Особенности применения дидактических игр в обучении химии в средних общеобразовательных школах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 13.03.2015

Статья просмотрена: 111 раз

Библиографическое описание:

Рахимова, И. Р. Особенности применения дидактических игр в обучении химии в средних общеобразовательных школах / И. Р. Рахимова, А. К. Кулимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 670-672. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16202/ (дата обращения: 18.04.2024).

В данной статье приводится метод использования дидактических игр в обучении химии в общеобразовательныхшколах.

Ключевые слова: дидактическая игра, педагогическая технология, химическое образование, оксиды, учащиеся, группа.

 

Воспитание подрастающего поколения требует от нас-педагогов должной ответственности. Гармоничное развитие подрастающего поколения является актуальной проблемой настоящего времени. В современной педагогике создаются различные виды формирования всесторонне развитой личности. Основная задача современного учителя- выработать у подрастающего поколения навыки самостоятельного мышления, логического восприятия мира.

Вместо традиционных методов обучения в процесс образования и воспитания наряду с современными педагогическими технологиями, инновационными методами внедряются передовые формы обучения, а также ряд новых понятий.

Какие же удобства и возможности создают педагогические технологии для нас педагогов?

-          Во-первых, вместо скучных уроков внедряются уроки, повышающие творческую активность учащихся;

-          Во-вторых, дают возможность добиться максимальной активности на уроках;

-          В-третьих, экономия энергии учителя;

-          В-четвёртых, появляется чувство удовлетворенности от урочных занятий личностью учителя;

-          В-пятых, обеспечивают улучшение усвоения учащимися изучаемой темы.

Но, внедрение именно всех педагогических технологий в обучении химии может вызвать своего рода проблемы.

Есть доля правды во мнении одного философа; «Игра –вид любимого занятия для всех возрастов». Именно посредством внедрения дидактических игр в процесс обучения, учащиеся активизируются, их активность поощряется, в классе формируется положительная обстановка. В итоге, ученик от пассивного слушателя превращается в образ активного получателя образования.

В обучении химии в 7-классах при изучении темы «Оксиды» дидактическая игра «Весёлая птичка» может дать хороший результат.

При проведении этой дидактической игры на уроке химии учитель должен провести следующую подготовительную работу:

1.      Учащиеся делятся на малые группы.

При делении на группы можно воспользоваться двигательным упражнением «Атомы и молекулы».

Учитель знакомит учащихся правилами проведения двигательного упражнения «Атомы и молекулы». Проводится краткие вопросы-ответы:

—Из уроков физики и химии мы хорошо знаем, что вещества состоят из атомов.

—Скажите, какие же это частицы-атомы? Что образуется при их соединении?

—Как называется беспорядочное движение атомов?

Целесообразно дать такие вопросы.

Прослушав ответы, учитель объясняет:

—Давайте на минуту представим себя атомами и будем двигаться без порядка по комнате.

Учащиеся свободно двигаются по комнате. Учитель даёт сигнал «Образуем молекулу из 3-х атомов», и учащиеся образуют троицу и создают молекулу. Затем даётся сигнал образовать молекулу из 5–6 атомов. Затем, образовавшиеся из 5–6 атомов «молекулы» приглашаются сесть за стол. Объявляется, что это члены одной группы.

При проведении этого двигательного упражнения не только повышается внимание у учащихся, но и снимается усталость, улучшается настроение, неожиданно происходит процесс создания новых групп.

2.                  После создания групп, учащимся предлагается сделать «птичек» из бумаги. «Бумажные птички» готовятся следующим образом:

А) Лист бумаги четырёхугольной формы с середины мысленно делится пополам на ровные части, верхние углы бумаги загибаются к середине бумаги в виде треугольника.

Б) Образовавшийся острый угол загибается вниз к центральной части бумаги.

В) Затем образовавшейся формы загибаются обе верхние углы к центру, как в 1-м пункте с зазором 0,5 см.

Г) Оставшееся после загиба место в размере 0,5 см загибается вверх, с этого места бумага опять загибается назад.

Д) В итоге должна образоваться трапециевидная фигура. Начиная с острого угла бумага сгибается пополам в направлении к центральной части и получается «птичка».

3.                  Вовнутрь приготовленной «птички» учащиеся с помощью учителя пишут термины и понятия, касающиеся темы.

Например: Основные оксиды, кислотные оксиды, амфотерные оксиды, нейтральные оксиды.

4.                  Каждая группа по очереди посылает «птичку» членам другой группы.

5.                  Члены группы, получившие «птичку» отвечают на задания –термины. Для выполнения задания отводится определённое время.

Деятельность учащихся при выполнении задания анализируется учителем и члены группы за каждый правильный ответ поощряются.

Для поощрения учащихся можно воспользоваться цветными бумагами. Поощрительные карточки, приготовленные из цветной бумаги, могут быть различной формы, например: В форме треугольника, четырёхугольника и круга. Если различия на них соответствуют звёздочкам и Полумесяцу Государственного Флага — символа Республики Узбекистан, то это в свою очередь, будет иметь важную роль в воспитании учащихся в духе патриотизма.

Эта дидактическая игра может сыграть особую роль в повышении внимания учащихся к уроку, в повышении активности учащихся, когда именно станет заметным их усталость от уроков.

Дидактические игры способствуют улучшению успеваемости, повышению качества и эффективности образования.

 

Литература:

 

1.         «Национальная программа подготовки кадров» Республики Узбекистан. «Гармонично-развитое поколение-основа развития Узбекистана».Т.: Шарк, изд — полиграф. концерн, 1997.

2.         Талипов О.,Усманбаева М. «Основы внедрения педагогических технологий». Т.:Фан. 2005.

3.         Аскаров И. Р., Тухтабаев Н. Х., Гапиров К. Г. Химия, Учебник для 7-класса средних общеобразовательных школ. Т.:Укитувчи. 2009.

4.         Рахимова И. Р., Кулимов А. К. «Использование дидактических игр в обучении химии» Образовательные технологии. 2013. № 5–6.стр 61–63.

Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая игра, двигательное упражнение, обучение химии, подрастающее поколение, учащийся, атом, выполнение задания, группа, молекула, член группы.


Похожие статьи

Дидактические игры на современном уроке химии

Выполнение заданий, в которых надо найти соответствие разных названий веществ, способствует более быстрому их запоминанию.

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей. Современный учитель химии на современном уроке.

Представление о дидактической игре и её роли в процессе...

Ключевые слова: дидактическая игра, игра, деятельность, учебная деятельность, учебный метод, метод обучения, игровая среда, игровые цели

Она предназначена как для отдельных лиц, так и для групп учеников, а роль педагогического лидера имеет широкий диапазон: от...

Игровая деятельность как средство обучения подрастающего...

Игра - наиболее доступный вид деятельности для обучающихся разных возрастных групп.

Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения подрастающего поколения.

Интерактивные методы преподавания химии в современной школе

Инструктаж учащихся для выполнения задания. Презентация домашнего задания.

- Обсуждение в группах» — усвоение 50 %; устный обмен мнений обучаемыми

Необходимо обучение химии с обязательным демонстрационным экспериментом на каждом уроке.

Дидактические основы игровых технологий в обучении...

Рассмотрев несколько типов классификаций дидактических игр (Г. К. Селевко, П. И. Пидкасистого и Ж. С. Хайдарова, М. Г. Ермолаевой, М. В. Кларина), мы их обобщили и выделили группы игр.

Двигательные игры. — подвижные; — спортивные; — игровые упражнения

Обогащение двигательного опыта в играх с предметами

Малыши охотнее идут в группу, мгновенно перестают плакать, если мы переключаем их внимание на активную двигательную

Во время выполнения физических упражнений, игр каждому ребёнку предоставляется достаточная площадь для движений, своё пособие.

Игра как метод обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

друг, занятие, УПРАЖНЕНИЕ, Ветер, развитие, проведение тренинга, порядок выполнения, педагогический процесс, игра, ведущий. Похожие статьи. Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с ОНР.

Развитие потенциальных способностей учащихся на уроках химии

На уроках химии управлению обучением способствуют многие факторы

Интеллектуально-творческие игры (ИТИ) стимулируют развитие познавательных интересов учащихся

Для успешного выполнения учебных практико-ориентированных заданий необходимо не только...

Изучение темы “Углерод и его свойства” при помощи...

Учащимся объявляется цель урока. Вопросы раздаются представителям групп.

Для выполнения задания берётся 9 штук бумаги жёлтого цвета.

Ответы-презентации групп ставятся на магнитную доску, по плану обучения нового материала.

Похожие статьи

Дидактические игры на современном уроке химии

Выполнение заданий, в которых надо найти соответствие разных названий веществ, способствует более быстрому их запоминанию.

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей. Современный учитель химии на современном уроке.

Представление о дидактической игре и её роли в процессе...

Ключевые слова: дидактическая игра, игра, деятельность, учебная деятельность, учебный метод, метод обучения, игровая среда, игровые цели

Она предназначена как для отдельных лиц, так и для групп учеников, а роль педагогического лидера имеет широкий диапазон: от...

Игровая деятельность как средство обучения подрастающего...

Игра - наиболее доступный вид деятельности для обучающихся разных возрастных групп.

Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения подрастающего поколения.

Интерактивные методы преподавания химии в современной школе

Инструктаж учащихся для выполнения задания. Презентация домашнего задания.

- Обсуждение в группах» — усвоение 50 %; устный обмен мнений обучаемыми

Необходимо обучение химии с обязательным демонстрационным экспериментом на каждом уроке.

Дидактические основы игровых технологий в обучении...

Рассмотрев несколько типов классификаций дидактических игр (Г. К. Селевко, П. И. Пидкасистого и Ж. С. Хайдарова, М. Г. Ермолаевой, М. В. Кларина), мы их обобщили и выделили группы игр.

Двигательные игры. — подвижные; — спортивные; — игровые упражнения

Обогащение двигательного опыта в играх с предметами

Малыши охотнее идут в группу, мгновенно перестают плакать, если мы переключаем их внимание на активную двигательную

Во время выполнения физических упражнений, игр каждому ребёнку предоставляется достаточная площадь для движений, своё пособие.

Игра как метод обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

друг, занятие, УПРАЖНЕНИЕ, Ветер, развитие, проведение тренинга, порядок выполнения, педагогический процесс, игра, ведущий. Похожие статьи. Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с ОНР.

Развитие потенциальных способностей учащихся на уроках химии

На уроках химии управлению обучением способствуют многие факторы

Интеллектуально-творческие игры (ИТИ) стимулируют развитие познавательных интересов учащихся

Для успешного выполнения учебных практико-ориентированных заданий необходимо не только...

Изучение темы “Углерод и его свойства” при помощи...

Учащимся объявляется цель урока. Вопросы раздаются представителям групп.

Для выполнения задания берётся 9 штук бумаги жёлтого цвета.

Ответы-презентации групп ставятся на магнитную доску, по плану обучения нового материала.

Задать вопрос