Роль достоверности учебной информации при воспитании подрастающего поколения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: География

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 04.05.2015

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Шумская, С. А. Роль достоверности учебной информации при воспитании подрастающего поколения / С. А. Шумская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 442-446. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18147/ (дата обращения: 24.04.2024).

В последнее время в СМИ часто поднимается вопрос наличия ошибок в школьных учебниках. Одной из таких «ошибок» является информация о Джордано Бруно в учебнике географии для 5 класса, авторы: И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин (рекомендован Министерством образования и науки РФ и включён в Федеральный перечень учебников).

В этом учебнике в теме «Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней» итальянский мыслитель XVI века Джордано Бруно представлен «мучеником за науку», «посвятившим свою жизнь распространению и развитию запрещённого (гелиоцентрического) учения Николая Коперника», из-за чего был «преследуем церковью», вынужден «…скитаться по многим странам Европы», был схвачен инквизицией и «после нескольких…лет тюрьмы, сожжён в Риме 17 февраля 1600 г». [7].

Однако, сам автор (якобы) «запрещённого учения» (польский астроном Николай Коперник) подобным преследованиям никогда не подвергался! Более того, именно расчёты Николая Коперника взял за основу астроном и математик Христофор Клавий для проведения католической церковью в 1582 г. календарной (григорианской) реформы!

Здесь важно вспомнить хронологию вопроса: 1512г. — Н. Коперник начинает распространять свои гелиоцентрические идеи; 1533г. — Н. Коперник получает «одобрение от Папы Климента VII на свою работу по гелиоцентрической модели» [11,15б]; 1536 г. — глава доминиканского ордена «просит Н. Коперника не скрывать свои научные исследования» [10,11]; 1542г. — выходит книга Н. Коперника «Об обращениях небесных сфер» (описывающая гелиоцентрическую модель); 1543г. — Н. Коперник умер; 1600 г. — казнь Дж. Бруно; 1616 г. — книга Н. Коперника внесена в католический Индекс запрещённых книг (на 4 года до внесения требуемых Инквизицией поправок, а именно: 1) внесения фразы о том, что система Н. Коперника является исключительно математической, 2) устранения из текста книги всех ссылок на Библию) [11,12].

Таким образом, запрет на переиздание книги Н. Коперника был наложен только в 1616 году, т. е. через 73(!) года после смерти Н. Коперника и, почти сразу, после казни Дж. Бруно! Простое сопоставление дат и фактов, говорит о том, что учение Н. Коперника было скомпрометировано в глазах Церкви (изначально поддержавшей это учение), и сделал это именно Джордано Бруно… Каким образом?

Дело в том, что Дж. Бруно принял идею Н.Коперника не по научным, а по магическим причинам, «картина мира у Бруно магична, виталистична («vita» — «жизнь»)» [10], его планеты «одушевленные существа, свободно перемещающиеся в пространстве по собственной воле»... [10,11]. Читаем у Дж. Бруно: «…Земля одушевлена, обладает не только чувствующей, но и разумной душой…». Вот ещё: «Звезды являются ангелами, одушевлёнными разумными телами…» [2,10] или вот: «Светила движутся, побуждаемые не внешним двигателем, а своей собственной душой…» [2,3,8,10].

Дж. Бруно исповедует банальное язычество: звёзды — это боги! Когда он говорит, что Солнце находится в центре, а Земля вращается вокруг него, — аргумент чисто религиозный — в Солнце обитает Мировая Душа. И к Н. Копернику (или к науке) это не имеет никакого отношения!

Немецкий историк науки Л. Ольшки пишет: «Бруно превратил математический синтез в религиозное учение, рассматривал вселенную… как магическую… говорил о важности воспользоваться невидимыми силами, пронизывающими вселенную, а ключ к этим силам находится у Гермеса». [10,14]

А вот как отрекомендовал себя Дж. Бруно в Англии ректору Оксфордского университета: «Я,… Бруно Но́ланский, доктор наиболее глубокой теологии…известный в главных академиях Европы, признанный, и с почётом принятый, философ, чужеземец только среди варваров и бесчестных людей, пробуди́тель спящих душ, смиритель горделивого и лягающегося невежества…Меня ненавидят распространители глупости и любят честные учёные» [11,13,15в].

Однако, в Оксфорде, Дж. Бруно пришлось несладко. Во-первых, его там разоблачили, обвинив в плагиате (он читал лекции, целиком взятые у М. Фичино). А, во-вторых, при соискании на должность, предложили пройти экзамен по астрономии. Оказалось, что этот «великий астроном» не может отличить перигей от апогея, а при поиске солнца на схеме коперниканской модели, он умудрился перепутать точку, обозначающую Солнце, с дыркой на бумаге, оставленной крепёжной булавкой. В итоге, Бруно рассорился со всеми профессорами Оксфорда, назвав их «…созвездием педантов…» [12].

Таким образом, идеи Дж. Бруно нельзя назвать научными ни с позиции современного знания, ни по меркам науки XVI века. Более того, Дж. Бруно скомпрометировал учение Н. Коперника, превратив научную модель в «оккультное болото»!

За что́ же тогда был сожжён Дж. Бруно?... Читаем приговор Инквизиционного Трибунала: «Ты, брат Джордано Бруно... ещё 8 лет назад был привлечён к суду святой службы Венеции за то, что объявлял величайшей нелепостью … будто Хлеб превращается в Тело (Господне)... и (на момент вынесения приговора) «упорно держишься этих своих заблуждений…» [8,9,11,12,14,15б]. А, также: «…в своих книгах учил, что миры бесчисленны,... душа может переселяться из одного тела в другое, …одна душа может находиться в 2-х телах, …магия — хорошая и дозволенная вещь,…Моисей совершал чудеса посредством магии …Священное Писание есть призрак…Христос не бог, он был знаменитым магом и за это, по заслугам, был повешен, а не распят, …пророки и апостолы были негодными людьми…» [8,9,11,12].

Конечно, можно заявить, что не все обвинения в приговоре Инквизиционного Трибунала правдивы, что Дж. Бруно оболгали (хотя, материалы судебного процесса не подтверждают это предположение!). В данном случае, важно не то, что в этом Приговоре есть, а то, чего в нём нет. А там нет обвинений в проповеди гелиоцентризма и коперниканстве! И нет их потому, что Дж. Бруно не был учёным и сожжён был вовсе не за то, что, якобы, поддерживал и распространял учение Н. Коперника!

А вот воинствующим еретиком Дж. Бруно, действительно, был!

Религия, которую Дж. Бруно считал истинной, была магическая религия Древнего Египта. Главная тема его произведения «Изгнание торжествующего зверя» — это прославление религии египтян: «…египтяне своими молитвами…возвышались до божества… египетское богослужение было живым голосом, доходившим до самых ушей богов…» [1,10]. Дж. Бруно возвращается к языческим истокам, оплакивает «уничтожение христианами … религии египтян, посредством которой те… (якобы) приближались к богу…» [1, 10,15а].

Отличием Дж. Бруно от других мыслителей XVI века, была его сознательная антихристианская и антицерковная позиция. В сатирической поэме «Ноев Ковчег», философских сонетах, комедии «Подсвечник» — он, с едким сарказмом, обрушивается на католическую церковь. В произведении «Рассуждения Ноланца о героическом энтузиазме» высмеивает христианскую мораль и аскезу, в произведении «Тайна Пегаса…» называет верующих христиан ослами, их смирение и доверие Богу «ослиным невежеством».

Такие религиозные взгляды и воинствующая позиция не могли не привести к конфликту с католической церковью! И знакомство с материалами судебного процесса над Дж. Бруно [6, 8, 9] показывает, что на допросах речь шла о проблемах богословия (а не о вращении Земли и бесконечности вселенной), что Дж. Бруно судили не как мыслителя, а как беглого монаха и отступника от веры, что перед инквизицией предстал не мирный философ, а матёрый враг церкви!

По мнению английского историка Фрэнсис А. Йейтс: «…уже невозможно верить в миф, будто Бруно…сожгли за его смелые идеи о бесчисленных мирах или о движении Земли… видно, как мало внимания уделялось на допросах философским или научным пунктам…на первом плане стояла религиозная миссия Бруно…» [10].

Как человека Дж. Бруно очень жаль, но как учёного…Такого просто не существовало! И роль Джордано Бруно в науке весьма плачевна.

Почему же авторы школьного учебника продолжают «вещать на весь мир», что Дж. Бруно «мученик за науку», жестоко казнённый Церковью? Не секрет, что информация, «запавшая в сердце» ребёнка, остаётся с ним на всю жизнь. Таким образом, создаётся образ Христианской Церкви, борющейся всю историю человечества с любым проявлением научной мысли, научным мировоззрением и учёными?

Однако, образ этот лжив! Истина в обратном: бо́льшая часть учёных разных времён и народов были глубоко верующими людьми, «не мыслившими себя вне христианства», это: Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон, Г.В. фон Лейбниц, Р. Бойль, А. Флеминг, Д. Томсон, И. Кеплер, Н. Винер, М. Фарадей, А. М. Ампер, Д. П. Джоуль, Р. Броун, Л. Пастер, Р. Декарт, К. Линней, Ж. А. Фабр, Г. Мендель, Ч. Лайель, К. Бернар, Д. У. Рейлей, Ю. Либих, Л. Эйлер, М. В. Ломоносов, И. М. Сеченов, Н. И. Пирогов, В. Ф. Войно-Ясенецкий, И. В. Курчатов, Н. И. Вавилов и многие другие.

Почему авторы учебника не расскажут, что монастыри были «колыбелью науки», что сама наука произошла благодаря Церкви, которая, в целях борьбы с язычеством (проповедующим поклонение ду́хам, обожествление природы и звёзд), всячески поддерживала учёных, дабы те, исследуя законы природы (данные нам Богом), своими открытиями создавали научную картину мира, опровергая языческие культы.

Напрашивается вывод, что ложная информация в учебнике оставлена не случайно, а намеренно, чтобы cформировать у подрастающего поколения негативное отношение к Церкви, к религии, к Богу, как к чему-то «оторванному от жизни», чему-то «далёкому от реальности», идущему вразрез с «истинным научным подходом», чтобы ещё совсем малые дети, через систему общего образования, получали инъекцию атеизма.

К сожалению, многие деятели системы образования продолжают ставить знак равенства между понятиями «светское» и «атеистическое» образование! Но в России это недопустимо!

Россия, став духовной преемницей Византии, испокон веков была сильна именно своей православной верой. Эта вера позволила нашим предкам освоить гигантские просторы, не притеснив ни одного (самого малого) народа, эта вера спасала Россию в дни тяжёлых испытаний и сохраняет нашу страну от распада, по сей день. И каждый раз, когда, так называемая, «элита» России начинала смотрела с пиететом на Запад, «кланялась чужим богам», с презрением относилась к вере предков и своему родному русскому языку (азбуку которого дали нам святые!), когда «новоявленные иуды» «срубали головы церквям», — страшные бедствия обрушивались на Россию, на русский народ!

Фундаментальная основа благополучия русского народа — его ВЕРА.

Никакие «общечеловеческие ценности» или, так называемый, гуманизм, сами по себе, не дают понимания, как строить свою жизнь и куда двигаться потому, что ставят в центр Бытия — Человека. Этот АНТРОПОцентризм (основанный на потакании страстям и прихотям человеческим) губителен, и мы наблюдаем сейчас его последствия на Западе в самых диких проявлениях (пример: узаконенное мужеложство и педерастия).

Центром бытия духовно здорового человека является Бог. Истина во Христе: «…Я есмь путь и истина и жизнь…» (Евангелие от Иоанна, гл.14, ст.6). Только ТЕОцентризм формирует объективное понимание реальности, критичное отношение к себе, здоровое (а не бравурное) бесстрашие, истинный патриотизм, желание бескорыстного созидания и служения, понимание смысла жизни и её цель. И всё это берёт своё начало в христианстве.

Недопустимо «выбивать из-под ног» подрастающего поколения эту духовную опору (то ли случайным, то ли намеренным) искажением реальных исторических фактов в школьных учебниках.

 

Литература:

 

1.         Бруно Дж. «Изгнание торжествующего зверя» http://bookz.ru/authors/djordano-bruno/izgnanie_773/1-izgnanie_773.html;

2.         Бруно Дж. «О бесконечности, вселенной и мирах». Пер. А. И. Рубина. http://read.newlibrary.ru/read/bruno _dzhordano/page0/trudy.html;

3.         Бруно Дж. «О причине, начале и едином». Пер. М. А. Дынника. http://read.newlibrary.ru/read/bruno _dzhordano/page0/trudy.html;

4.         Бруно Дж. «Рассуждения Ноланца о героическом энтузиазме». Пер Я. Емельянова. Пер. стихотворений Ю.Верховского и А.Эфроса. М., 1953. http://read.newlibrary.ru/read/bruno _dzhordano/page0/trudy.html;

5.         Бруно Дж. «Тайна Пегаса» (= «Кабала пегасского коня») с приложением Килленского осла». Пер. Я. Г. Емельянова. http://read.newlibrary.ru/read/bruno _dzhordano/page0/trudy.html;

6.         Выдача Дж. Бруно Римской инквизиции. Переписка по вопросу выдачи Дж. Бруно между Венецианской инквизицией и правительством Венецианской республики, между Римской инквизицией и Венецианской инквизицией, между правительством Венеции с Римом и т. д. http://krotov.info/acts/16/3/bruno_2.htm;

7.         География. Начальный курс. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. — 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2013;

8.         Издание «Вопросы научного атеизма», выпуск № 3, 1958 (перевод А. Х. Горфункеля) — Материалы судебного процесса: «Краткое изложение некоторых ответов брата Джордано на замечания, сделанные относительно некоторых положений, извлеченных из его книг» http://krotov.info/acts/16/3/bruno_2.htm;

9.         Издание «Вопросы научного атеизма», выпуск № 1, 1950 г. (перевод В. С. Рожицына) — Материалы судебного процесса: «Краткое изложение следственного дела Джордано Бруно о том, что брат Джордано думал о святой католической вере, осуждал её и её служителей» http://krotov.info/acts/16/3/bruno_2.htm;

10.     Йейтс Фрэнсис А., книга «Джордано Бруно и герметическая традиция» http://www.platonizm.ru/content/frensis-yeyts-dzhordano-bruno-i-germeticheskaya-tradiciya; http://pawet.net/files/bruno.pdf;

11.     Кураев А. В. (старший научный сотрудник кафедры философии религии философского факультета МГУ, автор официального учебника по Основам православной культуры) «Коперник, Бруно, Галилей» — Видеолекции http://oritoday.pp.ua/ori.php?v=aNZd9kqGLJQ&feature=youtube_gdata_player&titl= %D0 %90 %D0 %BD %D0 %B4 %D1 %80 %D0 %B5 %D0 %B9+ %D0 %9A %D1 %83 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B5 %D0 %B2++ %D0 %9A %D0 %BE %D0 %BF %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %BA+ %D0 %91 %D1 %80 %D1 %83 %D0 %BD %D0 %BE+ %D0 %93 %D0 %B0 %D0 %BB %D0 %B8 %D0 %BB %D0 %B5 %D0 %B9;

12.     Кураев А. В. «Кто такой Джордано Бруно» — Видеолекция http://yandex.ru/yandsearch?lr=51&text= %D0 %BA %D1 %83 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B5 %D0 %B2+ %D0 %BE+ %D0 %B4 %D0 %B6 %D0 %BE %D1 %80 %D0 %B4 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %BE+ %D0 %B1 %D1 %80 %D1 %83 %D0 %BD %D0 %BE&csg=2603 %2C12552 %2C23 %2C32 %2C0 %2C1 %2C0&suggest_reqid=25801030914206972958950276307916

13.     Лосев А. Ф. книга «Эстетика Возрождения» М., 1978г. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Losev_EstetVozr/_Index.php

14.     Менцин Ю. Л. статья «Загадки процесса Джордано Бруно» http://bruno.ucoz.ru/index/jul_mencin_quotzagadki_processa_dzhordano_brunoquot_1_chast/0–24

15.     http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000092/st001.shtml

16.     http://absentis.org/abs/bruno.htm; в) http://pravo.ru/process/view/420/.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Бог, католическая церковь, VII, гелиоцентрическая модель, Запад, Инквизиционный Трибунал, русский народ, судебный процесс, центр бытия.


Похожие статьи

Л. Улицкая как автор художественно-мировоззренческого проекта

Бог насмеялся над своим Избранным народом гораздо больше, чем над всеми прочими!», — читаем на

На Западе церковь слита с культурой, а в России — с бескультурьем…В России церковь

4) В новом тысячелетии, после эпохи советских унижений Русская Церковь снова...

Мировоззренческая идея символики русского правосудия...

Россия, публичный уголовный процесс, правосудие, общество, Ангел, Запад, уголовный процесс, Гессен, тип обществ, Бог.

Религиозный экстремизм: исторические истоки зарождения

Инквизиция смогла перешагнуть и на только что открытую Америку. Официальный тезис Римской католической церкви об «изначальной греховности индейцев» позволял католическим миссионерам путем угроз и физического насилия обращать коренные народы...

Исторические аспекты специализации судов как одно из...

Прохоров А.П. Русская модель управления. М.: Эксперт, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): суд, специализация судов, Россия, спор, судебная система, отправление правосудия, Специальный суд, орган, дело, век.

Церковно-государственные взаимоотношения новейшего времени...

Процесс выработки такой модели будет успешным, если будут учтены уроки прошлого.

В базисном документе Русской Православной Церкви «Основы социальной концепции РПЦ»

Естественно, что в церковно-приходском бытии Церкви действуют те же законы, которые...

Церковно-государственные отношения в постсоветскую эпоху

Основные термины (генерируются автоматически): Русская Православная Церковь, Россия, современная Россия, государство, церковь, Святейший Патриарх, религиозная

Политическое участие молодёжи в избирательном процессе в эпоху перехода к информационному обществу.

Орден тамплиеров в крестоносном движении: историко-правовой...

Адекватно оценивая ситуацию, которая сложилась в Европе в конце ХІ века и, опираясь на свой колоссальный авторитет, Католическая Церковь выступила с идеей организации

Историко-правовой аспект развития института присяжных в уголовном судопроизводстве России.

Процессы политической манипуляции в церковной сфере

С другой стороны — процессами политической манипуляции в церковной сфере и

Подобно тому, как, на Божественной Литургии, созидая Тело Христово, народ приносит Богу все, что «принадлежит Ему» (плоды земли и

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви...

Исследование гетеродоксии в становлении раннехристианской...

Более того, существующая модель православия в России, начиная с Крещения Руси, традиционно

Антология. Мужи апостольские и апологеты. Брюссель, Издательство “Жизнь с Богом”, 1988 г. — 734 с.

Раскол русской православной церкви в XVII веке.

Похожие статьи

Л. Улицкая как автор художественно-мировоззренческого проекта

Бог насмеялся над своим Избранным народом гораздо больше, чем над всеми прочими!», — читаем на

На Западе церковь слита с культурой, а в России — с бескультурьем…В России церковь

4) В новом тысячелетии, после эпохи советских унижений Русская Церковь снова...

Мировоззренческая идея символики русского правосудия...

Россия, публичный уголовный процесс, правосудие, общество, Ангел, Запад, уголовный процесс, Гессен, тип обществ, Бог.

Религиозный экстремизм: исторические истоки зарождения

Инквизиция смогла перешагнуть и на только что открытую Америку. Официальный тезис Римской католической церкви об «изначальной греховности индейцев» позволял католическим миссионерам путем угроз и физического насилия обращать коренные народы...

Исторические аспекты специализации судов как одно из...

Прохоров А.П. Русская модель управления. М.: Эксперт, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): суд, специализация судов, Россия, спор, судебная система, отправление правосудия, Специальный суд, орган, дело, век.

Церковно-государственные взаимоотношения новейшего времени...

Процесс выработки такой модели будет успешным, если будут учтены уроки прошлого.

В базисном документе Русской Православной Церкви «Основы социальной концепции РПЦ»

Естественно, что в церковно-приходском бытии Церкви действуют те же законы, которые...

Церковно-государственные отношения в постсоветскую эпоху

Основные термины (генерируются автоматически): Русская Православная Церковь, Россия, современная Россия, государство, церковь, Святейший Патриарх, религиозная

Политическое участие молодёжи в избирательном процессе в эпоху перехода к информационному обществу.

Орден тамплиеров в крестоносном движении: историко-правовой...

Адекватно оценивая ситуацию, которая сложилась в Европе в конце ХІ века и, опираясь на свой колоссальный авторитет, Католическая Церковь выступила с идеей организации

Историко-правовой аспект развития института присяжных в уголовном судопроизводстве России.

Процессы политической манипуляции в церковной сфере

С другой стороны — процессами политической манипуляции в церковной сфере и

Подобно тому, как, на Божественной Литургии, созидая Тело Христово, народ приносит Богу все, что «принадлежит Ему» (плоды земли и

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви...

Исследование гетеродоксии в становлении раннехристианской...

Более того, существующая модель православия в России, начиная с Крещения Руси, традиционно

Антология. Мужи апостольские и апологеты. Брюссель, Издательство “Жизнь с Богом”, 1988 г. — 734 с.

Раскол русской православной церкви в XVII веке.

Задать вопрос