Проблема созависимости подростков в семьях с алкогольной зависимостью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 26.04.2015

Статья просмотрена: 1143 раза

Библиографическое описание:

Забавнова, М. В. Проблема созависимости подростков в семьях с алкогольной зависимостью / М. В. Забавнова, М. В. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1053-1056. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17870/ (дата обращения: 20.04.2024).

Статья посвящена изучению предрасположенности созависимости подростков из семей с алкогольной зависимостью. Рассмотрена специфика феномена созависимости. Охарактеризованы основные особенности созависимых подростков из семей с алкогольной зависимостью. На основе проведенного исследования выявлены особенности, характерные для возникновения созависимости подростков из данной категории семей.

Ключевые слова:алкоголизм, созависимость, субъекты созависимости.

 

Алкоголизм — это заболевание, характеризующееся пагубным пристрастием к алкоголю, с психической и физической зависимостью от него [1, с. 178].

Особое внимание необходимо обратить на проблему созависимости. Психиатры утверждают, что в результате совместной жизни с человеком, страдающим алкогольной зависимостью, его родственники приобретают психическую патологию — созависимость — комплекс особых черт характера, мешающих нормализации жизни, появляющихся у родственников и близких человека, страдающего алкоголизмом, в результате постоянной психической травмы и попыток приспособиться к ней.

Изучением проблем алкогольной зависимости и созависимости подростков занимаются такие ученые как: Ю. Л. Арзуманов, Г. С. Шостакович, В. Д. Москаленко, Т. М. Рожнова.

По мнению В. Д. Москаленко, созависимость — это состояние, возникающее у членов семьи больного алкоголизмом или другими формами зависимости, которое подчас тяжелее, чем само заболевание [2, с.20].

Как отмечает Е. В. Змановская, созависимость — это негативные изменения в личности и поведении родственников вследствие зависимого поведения кого-либо из членов семьи [1, с.17].

Созависимые семьи характеризуются преобладанием аффектов ярости, вины, отчаяния; резким паданием самоуважения и самооценки. У членов таких семей происходит размытие границ собственного «Я», испытывается состояние эмоционального отупения и апатии, на фоне хронического стресса ухудшается здоровье.

Созависимость у подростков вследствие их возрастных особенностей протекает очень тяжело, так как в их духовном и физическом состоянии происходят негативные изменения: любовь к близким смешивается с ненавистью, подросток теряет веру во всех, кроме себя, хотя зачастую не доверяет и себе. Изменения физического состояния проявляются в психосоматических заболеваниях.

В. Д. Москаленко также отмечает, что к характеристикам субъектов созависимости относятся, в первую очередь: низкий уровень самооценки; преимущественное определение собственной значимости только через внешнюю оценку другими людьми; преобладание негативных эмоций; потребность в контролирующем поведении; нарушение границ личности.

Актуальная значимость изучения проблем потребления алкоголя и созависимости подростков заключается в трудностях их психологической адаптации в конкретных социальных условиях, что составляет единую патологию. Эмоционально-поведенческие и личностные отклонения при семейном алкоголизме затрудняют формирование нормальных межличностных отношений и социальной адаптации в целом.

К сожалению, созависимость еще менее изученная проблема, чем химическая зависимость. Необходимо найти действенные способы по предотвращению возникновения созависимости подростков, воспитывающихся в условиях алкогольной семьи.

Нами было проведено эмпирическое исследование на базе «МОУ СОШ № 4» города Гусь-Хрустальный с целью выявления предрасположенности к возникновению созависимости подростков из семей с алкогольной зависимостью.

Экспериментальную группу составили 18 человек, 13 мальчиков и 5 девочек в возрасте от 11 до 13 лет, воспитывающихся в семьях с алкогольной зависимостью, из которых 11 — полных (в 5 семьях алкогольно-зависимыми являются оба родителя; в 4 семьях алкогольно-зависимым является только отец и в 2 семьях алкогольно-зависимой является только мать) и 7 — неполных.

Исследование, проведенное на основе методики Р. Гиршфильда, в адаптации О. П. Макушиной по выявлению уровня межличностной зависимости [5], показало, что по шкале «Эмоциональная опора на других» (ЭО) высокие показатели у 33 % испытуемых, средние показатели у 62 % и низкие показатели у 5 %.

По шкале «Неуверенность в себе» (Н) высокие показатели у 50 % испытуемых, средние показатели также у 50 %, низкие показатели отсутствуют.

По шкале «Стремление к автономии» (А) высокие показатели у 33 %, средние показатели у 62 %, и низкие показатели у 5 % испытуемых. По шкале «Зависимость» (З) высокие показатели у 44 %, средние показатели у 39 %, и низкие показатели у 17 % испытуемых.Рис. 1. Результаты исследования на основе теста «Межличностная зависимость»

 

Результаты, полученные в ходе проведения методики личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева) [4] показали, что низкие показатели по фактору оценки (о) наблюдаются у 67 %. Это свидетельствует о критическом отношении человека к самому себе, его неудовлетворенности собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, о недостаточном уровне принятия самого себя. Средние показатели по фактору (о) выявлены у 28 % испытуемых. Высокие показатели по фактору (о) — у 5 %. Это означает, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.

Низкие показатели по фактору силы (с) наблюдаются у 61 %. Что свидетельствует о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Средние показатели по фактору (с) отмечаются у 39 % испытуемых.

Низкие показатели по фактору активности (а) зафиксированы у 83 % испытуемых. Что указывает на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Средние показатели по фактору (а) — у 17 % испытуемых.

Как видно из результатов исследования, преобладает количество низких показателей по всем факторам, что пагубно сказывается на личностных особенностях испытуемых.

Рис. 2. Результаты исследования на основе методики личностного дифференциала

 

Результаты, полученные в ходе проведения теста «Подростки о родителях» [3], показали, что по отношению к матери, по шкале позитивный интерес (ПИ) низкие показатели наблюдаются у 89 % испытуемых. По шкале директивности (Д) низкие показатели — у 61 %, средние показатели — у 17 % и высокие показатели — у 11 % испытуемых. По шкале враждебности (В) высокие показатели — у 56 %, средние показатели — у 22 %, низкие показатели у — 11 %испытуемых. По шкале автономности (А) низкие показатели — у 33 %, средние показатели — у 28 % и высокие показатели также у 28 % испытуемых. По шкале непоследовательности (Н) низкие показатели — у 17 %, средние показатели — у 39 % и высокие показатели — у 17 % испытуемых.

Из полученных результатов видно, что подростки воспринимают мать как человека, диктующего определенные правила, проявляющего агрессию, эмоциональную холодность, об этом свидетельствуют шкалы враждебности и директивности. Позитивный интерес сведен к минимуму, что свидетельствует о недоверии и отсутствии близкого контакта с матерью.

Рис. 3. Результаты исследования на основе теста «Подростки о родителях» (по отношению к матери)

 

По отношению к отцу, по шкале позитивный интерес (ПИ) низкие показатели наблюдаются у 72 %, от общего числа опрошенных. По шкале директивности (Д) низкие показатели — у 33 %, средние показатели — у 28 % и высокие показатели — у 11 % испытуемых. По шкале враждебности (В) высокие показатели — у 67 %, средние показатели — у 5 % испытуемых, низкие показатели отсутствуют. По шкале автономности (А) низкие показатели — у 11 %, средние показатели — у 44 % и высокие показатели — у 17 % испытуемых. По шкале непоследовательности (Н) низкие показатели отсутствуют, средние показатели — у 17 % и высокие показатели — у 56 %.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в отношении с отцом дети ощущают власть и проявление авторитетности, однако общая картина взаимоотношений не сводится к послушанию, а напротив, ребенок недоверчив, противоречив. Позитивный интерес также сведён к минимуму.

Рис. 4. Результаты исследования на основе теста «Подростки о родителях» (по отношению к отцу)

 

Также нами была составлена анкета, состоящая из 13 вопросов, направленная на выявление предрасположенности подростков к возникновению созависимости.

Результаты, полученные в ходе проведения анкетирования, показали, что 61 % недовольны своими взаимоотношениями с родителями. Все испытуемые отметили, что видели, как их родители употребляют алкоголь. 50 % ответили, что родители часто употребляют спиртные напитки. 39 % указали, что родители предлагали им попробовать алкоголь. 50 % испытывают эмоциональный дискомфорт при виде употребления спиртных напитков, членами своей семьи. 17 % употребляли алкоголь в кругу семьи. 78 % употребляли алкоголь в кругу друзей. 27 % ответили, что редко употребляют алкоголь, 50 % — не употребляют алкоголь и 23 % затруднились с ответом. 50 % считают, что при употреблении спиртного становится весело, у 28 % самочувствие ухудшается, у 17 %, ощущается усталость, 5 % затруднились с ответом. 78 % указали, что после употребления алкоголя в их семье происходят конфликты. 39 % ответили, что родители сообщали им о вреде спиртных напитков. 61 % ощущают недостаток внимания со стороны родителей вследствие употребления ими спиртных напитков.

Таким образом, можно утверждать возможность возникновения созависимости подростков, воспитывающихся в семьях с алкогольной зависимостью, что проявляется в неуверенности в себе, чувством беспомощности, тревогой по поводу возможного отвержения и одиночества, в искаженном восприятии действительности и взаимоотношениях с близкими. У детей, посредством воспитания в семьях с алкогольной зависимостью формируются специфические личностно-психологические особенности, такие как низкая самооценка, неадаптивное поведение, чувство дискомфорта, повышенная тревожность, невротические и эмоциональные нарушения. Происходит рост семейных конфликтов, негативных эмоций и разрушение семейных традиций.

Для преодоления созависимости возможно применение программ, включающих в себя: решение вопросов зависимости и созависимости, индивидуальную и групповую психотерапию, семейную психотерапию, а также посещение групп самопомощи и чтение литературы по соответствующей проблеме.

 

Литература:

 

1.          Змановская Е. В. Девиантология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: «Академия», 2004. — 288 с.

2.          Москаленко В. Д. Созависимость при алкоголизме и наркомании.- М.: «Анахарсис», 2002.-112 с. ISBN 5–901352–12–2

3.          Розов Е. И. Настольная книга практического психолога. — М.: «Владос», 2001. — Кн. 2. — 144 с.

4.          Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/ Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов.- М. Издательство Института Психотерапии, 2002. — 156с.

5.          http://psycabi.net/testy/570-test-na-mezhlichnostnuyu-zavisimost-lyubovnuyu-ot-partnera-v-detsko-roditelskikh-otnosheniyakh-metodika-r-girshfilda-adaptatsiya-o-p-makushinoj

Основные термины (генерируются автоматически): показатель, алкогольная зависимость, испытуемый, подросток, среднее, позитивный интерес, семья, основа теста, родитель, шкала враждебности.


Ключевые слова

алкоголизм, созависимость, субъекты созависимости., субъекты созависимости

Похожие статьи

Особенности восприятия семейного воспитания у подростков...

Соотношение испытуемых сразличным восприятием стиля семейного воспитания своих матерей; (%) шкалы. позитивный интерес.

Кроме этого, показатель враждебности у матерей подростков с высоким уровнем агрессивности является наиболее высоким (ср.знач...

Исследование проявлений агрессивности первокурсников...

По шкале физической агрессии высокие результаты отмечены у 30 % учащихся, средние показатели у 64 %, низкие у 6 % подростков.

Все же главная роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям.

Влияние стиля детско-родительских отношений на школьную...

Шкала позитивного интереса представляет собой склонность к проявлению внимания и интереса к

Средний уровень враждебности получили родители 28 % (7 человек) учащихся и 48 % (12

Шкала враждебности характеризуется жестокостью в отношениях с подростком...

Эмпирическое исследование психологических особенностей...

Затем были проанализированы ответы по тесту Автономность-Зависимость, из которых видно, что у педагогов с соматическими

После завершения подсчета данных, мы вычислили среднюю арифметическую по каждой шкале.

Индекс враждебности и индекс агрессивности.

Особенности готовности к школьному обучению детей из семей...

В 54 % семей с алкогольной зависимостью родители имеют среднее или неполное среднее образование.

Рис.1 Результаты исследования на основе теста Л.А Венгера «Мотивационная готовность к школьному обучению».

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

По всем шкалам этого теста подростки показывают средний или повышенный уровень.

По шкале «эмоциональная агрессия» в тесте агрессивности Л. Г. Почебут.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.

Личностные особенности подростков и риск развития...

Чрезвычайно важно окружению подростка (родителю, классному руководителю

Им было предложено ответить всего на два вопроса теста-опросника «Шкала ложных пари» в адаптированном варианте А. А. Карпова, В. В. Козлова.

Средний возраст испытуемых 15 лет.

Исследование личностных оттенков респондента по отношению...

Явным недостатком этого теста является очевидная для испытуемого оценочная загруженность большинства шкал.

В некоторых анкетах выделяется ряд показателей для отнесения подростка к группе риска.

Психологические особенности влияния матери на формирование...

Вследствие этого образуются типичные конфликты с родителями, с педагогами и их преломление в самосознании подростка.

Таким образом, позитивная шкала- 12 баллов

По шкале враждебности 0 баллов

Похожие статьи

Особенности восприятия семейного воспитания у подростков...

Соотношение испытуемых сразличным восприятием стиля семейного воспитания своих матерей; (%) шкалы. позитивный интерес.

Кроме этого, показатель враждебности у матерей подростков с высоким уровнем агрессивности является наиболее высоким (ср.знач...

Исследование проявлений агрессивности первокурсников...

По шкале физической агрессии высокие результаты отмечены у 30 % учащихся, средние показатели у 64 %, низкие у 6 % подростков.

Все же главная роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям.

Влияние стиля детско-родительских отношений на школьную...

Шкала позитивного интереса представляет собой склонность к проявлению внимания и интереса к

Средний уровень враждебности получили родители 28 % (7 человек) учащихся и 48 % (12

Шкала враждебности характеризуется жестокостью в отношениях с подростком...

Эмпирическое исследование психологических особенностей...

Затем были проанализированы ответы по тесту Автономность-Зависимость, из которых видно, что у педагогов с соматическими

После завершения подсчета данных, мы вычислили среднюю арифметическую по каждой шкале.

Индекс враждебности и индекс агрессивности.

Особенности готовности к школьному обучению детей из семей...

В 54 % семей с алкогольной зависимостью родители имеют среднее или неполное среднее образование.

Рис.1 Результаты исследования на основе теста Л.А Венгера «Мотивационная готовность к школьному обучению».

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

По всем шкалам этого теста подростки показывают средний или повышенный уровень.

По шкале «эмоциональная агрессия» в тесте агрессивности Л. Г. Почебут.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.

Личностные особенности подростков и риск развития...

Чрезвычайно важно окружению подростка (родителю, классному руководителю

Им было предложено ответить всего на два вопроса теста-опросника «Шкала ложных пари» в адаптированном варианте А. А. Карпова, В. В. Козлова.

Средний возраст испытуемых 15 лет.

Исследование личностных оттенков респондента по отношению...

Явным недостатком этого теста является очевидная для испытуемого оценочная загруженность большинства шкал.

В некоторых анкетах выделяется ряд показателей для отнесения подростка к группе риска.

Психологические особенности влияния матери на формирование...

Вследствие этого образуются типичные конфликты с родителями, с педагогами и их преломление в самосознании подростка.

Таким образом, позитивная шкала- 12 баллов

По шкале враждебности 0 баллов

Задать вопрос