Воспитательные функции задач | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 18.03.2015

Статья просмотрена: 1298 раз

Библиографическое описание:

Титова, Е. И. Воспитательные функции задач / Е. И. Титова, А. В. Чапрасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 696-698. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16415/ (дата обращения: 19.04.2024).

О роли и функциях задач в обучении математике написано много, эта тематика волновала не одно поколение ученых. В данной работе нам хотелось бы рассмотреть задачи с точки зрения воспитательного аспекта. Ведь решая задачу, ученик не только отрабатывает знания, раскрывает математические способности, но и воспитывает себя. Можно сказать, процесс воспитания возможен через решение задач.

Проявление элементов воспитания, осуществляемые в процессе решения школьниками математических задач, должно находить свое отражение на протяжении всего процесса обучения. Наиболее актуальными являются для нас такие воспитательные цели, как:

а) возбуждение и поддержание интереса к предмету;

б) воспитание у учащихся ответственного отношения к учению;

в) воспитание потребности и умений учиться математике, добывать знания о действительности посредством живого созерцания и абстрактного мышления (умений наблюдать и мыслить).

Изучаемые на уроке или отраженные в условии задач конкретные факты в конечном счете важны не сами по себе. Многие из них могут быть со временем забыты. Однако изучение всех таких факторов должно оставлять определенный след в сознании обучаемого. Знание того, как вообще человек добывает факты или осуществляет решения возникающих перед ним задач, как фиксирует человек в мышлении результаты познания реальной действительности — все это должно формироваться постепенно и планомерно. Тем самым ученики должны понимать, что решаемая задача лишь часть познаваемого и в ней заложена определенная жизненная ситуация.

Под воспитывающими функциями задач будем понимать функции, которые направлены на формирование нравственных качеств учащихся. В отличие от обучающих функций задач их воспитывающие функции, на наш взгляд, можно подразделить лишь на функции общего и специального характера. К числу общих воспитывающих функций задач относятся:

1)        Формирование у школьников высокой степени сознательности, чувства ответственности перед обществом, социальной активности, оптимизма и гуманистической направленности.

2)        Воспитание у школьников чувства товарищества, взаимопомощи, творческой инициативы, дисциплинированности и организованности.

3)        Эстетическое воспитание учащихся (формирование чувства прекрасного, вкуса к прекрасному, потребности, желания и способности преобразовать окружающий мир и строить человеческие отношения по законам красоты, стремление пополнить свой запас художественных и эстетических знаний и т. д.).

4)        Воспитание положительного отношения школьника к учебной деятельности, развитие интереса к учебе, любознательности.

5)        Формирование умений рационализировать свою учебную работу и приемы ее оформления; воспитание способности доводить любое учебное задание до конца; формирование критичности в оценке результатов своей работы, наряду с чувством уверенности в правильности ее выполнения.

Нетрудно усмотреть, что в перечисленных общих воспитывающих функциях задач отражены главные воспитательные цели школьного обучения вообще. Поэтому общие и специальные воспитывающие функции задач реализуются одновременно. Конкретность той или иной воспитывающей функции не проявляется. Специализация этих функций проявляется в математическом содержании как самих задач, так и методов их решения, в особенностях, присущих постановке или процессу решения математических задач.

По существу каждая из задач (или процесс ее решения) несет себе ту или иную воспитательную функцию. И от учителя (впрочем, как и автора учебника или задачника) зависит эффективность реализации. И хотя трудно себе представить существование математических задач с ведущей воспитывающей функцией, реализация целей воспитания через задачи может и должна быть систематической и планомерной. Поэтому конкретизация воспитывающих функций математических задач не имеет, на наш взгляд, никакого смысла.

С точки зрения воспитания, понятие что усиление значимости постановки задач в обучении математике предполагает также соответствующее усовершенствование учебников и методики обучения в плане всестороннего использования функций решаемых в школе математических задач как в ходе обучения их решению, так и в ходе обучения математики через задачи.

Одним из важных аспектов воспитательной работы является правильная система контроля. Следовательно задачи должны также обладать контролирующими функциями. Если говорить об общих контролирующих функциях задач, то можно говорить об установлении качества обучения, воспитания и развития школьников, т. е. о качестве их математического образования и воспитания в целом. Однако в таких общих целях математические задачи, как правило, не используются и потому, говоря о контролирующих функциях задач, следует прежде всего иметь в виду их специальные и конкретные функции. Специальные контролирующие функции задач некоторые из которых имеют весьма общий характер) могут быть сформулированы на основе им соответствующих специальных обучающих, развивающих и воспитывающих функций. К их числу можно, например, отнести такие функции, как:

а) установление уровня обученности и обучаемости;

б) проверку способности (и умения) самостоятельно учиться;

в) оценку способности к сообразительности;

г) установление уровня развития того или иного компонента            математического мышления или качества, присущего математическому стилю мышления;

д) установление уровня сформированности познавательных интересов.

Конкретные контролирующие функции задач, как правило, имеют целью оценку эффективности реализации той или иной конкретной цели обучения, воспитания и развития и потому формулируются по аналогии с соответствующими конкретными функциями задач, в которых эти цели отражены. Следует отметить, что в практике школьного обучения математике (за исключением разве что этапа проведения экзаменов) контролю знаний и развития учащихся (и в том случае, когда он осуществляется через задачи) присущ обучающий и воспитывающий характер. Поэтому при постановке задач, в различного рода контрольных и проверочных работах следует учитывать этот побочный, но весьма важный эффект и соответствующим образом его использовать. И если для практики школьного обучения математике справедливо требование «обучая, развивать и воспитывать», то не менее справедливо и положение: «контролируя, обучать, воспитывать и развивать».

Не будет большим преувеличением утверждение о том, что жизненная деятельность человека состоит из каждодневного решения различных задач во всем многообразии их содержания, роли и применяемых методов решения. Большинство из этих, ставящихся жизнью задач, решается человеком в процессе целенаправленной и планомерной деятельности; некоторые из этих задач возникают случайно и требуют от человека принятия решения в незапланированном порядке, вне зависимости от готовности и умения отдельного индивидуума решать их правильно. Решение многих задач требует от человека хорошо развитой способности к творческой деятельности или, по крайней мере, способности и умения отыскать в данных условиях более или менее оптимальное решение. Поэтому неудивительно то большое значение, которое современная наука придает изучению процесса человеческой деятельности как в сфере производства, так и в обучении.

 

Литература:

 

1.     Буркина В. А., Титова Е. И. Методика работы с аномальными задачами// Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 740–741.

2.     Ермолаева Е. И. Систематизация математических знаний у студентов строительных специальностей в рамках модульного обучения// Наука и школа. 2008. № 1. С. 33–37.

3.     Куимова Е. И., Куимова К. А., Титова Е. И. Функции задач в обучении математике// Молодой ученый. 2014. № 12 С. 280–281.

4.     Титова Е. И., Чапрасова А. В. Различные трактовки понятия «задача» и методика их решения// Молодой ученый. 2014. № 6 (65). С. 760–762.

Основные термины (генерируются автоматически): задача, воспитывающая функция задач, контролирующая функция задач, функция, школьное обучение, воспитание, математик, процесс решения, установление уровня, функция задач.


Похожие статьи

Функции задач в обучении математике | Статья в журнале...

В данной работе нам хотелось бы рассмотреть вопрос о функциях задач, разделенных нами на три основных категории: обучающих, воспитывающих и развивающих. Под обучающими функциями задач будем понимать такие функции...

Роль задач в обучении математике | Статья в журнале...

Обучая решению математических задач, учитель математики в то же время воспитывает учащихся, формирует у

Квадратичная функция: Учеб. пос. по математике для 9 класса.

Решение нестандартных задач по математике с использованием информационных технологий.

Проектирование системы задач и упражнений по учебной...

Типовая задача 9. Для функции найти: градиент функции в точке , величину градиента, производную по направлению в точке .

Роль упражнений на готовых чертежах в процессе обучения решению геометрических задач.

Реализация развивающей функции обучения через решение...

Статья посвящена рассмотрению вопроса о роли решения физических задач в реализации развивающей функции обучения. Ключевые слова: физическая теория, развивающее обучение, физическая задача.

Обучение решению арифметических задач | Статья в журнале...

В процессе решения арифметических задач учащиеся учатся планировать и контролировать свою деятельность, овладевать приёмами, самоконтроля (проверка задачи прикидка задач и т. д.) у них воспитывается настойчивость, воля, развивается интерес к поиску решения задачи.

Развивающие задачи как средство развития познавательных...

К развивающим задачам, или задачам с развивающими функциями относятся: · задачи, для решения которых не требуются новые знания по предмету

Основные термины (генерируются автоматически): задача, задание, знание, решение, решение задач, процесс обучения.

Задачи с практическим содержанием и их роль в осуществлении...

Обучающая функция задач с практическим содержанием заключается в том, что решение таких задач способствует конкретизации и систематизации имеющихся у учащихся знаний; построению новых систем знаний...

Оптимизационные задачи в школьном курсе математики

Статья посвящена проблеме обучения школьников решению оптимизационных задач математики. Ключевые слова: оптимизационные задачи, интеграционные связи, прикладная направленность обучения.

О правильности постановки математических задач

Проблемы решения математических задач занимали и занимают одно из важных мест в педагогике. Однако, следует учесть, что решение педагогических вопросов применения задач в обучении не будет полноценным без логико-психологического анализа структуры и типов тех...

Похожие статьи

Функции задач в обучении математике | Статья в журнале...

В данной работе нам хотелось бы рассмотреть вопрос о функциях задач, разделенных нами на три основных категории: обучающих, воспитывающих и развивающих. Под обучающими функциями задач будем понимать такие функции...

Роль задач в обучении математике | Статья в журнале...

Обучая решению математических задач, учитель математики в то же время воспитывает учащихся, формирует у

Квадратичная функция: Учеб. пос. по математике для 9 класса.

Решение нестандартных задач по математике с использованием информационных технологий.

Проектирование системы задач и упражнений по учебной...

Типовая задача 9. Для функции найти: градиент функции в точке , величину градиента, производную по направлению в точке .

Роль упражнений на готовых чертежах в процессе обучения решению геометрических задач.

Реализация развивающей функции обучения через решение...

Статья посвящена рассмотрению вопроса о роли решения физических задач в реализации развивающей функции обучения. Ключевые слова: физическая теория, развивающее обучение, физическая задача.

Обучение решению арифметических задач | Статья в журнале...

В процессе решения арифметических задач учащиеся учатся планировать и контролировать свою деятельность, овладевать приёмами, самоконтроля (проверка задачи прикидка задач и т. д.) у них воспитывается настойчивость, воля, развивается интерес к поиску решения задачи.

Развивающие задачи как средство развития познавательных...

К развивающим задачам, или задачам с развивающими функциями относятся: · задачи, для решения которых не требуются новые знания по предмету

Основные термины (генерируются автоматически): задача, задание, знание, решение, решение задач, процесс обучения.

Задачи с практическим содержанием и их роль в осуществлении...

Обучающая функция задач с практическим содержанием заключается в том, что решение таких задач способствует конкретизации и систематизации имеющихся у учащихся знаний; построению новых систем знаний...

Оптимизационные задачи в школьном курсе математики

Статья посвящена проблеме обучения школьников решению оптимизационных задач математики. Ключевые слова: оптимизационные задачи, интеграционные связи, прикладная направленность обучения.

О правильности постановки математических задач

Проблемы решения математических задач занимали и занимают одно из важных мест в педагогике. Однако, следует учесть, что решение педагогических вопросов применения задач в обучении не будет полноценным без логико-психологического анализа структуры и типов тех...

Задать вопрос