Фармакологические методы активизации познавательной деятельности учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 10.12.2014

Статья просмотрена: 159 раз

Библиографическое описание:

Копылова, Н. Г. Фармакологические методы активизации познавательной деятельности учащихся / Н. Г. Копылова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 639-641. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14209/ (дата обращения: 19.04.2024).

Статья посвящена фармакологическим методам активизации познавательной деятельности, с акцентом на их использовании в рамках школьной педагогики в контексте учебного процесса.

Ключевые слова:активность, ученик, препарат, познание, деятельность.

 

С позиций современной педагогической науки, учебная деятельность — это система действий (умственных и практических), осуществление которых обеспечивает усвоение знаний, овладение умениями и навыками, применение их к решению различных задач. Одна из основных функций учебной деятельности — познание окружающего мира, усвоение накопленных человечеством знаний, в этом смысле учебную деятельность рассматривают как познавательную. Процесс учебного познания протекает не стихийно, он носит организованный характер, при этом в процессе усвоения знаний познание выступает как особая и самостоятельная задача. Учащиеся не просто знакомятся с содержанием знаний, они осваивают научные методы познания, теоретические подходы к анализу и оценке явлений действительности, способы их приложения к различным областям человеческой деятельности. Поэтому учебная деятельность, направленная на усвоение знаний, есть познавательная, а термины «учебная» и «познавательная» деятельность в педагогической науке обычно рассматриваются как.

Так же следует отметить, что с понятием деятельности тесно связана категория «активность». Так Р. С. Немов (1995) утверждает, что деятельность — это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преображение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. При этом деятельность всегда носит целенаправленный характер, т. е. — это активность, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Другой важной чертой человеческой деятельности является ее осознанность, так как она осуществляется при участии сознания и предполагает планирование, прогнозирование результата и т. д.

Активизация познавательное деятельности это — процесс целенаправленного воздействия на обучающихся с использованием различных методов и приемов, направленных на повышение их умственной работоспособности. Можно выделить несколько групп методов активизации познавательной деятельности обучающихся:

Так, в современной педагогической практики, активно применяются психоэмоциональные методы активизации познавательной деятельности учащихся, включающие в себя:

1)     игровой метод;

2)     арттерапию;

3)     музыкотерапию;

4)     психогимнастику;

5)     аутогенную тренировку.

Дидактические методы активизации познавательной деятельности представляют собой традиционный набор подходов характерный для школьной педагогике, они включают в себя:

1)                 словесные методы (рассказ, учебная дискуссия, доказательство, сравнительный анализ, мозговой штурм, проблемное изложение и т. д.);

2)                 наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, моделирование, просмотр фильмов);

3)                 практические методы (наблюдение, описание, исследование, лабораторная работа, экскурсия, эксперимент, проектирование).

Психофизиологические методы активизации познавательной деятельности являются сравнительно новым направлением прикладного научного поиска с точки зрения их применения в рамках учебного процесса. Данные методы доказали свою высокую эффективность, что подтверждается рядом патентов Российской Федерации на изобретения. Они включают в себя:

1)     крайневысокочастное воздействие (КВЧ-воздействие);

2)     самомассаж области головы и шеи;

3)     дыхательные упражнения;

4)     релаксационно-лечебные упражнения;

5)     комплексные методы.

Перспективным направлением является использование фармакологических методов активизации познавательной деятельности учащихся. Данные методы, подразумевают использование в качестве средств повышения умственной работоспособности различных групп лекарственных препаратов, таких как:

1)     психомоторные стимуляторы;

2)     адаптогены;

3)     ноотротропы и психоэнергизаторы.

К первой группе препаратов относятся такие лекарственные средства как фенамин, сиднокарб, бромантам и т. д. Несмотря на то, что данные препараты дают быстрый положительный эффект, их использование в рамках школьной педагогики на наш взгляд не целесообразно, так как они являются средствами повышения работоспособности истощающего типа. К группе психомоторных стимуляторов относится так же кофеин. Данное вещество повышает активность процессов возбуждения в каре головного мозга, его стимулирующее воздействие приводит к повышению умственной работоспособности, уменьшает усталость и сонливость. Действие кофеина во многом зависит от индивидуальных особенностей организма, что затрудняет массовое применение данного препарата. Однако тот факт, что указанное вещество содержится в традиционных продуктах питания (кофе, чай и т. д.) открывает перед ним перспективы для использования в рамках учебного процесса в школе.

К адаптогенам относится целая группа препаратов способных ускорять процессы адаптации к неблагоприятным условиям, стимулировать защитные силы организма, повышать его работоспособность. Данные вещества с большим успехом применяются так же для повышения умственной работоспособности. Адаптогены подразделяются на две группы: природные и синтетические. В рамках учебного процесса целесообразно применять препараты из первой группы, прежде всего адаптогены растительного происхождения, такие как: настойка лимонника, экстракт элеутерококка, настойка женьшеня. При этом следует иметь в виду, что положительный эффект от их применения наблюдается только при курсовом применении.

К ноотропам относятся вещества, оказывающие специфическое влияние на высшие интегративные функции мозга, стимулирующие обучение и память, улучшающие умственную работоспособность. Целесообразность их применения в рамках образовательного процесса, является перспективным направлением научного поиска.

В заключении следует отметить, что школьная атмосфера сегодня стала небезопасна для здоровья подрастающего поколения, во многом это связано с высокими учебными нагрузками. Таким образом, применение различных методов активизации познавательной деятельности обучающихся, в том числе и фармакологических, в рамках современного образовательного процесса, представляется нам актуальной и важной педагогической задачей.

 

Литература:

 

1.                  Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). с. 456.

2.                  Бойков, А. Е. Профилактика информационной зависимости детей и подростков / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Безопасность жизнедеятельности,2011.-№ 12.-С.42–45.

3.                  Буйнов, Л. Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8), с. 91–93.

4.                  Буйнов, Л. Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л. Г. Буйнов, Л. П. Борисова Л. П., Л. И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8). С. 68–70.

5.                  Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе / Л. Г. Буйнов // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.

6.                  Буйнов, Л. Г. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости / Л. Г. Буйнов, Л. И. Сыромятникова // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3, с. 459.

7.                  Глазников, Л. А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Ф. А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). с. 104–110.

8.                  Макарова, Л. П. О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодёжи / Л. П. Макарова, М. С. Матусевич, Ю. К. Бахтин, А. В. Соловьёв // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 941–943.

9.                  Соломин, В. П. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.

10.              Соломин, В. П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. Челябинский государственный педагогический университет. СПб; Челябинск, 2013. с. 148–156.

11.              Соломин, В. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6, с. 730–732.

12.              Соломин, В. П. Полвека на службе медико-профилактического образования студентов педагогического вуза / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова и др. // Молодой ученый. 2012. № 9. с. 337–345.     

13.              Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29), с. 111–114.

14.              Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63.             0

15.              Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. с. 38–46.

16.              Сорокина, Л. А. Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов / Л. А. Сорокина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. с. 114–116.

17.              Сорокина, Л. А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59–60.

18.              Сорокина, Л. А. Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1 (27), с. 97–100.

19.              Сорокина, Л. А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28–30. 0

20.              Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.

21.              Хорошинина Л. П. Особенности липидного спектра у больных пожилого и старческого возраста с ИБС и жировым перерождением печени / Л. П. Хорошинина, Л. В. Турьева, В. Г. Радченко, Л. Г. Буйнов // Клиническая геронтология, 2014, т.20. № 5–6. С.9–14

 

Основные термины (генерируются автоматически): умственная работоспособность, учебная деятельность, учебный процесс, познавательная деятельность, школьная педагогика, перспективное направление, познавательная деятельность обучающихся, познавательная деятельность учащихся, фармакологический метод активизации, человеческая деятельность.


Похожие статьи

Активизация познавательной деятельности обучающихся на...

Вопросы активизации обучения обучающихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение...

Использование дидактических методов активизации...

Статья посвящена использованию дидактических методов активизации познавательной деятельности в образовательном процессе школы. В работе дан ретроспективный анализ дидактических методов активизации познавательной деятельности и рекомендации по их...

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Познавательная деятельностьдеятельность, в ходе которой учащиеся осознают

Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность.

Познавательная деятельность студентов через активизацию самостоятельной учебной работы.

Самостоятельная форма работы как способ активизации...

Фармакологические методы активизации познавательной деятельности учащихся.

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории).

Формирование познавательной и профессиональной...

В данной статье рассмотрены используемые различные пути активизации познавательной деятельности в учебном процессе. Разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний...

Активизация познавательной деятельности учащихся на...

Пояснительная записка. Страшная эта опасность — безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская — ничто не может возместить того...

Игра как метод активизации познавательной деятельности...

Учебная деятельность подчиняется общим правилам игры, а учебный материал используется в качестве ее средства.

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории).

Здоровьсберегающий потенциал психофизиологических методов...

Фармакологические методы активизации познавательной деятельности учащихся.

Игра как метод активизации познавательной деятельности обучающихся. Использование проблемного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся.

Игровые методы как средство активизации познавательной...

 игра стимулирует умственную деятельность обучающихся, развивает внимание и познавательный интерес;  игра — один из приёмов преодоления пассивности обучающихся.

Активизация познавательной деятельности обучающихся на...

Вопросы активизации обучения обучающихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение...

Использование дидактических методов активизации...

Статья посвящена использованию дидактических методов активизации познавательной деятельности в образовательном процессе школы. В работе дан ретроспективный анализ дидактических методов активизации познавательной деятельности и рекомендации по их...

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Познавательная деятельностьдеятельность, в ходе которой учащиеся осознают

Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность.

Познавательная деятельность студентов через активизацию самостоятельной учебной работы.

Самостоятельная форма работы как способ активизации...

Фармакологические методы активизации познавательной деятельности учащихся.

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории).

Формирование познавательной и профессиональной...

В данной статье рассмотрены используемые различные пути активизации познавательной деятельности в учебном процессе. Разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний...

Активизация познавательной деятельности учащихся на...

Пояснительная записка. Страшная эта опасность — безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская — ничто не может возместить того...

Игра как метод активизации познавательной деятельности...

Учебная деятельность подчиняется общим правилам игры, а учебный материал используется в качестве ее средства.

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории).

Здоровьсберегающий потенциал психофизиологических методов...

Фармакологические методы активизации познавательной деятельности учащихся.

Игра как метод активизации познавательной деятельности обучающихся. Использование проблемного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся.

Игровые методы как средство активизации познавательной...

 игра стимулирует умственную деятельность обучающихся, развивает внимание и познавательный интерес;  игра — один из приёмов преодоления пассивности обучающихся.

Похожие статьи

Активизация познавательной деятельности обучающихся на...

Вопросы активизации обучения обучающихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение...

Использование дидактических методов активизации...

Статья посвящена использованию дидактических методов активизации познавательной деятельности в образовательном процессе школы. В работе дан ретроспективный анализ дидактических методов активизации познавательной деятельности и рекомендации по их...

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Познавательная деятельностьдеятельность, в ходе которой учащиеся осознают

Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность.

Познавательная деятельность студентов через активизацию самостоятельной учебной работы.

Самостоятельная форма работы как способ активизации...

Фармакологические методы активизации познавательной деятельности учащихся.

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории).

Формирование познавательной и профессиональной...

В данной статье рассмотрены используемые различные пути активизации познавательной деятельности в учебном процессе. Разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний...

Активизация познавательной деятельности учащихся на...

Пояснительная записка. Страшная эта опасность — безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская — ничто не может возместить того...

Игра как метод активизации познавательной деятельности...

Учебная деятельность подчиняется общим правилам игры, а учебный материал используется в качестве ее средства.

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории).

Здоровьсберегающий потенциал психофизиологических методов...

Фармакологические методы активизации познавательной деятельности учащихся.

Игра как метод активизации познавательной деятельности обучающихся. Использование проблемного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся.

Игровые методы как средство активизации познавательной...

 игра стимулирует умственную деятельность обучающихся, развивает внимание и познавательный интерес;  игра — один из приёмов преодоления пассивности обучающихся.

Активизация познавательной деятельности обучающихся на...

Вопросы активизации обучения обучающихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение...

Использование дидактических методов активизации...

Статья посвящена использованию дидактических методов активизации познавательной деятельности в образовательном процессе школы. В работе дан ретроспективный анализ дидактических методов активизации познавательной деятельности и рекомендации по их...

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Познавательная деятельностьдеятельность, в ходе которой учащиеся осознают

Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность.

Познавательная деятельность студентов через активизацию самостоятельной учебной работы.

Самостоятельная форма работы как способ активизации...

Фармакологические методы активизации познавательной деятельности учащихся.

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории).

Формирование познавательной и профессиональной...

В данной статье рассмотрены используемые различные пути активизации познавательной деятельности в учебном процессе. Разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний...

Активизация познавательной деятельности учащихся на...

Пояснительная записка. Страшная эта опасность — безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская — ничто не может возместить того...

Игра как метод активизации познавательной деятельности...

Учебная деятельность подчиняется общим правилам игры, а учебный материал используется в качестве ее средства.

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории).

Здоровьсберегающий потенциал психофизиологических методов...

Фармакологические методы активизации познавательной деятельности учащихся.

Игра как метод активизации познавательной деятельности обучающихся. Использование проблемного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся.

Игровые методы как средство активизации познавательной...

 игра стимулирует умственную деятельность обучающихся, развивает внимание и познавательный интерес;  игра — один из приёмов преодоления пассивности обучающихся.

Задать вопрос