:

- Оказывается…

-Я не знал, что…..

- Мне было известно, что…..

- Я хотел бы узнать подробнее…

Дети размышляют, обдумывают и отвечают на поставленные вопросы.

- Словарь, учебник, Интернет.

Учащиеся обсуждают, выбирают старшего в группе.

 

Дети работают в группах: находят в словарях Ожегова, Даля, Сети Интернет («Википедия») и учебнике определение понятия «добро», «зло», обсуждают предложенные определения, выбирают оптимальный вариант, который фиксируется вербально и записывается в тетради.

Учащиеся в группах читают текст учебника.

Отвечают на вопросы.

Ответы записываются в таблицу

Озвучивают ответы, оценивают правильность выполнения заданий, сравнивают с таблицей на слайде.

 

Учащиеся слушают рассказ, заранее подготовленный одноклассником о православных традициях в семье российского императора Николая II.

 

Учащиеся на основе прослушанного рассказа о традициях царской семьи высказывания по заданию учителя.

 

 

 

 

Коммуникативные: усвоение норм работы в группе, умение выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 Познавательные: сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по теме, переработка и преобразование информации из одной формы в другую (таблица).

Регулятивные: умение правильно оценивать результаты выполнения учебных заданий.

Коммуникативные: умение работать в группе, умение работать с различными источниками информации.

Личностные: саморегуляция, формирование нравственных чувств, убеждений, этического сознания.

Регулятивные: умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности и деятельности товарищей.

 Личностные: нравственно-этическое оценивание через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей произведения.

Коммуникативные:

умение осознанно воспринимать текст, строить речевые высказывания.

Познавательные: развитие логического и образного мышления, формирование познавательного интереса.

 

6.       Первичное закрепление и применение нового знания с комментированием.

Цель этапа: организовать групповое выполнение заданий с применением новых понятий, обеспечить выполнение повышенного уровня осмысления изучаемого материала в знакомых и измененных ситуациях.

 

Учитель предлагает выполнить ряд учебных заданий, призванных обеспечить в ходе выполнения повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания нового знания.

Игра «Составь пословицу».

(нестандартное задание)

-Объясните, как вы понимаете смысл составленных пословиц?

Выполняют в группах задания с последующим комментированием.

Учащиеся выполняют задания в измененной ситуации, составляют пословицы и осуществляют проверку путем сравнения с эталоном.

Учащиеся обдумывают, размышляют и объясняют смысл пословиц.

Коммуникативные:

умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание, соблюдая нормы построения текста.

Познавательные: умение структурировать знания, выделять нужную информацию.

 

2. Составление кластера «Добро» и «Зло».

Учитель поддерживает интерес учащихся к изучению темы с помощью вовлечения их в активную деятельность, организует учебное взаимодействие учеников группы и последующее обсуждение выполненных заданий.

Учащиеся выполняют задание, объясняют выбор слов, связанных с ключевыми словами кластера, дополняют своими понятиями, объясняя дополнения.

Систематизация имеющихся знаний по теме урока, построение логической цепочки рассуждений, рефлексия способов и условий действий.

 

7.       Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель этапа: организовать индивидуальную работу для установления правильности и осознанности усвоения изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала.

 

Учитель мотивирует учащихся на выполнение теста по проверке понимания и усвоения нового знания.

 Тест «Зачем творить добро?»

 

 

 

Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы теста и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, вносят соответствующие коррективы на основе оценки и учета характера ошибок.

Познавательные: осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия вопросов теста.

Регулятивные: понимание причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

 

Давайте сравним, каких поступков: добрых или недобрых было в вашей жизни больше?

Игра «Весы».

 

Дети кратко описывают различные ситуации из личного опыта и выкладывают камешки или гирьки на соответствующую чашу весов.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

 

8.       Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных моральных норм.

Цель этапа: выявить границы применимости нового знания, проверка правильности и осознанности новых знаний.

 

Учитель организует фронтальную работу с классом, показывает обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их повседневной жизни.

Учитель: Есть еще одна пословица: «Доброе дело сверши и в море брось – оно все равно к тебе вернется».

Давайте проверим, верна ли она.

Игра «Свеча».

Учащиеся отвечают на вопрос.

-Если делать ближним добрые дела, то они обязательно к тебе вернутся.

Эмоционально настраиваются на игру, передают по рядам зажженную свечу с различными добрыми пожеланиями друг другу.

Личностные: эмоционально-личностная оценка – умение эмоционально откликаться на игровую ситуацию, нравственно- этическая ориентация.

 

9.       Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, и границ применения нового знания, качественная оценка работы класса и отдельных учащихся.

 

 Учитель просит вспомнить о цели урока и о результатах ее выполнения, и с этой целью задает вопросы: «что такое добро?», «что такое зло?», «зачем творить добро?» с точки зрения христиан.

Учитель.

Отметьте в оценочном листе ваши впечатления об уроке.

Учитель вместе с учащимися анализирует и оценивает деятельность на уроке, отмечает самых активных.

 

Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.

Отвечают на вопросы о личностных результатах по итогам урока в карте рефлексии.

 

Учащиеся высказывают мнения, «что такое добро?», «что такое зло?», «зачем творить добро?» с точки зрения христиан.

Дети выражают одобрение аплодисментами.

Регулятивные умения:

умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности, умение осуществлять самоанализ и самоконтроль полученных знаний.

 

 

10.    Домашнее задание с элементами выбора.

Цель этапа: наметить цели дальнейшей деятельности и определить задания для самоподготовки (дифференцированное творческое домашнее задание с элементами выбора).

 

Учитель предлагает на выбор выполнить домашнее задание:

1.       Написать мини-сочинение «Что меня побуждает творить добро?» или «Почему я делаю добро».

2.       Подобрать пословицы, поговорки и загадки о добре и зле.

3.       Расскажите своим родным, о чем мы сегодня говорили.

Учащиеся внимательно изучают все виды домашнего задания, осуществляют выбор и записывают в дневник.

 

 

 

Литература:

1.      Баландин Р.К. Святые и подвижники православия. – М., 2007.

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Любое изд.

3.      Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. М.: «Просвещение», 2004.

4.      Священник Алексий Мороз, педагог Берсенева Т.А. Добрые уроки - наставления. /Учебное пособие "Основые православной культуры" 4-5 кл. Изд. 2-е). – С-Пб: Сатис, 2013.

5.      УМК: Кураев А. В, Основы православной культуры.4 класс. - М.: Просвещение, 2012.- С. 96.

6.      Этическое образование: сценарии игр и занятий для дошкольников: методическое пособие. Ульяновск: УИПКПРО, 2002

Основные термины (генерируются автоматически): умение, учитель, учащийся, учебная деятельность, добро, урок, учебная задача, этап, домашнее задание, личная ответственность.


Похожие статьи

Эффективность современного урока физики | Статья в сборнике...

– тщательный подбор учебных заданий и ситуаций для достижения поставленных целей на каждом проводимом учителем уроке.

Наиболее эффективно использование ситуационных задач учителями, совмещающими преподавание нескольких предметов (это актуально для...

Этапы процесса формирования учебных умений у учащихся...

На следующем этапе формирования учебных умений нужно использовать задания, которые должны направлять учащихся на использование имеющихся знаний и умений в решении новых задач.

Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной...

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.

Формирование умения учиться как основная ролевая функция...

умение, учебная деятельность, действие, учитель, урок, навык, познавательная задача, учебно-познавательная деятельность, роль учителя, способ учения.

Методические система формирования обобщённых приёмов...

Учебная задача — это переформулированная обобщенная цель учебной деятельности, поставленная перед учащимися в виде обобщенного учебного задания; решая ее, учащиеся овладевают соответствующими знаниями и умениями, развивают свои личностные качества...

Коллективная познавательная деятельность и воспитание...

Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников на уроках

на изменении характера учебного процесса и способов организации деятельности учащихся. Из пассивного потребителя знаний, исполнителя воли учителя учащийся должен стать...

Организация домашней учебной работы младших школьников

В-четвертых, домашнее задание, привлекая школьников к деятельности, стимулирует их личностное развитие.

Успешное выполнение домашних заданий учащимися зависит также от того, в какой форме они даются учителем на уроке.

Формирование интереса к учебной деятельности

Задача учителя — раскрыть учащимся научную и практичную значимость получаемых в школе знаний, умений и навыков и тем самым

Похожие статьи. К вопросу использования учебной деятельности как фактора формирования интереса к чтению младших школьников.

Похожие статьи

Эффективность современного урока физики | Статья в сборнике...

– тщательный подбор учебных заданий и ситуаций для достижения поставленных целей на каждом проводимом учителем уроке.

Наиболее эффективно использование ситуационных задач учителями, совмещающими преподавание нескольких предметов (это актуально для...

Этапы процесса формирования учебных умений у учащихся...

На следующем этапе формирования учебных умений нужно использовать задания, которые должны направлять учащихся на использование имеющихся знаний и умений в решении новых задач.

Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной...

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.

Формирование умения учиться как основная ролевая функция...

умение, учебная деятельность, действие, учитель, урок, навык, познавательная задача, учебно-познавательная деятельность, роль учителя, способ учения.

Методические система формирования обобщённых приёмов...

Учебная задача — это переформулированная обобщенная цель учебной деятельности, поставленная перед учащимися в виде обобщенного учебного задания; решая ее, учащиеся овладевают соответствующими знаниями и умениями, развивают свои личностные качества...

Коллективная познавательная деятельность и воспитание...

Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников на уроках

на изменении характера учебного процесса и способов организации деятельности учащихся. Из пассивного потребителя знаний, исполнителя воли учителя учащийся должен стать...

Организация домашней учебной работы младших школьников

В-четвертых, домашнее задание, привлекая школьников к деятельности, стимулирует их личностное развитие.

Успешное выполнение домашних заданий учащимися зависит также от того, в какой форме они даются учителем на уроке.

Формирование интереса к учебной деятельности

Задача учителя — раскрыть учащимся научную и практичную значимость получаемых в школе знаний, умений и навыков и тем самым

Похожие статьи. К вопросу использования учебной деятельности как фактора формирования интереса к чтению младших школьников.

Задать вопрос