Правовые основы обеспечения защиты прав лиц в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 16.02.2015

Статья просмотрена: 1288 раз

Библиографическое описание:

Андрианова, Е. С. Правовые основы обеспечения защиты прав лиц в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов / Е. С. Андрианова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 448-450. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15751/ (дата обращения: 25.04.2024).

Высшей ценностью государства является гражданин, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2 Конституции РФ). Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, как необходимые условия его существования. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Таможенные органы Российской Федерации обладают определенными полномочиями в области защиты прав физических и юридических лиц. Порядок действий таможенных органов в рамках административного механизма защиты прав регламентирован как на законодательном, так и на ведомственном уровне.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Соблюдение требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации при принятии таможенными органами и их должностными лицами решений, осуществлении ими действий (бездействии) обеспечивается правом обжалования, прокурорским надзором, а также ведомственным контролем деятельности таможенных органов, в том числе контролем со стороны вышестоящих таможенных органов и вышестоящих должностных лиц таможенных органов.

В настоящее время формирование таможенного союза и создание единой таможенной территории определяют основные цели, задачи и направления развития таможенных органов Российской Федерации. В результате активного обновления таможенного законодательства значительно усиливается влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.

Реформированию подвергается вся система административного управления в сфере таможенного регулирования. Это и организационно-структурная, и кадровая, и нормотворческая составляющие системы. Вместе с тем быстро меняющаяся экономическая обстановка предъявляет все более высокие требования к таможенному администрированию, призванному обеспечивать законность правоотношений, возникающих между участниками внешнеэкономической деятельности и государством в ходе реализации и защиты прав, свобод и законных интересов лиц при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Социально-экономическое развитие России на современном этапе происходит на фоне расширения сферы предпринимательства, с одной стороны, и твердого воздействия государства на все сферы общественной жизни, с другой. Несмотря на очевидные преимущества рыночного пути развития, остается высокой доля влияния государства на происходящие в обществе социально-экономические процессы. Без государственного вмешательства в экономику невозможно обеспечить гарантии прав и свобод человека и гражданина, закрепленные в Конституции Российской Федерации. В силу требований Конституции РФ, государство обязано создавать социально-экономические рычаги, влияющие на повышение уровня и благосостояния каждого гражданина, поддерживать социально незащищенные и малоимущие слои населения, накапливать материальные ресурсы для выполнения своих основных задач и функций.

В условиях современного развития общество не может отказаться от вмешательства в экономику, от государственно-правового регулирования экономики. Профессор В. Ф. Яковлев пишет: «Внедряя начала саморегулирования, государство, разумеется, уменьшает свою роль в экономике. Но оно не может самоустраниться от нее. Самоустранение государства может привести к печальным, а иногда даже и к гибельным последствиям». Без воздействия на экономику не обходится ни одно из развитых государств. Различаются лишь пределы и формы государственного вмешательства в экономику.

Современное состояние и развитие экономических отношений в России говорит о том, что роль государства в экономике не может быть нивелирована. Это связано с рядом крупных диспропорций в развитии России: демографический кризис; высокая динамика потребления; низкая конкурентоспособность продукции российской промышленности; социальная нестабильность (рост объема денежных доходов у 10 процентов наиболее обеспеченных граждан при неизменности объема доходов у 10 процентов наименее обеспеченных); сохранение финансовой системы унитарного государства при развитии федерализма в России; направленность иностранных инвестиций преимущественно в одну область экономики — сырьевую.

В условиях сегодняшней переходной ситуации к рынку и правовому государству в России проблема правовой защиты физических и юридических лиц крайне обострилась, стала одной из самых актуальных. Исходя из того, что многие новые явления, непосредственно затрагивающие интересы субъектов права, оказываются вне сферы государственного воздействия и правового регулирования, выработка концепции, способной выявить тенденции современного развития правовой защиты физических и юридических лиц, становится крайне необходимой и очень важной.

На разных этапах развития общества и при разных условиях его развития цель и задачи государственного регулирования экономики могут быть разными. В настоящий период развития государственности цель государственного регулирования экономики носит двоякий характер. С одной стороны, это обеспечение публичных интересов: оборона и безопасность государства, выход страны на международное экономическое пространство, сбалансированное развитие всех регионов. С другой — реализация частных интересов: обеспечение прав и свобод человека и гражданина, защита социально уязвимых слоев населения, развитие малого и среднего бизнеса и др.

Административно-правовое регулирование может быть определено как регламентированная нормами права деятельность наделенных властными полномочиями публичных субъектов. В управлении экономикой принимают участие различные органы исполнительной власти. На федеральном уровне это: Правительство Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, а также федеральные службы: Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба и др. От координации их действий зависит успех экономической политики государства.

Большая роль в реализации социально-экономической политики государства отводится таможенным органам России. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Федеральный закон от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» законодательно закрепил систему таможенных органов. Согласно положениям статьи 10 Закона № 311-ФЗ систему таможенных органов составляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела — Федеральная таможенная служба (ФТС России); региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.

Действующим законодательством РФ предусмотрены два способа защиты прав лиц — административный и судебный. При всем многообразии форм и способов в обеспечении эффективных механизмов государственной защиты прав и свобод, безусловно, особое место занимает судебная защита.

Право на судебную защиту, закрепленное в пункте 1 статьи 46 Конституции Российской Федерацией, можно рассматривать с двух позиций: с одной стороны, это право человека и гражданина, с другой — это гарантия реализации его прав и свобод. Судебная защита, как и гарантия, означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны, обязанность судебных органов рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное и обоснованное решение. Следовательно, судебная защита прав и свобод — это процессуальная деятельность судебных органов по рассмотрению жалоб на их нарушение. Она устанавливается целым комплексом правовых, конституционных, процессуальных, судоустройственных норм и т. д.

Несмотря на то, что одной из основных конституционных гарантий реализации прав и свобод личности в демократическом правовом государстве является судебный контроль и судебная защита, большую роль в деле защиты прав граждан играют непосредственно органы государственной власти. Хотя судебный способ защиты прав и свобод граждан рассматривается в настоящее время как наиболее универсальный, тем не менее, не следует исключать участие в этом процессе деятельность органов государственной власти, в которые поступает большое количество жалоб.

Развитие и внедрение досудебного порядка урегулирования споров, возникающих между невластными субъектами и органами государственной власти, способно обеспечить гражданам и организациям самостоятельную защиту своих нарушенных прав, свобод и законных интересов, заинтересованность органов государственной власти, органов местного самоуправления самим разрешать возникшие споры и не доводить их разрешение до суда.

Обращение к административным органам по поводу нарушения прав граждан дает возможность данным органам самим исправить допущенное нарушение, если имела место явная ошибка, неверная информация и т. д., и разрешить возникший спор в рамках системы органов исполнительной власти, не доводя дело до судебного разбирательства.

Административно-правовая защита — это относительно самостоятельное звено административно-правовой сферы и включает в себя объективные отношения по охране прав субъектов в сфере государственного управления, законодательные и иные нормы, регулирующие эти отношения, складывающиеся в результате данного регулирования административно-правовые отношения защиты между субъектами этих отношений, и самих субъектов.

Центральное место занимают нормативные правовые акты, в том числе нормы административного права, регулирующие отношения административно-правовой защиты. Как известно, основные нормы этого типа сформулированы в Конституции, федеральных законах, законах субъектов Федерации.

Действующим законодательством РФ предусмотрены два способа защиты прав лиц — административный и судебный. При всем многообразии форм и способов в обеспечении эффективных механизмов государственной защиты прав и свобод, безусловно, особое место занимает судебная защита. Административно-правовая защита — это относительно самостоятельное звено административно-правовой сферы и включает в себя объективные отношения по охране прав субъектов в сфере государственного управления, законодательные и иные нормы, регулирующие эти отношения, складывающиеся в результате данного регулирования административно-правовые отношения защиты между субъектами этих отношений, и самих субъектов. Центральное место занимают здесь нормы административного права, регулирующие отношения административно-правовой защиты. Как известно, основные нормы этого типа сформулированы в Конституции, федеральных законах, законах субъектов Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, орган, судебная защита, государственная власть, административно-правовая защита, гражданин, Россия, исполнительная власть, свобода человека, таможенное регулирование.


Похожие статьи

Некоторые вопросы организации судебной власти Российской...

Российская Федерация, свобода человека, исполнительное производство, Россия, судебная система, Арбитражный суд, Хабаровский край, государственная власть, гражданское общество, судебный процесс.

Правосудие как деятельность судов, направленная на...

судебная власть, судебная система, свобода человека, свобода граждан, Российская Федерация, правосудие, Конституция РФ, исполнительная власть, деятельность судов, ветвь власти.

Некоторые проблемы законодательного регулирования...

В настоящее время нормативно-правовое регулирование органов исполнительной власти Российской Федерации базируется на положениях Конституции РФ и Указе Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 22.06.2010)...

Контроль органов судебной власти в Российской Федерации

Судебная власть, как одна из трех ветвей органов власти, играет важную роль в любом правовом государстве, с помощью которой реализуется судебная защита прав и свобод человека и гражданина, законных интересов юридических лиц.

Уполномоченный по правам человека в России

свобода человека, гражданин, РФ, орган, уполномоченный, дальнейшее принятие, гражданское общество, государственная власть, Российская Федерация, исполнительная власть.

О взаимодействии органов исполнительной власти и органов...

Ключевые слова: исполнительная власть, орган, Российская Федерация, государственная власть, судебная власть, Конституционный Суд РФ. Взаимодействие органов исполнительной власти и органов судебной власти значительно многообразны...

Теоретические и правовые основы осуществления судебной...

Основные термины (генерируются автоматически): судебная власть, судебная защита, государственная власть, свобода человека, судебный контроль, Конституция РФ, досудебное производство

Контроль органов судебной власти в Российской Федерации.

Сочетание средств государственной защиты и самозащиты прав...

государственная защита, свобода человека, самозащита, ГК РФ, гражданин, свобода, норма, Российская Федерация, государственная власть, местное самоуправление.

Административно-правовые механизмы защиты прав и свобод...

Административно-правовые формы защиты прав и свобод человека предопределяется, прежде всего, издаваемыми в соответствии с Конституцией и законами, устанавливающими полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и...

Похожие статьи

Некоторые вопросы организации судебной власти Российской...

Российская Федерация, свобода человека, исполнительное производство, Россия, судебная система, Арбитражный суд, Хабаровский край, государственная власть, гражданское общество, судебный процесс.

Правосудие как деятельность судов, направленная на...

судебная власть, судебная система, свобода человека, свобода граждан, Российская Федерация, правосудие, Конституция РФ, исполнительная власть, деятельность судов, ветвь власти.

Некоторые проблемы законодательного регулирования...

В настоящее время нормативно-правовое регулирование органов исполнительной власти Российской Федерации базируется на положениях Конституции РФ и Указе Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 22.06.2010)...

Контроль органов судебной власти в Российской Федерации

Судебная власть, как одна из трех ветвей органов власти, играет важную роль в любом правовом государстве, с помощью которой реализуется судебная защита прав и свобод человека и гражданина, законных интересов юридических лиц.

Уполномоченный по правам человека в России

свобода человека, гражданин, РФ, орган, уполномоченный, дальнейшее принятие, гражданское общество, государственная власть, Российская Федерация, исполнительная власть.

О взаимодействии органов исполнительной власти и органов...

Ключевые слова: исполнительная власть, орган, Российская Федерация, государственная власть, судебная власть, Конституционный Суд РФ. Взаимодействие органов исполнительной власти и органов судебной власти значительно многообразны...

Теоретические и правовые основы осуществления судебной...

Основные термины (генерируются автоматически): судебная власть, судебная защита, государственная власть, свобода человека, судебный контроль, Конституция РФ, досудебное производство

Контроль органов судебной власти в Российской Федерации.

Сочетание средств государственной защиты и самозащиты прав...

государственная защита, свобода человека, самозащита, ГК РФ, гражданин, свобода, норма, Российская Федерация, государственная власть, местное самоуправление.

Административно-правовые механизмы защиты прав и свобод...

Административно-правовые формы защиты прав и свобод человека предопределяется, прежде всего, издаваемыми в соответствии с Конституцией и законами, устанавливающими полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и...

Задать вопрос