Проблемы профилактики преступности в молодежной среде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 28.04.2015

Статья просмотрена: 2229 раз

Библиографическое описание:

Тхакохов, А. А. Проблемы профилактики преступности в молодежной среде / А. А. Тхакохов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 889-891. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18081/ (дата обращения: 19.04.2024).

Защита детства и профилактика правонарушений в молодежной среде являются одними из приоритетных направлений политики любого правового государства. При этом внимание специалистов теоретиков и практиков акцентировано, прежде всего, на создании системы специализированных ювенальных судов для отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. А на сегодняшнем этапе развития общества этого явно недостаточно. [1]

Основное упущение уголовной и социальной политики нашего государства в отношении несовершеннолетних связано, прежде всего, с тем, что профилактические мероприятия, направленные на недопущение совершения ими противоправных деяний практически не проводятся.

По большому счету, подросток предоставлен самому себе и попадает в поле зрения государства только после совершения преступления, уже вступив в конфликт с уголовным законом, общепринятыми нормами поведения и морали.

Немалую роль в системе профилактики играют образовательные организации, тем не менее, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к субъектам профилактики их не относит, что вполне объясняет позицию самих образовательных учреждений, которые, указывая лишь на оказание образовательных услуг, полностью снимают с себя всю ответственность за нравственное воспитание несовершеннолетних. [2]

С учетом изложенного, возникает необходимость включения образовательных организаций в систему профилактики, ведь именно в учреждениях начального, среднего, высшего и дополнительного образования закладываются необходимые знания, умения и навыки, формируются интересы, круг общения и раскрываются способности ребенка.

Возможно, именно отнесение образовательных учреждений всех уровней к субъектам профилактики преступности несовершеннолетних сформирует у них соответствующую обязанность по воспитанию подрастающего поколения. При этом в рамках профилактической работы с несовершеннолетними учреждения образования должны активно сотрудничать с правоохранительными органами и высшими учебными заведениями, сотрудники и преподаватели которых могут проводить соответствующие профилактические мероприятия в виде бесед и лекций, приводить яркие примеры того, как нельзя себя вести, и обязательно того, что за это бывает из судебной и иной правоприменительной практики. [3]

Профилактика преступности в молодежной среде осуществляется различными структурами и на разных уровнях, тем не менее, семья остается основным и самым эффективным звеном данной системы. Именно родители с самого раннего детства обращают внимание ребенка на то, как надо себя вести, что можно, а что нельзя, объясняют, почему тот или иной поступок может обернуться бедой. Основным инструментом семейной профилактики является любовь и постоянное изучение личности ребенка, что позволяет своевременно заметить отрицательные поступки и поведение, а, следовательно, вовремя «пресечь формирование отрицательных взглядов, привычек и скорректировать стихийно сформировавшиеся криминогенные качества личности. [4]

Безусловно, семьи бывают разные, к сожалению, существуют и малообеспеченные и, неполные, и неблагополучные. Действительно, в наш век бурного экономического развития и передовых технологий одной семье очень трудно справляться со всеми нововведениями нашей жизни, в связи с чем компетентным государственным органам необходимо оказать необходимую помощь семье.

Так или иначе, родительской любовью и заботой, по собственному желанию или против него, окружены далеко не все дети, а беспризорность и безнадзорность — это те социальные явления, которые, к сожалению, всегда сопровождают нашу страну. Безусловно, этому способствуют многие факторы: вооруженные конфликты, экономические кризисы и потрясения, нужда и безработица, которые, так или иначе, всегда проявляются в любом обществе. Но все же самое главное место здесь занимает человеческий фактор. [5]

Беспризорность и безнадзорность детей являются весьма опасными социальными явлениями, которые априори влекут за собой проявление девиантного поведения несовершеннолетних, являющихся таковыми. Необходимо совершенствовать старые и разрабатывать новые мероприятия, направленные пусть не на искоренение, а хотя бы на значительное уменьшение числа беспризорных и безнадзорных детей.

Также абсолютно не решается в РФ столь значимая проблема общества как оставление матерями своих новорожденных детей. Так, вместо того, чтобы вести пропаганду семьи как некой социальной ценности, ячейки общества, говорить о важности и значимости родительской любви и заботы для каждого ребенка и воспитания подрастающего поколения в целом, оказывать хотя бы какую-то материальную или иную необходимую помощь молодым и одиноким родителям, чтобы минимизировать случаи отказа матерей от своих новорожденных детей, государство идет на весьма и весьма противоречивые меры. [6]

Так при учреждениях здравоохранения создаются отделения «Baby box» — специально оборудованные детскими кроватками окна, в которых так называемая мать может оставить своего ребенка, подобным образом передав его государству. Безусловный плюс такого окна — это спасенная жизнь, пусть даже и в детском доме, но все же жизнь. Тем не менее, это не решение столь острой психосоциальной и, прежде всего, моральной проблемы матерей и общества, а еще одна попытка ликвидации института семьи и брака в нашей стране.

В отличие от системы ранней профилактики преступлений несовершеннолетних, меры непосредственной профилактики имеют более четкую структуру. Так, в качестве одной из наиболее эффективных альтернатив уголовному наказанию, выступают принудительные меры воспитательного воздействия, являющиеся самостоятельной формой индивидуализации ответственности лица за совершенное им преступление в несовершеннолетнем возрасте.

Не менее эффективная, но относительно редко применяемая альтернатива уголовному наказанию — помещение лица, не достигшего совершеннолетия, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. [7]

Современное же состояние российской пенитенциарной системы и общий уровень развития нашего общества позволяют говорить об острой необходимости модернизации уголовно-исполнительной системы в рамках исполнения наказания, не связанного с лишением свободы. Ведь какой бы хорошей не была воспитательно-профилактическая работа, проводимая с несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях, отбывание наказания в пенитенциарных учреждениях все же оставляет неизгладимый отпечаток на личных качествах и судьбе несовершеннолетнего.

В связи с чем, очевидна острая необходимость разработки мероприятий, направленных на выработку альтернативных реальному лишению свободы мер уголовно-правовой ответственности, в роли которых может выступать электронный мониторинг несовершеннолетних, совершивших преступление небольшой тяжести с использованием специально разрабатываемых для этих целей браслетов.

Явным минусом всей системы исполнения наказания в РФ является абсолютно безучастная роль суда, которая заканчивается вынесением приговора. В связи с чем, юридической новеллой реформы всей системы исполнения наказания должна стать руководящая роль суда, которая не будет заканчиваться вынесением приговора, а останется таковой на каждой стадии уголовного процесса, включая исполнения приговора и стадию ресоциализации несовершеннолетнего. [8]

Не менее значимым упущением системы исполнения наказания в РФ является разрыв цепочки проведения профилактической работы и оказания помощи несовершеннолетним в воспитательной колонии и по месту жительства после выхода несовершеннолетнего из мест лишения свободы. Не менее значимая проблема — ресоциализация и оказание помощи лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте и достигшим при отбывании наказания 18 лет.

Конечно же, нельзя забывать и о необходимости устранения имеющихся пробелов в праве, касающихся системы исполнения наказания.

 

Литература:

 

1.                  Тхакохов А. А. О проблеме правового воспитания подростков // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 685- 686.

2.                  Бидова Б. Б. Уголовно правовые грани преподавательской деятельности // Молодой ученый. 2014. № 20. С. 457- 459.

3.                  Тхакохов А. А. Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 882- 884.

4.                  Бидова Б. Б., Егизарова С. В. Проблемы профилактики преступности в молодежной среде //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 1. С. 137–140.

5.                  Тхакохов А. А. Проблемы правового воспитания современного // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 618- 620.

6.                  Бидова Б. Б.Профилактика экстремизма образовательном пространстве //Вестник Ессентукского Института Управления, Бизнеса и Права. 2014. № 8. С. 12–16.

7.                  Тхакохов А. А. К проблеме молодежного экстремизма: факторы распространения, особенности, способы борьбы //Молодой ученый. 2015. № 4 (84). С. 477–478.

8.                  Бидова Б. Б. Проблема противодействия политическому экстремизму на Северном Кавказе: анализ и пути решения //Международное научное издание современные фундаментальные и прикладные исследования. 2014. № спецвыпуск. С. 145–147.

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, вынесение приговора, молодежная среда, необходимая помощь, несовершеннолетний возраст, оказание помощи, отбывание наказания, подрастающее поколение, профилактическая работа, ребенок, родительская любовь, система исполнения наказания, система профилактики, уголовное наказание.


Похожие статьи

Отечественный и зарубежный опыт профилактики...

Этим же Декретом исключалась уголовная ответственность несовершеннолетних до 17-летнего возраста.

В соответствии с «Руководящими началами по уголовному праву РСФСР» от 12 декабря 1919 года несовершеннолетние до 14 лет не подлежали суду и наказанию.

Об эффективности наказаний несовершеннолетних

возрасте до 16 лет от отбывания назначенного наказания другим наказанием заменено быть не может. Наконец, низкий удельный вес исправительных работ среди других применяемых наказаний и отмеченные недоработки законодателя...

К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных

воспитательная колония, осужденный, место лишения свободы, освобождение, заключительный этап отбывания наказания, уголовно-исполнительная система, социальная среда, профилактическая работа...

Проблемные аспекты системы наказаний в отношении...

В статье проведено исследование норм уголовного права об ответственности несовершеннолетних. Проведен статистический анализ по видам наказаний в отношении несовершеннолетних.

Управление процессом профилактики правонарушений...

школа, педагог, ребенок, молодое поколение, учащийся, умение, процесс обучения, профилактическая работа, подросток, подрастающее поколение, отрицательное отношение, оказание помощи, общество...

Актуальные проблемы педагогической профилактики...

Система педагогической профилактики преступности несовершеннолетних выступает как часть всей совокупности мер борьбы с социальными отклонениями.

профилактическая помощь

Несовершеннолетний осужденный — преступник или ребенок?

В первом случае они приспосабливаются к условиям исполнения уголовного наказания, во втором — к элементам среды в учреждении. Условия исполнения уголовного наказания вызывают внутриличностный конфликт...

Профилактика правонарушений среди подростков...

«Слепая» родительская защита детей создает у них впечатление безнаказанности.

Жестокость родителей и использование различных ограничений и наказаний унижающих детей, а так

Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями.

Проблемы применения принудительных мер воспитательного...

На сегодняшний день вопросу назначения уголовного наказания несовершеннолетним уделяется особое внимание, обусловленное возрастными особенностями данной категории лиц. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 1 февраля 2011 г...

Похожие статьи

Отечественный и зарубежный опыт профилактики...

Этим же Декретом исключалась уголовная ответственность несовершеннолетних до 17-летнего возраста.

В соответствии с «Руководящими началами по уголовному праву РСФСР» от 12 декабря 1919 года несовершеннолетние до 14 лет не подлежали суду и наказанию.

Об эффективности наказаний несовершеннолетних

возрасте до 16 лет от отбывания назначенного наказания другим наказанием заменено быть не может. Наконец, низкий удельный вес исправительных работ среди других применяемых наказаний и отмеченные недоработки законодателя...

К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных

воспитательная колония, осужденный, место лишения свободы, освобождение, заключительный этап отбывания наказания, уголовно-исполнительная система, социальная среда, профилактическая работа...

Проблемные аспекты системы наказаний в отношении...

В статье проведено исследование норм уголовного права об ответственности несовершеннолетних. Проведен статистический анализ по видам наказаний в отношении несовершеннолетних.

Управление процессом профилактики правонарушений...

школа, педагог, ребенок, молодое поколение, учащийся, умение, процесс обучения, профилактическая работа, подросток, подрастающее поколение, отрицательное отношение, оказание помощи, общество...

Актуальные проблемы педагогической профилактики...

Система педагогической профилактики преступности несовершеннолетних выступает как часть всей совокупности мер борьбы с социальными отклонениями.

профилактическая помощь

Несовершеннолетний осужденный — преступник или ребенок?

В первом случае они приспосабливаются к условиям исполнения уголовного наказания, во втором — к элементам среды в учреждении. Условия исполнения уголовного наказания вызывают внутриличностный конфликт...

Профилактика правонарушений среди подростков...

«Слепая» родительская защита детей создает у них впечатление безнаказанности.

Жестокость родителей и использование различных ограничений и наказаний унижающих детей, а так

Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями.

Проблемы применения принудительных мер воспитательного...

На сегодняшний день вопросу назначения уголовного наказания несовершеннолетним уделяется особое внимание, обусловленное возрастными особенностями данной категории лиц. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 1 февраля 2011 г...

Задать вопрос