Рисование с натуры, от набросков до краткосрочной зарисовки головы человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 13.03.2015

Статья просмотрена: 1560 раз

Библиографическое описание:

Кудрявцев, И. В. Рисование с натуры, от набросков до краткосрочной зарисовки головы человека / И. В. Кудрявцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 636-639. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16258/ (дата обращения: 19.04.2024).

Научитесь прежде прилежанию, чем быстроте

Леонардо да Винчи

Академический рисунок, как основа изобразительного искусства, предполагает изображение на плоскости разными материалами трехмерного пространства видимого мира. Основные принципы обучения — от простого к сложному, от плоского к объемному, от неумения к умению, не пропуская ни одной ступени в постижении мастерства.

Рисование с натуры заставляет ученика внимательно наблюдать, изучать особенности строения формы, размышлять, пытаясь правильно изобразить увиденное.

Для того чтобы учебные наброски и зарисовки с натуры могли выполнять свою роль, учащимся необходимо овладеть ими как особым видом обобщенного реалистического изображения, имеющим свои специфические способы исполнения.

Второе, не менее важное назначение набросков и зарисовок в том, что они помогают воспитывать чувство обостренного восприятия окружающей действительности, умение «цельно» видеть, наблюдать и сознательно обобщать увиденное.

Искусство рисования представляет собой единый художественный творческий и учебно-познавательный процесс, который позволяет развить наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, приобрести особое видение мира, теоретические знания и практические навыки в этой области.

Зрительное восприятие художников особенно обострено и глубоко индивидуально. Оно обуславливается творческой направленностью художника, и не все, что художник видит, привлекает его внимание и вызывает интерес и желание изобразить. Но то, что его заинтересовало, он наблюдает, анализирует.

Наблюдение может быть длительным, непрерывным, или очень коротким, и поэтому оно очень различно.

В итоге в сознании художника возникает неполный, но достаточно устойчивый образ предмета или явления. То, что в восприятии художника возникает не весь предмет или явление, со всеми деталями и подробностями, а выборочно, лишь самое главное, наиболее характерное, типичное и называется — «цельным видением».

Можно смотреть, но не видеть. Поэтому очень важно, чтобы итог наблюдения был сохранен в сознании. Здесь на помощь художнику приходит зрительная память.

Зрительная память развивается на основе практического опыта, благодаря часто повторяющимся упражнениям на «запоминание». Чем больше собирается впечатлений и представлений о жизни, тем больше скапливается в копилке памяти у начинающего художника.

Обучение изобразительному искусству не возможно без решения основных, взаимосвязанных друг с другом методических задач:

1.                  Воспитывать и развивать у учащихся способность к наблюдению.

2.                  Научить их цельно видеть (воспринимать действительность во всем многообразии и внутренней связи).

3.                  Развивать и укреплять зрительную память.

4.                  Научить работать «по представлению».

5.                  Привить и выработать привычку работать самостоятельно дома, без помощи педагога (домашнее задание).

Краткосрочные учебные рисунки, наброски и зарисовки — являются вспомогательными, но очень ценными упражнениями, активирующими весь учебный процесс и решающими и эту сложную задачу.

Набросок — обобщенное изображение предметного мира, исполняемое в короткий, иногда кратчайший промежуток времени. Существуют несколько типов набросков:

1.                  Набросок с натуры.

2.                  Комбинированные наброски (сначала с натуры, а затем по памяти).

3.                  Наброски исполняемые только «по памяти».

4.                  Наброски «по представлению».

5.                  Наброски, выполняемые комплексным способом

с применением всех вышеуказанных способов.

6.                  Наброски по воображению (набросок — эскиз).

«Зарисовка» является одним из видов краткосрочного рисунка. «Зарисовать» у художника — это примерно тоже; что у писателя — «записать».

Характер исполнения зарисовки может быть самым разнообразным в зависимости от её назначения и содержания, также различно и время, затрачиваемое на ее исполнение.

Кроме зарисовок различного типажа и жанровых сценок, следует набрасывать части пейзажа, фрагменты архитектуры, разнообразные бытовые предметы и др.

У И. Е. Репина в «Пенатах» имелся целый шкаф альбомов с зарисовками. Их художник хранил как необходимый материал для творческой работы.

Тема зарисовок: «Жук», «Бабочка», «Кузнечик», «Ключ», «Веточка винограда», «Орех», «Ботинок» и так далее.

Чередуя зарисовки мелких предметов и традиционные задания по рисунку, можно заметить, как у учащихся появляется интерес к предмету «Рисунок», появляются и профессиональные навыки в работе над рисунками.

Зарисовки мелких предметов и наброски с фигуры человека являются темой для домашних заданий. В течение недели, на протяжении всего учебного годах, учащиеся должны выполнить и принести от 3-х до 10-ти домашних зарисовок.

Во 2х, 3х классах требования к зарисовкам повышаются. Появляется задача на передачу объема, материальности, фактуры, обработки поверхности предмета.

В процессе работы над зарисовками у учащихся постепенно вырабатывается способность к точной передаче натуры и длительной работе над рисунками. Требование к точности рисунка воспитывает у учащихся чувство ответственности за свою работу, а это одно из профессиональных качеств художника

Задания располагаются в порядке постепенного усложнения от изображения простейших предметов до краткосрочной зарисовки головы и фигуры человека.

В 3-х классах темой зарисовок может быть часть интерьера, прихожей и т. д. Набросок человека в интерьере, зарисовка складок.

Классное задание краткосрочная «зарисовка головы человека» выполняется ограниченным количеством учащихся (лучшие ученики).

Обязательным условием является предварительное знакомство со строением черепа, его зарисовок в 2-х поворотах (фас, три четверти), зарисовок частей лица, обрубованной головы в 2-х поворотах (фас, три четверти). А также выполнение учащимися систематических, обязательных домашних заданий с 1х по 4е классы.

Для 4-х классов это — «Автопортрет» — 3 шт. копии с рисунков старых мастеров Боттичелли, Рубенса, Репина, Серова — 10 шт.

Учащиеся 4-х. 5-х классов выполняют краткосрочную зарисовку головы человека (в фас, три четверти) в классе. Материал графитный карандаш, формат А-3, время 30–40 минут. Модели — учащиеся 4 классов.

Цель: знакомство с пропорциями головы человека. Задачи: закомпановать, передать пропорции головы человека.

Перед началом зарисовки следует внимательно рассмотреть модель со всех сторон уяснить себе ее характер и отличительные особенности.

Выбрав точку зрения на натуру, следует определить размер и место положения рисунка в листе и в дальнейшем стараться не выходить из установленных рамок т. к. это нарушит пропорции и композицию листа.

Необходимо напомнить учащимся об органичной связи формы головы с ее костной основой — черепом, показать и назвать основные части черепа: лицевая, затылочная, лобная, теменная, височные и отдельная составляющая — нижняя челюсть.

Обобщенная форма человеческой головы, напоминает овал, которым, как очень условным изображением, пользуются при построении формы черепа и головы.

Для зарисовки формы черепа и головы пользуются так называемой, серединной линией, которая при положении черепа в фас совпадают с осью симметрии лицевой его части, и делит его по вертикали па две зеркально одинаковые части. Если дополнительно нанести на овал (череп, голову) вспомогательную линию, пересекающую серединную линию на половине высоты овала, то образуется крестовина. «Крестовина», делящая овал (череп, голову) по горизонтали на 2 части (верхнюю и нижнюю) и совпадающая своей точкой пересечения с переносицей, служит ориентировочной линией, на которой расположены середины глазных впадин (глаза).

«Крестовина» помогает сразу намечать не только повороты головы по горизонтали — вправо, влево, но и его наклоны по вертикали — вверх, вниз. Также по овалу (черепу, голове) можно провести две дополнительные линии, которые делят серединную линию на 3 равных части, начиная сверху:

-        Линия бровей

-        Линия, показывающая нижний край носового отверстия (у черепа) или основания носа (у головы).

Ориентируясь на горизонтальную линию «крестовины» устанавливаем размеры глаз, затем намечаем передние и боковые поверхности носа, определяем в общих чертах форму рта и подбородка, а также находим место положения уха — между линией бровей и линией основания носа, намечем границ покрова волос.

Продолжаем вести зарисовку парными формами, симметричными относительно «серединной» линии

-        Два глаза;

-        Два уха;

-        Две точки уголков рта и т. д.

Не забываем, что расстояние между глазами равно глазу (хотя в жизни встречаются лица с близко или широко расставленными глазами). Рисуя, глаза, необходимо следить за направлением взгляда модели. Оси зрения должны скрещиваться в одной точке, и, следовательно, глаза фактически всегда бывают несколько скошены внутрь. Только в тех случаях, когда человек задумался, или когда он смотрит вдаль, оси зрения идут параллельно.

Нос состоит из передней плоскости, двух боковых, а также нижней плоскости, где расположены ноздри. Для определения крыльев носа проводят вспомогательные линии вниз от внутренних уголков глаз.

В пластической характеристике головы большое значение имеет нижняя челюсть, ее формой определяется овал лица. Расстояние от конца подбородка до разреза рта всегда больше, чем от разреза рта до основания носа. Рот всегда бывает шире крыльев носа. Характер губ имеет большое значение для выражения лица. В зависимости от него лица могут казаться добрыми, злыми, веселыми, грустными и т. д.

Продолжая зарисовку, учащиеся сравнивают лицевую и затылочную часть головы, уточняют массу волос, характер прически.

Голова в набросках и зарисовках всегда изображается с шеей или видимой ее частью. Шея условно имеет форму цилиндра, и он немного наклонен по отношению к голове. Голова связывается с туловищем посредством двух грудинно-ключично-сосцевидных мышц, осуществляющих ее поворот в сторону.

Заканчивая зарисовку, учащиеся еще раз проверяют композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Уделяют внимание определенной «законченности» зарисовки.

В процессе работы над зарисовками у учащихся постепенно вырабатывается способность к точной передаче натуры и длительной работе над рисунками. Требование к точности рисунка воспитывает у учащихся чувство ответственности за свою работу, а это одно из профессиональных качеств художника.

Краткосрочная зарисовка головы человека развивает способности и стремление учащихся к активной самостоятельной работе, к умению думать, делать отбор и анализировать полученный результат. А обязательные домашние задания — «Автопортрет» я копии с рисунков старых мастеров, позволяют закрепить минимальные теоретические и практические знания и навыки, полученные в процессе работы над краткосрочной зарисовкой головы человека.

Наброски и зарисовки являются необходимой составляющей в творческой работе начинающего художника.

 

Литература:

 

1.      Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М. 1957

2.      Чистяков П. П. Письма. Записные книжки. Воспоминания, М. 1953;

3.      Соловьев A. M., Смирнов Г. Р., Алексеева Е. С. Учебный рисунок. М. 1953.

  1. Ли Н. Г. Основы учебного академического рисунка. М. 2008
  2. Материалы и техника рисунка под редакцией В. А. Королева М. 1987.
  3. Радлов Н. Э., Густав Доре Л. 1935
  4. Собко Н. П. «Словарь русских художников» Спб. 1893.
Основные термины (генерируются автоматически): зарисовка, набросок, учащийся, глаз, голова, зрительная память, краткосрочная зарисовка головы человека, процесс работы, длительная работа, изобразительное искусство.


Похожие статьи

Принципы и методы обучения изобразительному искусству...

Кардовский наглядно объяснял на примерах работ великих мастеров, как именно художник

Основой всей системы преподавания Д. Н. Кардовского являлся рисунок головы человека.

У рисующего глаз должен видеть, голова рассуждать, а рука делать» — так говорил П. П...

К вопросу о рисунке по памяти, представлению и воображению

Академическая и творческая работа учащихся должна дополняться регулярными упражнениями по памяти, представлению и воображению как длительного, так и кратковременного характера (это могут быть этюды, наброски, эскизы, педагогическое рисование...

Специфика дисциплины «Академический рисунок» в системе...

Академический рисунок складывается из двух видов деятельности: длительного рисунка и краткосрочных набросков и зарисовок.

Научные основы специальной подготовки учителей изобразительного искусства в процессе обучения рисунку и живописи.

Место рисования с натуры в формировании изобразительного...

Зарисовки и рисунки развивают у учащегося реалистичное – полное видение натуры [1, c. 12-16].

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, зрительная память, учащийся, предмет, натура, полный объем, особое внимание, будущий...

Активизация восприятия студентов при изображении объемной...

Наброски отличаются именно краткосрочностью. Выбор вида наброска зависит от стоящих перед рисовальщиком задач, а также его опыта в работе с тем

Научные основы специальной подготовки учителей изобразительного искусства в процессе обучения рисунку и живописи.

Изобразительные умения и навыки в процессе выполнения...

Наброски подразделяются по времени на краткосрочные и длительные, а по виду на линейные и тональные.

изобразительные умения и навыки, дизайн, наброски, изобразительные способности, зарисовки, цельность видения натуры.

Рисование с натуры и по представлению — единый процесс...

Как в процессе работы над эскизом, так и ведении основной работы, опора на художественную память помогает держать в поле зрения, отобранное и главное.

Авсиян О. А. Натура и рисование по представлению. — М.: Изобразительное искусство 1985 г.

Критерии для оценки сформированности живописного восприятия...

прошлых столетий, изучение базовых законов изобразительного искусства и законов

В процессе творческой деятельности учащиеся усваивают живописные умения и навыки

—найдена цветовая гармония, колорит работы; —передается целостный взгляд на постановку

К вопросу о значении работы по памяти и воображению

В системе подготовки студентов художественных специальностей не выделяется отдельного времени на зарисовки по памяти и воображению, поэтому преподавателю необходимо отдельно проводить краткосрочные сеансы в процессе работы над той или иной постановкой.

Похожие статьи

Принципы и методы обучения изобразительному искусству...

Кардовский наглядно объяснял на примерах работ великих мастеров, как именно художник

Основой всей системы преподавания Д. Н. Кардовского являлся рисунок головы человека.

У рисующего глаз должен видеть, голова рассуждать, а рука делать» — так говорил П. П...

К вопросу о рисунке по памяти, представлению и воображению

Академическая и творческая работа учащихся должна дополняться регулярными упражнениями по памяти, представлению и воображению как длительного, так и кратковременного характера (это могут быть этюды, наброски, эскизы, педагогическое рисование...

Специфика дисциплины «Академический рисунок» в системе...

Академический рисунок складывается из двух видов деятельности: длительного рисунка и краткосрочных набросков и зарисовок.

Научные основы специальной подготовки учителей изобразительного искусства в процессе обучения рисунку и живописи.

Место рисования с натуры в формировании изобразительного...

Зарисовки и рисунки развивают у учащегося реалистичное – полное видение натуры [1, c. 12-16].

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, зрительная память, учащийся, предмет, натура, полный объем, особое внимание, будущий...

Активизация восприятия студентов при изображении объемной...

Наброски отличаются именно краткосрочностью. Выбор вида наброска зависит от стоящих перед рисовальщиком задач, а также его опыта в работе с тем

Научные основы специальной подготовки учителей изобразительного искусства в процессе обучения рисунку и живописи.

Изобразительные умения и навыки в процессе выполнения...

Наброски подразделяются по времени на краткосрочные и длительные, а по виду на линейные и тональные.

изобразительные умения и навыки, дизайн, наброски, изобразительные способности, зарисовки, цельность видения натуры.

Рисование с натуры и по представлению — единый процесс...

Как в процессе работы над эскизом, так и ведении основной работы, опора на художественную память помогает держать в поле зрения, отобранное и главное.

Авсиян О. А. Натура и рисование по представлению. — М.: Изобразительное искусство 1985 г.

Критерии для оценки сформированности живописного восприятия...

прошлых столетий, изучение базовых законов изобразительного искусства и законов

В процессе творческой деятельности учащиеся усваивают живописные умения и навыки

—найдена цветовая гармония, колорит работы; —передается целостный взгляд на постановку

К вопросу о значении работы по памяти и воображению

В системе подготовки студентов художественных специальностей не выделяется отдельного времени на зарисовки по памяти и воображению, поэтому преподавателю необходимо отдельно проводить краткосрочные сеансы в процессе работы над той или иной постановкой.

Задать вопрос