Информационные технологии в образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 11.03.2015

Статья просмотрена: 8553 раза

Библиографическое описание:

Романкова, А. А. Информационные технологии в образовании / А. А. Романкова, Е. И. Титова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 677-679. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16204/ (дата обращения: 24.04.2024).

В современном мире нас окружают сплошные компьютерные инновации, различные программные средства. Во всех сферах деятельности применяются информационные технологии. Это также находит отражение и в системе образования.

Говоря о классификации образовательных информационных технологий, то можно предложить разделение программных средств по функциональному назначению и по методическому назначению:

-          педагогические программные средства;

-          диагностические, тестовые программы;

-          инструментальные программные средства;

-          предметно-ориентированные программные среды;

-          программные средства, предназначенные для формирования культуры учебной деятельности, информационной культуры;

-          учебные среды программирования;

-          сервисные программные средства;

-          программные средства, предназначенные для автоматизации процесса информационно-методического обеспечения;

-          программные средства, управляющие действиями реальных объектов;

-          программные средства, предназначенные для автоматизации процесса обработки результатов учебного эксперимента;

-          игровые программные средства развивающего и досугового назначения.

Рассматривая систему образования, можно выделить информационно-коммуникационные технологии в обучении:

-                   компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные практикумы, тестовые системы;

-                   обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;

-                   интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;

-                   распределенные базы данных по отраслям знаний;

-                   средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т. д.;

-                   электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.

Информационные технологии в обучении обладают, на наш взгляд, следующими свойствами:

1.    Позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы по всем областям знаний, что является наиболее важным фактором накопления информации и развития обучающихся.

Это означает, что активизация, распространение и эффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, изобретений, технологий, передового опыта) позволяет получить существенную экономию времени, методического обеспечения, поиска нужной информации.

2.    Информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества.

Развитие нашей цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а главным образом информация и научные знания. Уже в настоящее время в развитых странах большая часть занятого населения в той или иной мере связана с процессами подготовки, хранения, обработки и передачи информации и поэтому вынуждена осваивать и практически использовать соответствующие этим процессам информационные технологии.

3.    Информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов. Поэтому очень часто информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий. При этом они, как правило, реализуют наиболее важные, «интеллектуальные» функции этих технологий. Характерными примерами являются системы автоматизированного проектирования промышленных изделий, гибкие автоматизированные и роботизированные производства, автоматизированные системы управления технологическими процессами и т. п.

4.    Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации.

В дополнение к ставшим уже традиционными средствам связи (таким, как телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций. Характерными примерами здесь могут служить электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи. Эти средства быстро ассимилируются культурой нашего общества, так как они не только создают людям большие удобства, но и снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового сообщества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его все более динамичным перемещением по планете.

5.    Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры.

Практически во всех развитых и во многих развивающихся странах компьютерная и телевизионная, техника, учебные программы на оптических дисках и мультимедиа технологии становятся уже привычными атрибутами не только высших учебных заведений, но и обычных школ системы начального и среднего образования. Использование обучающих информационных технологий оказалось весьма эффективным методом для систем самообразования, продолженного обучения, а также для систем повышения квалификации и переподготовки кадров.

6.    Информационные технологии играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний.

При этом на смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путем накопления, классификации и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании вновь открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной науки, которые предоставляют современные информационные технологии.

7.    Принципиально важное для современного этапа развития общества значение развития информационных технологий заключается в том, что их использование может оказать существенное содействие в решении глобальных проблем человечества и прежде всего проблем, связанных с необходимостью преодоления переживаемого мировым сообществом глобального кризиса цивилизации.

Выделенные свойства использования информационно-коммуникационных технологий подчеркивают эффективность их применения в процессе обучения. Они не только позволяют сделать обучение интереснее для учащихся, но и позволяют усвоить больше информации, открыть новые границы познания и способствуют решению многих проблем образования.

 

Литература:

 

1.                  Акимова И. В., Ермолаева Е. И. Организация модульного обучения математике студентов строительного вуза при использовании информационных образовательных ресурсов// В мире научных открытий. 2011. № 8. С. 83–95.

2.                  Акимова И. В., Ермолаева Е. И. Использование специальных программных средств в математическом моделировании// В мире научных открытий. 2012. № 5.4. С. 85–96.

3.                  Акимова И. В., Титова Е. И., Буркина В. А. Создание электронного учебника модульной структуры курса математики// Современные наукоемкие технологии, № 3- 2015г. С. 15–19.

Основные термины (генерируются автоматически): средство, система образования, занятое население, информационная поддержка, мировое сообщество, процесс, система.


Похожие статьи

Информационные системы в образовании | Статья в журнале...

3. Надежность информационной системы определяется надежностью технических средств ее оснащения и ошибками исполнителей.

Основной целью создания и внедрения информационных систем в сфере образования в учебный процесс является донесение до...

Дистанционное образование в условиях становления...

- принципиальное изменение структуры занятости населения, характера

- развитие открытого образования — новой формы реализации процессов образования и

- глобализация образования — формирование мировой системы образования, единого мирового...

Информационные технологии в развитии современного...

Рис. 1. Проникновение интернета — доля людей, пользующихся интернетом среди населения страны.

Информационная система является средой

Дистанционные технологии в образовании как средство расширения информационного образовательного пространства.

Влияние информационных технологий на повышение качества...

В последние годы средства информатики и новые информационные технологии быстро совершенствуются и, что очень важно, становятся доступными для все более широких слоев населения.

Их основной продукцией являются компоненты программных систем, которые...

Роль современных информационных технологий...

образовательный процесс, процесс обучения, система, процесс, занятое население, эффективное использование, современное высшее профессиональное образование, профессиональное образование...

Применение информационных технологий в социальной сфере

Введению информационных технологий в образование

и обработке немалого количества информации, этому способствуют объединенные мировые информационные системы. Современное общество называют информационным, так как большая часть населения...

Использование современных информационных технологий...

Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов.

Особая роль в процессе создания и использования информационных технологий принадлежит системе образования школы.

Информация в глобальном мире: особенности и перспективы

Сам процесс информатизации и компьютеризации социальных систем имеет противоречивый характер, чем

Основные термины (генерируются автоматически): информационное общество, Россия, информационное сопровождение глобализации, мировое сообщество.

Почему страны во всем мире реформируют систему образования

Именно поэтому образование стало одним из главных приоритетов, возникает необходимость пересматривания существующих мировых систем образования.

Необходимо научить каждого выпускника справляться с информационным потоком.

Похожие статьи

Информационные системы в образовании | Статья в журнале...

3. Надежность информационной системы определяется надежностью технических средств ее оснащения и ошибками исполнителей.

Основной целью создания и внедрения информационных систем в сфере образования в учебный процесс является донесение до...

Дистанционное образование в условиях становления...

- принципиальное изменение структуры занятости населения, характера

- развитие открытого образования — новой формы реализации процессов образования и

- глобализация образования — формирование мировой системы образования, единого мирового...

Информационные технологии в развитии современного...

Рис. 1. Проникновение интернета — доля людей, пользующихся интернетом среди населения страны.

Информационная система является средой

Дистанционные технологии в образовании как средство расширения информационного образовательного пространства.

Влияние информационных технологий на повышение качества...

В последние годы средства информатики и новые информационные технологии быстро совершенствуются и, что очень важно, становятся доступными для все более широких слоев населения.

Их основной продукцией являются компоненты программных систем, которые...

Роль современных информационных технологий...

образовательный процесс, процесс обучения, система, процесс, занятое население, эффективное использование, современное высшее профессиональное образование, профессиональное образование...

Применение информационных технологий в социальной сфере

Введению информационных технологий в образование

и обработке немалого количества информации, этому способствуют объединенные мировые информационные системы. Современное общество называют информационным, так как большая часть населения...

Использование современных информационных технологий...

Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов.

Особая роль в процессе создания и использования информационных технологий принадлежит системе образования школы.

Информация в глобальном мире: особенности и перспективы

Сам процесс информатизации и компьютеризации социальных систем имеет противоречивый характер, чем

Основные термины (генерируются автоматически): информационное общество, Россия, информационное сопровождение глобализации, мировое сообщество.

Почему страны во всем мире реформируют систему образования

Именно поэтому образование стало одним из главных приоритетов, возникает необходимость пересматривания существующих мировых систем образования.

Необходимо научить каждого выпускника справляться с информационным потоком.

Задать вопрос