Одна из главных целей современного общества — здоровьесбережение. Воспитание в ребенке здорового отношения к своей жизни и жизни окружающих — тема актуальная для всех, а в XXI веке она становится первостепенной.
Одна древняя притча рассказывает, как родители новорожденного пришли к мудрецу и спросили: «Скажи, когда нам начинать воспитывать ребенка?» — «Вы опоздали ровно на 9 месяцев» — ответил мудрец, подразумевая, что воспитание малыша начинается задолго до его рождения.
Так вот, перефразируя эту притчу, хочется отметить, что здоровье ребенка надо сохранять за 9 месяцев до его рождения.
Воспитание и здоровьесбережение начинается даже не с колыбели, а уже в утробе матери. Но это все притчи. Если же быть ближе к жизни, то придется признать: о том, как воспитать здоровую, зрелую личность, многие родители задумываются лишь тогда, когда с огорчением замечают в своем ребенке: — у него слабое здоровье, неуверенность в себе, неумение постоять за себя, нежелание брать на себя ответственность и т. д. Мы, частенько жалуемся, что настоящего здоровую личность сейчас днем с огнем не сыскать. Но, во много мы виноваты сами, так как поздно задумываемся о здоровье: нации, семьи, ребенка. Поэтому совет прислушайтесь к народной мудрости и выполнить наказ президента становиться все более актуальным.
Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи сказал:
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».
В наши дни преподавательское искусство четко диктует необходимость новых подходов к обучению сохранения жизни, а на практике передаче собственных знаний и опыта. Старые методики, бывшие когда-то единственно верными, уходят в прошлое, а их место должны занять новые, креативные техники преподавания, основанные на опыте поколений, понимании пройденного материала и заинтересованности в его изучении.
Основная задача школы и общества сегодня — сохранять и развивать здоровье каждого его члена, так как прогресс нашей цивилизации полностью зависит от людей здоровых, многогранных и стремящихся к проявлению своих способностей.
Одна школа не может дать ребенку запас здоровья на всю жизнь. Но она в состоянии дать обучающемуся основные базовые ориентиры личной гигиены и здорового образа жизни. Школа может и должна развивать познавательные интересы и способности обучающегося, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самосовершенствования. Задача школы состоит в том, чтобы не потерять будущие таланты, стимулировать и развивать их через здоровьесберегающие технологии.
Сегодня в центре внимания — обучающийся, его личность, неповторимый внутренний мир. Любой обучающийся обладает своим определенным потенциалом способностей, которые могут раскрыться в определенных ситуациях, при определенных методах работы педагога, родителей и общества. Поэтому основная цель современного общества — выбрать методы и формы организации сохранения и приумножения здоровой деятельности обучающихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Планировать и строить занятия по здоровьесбережению нужно так, чтобы обучающиеся могли погрузиться в творческий процесс, стремились к новым открытиям, а это в сою очередь приведет к увлеченности, желанию узнать как можно больше. Все это возможно сделать только при условии личностно–ориентированного обучения.
Задача, педагога, состоит в том, чтобы создать условия практического овладения навыками и умениями для каждого обучающегося. Выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою физическую активность, свое творчество, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения. Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
В рамках школы можно предложить концепцию здоровьесбережения в форме структурно-логической схемы: цель — принципы и задачи — средства — условия — основной показатель — результаты.
Здоровьесбережение в школе:
Цель — создание комплексной программы здоровьесбережения в школе.
Принципы — единства связи элементов системы здоровьесберегающей технологии. Основные составляющие ее элементы (информационная, инструментальная и кадровая) взаимосвязаны и взаимозависимы: изменение одной из них непременно требует изменения двух других; — открытости функциональных и методических действий. Все, что делается в процессе внедрения и становления здоровьесберегающей системы образования и воспитания, должно быть понятным, логически обоснованным и информационно открытым для обучающихся и учителей, является осознанной их деятельностью;- объективной оценки конечного результата. Один из главных принципов, лежащих в основе образовательных технологий. Только при выполнении этого требования возможен продуктивный контроль и коррекция, поиск способов управления и допущенных ошибок; — преемственности и завершенности. Данный принцип состоит в согласованности не только содержания, но и технологической модели, форм учебной деятельности на разных ступенях образования как в макро-, так и в микроструктуре. На каждой следующей ступени расширяются и углубляются представления, знания, умения и навыки, происходит переход с низкого уровня на более высокий.
Задача — практическое овладение навыками и умениями для каждого обучающегося.
Средства — выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому обучающемуся проявить свою физическую активность, свое творчество, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения (средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы). Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.
Условия — опирается наприродосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации). Направлено на — обеспечение психического и физического здоровья обучающихся.
Достигается через — учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения обучающихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Основной показатель — регулярная экспресс-диагностика состояния обучающихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало, конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья обучающихся.
Результат — приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений.
В. А. Сухомлинский сказал: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» Здоровье — это главная человеческая ценность, сохранение и приумножение которой становится первейшей обязанностью человека. Здоровье — это дело не только личное, но и общественное. У человека должно быть сформировано отношение к своему здоровью, как к частной собственности, от сбережения которой зависит его благополучие и сама жизнь. Не должно быть человека безразличного и нетребовательного к самому себе. Обучающиеся должны научиться правильно планировать свою трудовую, семейную и личную жизнь, нести личную ответственность за все, включая собственное здоровье и благополучие.
Изложенное выше показывает, что внедрение в школе комплексной программы здоровьесбережения приведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей обучающихся к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Литература:
1. Гордеева А. В. Здоровье и образование, или образование здоровья [Текст] / Школа. — 2002.- № 2
2. Дзятковская Е. Н. Здоровьесберегающее образовательное пространство [Текст] / Педагогическое образование и наука. -2002.-№ 3.
3. Еременко Н. И. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Текст] /– Волгоград: ИТД «Корифей», 2009
4. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. [Текст] — М.: ВАКО, 2007.
5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога [Текст].- М.:АРКТИ, 2003.272 с.
6. Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. [Текст] — М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
7. Феоктистова В. Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии. [Текст] /- Учитель 2009 г.
8. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» [Текст] № 3 2009 г., № 5 2010 г.
9. Обухова Л. А. Уроки здоровья [Текст]/ Начальная школа.-2002.
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» [Текст]
11. Постановление Правительства РФ «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.1178–02» от 28.11.2002 № 44. [Текст]
12. Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41//.Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172–14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательной организации дополнительного образования детей» [Текст]