Товары Гиффена (эффект Гиффена) и их роль в современной экономике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 19.04.2015

Статья просмотрена: 9636 раз

Библиографическое описание:

Ананидзе, М. Г. Товары Гиффена (эффект Гиффена) и их роль в современной экономике / М. Г. Ананидзе. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 454-456. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17567/ (дата обращения: 24.04.2024).

В статье дано описание классического эффекта Гиффена и его место в современной экономике. Автор приводит теоретическое обоснование эффекта и его практическое существование на современном этапе развития экономик.

Ключевые слова: эффект Гиффена, товары Гиффена, низшие товары, кризисные явления, товары-заменители, изменение цены, закон спроса.

 

Эффект Гиффена или парадокс Гиффена заключается в прямопропорциональной зависимости между изменением цены и спроса на некоторые виды товаров. Так, например, следом за снижением цены на определенные товары спрос на них тоже падает или, наоборот, если складывается ситуация, при которой на те же товары цена растет, то и спрос на них будет увеличиваться.

Парадокс Гиффена является отражением реакции потенциальных покупателей на ситуацию, сложившуюся в национальной экономике под влиянием экономических, политических и социальных факторов. Товары, которые принимают на себя такого рода реакцию, как правило, относятся к категории первой необходимости. Исходя из рассмотрения данного эффекта, связанного с поведением покупателей по отношению к товарам, можно классифицировать товары по двум основным группам: обычные товары и «товары Гиффена».

Товар Гиффена — это товар, вследствие повышения цены которого, при прочих равных условиях увеличивается и его потребление. Такие товары уникальны, потому что вся остальная масса товаров теряет потенциальных покупателей из-за повышения цен на них. Классическим примером товара Гиффена принято считать картофель, ведь данный парадокс был обнаружен Робертом Гиффеном во время его изучения голода в Ирландии (1845–1849). В этот период ирландцы активно закупали картофель, несмотря на буквально ежедневное увеличение цены на него из-за предшествующего неурожая. Похожая ситуация наблюдается на протяжении долгого времени в Китае с рисом и макаронами — они также являются товарами Гиффена. В странах с высокой степенью автомобилизации также присутствует эффект Гиффена. Например, в Соединенных Штатах заметна тенденция, заключающаяся в увеличении потребления бензинного топлива после повышения цен на него. Однако заметна одна особенность — расходы на другие виды автомобильных затрат сокращаются. Банковские кредиты также считают товаром Гиффена, так как увеличение процентной ставки по кредиту приводит к росту доли расходов, которые приходятся на обслуживание банковского кредита.

Как упоминалось ранее, типичными продуктами, которые считаются товарами Гиффена, являются картофель, рис и макароны, этот список можно дополнить другими товарами первой необходимости, например, хлебом. Среди характеристик товаров Гиффена можно выделить следующие: товары отличаются невысокой себестоимостью; им отводится важное место в потребительском бюджете; для них нет на данный момент равноценного товара-заменителя; потенциальными покупателями товара являются потребители со средним заработком или достатком ниже среднего.

Противоречивость эффекта, не подчиняющегося основному закону спроса и предложения, согласно которому рост цены ведет к уменьшению спроса и наоборот — его важная характеристика. Тем не менее, явление, описанное Робертом Гиффеном, не является исключением из правил экономической теории. Причиной этому служит основа для существования данного эффекта — изменение внешних факторов и наступление ухудшенных условий для экономики страны. Поведение людей, которые начинают скупать товары, несмотря на их растущую стоимость, объясняется тем, что при наступлении неблагоприятных экономических условий люди ожидают дальнейшего подорожания на товары, которые считают наиболее необходимыми для того, чтобы ими запастись сейчас. Для того чтобы покупатель смог приобрести достаточное по его мнению количество определенного товара, он сокращает расходы на менее необходимые и более дорогие товары и услуги. К примеру, предпочтение отдается хлебным и макаронным изделиям вместо мяса и фруктов. Другими словами, происходит эффект замещения одних видов товаров другими. «Эффект Гиффена» — это понятие, которое до сих пор используется и среди экономистов, и среди маркетологов для объяснения поведения покупателей в разных странах.

На сегодняшний день данная теория все же подвергается сомнению, так как невозможно изучить все условия, которые создают почву для изменения привычного поведения покупателей. Та сфера, в которой правило работает практически без исключений — это кризисные явления, нестабильные доходы населения и резкие институциональные изменения. [1]

Как утверждают многие ученые экономическое поведение людей — это сложное понятие, которое требует изучения всех ситуаций и всех факторов, в которых возникают различные нетипичные виды поведений покупателей и продавцов. Среди факторов могут быть как исторический период, так и культура и даже природные условия. По этой причине экономические исследования не могут сводиться к каким-либо обобщениям, так как все происходящее в хозяйстве каждой страны — это уникальное явление, которое проистекает определенным образом благодаря поведению каждого субъекта отношений и факторам, относящимся к объекту этих экономических отношений. Отношения между людьми могут развиваться в двух направлениях. Во-первых, нетипичное поведение одного члена общества (или нескольких, во всяком случае, здесь подразумевается небольшое количество потенциальных покупателей) может быть сглажено остальным обществом и никак не повлиять на спрос. Во-вторых, поведение все того же единичного покупателя повлияет на группу людей и распространится по обществу, произведя эффект на отрасль или даже экономику. [2]

Проблема экономических исследований заключается в сильном упрощении изучаемых моделей, на основе которых позже формируется экономическая политика. Не учитывая факты, а включая в исследование исключительно теоретические предположения, невозможно создать наиболее точную схему действий в любой национальной экономике. Тем не менее, найти связь между фактами, а также причину их проявления также непросто.

Нередко синонимом товара Гиффена является так называемый «низший товар». Это объясняется наличием еще одной обязательной характеристики товаров Гиффена, кроме низкой цены, которая начинает расти — это низкое качество. Критика данного эффекта часто опирается на то, что на практике очень сложно найти товар, который обладал бы обоими свойствами. К тому же, как правило, товары с низким качеством имеют достаточное количество заменителей, которые предотвратят рост спроса на изначальный товар или услугу, так как низкое качество — показатель наличия большого количества однородных продуктов такого же качества и ценовой категории. Товары Гриффена на данный момент не всегда занимают внушительную часть потребительской корзины современного покупателя. [3]

Возвращаясь к классификации товаров, можно выделить следующее:

1)        Нормальные товары, которые не подвержены эффекту Гиффена, соответствуют закону спроса и не отклоняются от него. Другими словами, снижение цены на обычный товар приводит к росту спроса на этот товар. Справедливо и обратное — росту цены сопутствует снижение спроса на товар.

2)        Низшие блага или товары Гиффена подчиняются закону спроса, однако, теоретически и иногда практически могут вести себя иначе.

Такое деление довольно условно, но имеет место в экономической науке, так как реальные примеры всегда можно найти, однако, не всегда можно доказать их эффектом Гиффена. Отсюда его парадоксальность. Тем не менее, такие товары важны для потребителей с малыми доходами и большой долей низших товаров в своем бюджете. Такие потребители могут быть причиной отклонения от привычного поведения спроса и цены. Парадокс особенно актуален в рассмотрении экономик, находящихся в кризисном состоянии, поэтому изучение данного эффекта вместе с реальными фактами и условиями без упрощенных моделей, позволит найти актуальные решения для национальных экономик.

 

Литература:

 

1.         Эффект Гиффена (парадокс Гиффена) — портал «Записки маркетолога» — http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/je/paradox-giffen-effect/index.php

2.         «Лучшие экономические теории редко работают на практике» — статья журнала Forbes от 10 сентября 2013 года — http://forbes.ua/magazine/forbes/1357170-luchshie-ekonomicheskie-teorii-redko-rabotayut-na-praktike

3.         В. В. Гальперин, Вадим Максович Гальперин. 50 лекций по микроэкономике: Лекция 16 [Электронный ресурс] // URL: http://50.economicus.ru/index.php (Дата обращения: 12.04.2015)

Основные термины (генерируются автоматически): товар, эффект, вид товаров, изменение цены, национальная экономика, повышение цен, рост спроса, рост цены, снижение цены, спрос.


Ключевые слова

эффект Гиффена, товары Гиффена, низшие товары, кризисные явления, товары-заменители, изменение цены, закон спроса., закон спроса

Похожие статьи

Современный взгляд на проблемы спроса и предложения...

Кроме цен на спрос влияют: предпочтения покупателей, их доходы, цены других товаров, ожидания покупателей.

Известно, что количество купленных товаров зависит от цены. Эта зависимость в экономике представляет закон спроса.

Анализ и последствия снижения курса российского рубля

При увеличении цены нефти на 1 доллар США курс российского рубля увеличивается в среднем на 0,000249 доллара.

6. Замедление (снижение темпов роста) роста ВВП вследствие роста цен и снижения потребления.

Анализ влияния на экономику России цен на нефть

Кроме этого, дополнительным фактором, повлиявшим на нефтяные цены, стал рост курса доллара ко всем основным валютам, в том числе и к

Мультипликативный эффект роста при внутреннем потреблении энергоносителей мог бы стать таким же, как эффект внешнего спроса.

Экономические аспекты влияния НДС на экономический рост...

Однако, снижение или повышение ставки НДС — вовсе не означает то, что цену на товар продавец повысит или снизит в той же пропорции.

Если же эластичность не такая высокая, то уменьшение спроса будет не столь значительным, и рост цены отразится только на...

Расчеты взаимосвязи рынка акций и экономического развития на...

Для таких товаров цены обычно изменяются в одном направлении. В результате повышение цен на нефть, как и повышение цен на газ, ведет к росту

В совокупности это может привести к росту внутреннего спроса на газ и увеличению рыночной стоимости предприятий газодобычи.

Проблемы зависимости экономики России от колебаний мировых...

Несмотря на снижение мировых цен на нефть, в 2016 г. он обеспечил 45,5 % доходов федерального бюджета и 54,2 % российского экспорта [8]. При этом

Стоимостной объем российского экспорта повышался с 2000 по 2010 г. вследствие роста цен на нефть в этот период.

Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в экономике...

Такую цену в экономике называют равновесной ценой. В случае снижения цены, у потребителей повышается спрос; а производители

На рынке, где господствует олигополии, величина спроса, как обычно, увеличивается при снижении цен и уменьшается при их росте.

Особенности ценообразования в условиях рыночной конкуренции

Эластичность спроса по цене — это степень чувствительности спроса на товар к изменению цены на товар, она показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1 %. Затратный механизм ценообразования воздействует, прежде всего на цену предложения...

Проблема инфляции в Российской Федерации: причины...

Инфляция не означает повышение цен на все товары и услуги, а лишь общий индекс цен, т. е. дефлятор ВВП. Дефляция — стабильное снижение уровня цен. Но несмотря на это дефляция оказывает отрицательный эффект на экономику страны.

Похожие статьи

Современный взгляд на проблемы спроса и предложения...

Кроме цен на спрос влияют: предпочтения покупателей, их доходы, цены других товаров, ожидания покупателей.

Известно, что количество купленных товаров зависит от цены. Эта зависимость в экономике представляет закон спроса.

Анализ и последствия снижения курса российского рубля

При увеличении цены нефти на 1 доллар США курс российского рубля увеличивается в среднем на 0,000249 доллара.

6. Замедление (снижение темпов роста) роста ВВП вследствие роста цен и снижения потребления.

Анализ влияния на экономику России цен на нефть

Кроме этого, дополнительным фактором, повлиявшим на нефтяные цены, стал рост курса доллара ко всем основным валютам, в том числе и к

Мультипликативный эффект роста при внутреннем потреблении энергоносителей мог бы стать таким же, как эффект внешнего спроса.

Экономические аспекты влияния НДС на экономический рост...

Однако, снижение или повышение ставки НДС — вовсе не означает то, что цену на товар продавец повысит или снизит в той же пропорции.

Если же эластичность не такая высокая, то уменьшение спроса будет не столь значительным, и рост цены отразится только на...

Расчеты взаимосвязи рынка акций и экономического развития на...

Для таких товаров цены обычно изменяются в одном направлении. В результате повышение цен на нефть, как и повышение цен на газ, ведет к росту

В совокупности это может привести к росту внутреннего спроса на газ и увеличению рыночной стоимости предприятий газодобычи.

Проблемы зависимости экономики России от колебаний мировых...

Несмотря на снижение мировых цен на нефть, в 2016 г. он обеспечил 45,5 % доходов федерального бюджета и 54,2 % российского экспорта [8]. При этом

Стоимостной объем российского экспорта повышался с 2000 по 2010 г. вследствие роста цен на нефть в этот период.

Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в экономике...

Такую цену в экономике называют равновесной ценой. В случае снижения цены, у потребителей повышается спрос; а производители

На рынке, где господствует олигополии, величина спроса, как обычно, увеличивается при снижении цен и уменьшается при их росте.

Особенности ценообразования в условиях рыночной конкуренции

Эластичность спроса по цене — это степень чувствительности спроса на товар к изменению цены на товар, она показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1 %. Затратный механизм ценообразования воздействует, прежде всего на цену предложения...

Проблема инфляции в Российской Федерации: причины...

Инфляция не означает повышение цен на все товары и услуги, а лишь общий индекс цен, т. е. дефлятор ВВП. Дефляция — стабильное снижение уровня цен. Но несмотря на это дефляция оказывает отрицательный эффект на экономику страны.

Задать вопрос