Игра как основа взаимодействия с аутичным ребенком | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 17.02.2015

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Щукина, Е. Г. Игра как основа взаимодействия с аутичным ребенком / Е. Г. Щукина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 683-685. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15729/ (дата обращения: 19.04.2024).

В стереотипных играх аутичных детей есть повторяющиеся действия, манипуляции с предметами, но отсутствует видимый сюжет. Для аутичного ребенка стереотипная игра это комфортная ситуация, внутри которой он спокоен. Он может часами манипулировать предметами, совершая странные действия. Главные особенности таких стереотипных игр следующие:

-           цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих;

-           в этой игре подразумевается единственный участник — сам ребенок;

-           повторяемость, т. е. ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий;

-           неизменность, т. е. раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении длительного времени;

«Собираем головоломки»

Цель: Развитие коммуникативных склонностей ребенка. Собирать головоломки — один из любимых видов деятельности многих аутичных детей, поэтому данная игра доставляет им большое удовольствие.

Содержание: Сначала ребенку предлагают собрать одну или несколько головоломок («Танграм», «Квадрат Пифагора», «Сложи квадрат» и т. д.). Затем незаметно из коробки извлекают одну деталь. Ребенок складывает знакомую головоломку и вдруг обнаруживает, что не хватает детали. Тогда он обращается за помощью. Если ребенок еще не готов к такого рода общению, взрослый может помочь ему: «Эта деталь у меня. Если она тебе нужна, можешь попросить, и я отдам ее». На первых порах можно даже помочь ребенку сформулировать просьбу.

Полученный навык закрепляется постепенно, при каждом повторении данной игры, а затем переносится на другие виды деятельности.

Игры с чудесным мешочком

Цель: Развитие кинестетических ощущений, восприятия цвета, формы, умения сотрудничать со взрослым.

Содержание: На левую руку ребенку надевают «волшебный мешочек», в котором находятся изготовленные из плотного цветного картона (из пластика, из дерева) геометрические фигурки. Мешочек должен быть чуть больше ладошки (по краю отверстия пришивается резинка, сам мешочек лучше сшить из ярких разноцветных лоскутков).

На ощупь ребенок левой рукой выбирает по заданию взрослого определенную геометрическую фигуру, а правой рисует на бумаге ее контуры. Затем из мешочка вынимается выбранная фигурка, она сравнивается с нарисованной, раскрашивается тем же цветом, что и оригинал. Желательно, чтобы ребенок во время работы произносил вслух название фигуры, цвета и те действия, которые он производит.

Примечание: Игру лучше проводить в такой последовательности: сначала в мешочке должны находиться предметы только одной формы (например, только треугольники), затем — двух форм, трех форм, четырех форм и т. д.

Всякий раз (кроме первого варианта) ребенку дается такая установка: «Выбери такой предмет, как я тебе покажу». Или более сложный вариант: «Нарисуй предмет, который ты держишь в левой руке в мешочке» — в этом случае образец отсутствует, ребенок действует только по словесной инструкции.

«Говорящие рисунки»

Цель: Развитие наблюдательности, коммуникативных склонностей, умения работать с пооперационными картами и составлять их.

Содержание: Ребенок получает пиктограмму (разрезанную сюжетную картинку) и выполняет действия в соответствии с указанием на рисунке. Затем он рассказывает взрослому о том, как он догадался, что нужно сделать именно это. После небольшого диалога ребенок и взрослый могут поменяться ролями. Теперь уже взрослый выполняет изображенное схематично ребенком задание, а затем отвечает на его вопросы.

«Физкультурники»

Цель: Развитие координации движений, обучение ребенка навыкам работы с пооперационными картами.

Содержание: Взрослый объясняет ребенку, что сейчас они вместе будут играть в физкультурников. Физкультурники должны будут выполнять различные упражнения, например, поднимать руки вверх и опускать их вниз, прыгать на одной или на двух ногах, хлопать в ладоши над головой и т. д.

Для того чтобы не забыть, какое упражнение и как надо выполнять, перед началом игры необходимо заготовить схемы (пооперационные карты). Взрослый и ребенок вместе рисуют схему к одному из упражнений.

После того, как заготовлены 2–3 схемы (или 4–5, в зависимости от возможностей ребенка), взрослый кладет перед ребенком одну из них и просит сделать то, что на ней изображено. Когда ребенок научится «читать» схему (а на это может уйти несколько занятий) взрослый предлагает ему освоить вторую схему.

Затем ребенку предлагается выполнить последовательность из первого и второго упражнения и т. д.

Выполненные совместно с ребенком рисунки — схемы к данной игре способствуют развитию умения у ребенка взаимодействовать со взрослым, установлению доверительных отношений между ними, а также помогают обучить ребенка рисованию движущейся фигуры человека.

«Симметричные рисунки»

Цель: Развитие коммуникативных склонностей, умения работать с партнером.

Содержание: Предлагается по образцу нарисовать предмет вместе со взрослым от оси: ребенок рисует справа (слева, если левша), взрослый — слева.

Договариваются, каким карандашом. Взрослый определяет исходные точки. Карандаши ставят одновременно в одну точку и проводят в одном ритме.

«Менялки игрушек»

Цель: Эта игра учит взаимодействовать с окружающими при помощи не только вербальных, но и невербальных средств, например, осуществлять контакт глаз.

Содержание: Все дети встают в круг, каждый держит в руках какую-либо игрушку. Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до 10. В это время некоторые играющие меняются предметами. При этом все действия выполняются молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Водящий входит в круг. Его задача — угадать, кто с кем поменялся игрушками. Можно договориться заранее, сколько попыток дается ведущему для отгадывания.

Примечание: Как правило, аутичным детям бывает трудно сразу включиться в игру.

Обычно они сначала (иногда в течение нескольких дней или даже недель) просто наблюдают за игрой со стороны, затем, при желании, они могут встать в круг и принять участие в игре, а затем они могут согласиться водить. Причем, если ребенок не может или не хочет считать вслух, за него это сделать может взрослый или кто-то из ребят.

«Создаем мультфильмы»

Цель: Учить детей восстанавливать последовательность происходящих событий, развивать коммуникативные склонности.

Содержание: Ребенку предлагается вспомнить основные события, которые происходили в течение предыдущего дня. Затем взрослый на карточках небольшого размера, сложенных в гармошку вместе с ребенком, делает зарисовки к основным режимным моментам. На листе плотной бумаги взрослый рисует телевизор, прорезает в нем окошки и начинает с ребенком «просмотр» мультфильмов: «Вот ты встал утром, вспомни, что сказал маме? Затем сел завтракать, выходя из-за стола, что ты сказал?» и т. д.

По окончании занятия ребенок может сложить карточки и взять с собой, чтобы посмотреть мультфильм дома вместе с мамой и папой.

Данную игру следует проводить в течение нескольких занятий.

«Волшебный сундучок»

Цель: Игра способствует развитию тактильных ощущений, формированию навыков связной речи. В основе данной игры лежит один из любимых видов деятельности аутичных детей — разглядывание и изучение новых предметов.

Содержание: Красиво оформленный сундучок содержит различные мелкие предметы. Надо доставать из сундучка их, рассматривать, играть с ними. Перебирать в сундучке предметы очень нравится детям.

Можно построить занятия на закрепление свойств предметов.

Фантазировать: где это пригодится и т. д.

Эту игру можно проводить с тканью, мехом, пуговицами, клубочками пряжи, бросовым материалом. Пофантазировать или заняться поделками.

Необходимо любую поделку делать до конца, чтобы ребенок захотел еще раз и два и….. вернуться к волшебному сундучку.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, взрослый, левая рука, предмет, содержание, действие, любимый вид деятельности, схема.


Похожие статьи

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

В раннем возрасте ребенок находится во власти реальной ситуации, проявляющейся в уровнях действий, высказываниях ребенка, процессуальной игре (малыш использует только предметы, находящиеся у него под рукой). После 3 лет в развитых формах игровой деятельности тип...

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребёнком в виде различных игр и упражнений.

- Поднять то правую, то левую руку. - Взять предмет то правой, то левой рукой.

Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте

В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и

Во-первых, на то, что игралюбимый вид деятельности дошкольников.

Влияя на содержание игры, воспитатель тем самым влияет и на отношения между детьми.

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными...

ребенок, действие, игра, кукла, игрушка, интеллектуальная недостаточность, игровая деятельность, процесс обучения, взрослый, предмет.

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности...

С точки зрения психолога игра — особый вид деятельности человека.

Нарастает потребность ребёнка в совместной со взрослыми деятельности. Пристально наблюдая мир взрослых, малыш выделяет их действия.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

Взрослый руководит игрой на первом этапе, особое внимание уделяет игровому действию, через действие включают ребенка в любую совместную деятельность.

Для решения данной задачи взрослый организует с детьми такой вид совместной игры, основным содержанием...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Дети учатся выкладывать узоры по схемам и придумывать их самостоятельно. 7. Игры и упражнения с прищепками.

8. Рисование и раскрашивание раскрасок. Рисование является одним из самых любимых видов детской деятельности.

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

Эта долька — для ежа. (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке).

Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима.

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ

В игре ребенок учиться действовать с предметами заместителями.

В игре развиваются и другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают

Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок. Для игры понадобитсяозвученный мяч (с бубенчиком внутри).

Похожие статьи

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

В раннем возрасте ребенок находится во власти реальной ситуации, проявляющейся в уровнях действий, высказываниях ребенка, процессуальной игре (малыш использует только предметы, находящиеся у него под рукой). После 3 лет в развитых формах игровой деятельности тип...

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребёнком в виде различных игр и упражнений.

- Поднять то правую, то левую руку. - Взять предмет то правой, то левой рукой.

Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте

В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и

Во-первых, на то, что игралюбимый вид деятельности дошкольников.

Влияя на содержание игры, воспитатель тем самым влияет и на отношения между детьми.

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными...

ребенок, действие, игра, кукла, игрушка, интеллектуальная недостаточность, игровая деятельность, процесс обучения, взрослый, предмет.

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности...

С точки зрения психолога игра — особый вид деятельности человека.

Нарастает потребность ребёнка в совместной со взрослыми деятельности. Пристально наблюдая мир взрослых, малыш выделяет их действия.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

Взрослый руководит игрой на первом этапе, особое внимание уделяет игровому действию, через действие включают ребенка в любую совместную деятельность.

Для решения данной задачи взрослый организует с детьми такой вид совместной игры, основным содержанием...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Дети учатся выкладывать узоры по схемам и придумывать их самостоятельно. 7. Игры и упражнения с прищепками.

8. Рисование и раскрашивание раскрасок. Рисование является одним из самых любимых видов детской деятельности.

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

Эта долька — для ежа. (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке).

Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима.

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ

В игре ребенок учиться действовать с предметами заместителями.

В игре развиваются и другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают

Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок. Для игры понадобитсяозвученный мяч (с бубенчиком внутри).

Задать вопрос