Повышение качества обучения в вузе в условиях интеграции смешанной модели обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (85) март-1 2015 г.

Дата публикации: 28.02.2015

Статья просмотрена: 854 раза

Библиографическое описание:

Краснова, Т. И. Повышение качества обучения в вузе в условиях интеграции смешанной модели обучения / Т. И. Краснова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 484-486. — URL: https://moluch.ru/archive/85/15950/ (дата обращения: 25.04.2024).

Ключевые слова: качество обучения, информационно-коммуникационные технологии, компетентностный подход, смешанное обучение.

 

Подготовка высококвалифицированных специалистов и повышение их конкурентоспособности в условиях непрерывного роста потока информации и развития новых информационно-коммуникационных технологий выдвигает на первый план необходимость преобразований. В рамках модернизации российского образования становится приоритетным компетентностный подход, нацеленный на достижение новых образовательных результатов, способствующих комплексному развитию профессиональных компетенций будущих специалистов. Конкурентные преимущества выпускников вузов заключаются не только в конкретных знаниях, но и в новых универсальных способностях личности и поведенческих моделях [1, 430]. В связи с этим, первостепенной задачей высшей школы на нынешнем этапе является повышение эффективности и качества обучения, что влечет за собой создание концепций повышения качества обучения и качества подготовки специалистов в вузе. Данные концепции будут являться основой для разработки технологий, методов и форм обучения, обеспечивающих качество подготовки специалистов и развитие их творческого потенциала в образовательном процессе [2, c. 3].

Качество образования напрямую зависит от преподавателя, который должен быть ориентирован не только на пополнение багажа знаний студентов, но и на раскрытие творческих и интеллектуальных способностей в самостоятельной деятельности студентов, на формирование у студентов навыков критического мышления. В пункте 7.3. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подчеркивается, что реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Говорится также о том, что изменение удельного веса занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий [3, c.18].

Обеспечить активную познавательную деятельность студентов и внедрение интерактивных форм занятий призваны информационно-коммуникационные технологии, наиболее эффективной из которых на сегодняшний день является смешанное обучение. Смешанное обучение включает в себя онлайн обучение и традиционное обучение в аудитории с преподавателем. Иными словами, инновационные технические достижения электронного обучения сочетаются с проверенным годами опытом традиционного взаимодействия студентов и преподавателя в рамках аудиторных занятий [4, c.11]. Интеграция модели смешанного обучения в образовательный процесс вуза является одним из конструктивных изменений, положительно влияющих на качество обучения. Данный процесс является закономерным и типичным для всего мирового сообщества. Во многих странах мира смешанное обучение находится на стадии внедрения и апробации. По мнению отечественных специалистов, смешанное обучение имеет большой потенциал в модернизации системы образования.

Исследования ведущих методистов показывают, что для повышения качества и эффективности образовательного процесса необходимо использовать принцип активности и самостоятельности обучающихся в образовательном процессе. Данная цель достижима как раз в контексте смешанного обучения, где очень высока доля самостоятельной работы студентов за счет электронного компонента курса, размещенного в обучающей электронной среде. Студенты получают неограниченный доступ к образовательным ресурсам в любое удобное им время. Работая с электронным компонентом смешанного курса, студенты имеют большие возможности для исследовательской и творческой деятельности, что стимулирует развитие их творческих способностей, делает усваиваемые знания глубже и прочнее, повышает интерес к изучаемому предмету [5, c.285].

Комбинирование традиционного и электронного обучения должно быть тщательно организованно и иметь четкую структуру. От организационно-структурного аспекта зависит достижение оптимальных результатов обучения, так как все элементы учебного процесса должны взаимодействовать и дополнять друг друга, образуя единое целое. Работа в электронной среде помогает организовать самостоятельную работу студентов, предлагая виды заданий, которые недоступны на аудиторном занятии (форумы, чаты, вики, опросы и т. д.).

С внедрением смешанного обучения увеличивается скорость подачи качественного материала в связи с возможностью моментальной публикации в электронной среде, расширяется также зона индивидуальной активности студентов. Большая вариативность онлайн заданий и тестов открывает возможность создания индивидуальной траектории обучения для каждого студента, что, несомненно, отразится на конечном результате. Студентам предоставляется возможность выбора, что, по существу является основой любого творчества [6, c.520]. Наличие индивидуальной траектории обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход при организации образовательного процесса, что гарантирует повышение мотивации и достижение личностных результатов обучения. Таким образом, можно говорить о том, что модель смешанного обучения способствует индивидуализации обучения и его адаптации к познавательным потребностям обучаемых.

Студенты при таком подходе становятся субъектами обучения наряду с преподавателем. Преподаватель перестает выполнять доминирующую роль, он сопровождает деятельность студентов в смешанном курсе обучения, выступая уже не в качестве транслятора знаний, а в качестве эксперта и помощника. Студент, таким образом, оказывается в центре обучения, и все методические решения преломляются через призму личности обучаемого [7, c. 230]. Но в то же время роль преподавателя во взаимодействии участников смешанного обучения чрезвычайно важна: именно он подбирает приемлемые дидактические средства и вписывает их в процесс обучения и всю систему взаимодействия, тем самым выстраивая собственную образовательную стратегию [8, c. 33].

Контроль знаний студентов является одним из основных элементов оценки качества обучения. Но контролирующие мероприятия должны играть лишь вспомогательную роль. Куда более важным является постоянное отслеживание и анализ текущей деятельности студентов. Электронная обучающая среда оснащена автоматической системой проверки работ студентов, благодаря чему преподаватель может осуществлять постоянный мониторинг их деятельности в сети. Статистические отчеты по каждому студенту показывают степень успешности выполнения тестов, что дает полную картину о пробелах в знаниях и позволяет корректировать их. Важную роль здесь также играет система обратной связи, позволяющая преподавателю и студенту поддерживать постоянную связь, обсуждать и анализировать ошибки. Мониторинг успеваемости позволяет выявлять не только пробелы в знаниях студентов, но и слабые и сильные стороны различных методов и технологий обучения.

Таким образом, мы видим, что главной особенностью ФГОС третьего поколения является обучение, основанное на компетентностном подходе, которое означает способность обучающегося к успешной профессиональной деятельности. В решении данной задачи определяющее значение приобретает модель смешанного обучения, позволяющая организовать активную учебную деятельность, и тем самым существенно повысить эффективность и качество обучения студентов.

 

Литература:

 

1.      Макарова О. А. Модель и диагностика конкурентоспособных качеств выпускника средней школы с профильным обучением //Известия Российского государственного педагогического университета им. Герцена. 2007. № 40(16). С. 427–432.

2.      Соколова И. Ю., Кабанов Г. П. Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения. Учебное пособие для педагогов, аспирантов, магистрантов. Томск: Изд-во ТПУ, 2003. 203 с.

3.      Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение» (по отраслям) (квалификация (степень) «бакалавр») от 22 декабря 2009 г. № 781 (режим доступа http://минобрнауки.рф/документы/1912)

4.      Краснова Т. И. Смешанное обучение: опыт, проблемы, перспективы // В мире научных открытий. 2014. № 11. с. 10–26.

5.      Краснова Т. И. К вопросу об организации СРС по иностранному языку в вузе // Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования: сборник трудов научно-методической конференции, 26–30 марта 2013 г., Томск / Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ); ред. кол. А. И. Чучалин [и др.]. Томск: Изд-во ТПУ, 2013. С. 284–286.

6.      Краснова Т. И. Принцип индивидуализации в контексте смешанного обучения иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2014. — № 7(66). С. 519–521.

7.      Сурхаев М. А. Развитие системы подготовки будущих учителей информатики для работы в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды. Дис. д-ра пед. наук: 13.00.02/13.00.08. -М., 2010. -337 с.

8.      Искаков Б. А., Сахариева С. Г. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в условиях традиционного и электронного обучения // Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 4–2. С. 30–33.

Основные термины (генерируются автоматически): смешанное обучение, образовательный процесс, качество обучения, студент, учебный процесс, индивидуальная траектория обучения, качество подготовки специалистов, самостоятельная работа студентов, электронная среда, электронное обучение.


Похожие статьи

Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения

смешанное обучение, преподаватель, студент, традиционное обучение, электронное обучение, образовательный процесс, иностранный язык, обратная связь, личное общение, дистанционное обучение.

Проектирование индивидуальной образовательной траектории...

образовательный процесс, индивидуальная образовательная программа, студент, учреждение, индивидуальная образовательная траектория, личностно-ориентированное обучение, колледж...

Особенности смешанного и дистанционного обучения в вузах

студент, смешанное обучение, учащийся, учебный процесс, иностранный язык, дистанционное обучение, группа, образовательный процесс, творческое задание, время.

Электронная обучающая среда как средство повышения...

Применение данных сред способствует индивидуализации обучения, возможности построения индивидуальных траекторий обучения студентов, а также позволяет по-новому организовать познавательную деятельность студентов...

Смешанное обучение: шаги к успеху | Статья в журнале...

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, электронное обучение, смешанное обучение. В настоящее время информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса в высших учебных заведениях мира.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза.

Роль рейтинговой системы оценки знаний студентов в повышении качества учебного процесса в медицинском вузе.

Использование смешанного обучения в процессе обучения...

Введение новых образовательных стандартов предъявляет новые требования к высшему образованию. Во многом это обусловлено развитием информационно-коммуникационных технологий, что привело к внедрению в учебный процесс электронного обучения.

Возможности электронного обучения в непрерывном образовании

Непрерывное образование, электронное обучение, студент, смешанное обучение, процесс обучения, образовательный процесс, иностранный язык, непрерывное профессиональное образование, учебный материал, жизнь.

Принцип индивидуализации в контексте смешанного обучения...

В статье рассматриваются особенности построения индивидуальной образовательной траектории студентов в рамках курса, основанного на методе смешанного обучения при обучении иностранному языку в вузе.

Похожие статьи

Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения

смешанное обучение, преподаватель, студент, традиционное обучение, электронное обучение, образовательный процесс, иностранный язык, обратная связь, личное общение, дистанционное обучение.

Проектирование индивидуальной образовательной траектории...

образовательный процесс, индивидуальная образовательная программа, студент, учреждение, индивидуальная образовательная траектория, личностно-ориентированное обучение, колледж...

Особенности смешанного и дистанционного обучения в вузах

студент, смешанное обучение, учащийся, учебный процесс, иностранный язык, дистанционное обучение, группа, образовательный процесс, творческое задание, время.

Электронная обучающая среда как средство повышения...

Применение данных сред способствует индивидуализации обучения, возможности построения индивидуальных траекторий обучения студентов, а также позволяет по-новому организовать познавательную деятельность студентов...

Смешанное обучение: шаги к успеху | Статья в журнале...

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, электронное обучение, смешанное обучение. В настоящее время информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса в высших учебных заведениях мира.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза.

Роль рейтинговой системы оценки знаний студентов в повышении качества учебного процесса в медицинском вузе.

Использование смешанного обучения в процессе обучения...

Введение новых образовательных стандартов предъявляет новые требования к высшему образованию. Во многом это обусловлено развитием информационно-коммуникационных технологий, что привело к внедрению в учебный процесс электронного обучения.

Возможности электронного обучения в непрерывном образовании

Непрерывное образование, электронное обучение, студент, смешанное обучение, процесс обучения, образовательный процесс, иностранный язык, непрерывное профессиональное образование, учебный материал, жизнь.

Принцип индивидуализации в контексте смешанного обучения...

В статье рассматриваются особенности построения индивидуальной образовательной траектории студентов в рамках курса, основанного на методе смешанного обучения при обучении иностранному языку в вузе.

Задать вопрос