Полиаспектность проблемы введения ФГОС ООО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 16.05.2015

Статья просмотрена: 1014 раз

Библиографическое описание:

Ведерникова, О. В. Полиаспектность проблемы введения ФГОС ООО / О. В. Ведерникова, М. Ю. Галл. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.1 (90.1). — С. 2-4. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18648/ (дата обращения: 24.04.2024).

В образовательной системе России с введением Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) начинается новый этап. Его особенность выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов, основу которых составляет процесс развития личности как цель и смысл образования. Введение ФГОС представляет собой многоплановую проблему для педагогического коллектива.

Цель данной статьи — обозначить аспекты проблемы введения ФГОС ООО. В связи с введением ФГОС возникает ряд вопросов: Определяет ли инновационность ФГОС своеобразие подготовки к его введению? Какими должны быть инструменты управления? Каким должно быть содержание подготовительной работы? Как сформировать готовность учителей к работе по требованиям ФГОС? Ответы на эти вопросы и составляют суть аспектов проблемы введения ФГОС, имеющих отношение к педагогам.

Вопрос первый. Определяет ли инновационность ФГОС своеобразие подготовки к его введению? ФГОС стимулирует инновационный характер и содержание подготовки к его введению, что обусловлено следующими особенностями:

1. Главная инновационность ФГОС состоит в том, что это инструмент реализации государственной образовательной политики. [4, с.4] В этом качестве ФГОС ориентирован на обеспечение условий для развития личности обучающихся на основе освоения универсальных способов деятельности. Данная направленность обусловлена инновационными потребностями экономики и в целом российского общества. Так образование становится одним из ресурсов модернизации экономики и общества, а школа — средством реализации государственной образовательной политики. Следовательно, одним из инновационных аспектов подготовки к введению ФГОС в образовательном учреждении (ОУ) является нормативно-правовое сопровождение реализации условий осуществления образовательного процесса как обеспечивающих достижение развития личности обучающихся, то есть планируемых результатов образования. Следовательно, одной из первых инновационных задач образовательного учреждения (ОУ) является формирование нормативно-правовой базы введения ФГОС ООО, обеспечивающей реализацию государственной образовательной политики в ОУ.

2. ФГОС как общенациональный приоритетный проект реализуется на основе общественного договора, представляющего собой социальный запрос всех заинтересованных субъектов — личности, семьи, общества и государства, что придаёт стандарту характер конвенциональной нормы. [4, с.90–95] В данном контексте ФГОС является средством обеспечения планируемого уровня качества образования, для анализа и оценки которого необходимо привлечение заинтересованных сторон, родителей и учащихся (независимая оценка качества). Следовательно, ещё одним инновационным аспектом подготовки к введению ФГОС в ОУ становится согласование запросов участников образовательного процесса, координация их действий.

3.ФГОС рассматривается как целостная система требований ко всей системе образования, а не как требования к предметному содержанию образования, что стимулирует такой инновационный аспект в подготовке к введению ФГОС, как введение системных изменений всей деятельности ОУ уже на этапе переходного периода. [3] Для обеспечения системных изменений организуется ресурсное обеспечение: кадровый и методический ресурсы для разработки основной образовательной программы основного общего образования и рабочих программ; организационный ресурс (создаются Совет по введению ФГОС и рабочие группы учителей по разработке разделов программ); информационно-аналитический ресурс (разрабатываются и реализуются план-график введения ФГОС ООО, дорожная карта, вводится система контроля (предварительный, текущий, итоговый) за реализацией изменений).

Вопрос второй. Какими должны быть инструменты управления? Инструменты управления призваны обеспечить деятельностный характер подготовки к введению ФГОС, способствующий вовлечению в подготовительную работу педагогов. Инновационную активность педагогического коллектива определяет модель управления данным проектом. Оптимальной является следующая модель: общее руководство осуществляет директор ОУ; координирует деятельность всех участников Совет по введению ФГОС ООО, принимающий решения на основе консенсуса; руководит проектом заместитель директора, курирующий данное направление работы, наделённый определенной долей самостоятельности (планирует, контролирует работу по подготовке ОУ к введению ФГОС ООО, координирует деятельность и мотивацию педагогов). Взаимосвязь в рамках модели осуществляется на основе принимаемых решений и выполняемых функций планирования, координации, контроля. Для реализации функции контроля возникает необходимость создания модели мониторинга введения ФГОС. Инструментами управления являются и локальные нормативные документы, акты, положения. Главный нормативный документ, обеспечивающий подготовку к введению ФГОС, — основная образовательная программа, закрепляющая нормативно и на практике изменения всех сторон деятельности педагогического коллектива ОУ.

Вопрос третий. Каким должно быть содержание подготовительной работы? Основная задача подготовительной работы — введение регламентации в соответствии с тремя группами требований ФГОС, определяющими инновационную деятельность педагогов ОУ: требованиями к структуре основной образовательной программы; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы; требованиями к условиям реализации основной образовательной программы. [4,с.24] В данном контексте инновационное содержание подготовительной работы ОУ отражается в дорожной карте «Стратегия и тактика ОУ по введению ФГОС ООО». Дорожная карта представляет собой документ, описывающий мероприятия, сроки содержащий сведения об ответственных и необходимых нормативно-правовых документах по введению ФГОС ООО.

Вопрос четвёртый. Как организовать управление формированием готовности учителей к работе по требованиям ФГОС? Проблема подготовки к введению ФГОС связана с инновационным содержанием стандарта и готовностью педагогического коллектива к его реализации. Перед администрацией ОУ стоит задача формирования готовности педагогов к реализации ФГОС ООО. В данном контексте инструментом управления являются соответствующие нормативные документы, в том числе, план методической работы, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС. Инновационное содержание ФГОС обусловлено необходимостью использовать деятельностный подход в обучении (деятельностные технологии), формировать УУД (умение учиться), вводить формирующее оценивание, реализовать программу духовно-нравственного воспитания на предметных уроках и во внеурочной деятельности. [1,2,5,6] Этим определяется и стимулируется инновационная деятельность педагогов в условиях введения ФГОС. Поэтому план методической работы ОУ включает: обеспечение преемственности внедрения ФГОС НОО и ФГОС ООО, курсовое повышение квалификации, проведение педагогических советов и семинаров по проблемам введения ФГОС, анализ и обобщение педагогического опыта в решении проблемы введения ФГОС ООО в других ОО, проведение мастер-классов и открытых уроков учителями начальной школы для учителей основной школы, обеспечение методической помощи педагогам школы, проведение семинаров в рамках методических кафедр и методических объединений, работу педагогов по самообразованию, консультационную деятельность, участие в педагогических конкурсах разного уровня.

В процессе разрешения разобранных выше аспектов проблемы введения ФГОС ООО педагогический коллектив приобретает опыт инновационной деятельности в контексте ФГОС, достижения поставленных целей, проектирования инновационой образовательной среды.

 

Литература:

1.      Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения// Педагогика. — 2009. — № 4. — С.18–22.

2.      Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.,2009.24с.

3.      Федеральный государственный образовательный стандарт полного общего образования.- М.: Просвещение, 2010. 67 с.

4.      Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 — Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». — М.: УЦ Перспектива, 2013. — 223с.

5.      Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова.- М.: Просвещение,2011.159 с.

6.      Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009.48 с.

Основные термины (генерируются автоматически): введение, основная образовательная программа, педагогический коллектив, инструмент управления, подготовительная работа, аспект проблемы введения, государственная образовательная политика, дорожная карта, ООО, инновационное содержание.


Похожие статьи

Стратегия развития образовательного учреждения

Значительно важный аспект процесса модернизации профессионального образования

О современных проблемах развития теории и практики образовательного процесса.

Светенко Т. В. «Инновационный менеджмент в управлении школой». Учебное пособие.

Инновационная деятельность как основа конкурентоспособности...

В итоге 5-летней подготовительной работы педагогический коллектив ДОО начал работу в инновационной деятельности: на базе нашего ДОО в 2015 году

Инновации в методике- это скорее всего поиск педагогами новых путей решения той или иной проблемы в работе с детьми.

Проект управления процессом реализации Федерального...

Данный проект нацелен на совершенствование процесса управления введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в ДОО. Этапы проекта: Подготовительный этап. Основные мероприятия

Особенности управления ДОО в условиях введения ФГОС ДО

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, образовательный процесс, введение, образовательная программа, Россия, профессиональная компетентность, образовательная среда, образовательная организация...

Инновационная деятельность в ДОО | Статья в сборнике...

Актуальной является проблема методического сопровождения эффективного введения инноваций. Невозможно добиться успеха без системного подхода. Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность.

Создание модели управления инновационными процессами...

Управление инновационными образовательными организациями, находящимися одновременно в режиме

Педагогический коллектив. Организационная.

9. Дарагулия К. И. Инновационные процессы в школе: аспект управления / Вестник РГПУ № 1 (6) 2010 г.

Проблемы, которые необходимо решить при введении ФГОС ООО

Перед основным общим образованием поставлена задача государства — введение федерального государственного образовательного стандарта. Какие проблемы появились в школе при подготовке введения стандартов нового поколения и их реализации?

Планирование инновационной деятельности в образовательной...

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта, Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла...

Похожие статьи

Стратегия развития образовательного учреждения

Значительно важный аспект процесса модернизации профессионального образования

О современных проблемах развития теории и практики образовательного процесса.

Светенко Т. В. «Инновационный менеджмент в управлении школой». Учебное пособие.

Инновационная деятельность как основа конкурентоспособности...

В итоге 5-летней подготовительной работы педагогический коллектив ДОО начал работу в инновационной деятельности: на базе нашего ДОО в 2015 году

Инновации в методике- это скорее всего поиск педагогами новых путей решения той или иной проблемы в работе с детьми.

Проект управления процессом реализации Федерального...

Данный проект нацелен на совершенствование процесса управления введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в ДОО. Этапы проекта: Подготовительный этап. Основные мероприятия

Особенности управления ДОО в условиях введения ФГОС ДО

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, образовательный процесс, введение, образовательная программа, Россия, профессиональная компетентность, образовательная среда, образовательная организация...

Инновационная деятельность в ДОО | Статья в сборнике...

Актуальной является проблема методического сопровождения эффективного введения инноваций. Невозможно добиться успеха без системного подхода. Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность.

Создание модели управления инновационными процессами...

Управление инновационными образовательными организациями, находящимися одновременно в режиме

Педагогический коллектив. Организационная.

9. Дарагулия К. И. Инновационные процессы в школе: аспект управления / Вестник РГПУ № 1 (6) 2010 г.

Проблемы, которые необходимо решить при введении ФГОС ООО

Перед основным общим образованием поставлена задача государства — введение федерального государственного образовательного стандарта. Какие проблемы появились в школе при подготовке введения стандартов нового поколения и их реализации?

Планирование инновационной деятельности в образовательной...

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта, Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла...

Задать вопрос