«Экономика в ребусах» — проектное задание для обучающихся колледжа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 16.04.2015

Статья просмотрена: 3834 раза

Библиографическое описание:

Галиева, С. Г. «Экономика в ребусах» — проектное задание для обучающихся колледжа / С. Г. Галиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 894-896. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17414/ (дата обращения: 24.04.2024).

Проект «Экономика в ребусах» разрабатывался в процессе изучения дисциплины «Экономика» в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы 031001.51 «Правоохранительная деятельность».

Понятие «экономика» определяется по-разному, но в его основе заложена идея «о ведении хозяйства». Данная наука является неотъемлемой частью нашей с вами повседневной жизни, поскольку именно она помогает нам удовлетворить насущные потребности, обеспечивает жизнедеятельность. Вместе с тем, экономические знания необходимы каждому специалисту-профессионалу, несмотря на то, в какой бы сфере он не был занят.

Актуальность подготовки специалистов правоохранительной деятельности, владеющих экономическими знаниями, вызвана потребностью в кадрах для арбитражных судов, рассматривающих в основном экономические споры, для нотариата, таможенной службы, банков, налоговой инспекции и ряда других организаций.

В требованиях к результатам освоения дисциплины в соответствии с программой учебной дисциплины «Экономика» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования перечислены знания и умения, которыми должен овладеть студент. В соответствии с этими требованиями обучающийся должен знать и понимать, в том числе основные экономические термины и определения. Более того, обучающийся должен развить способности для формирования общих компетенций (далее ОК).

Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологии, т. к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается с и проблемой изменения эффективности обучения. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований. В рамках профильного обучения проектирование следует рассматривать как основной вид познавательной деятельности школьников [1].

В процессе разработки компетентностного подхода исследователи уточняют основные понятия: «компетенция» и «компетентность». Так, например, Г. Н. Сериков определяет компетентность как «способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире» [6].

Компетентностный подход в образовании ориентируется на самостоятельное участие личности обучающегося в учебно-познавательном процессе и овладение способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного рода компетенций. Образовательная компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности [2].

Целью работы над проектом являлось:

-        закрепление, углубление, расширение и систематизация теоретических знаний

-        развитие познавательных способностей, активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;

-        формирование самостоятельного мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

-        развитие исследовательских способностей;

-        овладение культурой умственного труда.

Также реализованный проект «Экономика в ребусах» обеспечил формирование следующих общих компетенций, заявленных в федеральном государственном образовательном стандарте по специальности:

-        ОК 3 организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

-        ОК 6 осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

-        ОК 7 использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Суть проекта состояла в разработке ребусов по ключевым экономическим терминам и определениям. После изучения каждой темы студенты получали внеаудиторную самостоятельную работу (домашнее задание) предусматривающие создание ребуса по ключевому понятию, изучаемому на занятии.

Ребус — загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков. Говорить ребусами (т. е. непонятно, с намёками) [5]. Ребус, если понимать его как шифровку, в которой информация закодирована по определенным правилам с помощью рисунков и символических обозначений, является одним из старейших средств кодирования информации.

Результатом работы над проектом «Экономика в ребусах» стал альбом из тридцати зашифрованных в виде ребуса, экономических терминов.

Следующий этап работы, применение его на занятиях по дисциплине «Экономика», с предложенными правилами отгадывания ребусов.

Исследователи обращают внимание на «многослойность» результата любой проектной деятельности. Имеются в виду преобразования, носящие предметный, деятельностный, личностный, коммуникативный характер. Для проектной деятельности, осуществляемой в рамках педагогического процесса, в первую очередь значимо получение двух видов результатов: «продуктного» и «человеческого». Один проявляется на уровне изменения человеческих свойств, качеств, проявлений, отношений по мере участия в реализации проекта. К таким изменениям относятся развитие креативного мышления, воображения, приобретение умений и навыков работы в проекте, формирование коммуникативной культуры. Другой непосредственно связан с качеством произведенного проектного продукта. Кроме того, проектная деятельность сопровождается рядом эффектов, например, освоение участниками дополнительных видов деятельности, таких как диагностика, прогнозирование, экспертиза, рефлексия. Или пробуждение интереса к новой для себя предметной (профессиональной) сфере [4].

В нашем случае первым результатом — «продуктивным», является альбом «Экономика в ребусах», а «человеческим» результатом — формирование знаний, умений и общих компетенций в процессе работы над проектом. Причем интерес прослеживался не только на этапе разработки ребусов по ключевым понятиям, но и на этапе применения, т. е. в процессе отгадывания ребуса. На рисунке 1 представлены примеры ребусов.

 

 

Рис. 1. Ребусы из альбома «Экономика в ребусах»

 

Таким образом, наблюдение за процессом обучения экономике с использованием интерактивных игровых форм (метода проектов) преподавания показывает:

-        что применение их дает возможность привить обучающимся интерес к дисциплине;

-        создает положительное отношение к изучению дисциплины «экономика», стимулирует самостоятельную деятельность обучающихся;

-        дает возможность более целенаправленно осуществить индивидуальный подход в обучении;

-        повышает положительную мотивацию у обучающихся, поддерживает внутреннюю мотивацию обучения.

На вопрос: «Стоит ли прибегать к проектному обучению на занятиях по экономике»? Можно утвердительно ответить «ДА», так как изучение дисциплины должно привести обучаемого к овладению определенными знаниями, умениями. А всё это способен обеспечить проектный метод обучения, поскольку нестандартная форма задания, интересная, увлекательная работа привлекает внимание студентов, формирует устойчивый интерес и успешное усвоение материала.

Таким образом, мы приходим к выводу, что изучение экономики очень важно для любого специалиста, желающего быть востребованным профессионалом в своей сфере деятельности. Знание экономических основ во многом определяет уровень и качество нашей жизни.

 

Литература:

 

1.         Вохменцева, Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей [текст] / Е. А. Вохменцева // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 58–65.

2.         Из опыта методической работы: Дайджест журнала «Методист» [текст] / Сост. е.М. Пахомова; Науч. Ред. Э. М. Никитин. — М.: АПКиПРО, 2004

3.         Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений [текст] / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И. А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.

4.         Нефедова, Л.А., Ухова Н. М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении [текст] // Школьные технологии. — 2006. -№ 4.- с.61

5.         Ожегов, С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка [электронный ресурс] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова — М., 2010 г. http://ozhegov.textologia.ru/

6.         Сериков, Г. Н. Управление достижением качества образования [текст]/ Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков. — Челябинск: ИЦ «Уральская академия», 2009. 265 с.

7.         Сериков, Г. Н. Гуманно ориентированная интерпретация системы качества образования [текст]/ Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков// Образование и наука, 2009. — № 6 (63). — с.15–20.

8.         Федеральный государственный образовательный стандарт СПО по специальности 031001.51 «Правоохранительная деятельность»– М.: Минобрнауки России, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): ОКА, проектная деятельность, ребус, знание, изучение дисциплины, метод проектов, проект, проектная технология, умение, экономика.


Похожие статьи

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем

‒ проблемное обучение. ‒ кейс-технологии. В своей работе нам хотелось бы остановиться на методе проектов.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

Информационно-коммуникационные технологии проектной деятельности учащихся. Информационно-коммуникационные технологии в обучение на основе проектов повышают эффективность объяснения и качество обучения, так как позволяют применять различные...

Использование метода проектов на уроке технологии

Проектный метод обучения позволяет учащимся освоить знания и получить умения в процессе выполнения проекта. Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.

Организация проектной деятельности учащихся СПО по...

Метод проектов, несмотря на то, что существует достаточно долгое время, считается педагогической технологией XXI века. Использование метода проектов способствует формированию у учащихся творческого и критического мышления...

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

В статье важное место отводится анализу эффективности метода проектов в учебной деятельности. Выделяются цели и задачи проектного обучения, типы проектов, приводятся конкретные проекты, реализованные на уроках в Гимназии № 3, приводится их содержание...

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых

Средством формирования исследовательской и проектной компетенций учащихся выступает учебный проект.

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается с и проблемой изменения эффективности обучения.

Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во...

Технология проектной деятельности (из опыта работы)

Основные термины (генерируются автоматически): проект, метод проектов, проектная деятельность, класс, ребенок, сбор информации, школа.

Технология «Ментальная арифметика» в организации образовательной деятельности дошкольников.

Использование проектного метода на уроках математики при...

Использование проектного метода обучения предполагает знание учителем разработки и создания проекта. Формирование исследовательского метода предполагает организацию на уроках процесса выработки новых знаний...

Похожие статьи

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем

‒ проблемное обучение. ‒ кейс-технологии. В своей работе нам хотелось бы остановиться на методе проектов.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

Информационно-коммуникационные технологии проектной деятельности учащихся. Информационно-коммуникационные технологии в обучение на основе проектов повышают эффективность объяснения и качество обучения, так как позволяют применять различные...

Использование метода проектов на уроке технологии

Проектный метод обучения позволяет учащимся освоить знания и получить умения в процессе выполнения проекта. Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.

Организация проектной деятельности учащихся СПО по...

Метод проектов, несмотря на то, что существует достаточно долгое время, считается педагогической технологией XXI века. Использование метода проектов способствует формированию у учащихся творческого и критического мышления...

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

В статье важное место отводится анализу эффективности метода проектов в учебной деятельности. Выделяются цели и задачи проектного обучения, типы проектов, приводятся конкретные проекты, реализованные на уроках в Гимназии № 3, приводится их содержание...

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых

Средством формирования исследовательской и проектной компетенций учащихся выступает учебный проект.

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается с и проблемой изменения эффективности обучения.

Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во...

Технология проектной деятельности (из опыта работы)

Основные термины (генерируются автоматически): проект, метод проектов, проектная деятельность, класс, ребенок, сбор информации, школа.

Технология «Ментальная арифметика» в организации образовательной деятельности дошкольников.

Использование проектного метода на уроках математики при...

Использование проектного метода обучения предполагает знание учителем разработки и создания проекта. Формирование исследовательского метода предполагает организацию на уроках процесса выработки новых знаний...

Задать вопрос