Роль периодических изданий второй половины ХІХ века в распространении грамотности (на примере журнала «Основа. Южно-русский литературно-научный вестник») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 19.12.2014

Статья просмотрена: 127 раз

Библиографическое описание:

Шевченко, Н. И. Роль периодических изданий второй половины ХІХ века в распространении грамотности (на примере журнала «Основа. Южно-русский литературно-научный вестник») / Н. И. Шевченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 712-714. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14412/ (дата обращения: 28.03.2024).

В статье на примере журнала «Основа. Южно-русский литературно-научный вестник» исследуется роль периодических изданий второй половины ХІХ века в распространении грамотности. Автором доказано, что во второй половине XIX века журнал «Основа» стал той сферой, на которую писатели и интеллигенция в целом не только спроектировали свой могучий потенциал педагогической мысли относительно проблем развития школы, но и анализировали недостатки и преимущества учебно-воспитательной системы того времени.

Ключевые слова: периодические издания, вторая половина ХІХ века, распространение грамотности, журнала «Основа. Южно-русский литературно-научный вестник».

Отмена крепостного права в Российской империи, в составе которой во второй половине ХІХ века было 80 % украинских земель, позволила спроектировать сознания украинского общества с примитивной объективности на выяснение сущностно-содержательного аспекта бытия индивида. С. Русова по этому поводу отмечала: «Люди радовались свободе, но как не было среди них грамотных и образованных людей, то они много чего не понимали; болтовни было много везде, соберутся люди, болтают долго и все о «воле», и каждый разговор кончается словами: «что-то оно будет, так оно не будет, как есть, оно то придет, вот горе все, что мы не знаем ничего!».. [4, с. 35].

Быстрая популяризация идеи распространения образования обеспечила ее проникновение во все сословия и социальные слои общества. Мы предлагаем выяснить роль периодических изданий в этом процессе, проанализировав одно из популярных периодических изданий средины ХІХ века журнала «Основа. Южно-русский литературно-научный вестник».

Во второй половине ХІХ века центром общественной арены, где сосредоточились лучшие силы интеллигенции того времени, стал Петербург. В Петербурге одним из крупнейших достижений просветительской деятельности можно считать начало издания журнала «Основа. Южно-русский литературно-научный вестник», который занял центральное место всеукраинского печатного органа. Редактор «Основы» В. Белозерский отмечал, что основным назначением журнала будет просвещение, осознание общей пользы и личных выгод всех сословий и вообще сотрудничество для улучшения нравственного и материального быта страны [5, арк. 25].

Стратегической задачей «Основы» было определено всестороннее исследование «Южно-русского края», направленное на изучение его потребностей, критический взгляд на себя в прошлом и настоящем, общественную пользу. Главной идеей редакции было провозглашено всеобщее просветительство в применении к условиям местного края, однако более всего отечественные писатели боялись удалиться от простого человека, потерять связи с ним, а больше того от жизни соседних народов. Они считали, что вредным для гармоничного развития Малороссии будет замкнутость в лишь «собственных элементах, которые только тогда получат всю свою ценность, когда естественно дотронутся до нравственных начал других народов» [1, с. 7].

В журнале «Основа» № 10 за 1861 г. была размещена статья А. Погоского «Всем грамотным», в которой автор подчеркивал необходимость всенародного образования в новых социальных условиях: «Дело решенное — грамотность необходима всем и каждому: теперь, когда все получили человеческое право свободы, мы видим, как дорого стоит необразованным людям их безграмотность. Настало время каждому знать свое право и свой долг, но этого не узнать с чужих слов: сумей самостоятельно прочитать и понять, что о тебе и для тебя написано» [3, с. 10]. В тексте статьи А. Погоский выделил слова «право» и «обязанность», чем утверждал, что именно образование является правом и обязанностью каждого человека. Далее просветитель подчеркнул, что «сложное дело, кажется, миллионы детей грамоте научить, — однако затем с уверенностью констатировал, — дело это только кажется сложной, а с помощью Бога оно легкое и простое» [3, с. 10]. Отсутствие средств и времени на обучение детей автор считал такой проблемой, которую при желании и милосердии можно решить: «Бесплатные воскресные школы — образец такого обучения; и везде, где есть образованные люди и где есть дети — там, конечно, все есть, что необходимо для такой школы» [3, с. 10].

Итак, во второй половине XIX века интеллигенция, став на путь просветительства народа, стремилась к гуманизации и демократизации педагогической науки, видев прогрессивность школы не в национальном вакууме, а в интеграции в международное образовательное пространство, что способствовало бы воспитанию молодого поколения в духе толерантности, открытости, гуманности, взаимоуважения всех народов.

В первом номере «Основы» (январь 1861 г.) было напечатано программу (содержание) издания и ее тщательное обоснование. Проведенный нами анализ доказывает, что издатели «Основы» пытались как можно шире охватить круг вопросов, связанных с комплексным изучением «юго-русского народа», а именно: изящную словесность, стихи, повести и рассказы на украинском языке; историю: описание жизни и быта населения, древние времена, исторические и юридические документы; описание народов, населявших территорию Малороссии: языкознание, современный общественный и частный быт; воспитание и образование; естествознание; медицину в применении к «южно-русскому краю»; сельское хозяйство; промышленность; торговлю; государственные постановления и распоряжения; анализ художественных произведений и указатель всех книг и статей, а также музыкальные и художественные произведения, предметом, которых была Малороссия; областные сведения: переписки, вопросы, малые по объему статьи [1, с. 1].

В комментариях «Основы» в обосновании обозначенного выше содержания издания главным вопросом, что объединял все разделы, было определено распространение образования среди населения: «Вопрос жизни — вопрос о воспитании и обучении — одно из тех, на которое, после крестьянского, обращено внимание государственного руководства и общества... Обучение народа должно стать одной из важнейших забот образованной части общества... «Основа» будет внимательно наблюдать за действиями общества и распоряжениями государственного руководства на пути народного образования и сообщать о всех явления жизни, полезных или вредных для распространения образования на всей территории южно-русского края» [1, с. 4–5].

Писатели и просто интеллигенция того времени, издатели «Основы», пытались активизировать просветительско-педагогическую деятельность: обеспечить продуктивное взаимодействие всех ее компонентов, визуализировать ее недостатки, положительный опыт, потребности. Со страниц журнала они обращались к образованной части населения Малороссии с просьбой помочь им в этом деле. «Основу» было выбрано для сообщения теоретических и практических замечаний относительно потребностей образования, а именно: сообщение о процессе обучения и воспитания в учебных заведениях и в семьях; о влиянии различных систем воспитания и обучения на нравственное развитие и образ жизни учащихся; о процессе женского воспитания и обучения; о предметах, формах и методах преподавания в народных школах, об учителях и учениках; о количестве тех и других. Издатели журнала также просили сообщать о появлении произведений, приближенных к народному образованию, о руководствах (методические издания) по разным дисциплинам [1, с. 5]. На этот призыв издателей «Основы» сразу откликнулись украинские писатели. М. Костомаров на страницах «Основы» напечатал статью «Две русские народности», в которой изложил и обосновал свои мысли: «Народ образованный крепче держится за свое прошлое, более рьяно бережет обычаи и память предков. Покоренная Римом Греция покоряет потом Рим своей образованностью, тогда, как покоренная тем же Римом Галия, теряет собственный язык и народность, уступив более образованным и сильным завоевателям. Встреча с народом слабее делает народность сильного более прочной, как встреча с сильным ослабляет» [2, с. 35].

Итак, во второй половине XIX века журнал «Основа» стал той сферой, на которую писатели и интеллигенция в целом не только спроектировали свой могучий потенциал педагогической мысли относительно проблем развития школы, но и анализировали недостатки и преимущества учебно-воспитательной системы того времени.

 

Литература:

 

1.                            Белозерский В. Программа журнала / В. Белозерский // Основа. — 1861. — № 1. — С. 2–8.

2.                            Кулиш П. Произведения: в 2 т. / П. Кулиш. — К.: Научная мысль, 1998. — Т. 2: Украинская новая литература / гл. ред.: М. Д. Бернштейн. — 1998. — 768 с.

3.                            Погоский А. Всем грамотным / А. Погоский // Основа. — 1861. — № 10. — С. 10.

4.                            Русова С. Просветительское движение на Украине в 60-х годах / С. Ф. Русова // Свет. — 1911. — № 1. — С. 34–42.

5.                            Центральный государственный исторический архив Украины, г. Киев. Ф.172. Оп. 1. Дело 5049. В. Белозерский задачи «Основы», 25 л.

Основные термины (генерируются автоматически): южно-русский литературно-научный вестник, половина XIX века, Рим, государственное руководство, могучий потенциал, народное образование, Петербург, проблема развития школы, украинский, учебно-воспитательная система.


Ключевые слова

периодические издания, вторая половина ХІХ века, распространение грамотности, журнала «Основа. Южно-русский литературно-научный вестник»., журнала «Основа. Южно-русский литературно-научный вестник»

Похожие статьи

Российская школа конца XIX века в контексте европейского...

Вводилась новая система народного образования и управления учебными заведениями.

Начало второй половины XIX века в России охарактеризовалось новым движением, всколыхнувшим общество.

Влияние Киевского университета на развитие просвещения...

Помощь учебно-воспитательной работе средней школы в Киевском учебном округе со стороны

В 60–70-е гг. XIX столетия на государственном уровне начинает решаться насущная для российского общества проблема женского образования.

Развитие системы школьного образования до 90-х гг. XIX века

Благодаря образовательным реформам XVIII века, открытию значительного числа учебных заведений и активному развитию обучения, в начале XIX в. стало возможным создание централизованной государственной системы образования.

Воспитательный потенциал школы как...

Воспитательный потенциал школы как культурно-образовательного центра в условиях малого города.

- формирование содержания образования, обеспечивающего развитие личности; - совершенствование системы мер по обеспечению сохранения здоровья учащихся (здоровый...

Историография становления и развития педагогических научных...

ХXI века). Проблема становления и развития педагогических научных школ Урала как устойчивых социальных институтов общества, аккумулирующих научный, интеллектуальный потенциал инновационного развития образования и способствующих активному развитию и...

Материалы VIII международной научной конференции...

Предпосылки личностно-ориентированного обучения в педагогике второй половины XIX — начала XX века.

Кадровый потенциал инновационных процессов в образовательном пространстве.

«Проблемы и перспективы развития образования».

Материалы III международной научной конференции...

Реализация творческого потенциала учащегося в воспитательном процессе посредством постановки

Влияние Киевского университета на развитие просвещения в Киевском учебном округе в 60-х годах XIX в.

«Проблемы и перспективы развития образования».

Материалы международной научной конференции...

Проблема развития творческих способностей детей в педагогике XX века.

Воспитательный потенциал детской художественной литературы в развитии социального интеллекта и

Позиция преподавателя системы постдипломного образования как андрагога-консультанта.

Российская школа конца XIX века в контексте европейского...

Вводилась новая система народного образования и управления учебными заведениями.

Начало второй половины XIX века в России охарактеризовалось новым движением, всколыхнувшим общество.

Влияние Киевского университета на развитие просвещения...

Помощь учебно-воспитательной работе средней школы в Киевском учебном округе со стороны

В 60–70-е гг. XIX столетия на государственном уровне начинает решаться насущная для российского общества проблема женского образования.

Развитие системы школьного образования до 90-х гг. XIX века

Благодаря образовательным реформам XVIII века, открытию значительного числа учебных заведений и активному развитию обучения, в начале XIX в. стало возможным создание централизованной государственной системы образования.

Воспитательный потенциал школы как...

Воспитательный потенциал школы как культурно-образовательного центра в условиях малого города.

- формирование содержания образования, обеспечивающего развитие личности; - совершенствование системы мер по обеспечению сохранения здоровья учащихся (здоровый...

Историография становления и развития педагогических научных...

ХXI века). Проблема становления и развития педагогических научных школ Урала как устойчивых социальных институтов общества, аккумулирующих научный, интеллектуальный потенциал инновационного развития образования и способствующих активному развитию и...

Материалы VIII международной научной конференции...

Предпосылки личностно-ориентированного обучения в педагогике второй половины XIX — начала XX века.

Кадровый потенциал инновационных процессов в образовательном пространстве.

«Проблемы и перспективы развития образования».

Материалы III международной научной конференции...

Реализация творческого потенциала учащегося в воспитательном процессе посредством постановки

Влияние Киевского университета на развитие просвещения в Киевском учебном округе в 60-х годах XIX в.

«Проблемы и перспективы развития образования».

Материалы международной научной конференции...

Проблема развития творческих способностей детей в педагогике XX века.

Воспитательный потенциал детской художественной литературы в развитии социального интеллекта и

Позиция преподавателя системы постдипломного образования как андрагога-консультанта.

Российская школа конца XIX века в контексте европейского...

Вводилась новая система народного образования и управления учебными заведениями.

Начало второй половины XIX века в России охарактеризовалось новым движением, всколыхнувшим общество.

Влияние Киевского университета на развитие просвещения...

Помощь учебно-воспитательной работе средней школы в Киевском учебном округе со стороны

В 60–70-е гг. XIX столетия на государственном уровне начинает решаться насущная для российского общества проблема женского образования.

Развитие системы школьного образования до 90-х гг. XIX века

Благодаря образовательным реформам XVIII века, открытию значительного числа учебных заведений и активному развитию обучения, в начале XIX в. стало возможным создание централизованной государственной системы образования.

Воспитательный потенциал школы как...

Воспитательный потенциал школы как культурно-образовательного центра в условиях малого города.

- формирование содержания образования, обеспечивающего развитие личности; - совершенствование системы мер по обеспечению сохранения здоровья учащихся (здоровый...

Историография становления и развития педагогических научных...

ХXI века). Проблема становления и развития педагогических научных школ Урала как устойчивых социальных институтов общества, аккумулирующих научный, интеллектуальный потенциал инновационного развития образования и способствующих активному развитию и...

Материалы VIII международной научной конференции...

Предпосылки личностно-ориентированного обучения в педагогике второй половины XIX — начала XX века.

Кадровый потенциал инновационных процессов в образовательном пространстве.

«Проблемы и перспективы развития образования».

Материалы III международной научной конференции...

Реализация творческого потенциала учащегося в воспитательном процессе посредством постановки

Влияние Киевского университета на развитие просвещения в Киевском учебном округе в 60-х годах XIX в.

«Проблемы и перспективы развития образования».

Материалы международной научной конференции...

Проблема развития творческих способностей детей в педагогике XX века.

Воспитательный потенциал детской художественной литературы в развитии социального интеллекта и

Позиция преподавателя системы постдипломного образования как андрагога-консультанта.

Похожие статьи

Российская школа конца XIX века в контексте европейского...

Вводилась новая система народного образования и управления учебными заведениями.

Начало второй половины XIX века в России охарактеризовалось новым движением, всколыхнувшим общество.

Влияние Киевского университета на развитие просвещения...

Помощь учебно-воспитательной работе средней школы в Киевском учебном округе со стороны

В 60–70-е гг. XIX столетия на государственном уровне начинает решаться насущная для российского общества проблема женского образования.

Развитие системы школьного образования до 90-х гг. XIX века

Благодаря образовательным реформам XVIII века, открытию значительного числа учебных заведений и активному развитию обучения, в начале XIX в. стало возможным создание централизованной государственной системы образования.

Воспитательный потенциал школы как...

Воспитательный потенциал школы как культурно-образовательного центра в условиях малого города.

- формирование содержания образования, обеспечивающего развитие личности; - совершенствование системы мер по обеспечению сохранения здоровья учащихся (здоровый...

Историография становления и развития педагогических научных...

ХXI века). Проблема становления и развития педагогических научных школ Урала как устойчивых социальных институтов общества, аккумулирующих научный, интеллектуальный потенциал инновационного развития образования и способствующих активному развитию и...

Материалы VIII международной научной конференции...

Предпосылки личностно-ориентированного обучения в педагогике второй половины XIX — начала XX века.

Кадровый потенциал инновационных процессов в образовательном пространстве.

«Проблемы и перспективы развития образования».

Материалы III международной научной конференции...

Реализация творческого потенциала учащегося в воспитательном процессе посредством постановки

Влияние Киевского университета на развитие просвещения в Киевском учебном округе в 60-х годах XIX в.

«Проблемы и перспективы развития образования».

Материалы международной научной конференции...

Проблема развития творческих способностей детей в педагогике XX века.

Воспитательный потенциал детской художественной литературы в развитии социального интеллекта и

Позиция преподавателя системы постдипломного образования как андрагога-консультанта.

Российская школа конца XIX века в контексте европейского...

Вводилась новая система народного образования и управления учебными заведениями.

Начало второй половины XIX века в России охарактеризовалось новым движением, всколыхнувшим общество.

Влияние Киевского университета на развитие просвещения...

Помощь учебно-воспитательной работе средней школы в Киевском учебном округе со стороны

В 60–70-е гг. XIX столетия на государственном уровне начинает решаться насущная для российского общества проблема женского образования.

Развитие системы школьного образования до 90-х гг. XIX века

Благодаря образовательным реформам XVIII века, открытию значительного числа учебных заведений и активному развитию обучения, в начале XIX в. стало возможным создание централизованной государственной системы образования.

Воспитательный потенциал школы как...

Воспитательный потенциал школы как культурно-образовательного центра в условиях малого города.

- формирование содержания образования, обеспечивающего развитие личности; - совершенствование системы мер по обеспечению сохранения здоровья учащихся (здоровый...

Историография становления и развития педагогических научных...

ХXI века). Проблема становления и развития педагогических научных школ Урала как устойчивых социальных институтов общества, аккумулирующих научный, интеллектуальный потенциал инновационного развития образования и способствующих активному развитию и...

Материалы VIII международной научной конференции...

Предпосылки личностно-ориентированного обучения в педагогике второй половины XIX — начала XX века.

Кадровый потенциал инновационных процессов в образовательном пространстве.

«Проблемы и перспективы развития образования».

Материалы III международной научной конференции...

Реализация творческого потенциала учащегося в воспитательном процессе посредством постановки

Влияние Киевского университета на развитие просвещения в Киевском учебном округе в 60-х годах XIX в.

«Проблемы и перспективы развития образования».

Материалы международной научной конференции...

Проблема развития творческих способностей детей в педагогике XX века.

Воспитательный потенциал детской художественной литературы в развитии социального интеллекта и

Позиция преподавателя системы постдипломного образования как андрагога-консультанта.

Российская школа конца XIX века в контексте европейского...

Вводилась новая система народного образования и управления учебными заведениями.

Начало второй половины XIX века в России охарактеризовалось новым движением, всколыхнувшим общество.

Влияние Киевского университета на развитие просвещения...

Помощь учебно-воспитательной работе средней школы в Киевском учебном округе со стороны

В 60–70-е гг. XIX столетия на государственном уровне начинает решаться насущная для российского общества проблема женского образования.

Развитие системы школьного образования до 90-х гг. XIX века

Благодаря образовательным реформам XVIII века, открытию значительного числа учебных заведений и активному развитию обучения, в начале XIX в. стало возможным создание централизованной государственной системы образования.

Воспитательный потенциал школы как...

Воспитательный потенциал школы как культурно-образовательного центра в условиях малого города.

- формирование содержания образования, обеспечивающего развитие личности; - совершенствование системы мер по обеспечению сохранения здоровья учащихся (здоровый...

Историография становления и развития педагогических научных...

ХXI века). Проблема становления и развития педагогических научных школ Урала как устойчивых социальных институтов общества, аккумулирующих научный, интеллектуальный потенциал инновационного развития образования и способствующих активному развитию и...

Материалы VIII международной научной конференции...

Предпосылки личностно-ориентированного обучения в педагогике второй половины XIX — начала XX века.

Кадровый потенциал инновационных процессов в образовательном пространстве.

«Проблемы и перспективы развития образования».

Материалы III международной научной конференции...

Реализация творческого потенциала учащегося в воспитательном процессе посредством постановки

Влияние Киевского университета на развитие просвещения в Киевском учебном округе в 60-х годах XIX в.

«Проблемы и перспективы развития образования».

Материалы международной научной конференции...

Проблема развития творческих способностей детей в педагогике XX века.

Воспитательный потенциал детской художественной литературы в развитии социального интеллекта и

Позиция преподавателя системы постдипломного образования как андрагога-консультанта.

Задать вопрос