Формы и методы взаимодействия школы с махаллинским комитетом в процессе воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 06.02.2015

Статья просмотрена: 122 раза

Библиографическое описание:

Худайкулов, Х. Д. Формы и методы взаимодействия школы с махаллинским комитетом в процессе воспитания / Х. Д. Худайкулов, Ж. О. Лапасов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 641-643. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15441/ (дата обращения: 23.04.2024).

Что такое махалля? Махалля — это не просто определенное число домов и улиц. Её жители должны жить комфортно и иметь возможности для полноценного отдыха, занятий любимым делом, укрепления здоровья. В современных махаллях Узбекистана действуют центры досуга, в сотрудничестве с международным фондом Ибн Сина создаются пункты по оказанию первой помощи населению. В этих пунктах, как правило, трудятся медики-пенсионеры - жители данной махалли. С первых дней независимости нашей Республики, государство уделяет большое внимание вопросам развития Махалли.

В частности, созданный по Указу Президента благотворительный фонд «Махалля» способствует дальнейшему повышению статуса махалли как традиционного института воспитания. По предложению Президента Ислома Каримова, высказанному на торжественном собрании, посвященному десятилетию Конституции Республики Узбекистан, 2003 год был объявлен годом махалли.

В выступлении руководителя нашей страны на десятой сессии Олий Мажлиса также было особо отмечено дальнейшее повышение статуса махалли в обществе, необходимости укрепления ее социальных, правовых, экономических основ.

Огромное значение махалли в жизни граждан отмечает Президент и в своем новогоднем поздравлении народу Узбекистана: «Этот уникальный общественный институт самоуправления граждан, имеющий тысячелетнюю историю, вобрал в себе мудрость и жизненный опыт нашего трудолюбивого народа. Этим надо гордиться и сделать все, чтобы махалля оставалась для каждого из нас родным очагом, где царит мир и уважительное отношение друг другу, где все вопросы решаются вместе в интересах каждого. И, действительно, махалля, как орган самоуправления граждан, насчитывает в нашей стране много веков. В ХХI веке она также жизнеспособна и действенна, но наша бурная современная жизнь придала махалле новые функции, современные формы работы с населением. Закон Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан» наделяет махаллю функциями, соответствующими ходу демократических преобразований в обществе.

Лучшие махалли Узбекистана накопили своеобразный опыт обучения молодежи народным ремеслам, например, золотошвейному делу, гончарному, ювелирному искусству, профессиям швей, вышивальщиц, кондитеров.

Перед школами Узбекистана в махаллях встают большие задачи:

-          укрепление взаимодействия, как с махаллинскими комитетами, так и с благотворительными фондами, оказывающими им содействие: «Махалля», «Нуроний» «Ибн Сино» и другими;

-          организация выездных и экскурсионных мероприятий в махаллях;

-          отражение в наглядном оформлении школ и в их справочном аппарате наиболее интересных событий, происходящих в махаллях;

-          совершенствование рекламы школы, своевременная и привлекающая информация о мероприятиях на территории махалли;

-          вовлечение родителей из числа жителей махалли в социальную жизнь школы.

Приведем несколько примеров, которые раскрывают историю Навруза, традиций этого праздника, его организацию и проведение в школе.

Эти материалы помогут достойно подготовиться к всенародному празднику Навруз, который отмечается повсеместно в школах и махаллях не только узбекским, но и другими народами Узбекистана.

Культурно-массовая работа школы обязательно должна включать мероприятия, предназначенные для жителей махаллей, а также способствовать активному привлечению различных слоев населения. Лучше всего начать работу с планирования. Необходимо заранее запланировать совместное проведение государственных и национальных праздников, «круглых столов» и творческих встреч с выдающимися людьми республики, известными писателями и композиторами, другими представителями творческой интеллигенции. В зависимости от содержания мероприятия, нужно продумать вопрос о том, кто может выступать в нем деловым партнером школы. Например, организуя совместно с махаллей вечер на тему «Давайте не болеть», можно, кроме врачей, пригласить представителей фонда имени Ибн Сино, «Соглом авлод учун» и т. д.

Мы рекомендуем ежегодно организовывать в махаллях «День библиотеки», включая в его программу самые различные мероприятия: презентации новых книг, встречи с интересными людьми, краеведческие викторины, циклы бесед, обзоры книг и материалов периодических изданий.

Решению этих и других задач и посвящены материалы данной статьи. Авторы надеются, что данная работа окажет методическую и практическую помощь школам Узбекистана, работающим с махаллинскими комитетами, а также всеми заинтересованным организациям, осуществляющим работу по месту жительства граждан независимого Узбекистана. Огромную роль играет махалля в возрождении национальных традиций узбекского народа.

Соседская община как форма организации общественной жизни отдельного квартала существовала издревле. Она имела несколько названий и была не только территориальной, но и административной единицей. Махалли имели свою приходскую мечеть, базар, чайхану, место отдыха и встреч мужчин, школы начального обучения (мактаб). В некоторых махаллях было сосредоточено ремесленное производство, носившее наследственный характер, в результате чего махалли превращались в отраслевые центры ремесел, по которым и получили свои названия: «Укчи» - оружейников; «Игарчи» - седельников», «Парчабаб» - ткачей особого сорта шелковых тканей, «Кунчилик» - кожевников и т. д. Во главе махалли стоял аксакал, который избирался главами всех семейств, проживающих на территории махалли, для общего руководства общинными делами. С обретением независимости Узбекистана, в стране восстанавливаются исторические традиции узбекского народа и, в частности, принимаются действенные меры по возрождению такого демократического органа самоуправления, как махалля. Функции ее значительно расширились, она получила официальный статус, юридически стала независимым органом власти.

Какие же исторические традиции узбекского народа наблюдается в жизни современной махалли? Это, прежде всего, почитание и искреннее уважение к старшим, аксакалам. Другая характерная черта махалли - хашар, т. е. совместные общественные работы. Уборка территории махалли методом хашара организуется накануне праздника Навруз (в начале марта), таким образом строятся чайханы, восстанавливаются мечети, иногда строятся дома. Большое участие принимает актив махалли и в проведении свадеб. В последние десятилетия махаллинский актив стремится к тому, чтобы свадьбы проводились без особых излишеств, по устоям традиционного узбекского общества.

 

Литература:

 

1.         Конституции Республики Узбекистана.Ташкент,2009г.

2.         Мухамедова З. Р. «Гармонично развитое поколение-условие стабильного развития, благополучия и процветания общества» сборник научно-методических статей. Ташкент, 2013г. Стр.40–45.

3.         Бирюков В. Навруз- это новый день. Ташкент,Труд. 2000г.стр.7

 

Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, узбекский народ, дальнейшее повышение статуса, школа Узбекистана.


Похожие статьи

Международное сотрудничество Узбекистана в рамках учебного...

Мы — разные по национальности жители древнего Турона, но Родина у нас одна — независимый Узбекистан, народ которого строит цивилизованное демократическое государство. Кто родился в Узбекистане, сохраняя свою этническую культуру, тот впитал с детства узбекскую...

Женский вопрос в Узбекистане в современность | Молодой ученый

Узбекистан, женщина, Комитет женщин Узбекистана, повышение статуса, кандидат наук, общественное мнение, общественное управление, основная задача, особое внимание, сельское хозяйство.

Особенности культуры узбеков | Статья в журнале...

В Самарканде и Бухаре достигла расцвета среднеазиатская школа миниатюры. Кустарное производство развивалось в Узбекистане из века в век, оставляя

В отличие от кочевых соседей, узбекский народ имел прочную и оседлую цивилизацию в течение многих столетий.

Образование в Республике Узбекистан: модернизация...

Объявление 2017 года в Республике Узбекистан Годом диалога с народом и интересов человека имеет глубокий смысл.

На строительство, улучшение материально-технической базы и оснащение общеобразовательных школ с 2004 года было направлено в общей...

Концептуальные основы женского вопроса в Республике Узбекистан

Первый Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, говоря о повышении активности женщин, отдельно отмечал значимость женского

На комитет была возложена обязанность скоординировать задачи дальнейшего повышения роли женщин в жизни общества, а в...

Некоторые особенности обучения иностранным языкам: опыт...

В 88 % школах преподавание ведется на узбекском языке, 5,5 % — на русском, 2,5

В рамках реализации Закона Республики Узбекистан «Об образовании» и Национальной

картины мира, углубления взаимодействия культур разных народов, повышения образовательной...

Органы самоуправления – важный фактор в формировании...

В Узбекистане подобным древнейшим уникальным национальным демократическим институтом самоуправления граждан является махалля

В настоящее время, работы, проводимые относительно повышения социального статуса махали, подразумевает два направления.

Забота о здоровом поколении в деятельности первого Президента...

Также участия и достижения узбекских спортсменов в международных турнирах. Большое счастье, что молодёжь Узбекистана составляет больше

Во-первых, И. Каримов активно внедрял народу что, «именно молодое поколение — надежда оплот своего государства».

Развитие медицины на территории Узбекистана в период...

Библиографическое описание: Махсумов М. Д. Развитие медицины на территории Узбекистана в период последних узбекских ханов (XVIII — XIX

Во всех ханствах существовали в основном конфессиональные школы. Достижения науки и техники весьма слабо проникали в край.

Международное сотрудничество Узбекистана в рамках учебного...

Мы — разные по национальности жители древнего Турона, но Родина у нас одна — независимый Узбекистан, народ которого строит цивилизованное демократическое государство. Кто родился в Узбекистане, сохраняя свою этническую культуру, тот впитал с детства узбекскую...

Женский вопрос в Узбекистане в современность | Молодой ученый

Узбекистан, женщина, Комитет женщин Узбекистана, повышение статуса, кандидат наук, общественное мнение, общественное управление, основная задача, особое внимание, сельское хозяйство.

Особенности культуры узбеков | Статья в журнале...

В Самарканде и Бухаре достигла расцвета среднеазиатская школа миниатюры. Кустарное производство развивалось в Узбекистане из века в век, оставляя

В отличие от кочевых соседей, узбекский народ имел прочную и оседлую цивилизацию в течение многих столетий.

Образование в Республике Узбекистан: модернизация...

Объявление 2017 года в Республике Узбекистан Годом диалога с народом и интересов человека имеет глубокий смысл.

На строительство, улучшение материально-технической базы и оснащение общеобразовательных школ с 2004 года было направлено в общей...

Концептуальные основы женского вопроса в Республике Узбекистан

Первый Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, говоря о повышении активности женщин, отдельно отмечал значимость женского

На комитет была возложена обязанность скоординировать задачи дальнейшего повышения роли женщин в жизни общества, а в...

Некоторые особенности обучения иностранным языкам: опыт...

В 88 % школах преподавание ведется на узбекском языке, 5,5 % — на русском, 2,5

В рамках реализации Закона Республики Узбекистан «Об образовании» и Национальной

картины мира, углубления взаимодействия культур разных народов, повышения образовательной...

Органы самоуправления – важный фактор в формировании...

В Узбекистане подобным древнейшим уникальным национальным демократическим институтом самоуправления граждан является махалля

В настоящее время, работы, проводимые относительно повышения социального статуса махали, подразумевает два направления.

Забота о здоровом поколении в деятельности первого Президента...

Также участия и достижения узбекских спортсменов в международных турнирах. Большое счастье, что молодёжь Узбекистана составляет больше

Во-первых, И. Каримов активно внедрял народу что, «именно молодое поколение — надежда оплот своего государства».

Развитие медицины на территории Узбекистана в период...

Библиографическое описание: Махсумов М. Д. Развитие медицины на территории Узбекистана в период последних узбекских ханов (XVIII — XIX

Во всех ханствах существовали в основном конфессиональные школы. Достижения науки и техники весьма слабо проникали в край.

Похожие статьи

Международное сотрудничество Узбекистана в рамках учебного...

Мы — разные по национальности жители древнего Турона, но Родина у нас одна — независимый Узбекистан, народ которого строит цивилизованное демократическое государство. Кто родился в Узбекистане, сохраняя свою этническую культуру, тот впитал с детства узбекскую...

Женский вопрос в Узбекистане в современность | Молодой ученый

Узбекистан, женщина, Комитет женщин Узбекистана, повышение статуса, кандидат наук, общественное мнение, общественное управление, основная задача, особое внимание, сельское хозяйство.

Особенности культуры узбеков | Статья в журнале...

В Самарканде и Бухаре достигла расцвета среднеазиатская школа миниатюры. Кустарное производство развивалось в Узбекистане из века в век, оставляя

В отличие от кочевых соседей, узбекский народ имел прочную и оседлую цивилизацию в течение многих столетий.

Образование в Республике Узбекистан: модернизация...

Объявление 2017 года в Республике Узбекистан Годом диалога с народом и интересов человека имеет глубокий смысл.

На строительство, улучшение материально-технической базы и оснащение общеобразовательных школ с 2004 года было направлено в общей...

Концептуальные основы женского вопроса в Республике Узбекистан

Первый Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, говоря о повышении активности женщин, отдельно отмечал значимость женского

На комитет была возложена обязанность скоординировать задачи дальнейшего повышения роли женщин в жизни общества, а в...

Некоторые особенности обучения иностранным языкам: опыт...

В 88 % школах преподавание ведется на узбекском языке, 5,5 % — на русском, 2,5

В рамках реализации Закона Республики Узбекистан «Об образовании» и Национальной

картины мира, углубления взаимодействия культур разных народов, повышения образовательной...

Органы самоуправления – важный фактор в формировании...

В Узбекистане подобным древнейшим уникальным национальным демократическим институтом самоуправления граждан является махалля

В настоящее время, работы, проводимые относительно повышения социального статуса махали, подразумевает два направления.

Забота о здоровом поколении в деятельности первого Президента...

Также участия и достижения узбекских спортсменов в международных турнирах. Большое счастье, что молодёжь Узбекистана составляет больше

Во-первых, И. Каримов активно внедрял народу что, «именно молодое поколение — надежда оплот своего государства».

Развитие медицины на территории Узбекистана в период...

Библиографическое описание: Махсумов М. Д. Развитие медицины на территории Узбекистана в период последних узбекских ханов (XVIII — XIX

Во всех ханствах существовали в основном конфессиональные школы. Достижения науки и техники весьма слабо проникали в край.

Международное сотрудничество Узбекистана в рамках учебного...

Мы — разные по национальности жители древнего Турона, но Родина у нас одна — независимый Узбекистан, народ которого строит цивилизованное демократическое государство. Кто родился в Узбекистане, сохраняя свою этническую культуру, тот впитал с детства узбекскую...

Женский вопрос в Узбекистане в современность | Молодой ученый

Узбекистан, женщина, Комитет женщин Узбекистана, повышение статуса, кандидат наук, общественное мнение, общественное управление, основная задача, особое внимание, сельское хозяйство.

Особенности культуры узбеков | Статья в журнале...

В Самарканде и Бухаре достигла расцвета среднеазиатская школа миниатюры. Кустарное производство развивалось в Узбекистане из века в век, оставляя

В отличие от кочевых соседей, узбекский народ имел прочную и оседлую цивилизацию в течение многих столетий.

Образование в Республике Узбекистан: модернизация...

Объявление 2017 года в Республике Узбекистан Годом диалога с народом и интересов человека имеет глубокий смысл.

На строительство, улучшение материально-технической базы и оснащение общеобразовательных школ с 2004 года было направлено в общей...

Концептуальные основы женского вопроса в Республике Узбекистан

Первый Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, говоря о повышении активности женщин, отдельно отмечал значимость женского

На комитет была возложена обязанность скоординировать задачи дальнейшего повышения роли женщин в жизни общества, а в...

Некоторые особенности обучения иностранным языкам: опыт...

В 88 % школах преподавание ведется на узбекском языке, 5,5 % — на русском, 2,5

В рамках реализации Закона Республики Узбекистан «Об образовании» и Национальной

картины мира, углубления взаимодействия культур разных народов, повышения образовательной...

Органы самоуправления – важный фактор в формировании...

В Узбекистане подобным древнейшим уникальным национальным демократическим институтом самоуправления граждан является махалля

В настоящее время, работы, проводимые относительно повышения социального статуса махали, подразумевает два направления.

Забота о здоровом поколении в деятельности первого Президента...

Также участия и достижения узбекских спортсменов в международных турнирах. Большое счастье, что молодёжь Узбекистана составляет больше

Во-первых, И. Каримов активно внедрял народу что, «именно молодое поколение — надежда оплот своего государства».

Развитие медицины на территории Узбекистана в период...

Библиографическое описание: Махсумов М. Д. Развитие медицины на территории Узбекистана в период последних узбекских ханов (XVIII — XIX

Во всех ханствах существовали в основном конфессиональные школы. Достижения науки и техники весьма слабо проникали в край.

Задать вопрос