Современные проблемы в организации налогового контроля и пути повышения эффективности налоговых проверок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 11.02.2015

Статья просмотрена: 8304 раза

Библиографическое описание:

Саркисянц, Г. В. Современные проблемы в организации налогового контроля и пути повышения эффективности налоговых проверок / Г. В. Саркисянц. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 421-423. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15642/ (дата обращения: 23.04.2024).

Налоговая система Российской Федерации на современном этапе представляет собой сформированную систему налоговых правоотношений, свойственных государству с рыночной экономикой. Основные параметры ее устройства соответствуют общепринятым в мировой практике критериям и учитывают особенности российской экономики. В настоящее время одной из ключевых задач Правительства Российской Федерации является повышения уровня доходов государственного бюджета. Достижение указанного результата, в первую очередь, связано с развитием государственного налогового контроля в рамках задачи повышения эффективности налоговой системы Российской Федерации в области налогов и сборов, преодоление имеющихся на данном этапе проблем и совершенствование существующих процедур и методов контроля над исполнением налогоплательщиками обязанности по уплате налогов и сборов. В настоящее время в Российской Федерации накоплен достаточно значительный опыт проведения налогово-контрольных мероприятий, а применяемые механизмы отличаются постоянством используемых форм и методов. Между тем, потенциал для увеличения собираемости налогов за счет улучшения контрольных мероприятий в РФ находится на достаточно высоком уровне. Одним из вариантов повышения доходов бюджета является разрешение имеющихся проблем и противоречий в реализации налогового контроля. Причиной недостаточной эффективности мероприятий налогового контроля вызвана, в первую очередь, нечеткой регламентацией его процедур. Вышеуказанное мнение обусловлено, в том числе, следующими обстоятельствами. Основной формой налогового контроля выступают налоговые проверки. При этом камеральными налоговыми проверками охватываются все налогоплательщики, представляющие налоговые декларации в налоговые органы, что подчеркивает особую важность данной формы налогового контроля. Между тем, налоговым законодательством Российской Федерации определены лишь общие правила и процедуры проведения камеральной налоговой проверки. Нередко на практике налогоплательщики сталкиваются с ситуациями, не регламентированными на федеральном уровне.

Например, о последствиях проведения налоговыми органами камеральной налоговой проверок за пределами срока, установленного законом. Неурегулированность подобных вопросов на законодательном уровне приводит к необходимости обращения налогоплательщиков в судебные органы, изложение позиции Финансового ведомства в письмах и приказах в целях формирования позиции государства в спорной ситуации. Исследуя динамику количества налоговых споров, рассматриваемых арбитражными судами Российской Федерации, связанных с вопросами применения налогового законодательства, необходимо отметить высокий показатель ежегодно рассматриваемых дел данной категории — не менее 90 000 дел в год. Между тем решение описанной проблемы за счет формирования правоприменительной практики имеет высокие издержки реализации, а именно отвлечение трудовых ресурсов, значительные временные затраты, неоднозначность позиций разных ведомств. Данный фактор затрудняет четкое восприятие налогоплательщиками норм Налогового Кодекса Российской Федерации и делает этот процесс не только финансово и трудоемким, но и длительным во времени. Другой проблемой, мешающей процессу повышения эффективности налогового контроля, является законодательное закрепление активного участия налоговых органов в процессе исчисления и уплаты налогов налогоплательщиками. Будучи органом финансового контроля, налоговый орган должен следить за соблюдением налогоплательщиками и налоговыми агентами норм налогового законодательства, не вмешиваясь при этом в процесс исчисления и уплаты налогов. Проще говоря, идеальная модель исчисления и уплаты налога состоит в том, что реализуется без какого-либо участия налоговых органов. Налоговые органы только надзирают за правильностью исчисления и уплаты налогов, не предпринимая каких-либо активных действий, кроме контрольных. Единственным исключением из той «идеальной модели» должно стать участие налоговых органов в исчислении и уплате некоторых налогов налогоплательщиками — физическими лицами либо иностранными организациями, не имеющими постоянного представительства в России.

Другой проблемой государственного контроля налоговых правонарушений, ставшей, в том числе, причиной увеличения количества налоговых споров, рассматриваемых арбитражными судами, является проблема необходимости оценки добросовестности и разумности налогоплательщика, порождающая высокую долю субъективности в налоговом контроле. Можно предположить, что данная проблема является центральной в системе налогового контроля, требующей обязательной регламентации законодательством. Предполагаем, что налоговые нормы должны быть максимально определенными, поскольку только в таком случае будет обеспечиваться их правильное понимание и применение как налогоплательщиками, так и органами государственной власти. При этом полагаем, что добросовестность налогоплательщика должна выражать общую концепцию развития налогового права. Другой проблемой в РФ является низкий уровень культуры уплаты налогов и сборов. Подобное положение обусловлено различным отношением налогоплательщиков к закрепленным Конституцией Российской Федерации правами и обязанностями граждан Российской Федерации. Установленная статьей 57 Конституции Российской Федерации обязанность каждого платить законно налоги и сборы не воспринимается в качестве источника для осуществления государством своих функций и задач, в том числе по реализации государственных социальных программ, обеспечению исполнения конституционных прав граждан на достойное жилье, бесплатное образование, качественную медицину и т. д. Уплата налогов, чаще всего, воспринимается как отчуждение собственного имущества в пользу неопределенного субъекта. В связи с этим, между налогоплательщиком и государством возникает конфронтация, основанная на конфликте интересов, негативно отражающаяся на уровне налоговых доходов бюджета.    С другой стороны, проблема налоговых отношений отражается также и на работе налоговых органов при осуществлении ими мероприятий налогового контроля. Речь идет об определенных планах доначисления налогов и сборов, которые формируются перед каждой налоговой проверкой. Данное обстоятельство отрицательно сказывается на качестве контрольных мероприятий в области налогообложения.

Это выражается, во-первых, в искажении роли и назначении налоговых органов в системе налоговых отношений, а во-вторых, в ухудшении качества контрольных мероприятий. Таким образом, поскольку проблема налоговых отношений имеет глубокий внутри личностный уровень, ее решение растянуто во времени и во многом зависит от комплексного подхода в ее преодолении.

Рассматривая проблемы, которые могут возникнуть вследствие развития налоговых отношений, необходимо отметить следующее. Одним из ключевых направлений налоговой политики на 2015 год является стимулирование инновационной активности. В связи с этим, налоговая политика в среднесрочной перспективе ориентирована на поддержку инноваций во всех отраслях экономики. При этом роль налоговой системы в данной процессе состоит как в создании условий для спроса на инновационную продукцию, так и в создании благоприятных условий для развития и расширения деятельности налогоплательщиков, направленной на внедрение в производственные процессы результатов научных исследований и опытно-конструкторских работ, приводящих к увеличению производительности труда. В планах Министерства финансов РФ по достижению запланированных целей, необходимо отметить, что реализация указанных задач планируется не путем введения налоговых льгот, а путем корректировки механизма налогообложения, настройке налоговой системы с учетов современных вызовов, а также потребностей инновационных предприятий. Фактически речь идет об уточнении налогообложения сделок с интеллектуальной собственностью и некоторыми видами имущества, упрощении процедур администрирования налогов, в том числе при экспорте, изменении подходов к налоговому администрированию в целом. Очевидно, что в ближайшей перспективе будет необходима экстраполяция методов налогового контроля на инновационную сферу деятельности налогоплательщиков. При этом предполагаем, что в системе налогового контроля возникает новая для этого вида деятельности проблема необходимости проведения качественных контрольных мероприятий в сжатые сроки. Данное обстоятельство приведет к необходимости мобильного и эффективного осуществления контрольных мероприятий в минимальные сроки и с использованием максимально эффективных методов контрольной деятельности, что в настоящее время является для налоговых органов достаточно проблематичным.

Таким образом, на современном этапе развития системы налогового контроля необходимо отметить существование группы проблем, которые можно систематизировать на два уровня- внутренние и внешние. При этом, в качестве внутренних проблем выступает проблема налоговых отношений, актуальная как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков. Внешние проблемы, в свою очередь, складываются из объективных обстоятельств, куда входят технико-юридические проблемы — наличие правовых коллизий в нормах налогового права и в нормах иных отраслей права; недостаточно четкая регламентация контрольных мероприятий, а также субъективных проблем. Последние включают в себя проблему необходимости использования личностных оценочных критериев при проведении контрольных мероприятий, что приводит к большой доле усмотрения государственных служащих контролирующих органов. Что касается возможных проблем, которые могут возникнуть в системе налогового контроля в связи с ориентиром российской экономики на поддержку инновационной активности, то необходимо отметить проблему сокращения сроков реализации контрольных мероприятий при условии качественного проведения последних.

Решение данных проблем является важным и необходимом этапом для достижения цели прозрачной и эффективной налоговой системы, обеспечивающей поступления налоговых доходов в бюджеты с максимальным соблюдение прав и интересов налогоплательщиков. Формирование мероприятий по преодолению изложенных выше проблем должно носить комплексный характер, учитывающий специфику российский условий и длительные промежутки времени до их реализации.

 

Литература:

 

1.         Грачева Е. Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М.: Юриспруденция, 2012.

2.         Евсегнеев Е. Н. Налоги и налогообложение. — М.:ИНФРА-М, 2012. — 256 с.

3.         Караваева Н. В. налоговое регулирование рыночной экономики. — М.: ЮНИТИ, 2011.

4.         Шаталов С. Д. //Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы// — М.:МЦФЭР, 2012

5.         Практическая налоговая энциклопедия. Налоговая оптимизация/ под ред. А. В. Брызгалина // — М.: Норма, 2012.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговый контроль, Российская Федерация, орган, проблема, уплата налогов, налоговая система, мероприятие, налоговое законодательство, инновационная активность, камеральная налоговая проверка.


Похожие статьи

Совершенствование обеспечения прав и обязанностей...

Ключевые слова: налоговые органы, налоговый контроль, федеральная налоговая служба, налоговое администрирование.

В связи с этим, Карепина О. И. предлагает упорядочить процесс проведения камеральных налоговых проверок.

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением

Мероприятиями налогового контроля являются предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации формы деятельности налоговых органов по контролю за

Отличия налоговых проверок (камеральной и выездной) приведены схематично на рисунке 2.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговый...

Ключевые слова: камеральная проверка, оценка эффективности деятельности, налоговый контроль, механизмы оценки качества, налогоплательщики. Актуальность темы исследования обусловлена тем...

Понятие и роль налоговых проверок в системе налогового права

налоговый орган, налоговый контроль, камеральная налоговая проверка, налогоплательщик, документ, орган, налоговый мониторинг, налоговое законодательство, проверка, налоговое администрирование.

Проблемы налогового контроля в отношении крупнейших...

налоговый контроль, налогоплательщик, налоговое администрирование, Владимирская область, млрд рублей, налоговая система, общая доля поступлений, региональный бюджет, Российская Федерация, Россия.

Выездные и камеральные налоговые проверки: сравнительный...

Проверяется правильность уплаты налогов (одного или сразу нескольких) за это время.

Лермонтов Ю. М. Камеральная проверка как форма налогового контроля/ Налоговый контроль № 17 (185) — 2007.

Налоговый контроль в сегодняшних условиях развития...

Формой проведения налогового контроля выступают налоговые проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговый контроль, проверка, орган, уплата налогов...

Особенности и преимущества налогового мониторинга как формы...

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговый мониторинг, налоговая система, налоговые правоотношения.

Это является выгодным как для налогового органа, так и для налогоплательщика. Налоговики сокращают количество контрольных мероприятий и...

Камеральная налоговая проверка как элемент современной...

Ключевые слова: налоговая система, налоговый контроль, камеральные налоговые проверки, налоговая политика. Налоговая проверка является одной из форм налогового контроля...

Похожие статьи

Совершенствование обеспечения прав и обязанностей...

Ключевые слова: налоговые органы, налоговый контроль, федеральная налоговая служба, налоговое администрирование.

В связи с этим, Карепина О. И. предлагает упорядочить процесс проведения камеральных налоговых проверок.

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением

Мероприятиями налогового контроля являются предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации формы деятельности налоговых органов по контролю за

Отличия налоговых проверок (камеральной и выездной) приведены схематично на рисунке 2.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговый...

Ключевые слова: камеральная проверка, оценка эффективности деятельности, налоговый контроль, механизмы оценки качества, налогоплательщики. Актуальность темы исследования обусловлена тем...

Понятие и роль налоговых проверок в системе налогового права

налоговый орган, налоговый контроль, камеральная налоговая проверка, налогоплательщик, документ, орган, налоговый мониторинг, налоговое законодательство, проверка, налоговое администрирование.

Проблемы налогового контроля в отношении крупнейших...

налоговый контроль, налогоплательщик, налоговое администрирование, Владимирская область, млрд рублей, налоговая система, общая доля поступлений, региональный бюджет, Российская Федерация, Россия.

Выездные и камеральные налоговые проверки: сравнительный...

Проверяется правильность уплаты налогов (одного или сразу нескольких) за это время.

Лермонтов Ю. М. Камеральная проверка как форма налогового контроля/ Налоговый контроль № 17 (185) — 2007.

Налоговый контроль в сегодняшних условиях развития...

Формой проведения налогового контроля выступают налоговые проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговый контроль, проверка, орган, уплата налогов...

Особенности и преимущества налогового мониторинга как формы...

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговый мониторинг, налоговая система, налоговые правоотношения.

Это является выгодным как для налогового органа, так и для налогоплательщика. Налоговики сокращают количество контрольных мероприятий и...

Камеральная налоговая проверка как элемент современной...

Ключевые слова: налоговая система, налоговый контроль, камеральные налоговые проверки, налоговая политика. Налоговая проверка является одной из форм налогового контроля...

Задать вопрос