Текст как основа обучения подготовленному монологическому высказыванию на практических занятиях по иностранному языку в техническом вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 05.05.2015

Статья просмотрена: 889 раз

Библиографическое описание:

Милотаева, О. С. Текст как основа обучения подготовленному монологическому высказыванию на практических занятиях по иностранному языку в техническом вузе / О. С. Милотаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1225-1227. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18350/ (дата обращения: 29.03.2024).

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей обучения подготовленному монологическому высказыванию на основе текста на практических занятиях по иностранному языку в техническом вузе. Текст следует рассматривать как важнейшую опору и как средство обогащения и совершенствования устной иноязычной речи студентов, а также средство обучения умению грамотно, последовательно и логично излагать свои мысли в устной монологической форме. Выполняя упражнения, следует идти от подготовленной речи к речи неподготовленной, то есть на практических занятиях преподаватель должен ставить вопросы, которые побудили бы студентов к высказыванию собственных мыслей по отношению к теме текста. Упражнения, выполняемые для развития навыков устной речи на основе текста, должны служить базой для создания проблемных ситуаций, необходимых для речевого общения.

Ключевые слова: иностранный язык, научные статьи, перевод, процесс обучения, реферирование, текст, устная речь, чтение.

 

В техническом вузе основное внимание при обучении иностранному языку уделяется адекватному пониманию научно-технической литературы и монологическому высказыванию в пределах изученного языкового материала по специальности. Задачей преподавателя является подготовка студентов к самостоятельной работе с иностранной научно-технической литературой, а также формирование умений монологического высказывания.

В учебном процессе по иностранному языку в вузе текст выступает как одно из важнейших средств обучения. В лингвистическом отношении он представляет собой единство содержания и формы, плана содержания и плана выражения. Как одно из средств обучения иностранному языку текст может быть объектом освоения либо формы, либо содержания, либо того и другого одновременно. [1, 483]

Текст можно рассматривать как важнейшую опору и как средство обогащения и совершенствования устной иноязычной речи студентов, в частности, — обучения умению грамотно, последовательно и логично излагать свои мысли в устной монологической форме.

Это в естественной форме предполагает сформированность соответствующих речевых грамматических навыков, а также овладение соответствующими умениями монологической речи.

Под умениями монологической речи понимаются умения логически связного ситуативно-мотивированного и коммуникативно-мотивированного высказывания в соответствии с особенностями типов монологической речи и нормами данного языка.

Указанное умение носит комплексный характер и включает ряд умений, в частности, следующих:

-        про повествовании — умение последовательно излагать события во времени адекватными речевой задаче средствами изучаемого языка;

-        при описании — умение всесторонне раскрывать объект речи, в частности, умение уточнить его форму, состав, структуру, свойства и качества, его назначение путем перечисления признаков, присущих данному объекту речи, соответствующими языковыми средствами;

-        при рассуждении — умение доказательно развертывать мысли по определенной схеме и умение смыслового анализа частей целого в их логической последовательности и взаимообусловленности. [4, 145]

Развитие умений пользоваться указанными типами монологического высказывания на базе текста должно достигаться поэтапно. С этой целью можно выделить два этапа работы над развитием монологических умений на основе текста: с опорой на текст и без опоры на текст, но в связи с текстом.

Конечной целью формирования умений устной монологической речи на основе текста является свободное и корректное в языковом отношении умение высказаться своими словами по поводу прочитанного.

Значение чтения трудно переоценить, если учесть, что обучение происходит вне языковой среды, а одной из конечных целей является активное владение устной речью.

Используя новую информацию учебных текстов, преподаватель должен стремиться побуждать студентов произвести речевое действие, максимально соответствующее определенной ситуации.

Однако пересказ текста и высказывание с опорой на текст составляют в обучении устной монологической речи на основе текста специальную задачу и специальный этап. Факты текста, используемые студентами при описании, повествовании, рассуждении, опосредованы его автором и имеют соответствующую языковую форму. Это обстоятельство, с одной стороны, — облегчает работу студентов, а с другой стороны — затрудняет использование имеющихся в их индивидуально-речевом опыте средств, так как, в соответствии с данными психолингвистики, языковые средства читаемого и его воспроизведения не совпадает. [3, 825]

Для того чтобы предотвратить разрыв в средствах выражения между замыслом и его реализацией при выражении мысли на иностранном языке, важно отбирать языковые средства для его оформления.

Понимание читаемого предполагает осуществление целого комплекса операций: расчленение содержания, выделение смысловых опорных вех, соотнесение нового материала с прошлым опытом, переосмысление читаемого своими словами и так далее.

Таким образом, при работе с текстом нельзя ограничиваться усвоением лишь содержащихся в нем языковых средств. Необходимо добиваться овладения адекватными способами извлечения из письменных источников фактического материала и последующей коммуникативно-структурной его организации.

В дальнейшем деятельность студента должна быть направлена на сокращение и расширение содержащейся в тексте предметно-смысловой информации, что необходимым образом предполагает также одновременное закрепление и автоматизацию соответствующего лексического и грамматического материала.

Новый языковой материал запоминается при решении студентами соответствующих речевых задач в процессе выполнения специальных упражнений по тексту.

Новый этап отличается от предыдущего следующим. Языковые единицы текста появляются в сообщениях студентов преломленными через иноязычный индивидуально-речевой опыт, то есть обогащенными новыми, отличными от имеющихся в книге, семантико-структурными и коммуникативно-смысловыми связями.

Умения устной монологической речи на основе текста приобретают на этом этапе, наряду с большей автоматизированностью составляющих его навыков, комплексный характер, что проявляется в использовании в отдельных высказываниях студентов не одной, а всех или большинства упоминавшихся операций (воспроизведение, сжатие и расширение, обобщение, трансформация). Та или иная из этих операций может оказаться ведущей. Это зависит от характера высказывания, от того является ли оно повествованием, описанием, либо рассуждением, а также от характера поставленной перед высказывающимся коммуникативной задачи. [5, 59]

В отличие от предыдущего этапа умения содержат в своей структуре больше операций творческого характера.

На базе текста можно выполнять следующие типы упражнений:

-        упражнения в развитии монологической речи, ориентированные на извлечение содержательной информации;

-        упражнения в преобразовании (трансформации) содержательно-языковой информации текста с опорой на текст;

-        упражнения в свободном высказывании в связи с темой текста.

Целью упражнений первого типа является обучение студентов извлекать фактическую информацию из текста и воспроизводить отобранные факты в соответствии с коммуникативной задачей и учебно-речевой ситуацией. Следует выделять специальные упражнения на вскрытие и воспроизведение (сжатое, полное, либо расширенное различных видов эмоционального подтекста). Сюда относятся следующие упражнения: выделение и воспроизведение основных ситуаций текста, называние основных деталей теста, характеризующих действие или событие, выделение деталей, нахождение и воспроизведение тех мест текста, в которых автор выражает свое отношение к персонажам и так далее.

Целью упражнений второго типа является обучение студентов монологическому высказыванию по поводу прочитанного, либо по другому поводу, предполагающему разного рода изменения в содержательном и языковом отношениях. Трансформация содержательных и языковых средств связана с операциями сжатия и расширения представленных в тексте операций, повествований и рассуждений с проведением всевозможных аналогий, перестановок частей и отдельных фактов текста, разного рода замещений содержательных и, следовательно, языковых компонентов. Эта группа упражнений призвана сделать речевой навык лабильным и потенциально готовым к включению в самые различные контексты и переносу в самые различные ситуации речевого общения. По тексту возможны следующие упражнения: постановка вопросов к выделенным словам, грамматическим формам и выражениям в целом, конструирование предложений из слов, взятых из разных предложений текста, продолжение мысли автора своими словами, замена слов синонимичными, нахождение антонимов, составление ситуаций по выделенным грамматическим конструкциям и словам по тексту и так далее.

Целью упражнений третьего типа является завершение формирования умения устного монологического высказывания на базе текста. Ведущими упражнениями этого типа можно считать следующие: формулировка идей, неясно выраженных в тексте, выражение своего отношения к поступкам персонажей, доказательство своего взгляда относительно правильности поступка персонажа, обоснование выводов и умозаключений, использование фактов из текста при изложении какой-либо из пройденной ранее тем.

Приступая к чтению очередного текста преподаватель должен выделить в нем основные трудности и дать необходимое количество упражнений, которое бы обеспечило достаточно хорошее усвоение трудностей уже на практическом занятии. Одной из первостепенных задач при этом должна быть забота о повышении коэффициента полезного использования аудиторного времени и увеличения индивидуального времени каждого студента, в частности. [2, 101]

Обсуждая содержание прочитанного можно использовать как монологическую речь, так и диалогическую, например, организовать работу в парах для обмена информацией, обсуждения действия текста.

Выполняя упражнения, следует идти от подготовленной речи к речи неподготовленной, то есть на практических занятиях преподаватель ставит вопросы, побуждающие студентов к высказыванию собственных мыслей по отношению к теме текста. Упражнения, выполняемые для развития навыков устной речи на основе текста, должны служить базой для создания проблемных ситуаций, необходимых для речевого общения.

 

Литература:

 

1.      Комарова Е. В. Реферирование как один из самых распространенных приемов работы с иноязычным текстом в процессе обучения иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 5. — С. 482–484.

2.      Лишина Г. Е. Пути реализации обучения студентов в техническом вузе подготовленному монологическому высказыванию на иностранном языке // Пути совершенствования методической и языковой подготовки студентов на факультетах иностранных языков и на неспециальных факультетах, 1983. — С. 100–104.

3.      Милотаева О. С. Усвоение общетехнической и специальной лексики в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 824–827.

4.      Новожилова Л. И. Об обучении устной монологической речи на базе текста на переходном этапе//Вопросы методики преподавания иностранных языков в спецвузах, 1976. — С. 141–153.

5.      Паневина Л. К., Левина Т. К. Формирование устных речевых навыков на базе чтения// Вопросы методики преподавания иностранных языков в специальном вузе, 1973. — С. 54–68.

Основные термины (генерируются автоматически): основа текста, текст, иностранный язык, монологическая речь, монологическое высказывание, умение, упражнение, устная речь, речевое общение, устная монологическая речь.


Похожие статьи

Разбор понятия «устная монологическая речь»

В данной статье говорится о сущности устной монологической речи. Проведен анализ литературы, в которой дано определения понятий. Демонстрируется структура, типы, формы устной монологической речи. Также приводятся общие черты с устной диалогической речью.

Виды монологической речи и аспекты ее понимания...

Монологическая речь подразумевает мастерство выражения и логического завершения своих мыслей, умения сочетать различные фразы, добавлять и изменять уже изученные речевые конструкции и адаптировать их, в соответствии со своими целями...

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

При обучении устной речи необходимо развивать познавательные способности. Языковую компетенцию чаще всего раскрывают как совокупность конкретных умений, необходимых нам для речевых контактов и овладения языком как учебной дисциплины.

К вопросу об использовании технологий Web 2.0 в обучении...

иностранный язык, блог, монологическая речь, монологическое высказывание, процесс обучения, учебный материал, образовательный процесс, носитель языка, комплекс упражнений, учебный процесс.

Обучение монологической речи студентов-бакалавров первого...

русский язык, монологическая речь, студент, устная речь, монологическое высказывание, речевая деятельность, различная область науки, альтернативный источник энергии, устное монологическое высказывание...

Дальнейшее развитие умений в монологической...

Монологическая речь как деятельность речевого общения обязательно включает в себя определенную мотивацию или потребность в общении, формирующуюся у коммуникатора благодаря внекоммуникативным факторам...

Монологическая речь детей с дизартрическими расстройствами

монологическая речь, коммуникативно-прагматическая направленность, монологическое высказывание, речевая коммуникация, монологическая речь детей, ребенок, устная монологическая речь...

Текст-описание как тип монологической речи | Статья в журнале...

русский язык, культура речи, текст-описание, стилистика, монолог, речевая ситуация, национальный вуз, практическое общение, техническое описание, рассуждение.

К вопросу об использовании технологий Web 2.0 в обучении монологической речи на иностранном языке.

Связь аудирования как речевой деятельности с говорением...

русский язык, монологическая речь, речевая деятельность, аудирование, говорение, устная речь, студент, монолог, иностранный язык, процесс обучения.

Похожие статьи

Разбор понятия «устная монологическая речь»

В данной статье говорится о сущности устной монологической речи. Проведен анализ литературы, в которой дано определения понятий. Демонстрируется структура, типы, формы устной монологической речи. Также приводятся общие черты с устной диалогической речью.

Виды монологической речи и аспекты ее понимания...

Монологическая речь подразумевает мастерство выражения и логического завершения своих мыслей, умения сочетать различные фразы, добавлять и изменять уже изученные речевые конструкции и адаптировать их, в соответствии со своими целями...

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

При обучении устной речи необходимо развивать познавательные способности. Языковую компетенцию чаще всего раскрывают как совокупность конкретных умений, необходимых нам для речевых контактов и овладения языком как учебной дисциплины.

К вопросу об использовании технологий Web 2.0 в обучении...

иностранный язык, блог, монологическая речь, монологическое высказывание, процесс обучения, учебный материал, образовательный процесс, носитель языка, комплекс упражнений, учебный процесс.

Обучение монологической речи студентов-бакалавров первого...

русский язык, монологическая речь, студент, устная речь, монологическое высказывание, речевая деятельность, различная область науки, альтернативный источник энергии, устное монологическое высказывание...

Дальнейшее развитие умений в монологической...

Монологическая речь как деятельность речевого общения обязательно включает в себя определенную мотивацию или потребность в общении, формирующуюся у коммуникатора благодаря внекоммуникативным факторам...

Монологическая речь детей с дизартрическими расстройствами

монологическая речь, коммуникативно-прагматическая направленность, монологическое высказывание, речевая коммуникация, монологическая речь детей, ребенок, устная монологическая речь...

Текст-описание как тип монологической речи | Статья в журнале...

русский язык, культура речи, текст-описание, стилистика, монолог, речевая ситуация, национальный вуз, практическое общение, техническое описание, рассуждение.

К вопросу об использовании технологий Web 2.0 в обучении монологической речи на иностранном языке.

Связь аудирования как речевой деятельности с говорением...

русский язык, монологическая речь, речевая деятельность, аудирование, говорение, устная речь, студент, монолог, иностранный язык, процесс обучения.

Задать вопрос