Уровневая характеристика показателей отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 05.05.2015

Статья просмотрена: 2247 раз

Библиографическое описание:

Неверова, А. А. Уровневая характеристика показателей отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам / А. А. Неверова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1339-1342. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18490/ (дата обращения: 25.04.2024).

В период дошкольного детства взаимодействие и общение с взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития дошкольникам уже недостаточно общаться только с взрослыми людьми, так как самые наилучшие отношения ребенка с взрослым остаются неравноправными, потому что взрослый воспитывает и учит, а ребенок − подчиняется и учится. В ситуации взаимодействия со сверстниками дошкольник более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами дети дошкольного возраста обретают такие качества, как взаимное доверие, добросердечность, стремление к совместной работе, способность дружить, отстаивают свои права, рационально решают возникающие конфликты. Ребенок, обладающий позитивным опытом взаимодействия с ровесниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, таким образом, растет его независимость, социальная компетенция [2].

Л. С. Выготский, писал: «...через других мы становимся самими собой». «Личность становится для себя тем, что есть она в себе, через то, что она предъявляет для других. Это и есть процесс становления личности…» [1].

Анализируя психолого-педагогическую литературу, было замечено, что проблеме становления детских отношений уделялось и уделяется значительное количество экспериментальных исследований (О.В Вакуленко, Т. А. Репина, Б. Е. Робинсон, А. А. Рояк П. Скин, Е. О. Смирнова, В. Г. Утробина, К. Флейк Хобсон и др.)

Цель нашего исследования — определение уровневых характеристик отношения к сверстникам у старших дошкольников.

Для изучения у детей когнитивного компонента отношения к сверстникам использовалась индивидуальная беседа, разработанная Е. О. Смирновой и Н. Г. Утробиной, которая была направлена исследование представлений о состояниях и переживаниях сверстника, а также степени децентрации ребенка.

Проведенный анализ, позволяет выделить три уровня сформированности когнитивного компонента отношения к сверстнику у старших дошкольников. Критериями выделения данных уровней являются отношение к детскому саду и сверстникам, а также присутствие адекватных представлений у испытуемых о состояниях и переживаниях сверстника. Высокий уровень — дошкольник позитивно относятся к детскому саду и к сверстникам, понимают эмоциональные состояния сверстников. Средний уровень — испытуемые проявляют негативное отношение как сверстникам, так и к детскому саду, имеют представления о состояниях сверстника, но в большей степени концентрируют внимание не на них, а на собственных эмоциональных состояниях. Низкий уровень — дети затрудняются ответить на вопросы об их отношении к детскому саду и сверстникам, не могут правильно определить состояние сверстника, равнодушны к его переживаниям.

Рис. 1. Распределение испытуемых по уровням сформированности когнитивного компонента отношения к сверстнику, %

 

Диаграмма иллюстрирует, что в дошкольном возрасте преобладает высокий уровень сформированности когнитивного компонента отношения детей к сверстникам − 58,5 %, (φ = 4,66, при ρ ≤ 0,01). 9,5 % испытуемых демонстрирует средний уровень развития этого компонента, 32 % — низкий уровень.

Изучая эмоциональный компонент отношения дошкольников к сверстникам при помощи методики «Строитель» и «Лото», было выделено три уровня сформированности эмоционального компонента отношения к сверстникам, критерием выделения которых послужили степень эмоциональной вовлеченности в действия сверстника, характер участия в его действиях и их оценки, эмоциональные реакции испытуемого на похвалу и порицание.

Низкий уровень — дети, проявляющие неадекватные реакции на поощрение и порицание сверстника, отрицательно оценивающие действия сверстника, выражающие негативные чувства в коллективной работе. Средний уровень — испытуемые, создающие позитивный фон деятельности, адекватно реагирующие на порицание сверстника, но равнодушно относящиеся к его поощрениям. Высокий уровень — дошкольники, проявившие положительный эмоциональный фон деятельности, и показавшие высокую эмоциональную вовлеченность в действиях сверстников, а также адекватно реагирующие на поощрение, и на порицание других.

Рис. 2. Распределение испытуемых по уровням сформированности эмоционального компонента отношения к сверстнику, %

 

Обработка полученных данных свидетельствует о преобладании среднего уровня сформированности эмоционального компонента отношения детей к сверстникам (38,2 %). Высокий и низкий уровень сформированности эмоционального компонента находятся примерно на одном уровне.

Для изучения практического компонента отношения к сверстникам использовались проблемные ситуации «Подари открытку», «Лото», «Строитель», «Игрушки». Для наблюдения и фиксации результатов выступили: «просоциальное» поведение, заключающееся в бескорыстных, конструктивных и социально полезных действиях по отношению к сверстнику; характер принятия решения в проблемной ситуации (наличие колебаний, сомнений).

Анализируя полученные данные по исследованию практического компонента отношения к сверстникам у дошкольников, были выделены три уровня его сформированности, критериями выделения стали поведение испытуемых в ситуации выбора.

Низкий уровень (− дети не уступают своей роли и очереди в игре сверстнику, действуют в «свою пользу» при распределении значимых для них предметов. Средний уровень −дошкольники уступают свою очередь и свою роль в игре сверстникам, но делают это с большими колебаниями и сомнениями. При распределении значимых предметов делятся с другими детьми, но эти ситуации вызывают у них «внутренний конфликт». Высокий уровень − дети уступают свою очередь в игре сразу, без волнений и колебаний; одномоментно принимают решения и действуют при распределении значимого предмета в «пользу другого».

Рис. 3. Распределение испытуемых по уровням сформированности практического компонента отношения к сверстнику, %

 

Сравнение процентных показателей уровней сформированности практического компонента отношения детей к сверстникам свидетельствует о преобладании низкого уровня − 64,6 % (φ = 8,8, при ρ ≤ 0,01).

Суммарный анализ всех трех компонентов (когнитивного, эмоционального и практического) позволяет выделить уровни отношения к сверстнику.

Низкий уровень — дошкольники, не умеющие правильно определять состояние сверстника; проявляющие негативные эмоции в процессе совместной деятельности; неадекватно реагирующие на поощрение и порицание другого человека и проявляющие низкий уровень развития просоциальных действий. Средний уровень — испытуемые, имеющие адекватные представления о состояниях другого человека, но определяют данные состояния неправильно; имеющие средний уровень просоциального поведения; безразлично относящиеся к поощрению сверстника и адекватно реагируют на его порицание. Высокий уровень — дети, адекватно оценивающие и определяющие причины эмоциональных состояний сверстника, имеющие высокий уровень просоциальных действий по отношению к сверстникам, адекватно реагирующие как на поощрение, так и на порицание сверстника; имеющие положительный эмоциональный фон деятельности и высокую эмоциональную вовлеченность в действия сверстника.

Таблица 1

Распределение испытуемых по уровням отношения к сверстнику, %

Уровни отношения

Компоненты отношения к сверстнику

Общий результат

Когнитивный

Эмоциональный

Практический

Высокий

58,5

31,5

17

37,9

Средний

9,5

38,2

18,4

19,8

Низкий

32,0

30,3

64,4

42,3

 

Обработка полученных данных при сравнении компонентов отношения к сверстнику показывает, что у дошкольников преобладает низкий уровень (42,3 %).

При анализе структуры взаимосвязи показателей отношения к сверстнику были посчитаны корреляции (Пирсон), между 4 показателями, которые отражены в таблице 2.

Таблица 2

Корреляционная связь между показателями компонентов отношения к сверстнику

 

rху

Когнитивный ↔Эмоциональный

0,81

Когнитивный ↔ Практический

-0,07

Эмоциональный ↔ Практический

-0,71

Общий показатель отношения к сверстнику↔ Когнитивный

0,72

Общий показатель отношения к сверстнику↔ Эмоциональный

0,82

Общий показатель отношения к сверстнику↔ Практический

-0,63

 

Анализируя таблицу 14 были зафиксированы тесные значимые корреляционные связи между когнитивным и эмоциональным компонентом (rху = 0,81); между общим показателем отношения к сверстнику и эмоциональным компонентом(rху = 0,82); между общим показателем отношения к сверстнику и когнитивным компонентом(rху = 0,72);обратная корреляционная связь была найдена между эмоциональным и практическим компонентом (rху = -0,71); между общим показателем отношения к сверстнику и практическим компонентом(rху = -0,63).

Таким образом, большинство детей старшего дошкольного возраста имеет низкий уровень отношения к сверстникам, который проявляется: в невысоком уровне просоциального поведения, способности к сотрудничеству в совместной деятельности; а также в неадекватном реагировании на поощрение и порицание сверстника, в отсутствии способности к сопереживанию и сорадости, не правильном понимании и оценивании эмоциональных состояний другого человека.

 

Литература:

 

1.                  Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. — М., 1983. — Т. 5: Проблемы общей психологии. — 368 с.

2.                  Маврина, И. В. Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками/ под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Ларентьевой // Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста.−М.: Гном-Пресс, 1999. — С.106–118

Основные термины (генерируются автоматически): сверстник, уровень, высокий уровень, общий показатель отношения, детский сад, порицание сверстника, Распределение испытуемых, ребенок, уровень отношения, эмоциональный компонент.


Похожие статьи

Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей...

Исходя из обработанных данных, уровень благополучия взаимоотношений у детей данной группы достаточно низкий, показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками ниже среднего.

Влияние проблемных межличностных взаимоотношений...

ребенок, сверстник, дошкольный возраст, детский сад, отношение, отношение ребенка, адекватная самооценка, уровень самооценки, межличностное взаимоотношение старших дошкольников, личностное развитие.

Исследование условий и факторов эмоционального...

Рис. 1. Распределение уровней компонентов эмоционального благополучия младших школьников, в %.

Для детей 3–4 классов начальной школы общение со сверстниками выступает в качестве среды, в которой формируются как нормы общения со сверстниками, так...

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависят от характера отношений ребенка со сверстниками (В. С. Мухина, Т. А. Репина).

Особенности межличностных отношений детей дошкольного...

ребенок, отношение, детский сад, группа, совместная деятельность, дошкольный возраст, действие сверстника, группа детей, рисуночный тест, наличие колебаний.

Психолого-педагогические условия оптимизации межличностных...

подростковый возраст, межличностное отношение подростков, сверстник, отношение, современная школа, уровень самоотношения, учащийся, педагогический коллектив, детский коллектив, воспитательная работа.

Возможности психолого-педагогической помощи в развитии...

Умеренно-положительное отношение к одноклассникам было выявлено у 7 испытуемых (что составляет 35 % от выборки). 4 испытуемых обследуемой группы (20 % от общего числа) характеризуются положительным отношением к сверстникам.

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных...

Развитие межличностных отношений со сверстниками в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов.

В процессе диагностики уровня навыков общения было выявлено, что 30 % детей имеют высокий уровень, 60 % — средний, 10 % — низкий уровень.

Формирование положительных взаимоотношений детей...

Было обнаружено, что отношение ребенка к сверстнику определяется опытом его общения и индивидуальными особенностями [11, с.30].

Первая из них – эмоционально-практическая форма взаимоотношения детей со сверстниками (второй-четвертый годы жизни).

Похожие статьи

Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей...

Исходя из обработанных данных, уровень благополучия взаимоотношений у детей данной группы достаточно низкий, показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками ниже среднего.

Влияние проблемных межличностных взаимоотношений...

ребенок, сверстник, дошкольный возраст, детский сад, отношение, отношение ребенка, адекватная самооценка, уровень самооценки, межличностное взаимоотношение старших дошкольников, личностное развитие.

Исследование условий и факторов эмоционального...

Рис. 1. Распределение уровней компонентов эмоционального благополучия младших школьников, в %.

Для детей 3–4 классов начальной школы общение со сверстниками выступает в качестве среды, в которой формируются как нормы общения со сверстниками, так...

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависят от характера отношений ребенка со сверстниками (В. С. Мухина, Т. А. Репина).

Особенности межличностных отношений детей дошкольного...

ребенок, отношение, детский сад, группа, совместная деятельность, дошкольный возраст, действие сверстника, группа детей, рисуночный тест, наличие колебаний.

Психолого-педагогические условия оптимизации межличностных...

подростковый возраст, межличностное отношение подростков, сверстник, отношение, современная школа, уровень самоотношения, учащийся, педагогический коллектив, детский коллектив, воспитательная работа.

Возможности психолого-педагогической помощи в развитии...

Умеренно-положительное отношение к одноклассникам было выявлено у 7 испытуемых (что составляет 35 % от выборки). 4 испытуемых обследуемой группы (20 % от общего числа) характеризуются положительным отношением к сверстникам.

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных...

Развитие межличностных отношений со сверстниками в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов.

В процессе диагностики уровня навыков общения было выявлено, что 30 % детей имеют высокий уровень, 60 % — средний, 10 % — низкий уровень.

Формирование положительных взаимоотношений детей...

Было обнаружено, что отношение ребенка к сверстнику определяется опытом его общения и индивидуальными особенностями [11, с.30].

Первая из них – эмоционально-практическая форма взаимоотношения детей со сверстниками (второй-четвертый годы жизни).

Задать вопрос