Психолого-педагогический потенциал волонтерской деятельности в работе со студентами вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 25.11.2014

Статья просмотрена: 1016 раз

Библиографическое описание:

Маркеева, М. В. Психолого-педагогический потенциал волонтерской деятельности в работе со студентами вуза / М. В. Маркеева, А. Н. Канашкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). — С. 112-117. — URL: https://moluch.ru/archive/80/13797/ (дата обращения: 25.04.2024).

В статье раскрывается психолого-педагогический потенциал волонтерской деятельности студентов с различными незащищенными слоями населения, в рамках реализованных проектов. Экспериментально доказана эффективность оказания психолого-педагогической помощи волонтеров в работе сданной категорией населения.

Ключевые слова:волонтерская деятельность, незащищенные категории населения, проектная деятельность, психолого-педагогическая помощь. 

Abstract. The article reveals psychological and pedagogical potential of volunteerism of students with various vulnerable segments of the population within completed projects. The effectiveness of giving psychological and pedagogical assistance by volunteers during the work with such a population is experimentally proved.

Keywords: volunteerism, vulnerable segments of the population, project, psychological and pedagogical assistance.

 

Происходящие изменения в жизни общества и системе образования обозначили проблему поиска путей и условий повышения социальной активности личности студента в процессе профессионального становления. Резервы процесса профессионального становления могут быть усилены за счет реализации задачи развития социальной активности будущего специалиста в рамках образовательного процесса в вузе, через включение в различные виды деятельности (добровольческую, социально-проектную).

В трудах отечественных и зарубежных ученых обсуждаются философско-психологические вопросы становления личности (А.Адлер,К.А.Абульханова-Славская, Л.С Выготский, К.Р Роджерса, А. Р. Фонарев, Э.Фромм, Г. Юнг), профессионального становления личности (А.Г.Александров, Т. Воробьева, Р. В.Габдреев, Б. А. Душков, Э. Ф. Зеер, А. Б. Каганов, Т. К. Клименко, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, А. К. Маркова, Ю. П. Поваренков). Теория активности личности глубоко рассматривалась в работах К. А. Абульхановой-Славской, Г М. Андреевой, Л. С. Выготского, Ф. Знанецки, А. Инкельс, Ч. X. Кули, А. Н. Леонтьева, Дж. Г. Мид, А. В. Мудрика, Т. Н. Мальковской, С. Л. Рубинштейна, У. И. Томас, Д. И. Фельдштейна, Т. Шибутани. В этих работах содержатся теоретические обобщения, которые раскрывают природу и сущность феномена социальной активности, ее структуру и общие закономерности развития.

Различные виды социальной активности исследовали Ч. Джеймс, А. В.Луначарский, В. Т. Лисовский, Л.И Новикова, К. Фрей, Т. Н. Мальковская, педагогические социальные проблемы детства и юношества и роли семьи в социализации молодого человека рассматривали И. С. Кон, В. Л. Леви, А. В. Мудрик, В. М. Титаренко, С. Н. Щеглова.

Развитие качества социальной активности в структуре личности, продвижение к более высоким уровням под влиянием различных социальных и педагогических факторов в процессе становления личности рассматривали А.Н. Леонтьев, Т М Мальковская, В Г Маралов, В А Ситаров.

Особенности развития личности в студенческом возрасте раскрываются в работах Г. С.Абрамова, Б.Г. Ананьева, А.С. Белкина, М.И. Дьяченко, И.А. Зимней, Л.А. Кандыбович, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, Е.Е. Сапоговой, Д.Б. Эльконина, В.А. Якунина.

Особая и незаменимая роль в развитии социальной активности личности принадлежит детским, подростковым и студенческим волонтерским движениям, в которые самостоятельно или совместно со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане, с целью удовлетворения личностно значимой потребности в совместной деятельности (A.B. Волохов, О.С. Газман, С.С. Гиль, Э.А. Мальцева, A.B. Мудрик, Л.И. Новикова, П.И. Пидкасистый, М.И. Рожков, Н.Л. Селиванова, А.П. Тряпицына).

В исследованиях отечественных ученых освещаются историко-педагогические аспекты социального взросления личности как субъекта самодеятельных детско-юношеских движений (Л.И. Божович, О.С. Газман, И.С. Кон, A.C. Макаренко, A.B. Мудрик, Л.И. Новикова, С.Т. Шацкий), раскрываются теоретические основы социализирующей эффективности различных форм современных детских и молодежных волонтерских движений (Л.В. Байбородова, В.А. Березина, О.И. Волжина, A.B. Волохов, В.А. Караковский, В.Т. Лисовский, Л.И. Новикова, A.A. Реан, Н.Л. Селиванова, Д.И. Фельдштейн).

Тем самым, перед современным образованием в высшей школе  выдвигается в качестве одной из важнейших задача расширения круга субъектной представленности молодых людей в волонтерских общественных объединениях с тем, чтобы способствовать обретению взрослеющим человеком адекватного опыта социальных взаимоотношений, выступающего базовой основой успешной социализации личности будущего специалиста.

Волонтерская деятельность дает богатые возможности для формирования устойчивого профессионального самоопределения личности будущего специалиста, позволяя студентам-волонтерам получить первичные представления о будущей профессии и реальный опыт будущей профессиональной деятельности. В рамках данного вида деятельности создаются условия для приобщения студентов к участию в решении актуальных социально-педагогических проблем микросоциума на основе усвоения позитивного опыта социально-профессионального взаимодействия с различными категориями воспитанников и социальных партнеров.

С 2001 года на психолого-педагогическом факультете Арзамасского филиала ННГУ им Н.И. Лобачевского целенаправленно осуществляется деятельность студентов-волонтеров, в частности в контексте проектной деятельности [1].

За период деятельности психолого-педагогического факультета  были реализованы гранты, в которых принимали активное участие преподаватели и студенты  психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им Н.И. Лобачевского, которые выступали в качестве волонтеров.

За прошедший период сотрудниками психолого-педагогического факультета, совместно со студентами-волонтерами было реализовано 12 проектов.

Более подробно хотелось бы остановиться некоторых из них.

Так в рамках ряда проектов программы АРО «Детский дом – добрый дом» 2001-2004 г.г. была разработана и реализована программа обеспечения детям-сиротам опыта общения в нормативной социальной среде. Система дополнительной психолого-педагогической поддержки детей-сирот преследовала несколько взаимосвязанных целей, достижение которых  было необходимо в связи с особенностями психологического и социального развития воспитанников детского дома. Необходимо было расширить круг лиц, участвующих в социализации детей, находящихся на попечении государства. Субъекты воздействия должны были быть подготовлены таким образом, чтобы они могли компенсировать и стимулировать развитие основных сфер личности ребенка-сироты и соответствующих его зоне актуального и ближайшего развития деятельностей, в том числе и ведущих. Фактически ставилась задача внести существенные изменения в те образцы ценностно-смысловой, морально-нравственной, эмоционально-поведенческой, полоролевой и социально-ролевой идентификации, которые у воспитанников детского дома ограничены такими же, как они, сверстниками и сотрудниками детского дома.

Студенты-волонтеры психолого-педагогического факультета, в непосредственном общении с воспитанниками и в совместной с ними деятельности должны были сформировать у детей-сирот адаптивный социальный опыт.

Данная программа предусматривала подготовку группы студентов-волонтеров на специальном тренинге для их последующего участия в организации досуга детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в приготовлении школьных домашних заданий, спортивных играх, в кружковой работе, в посещении воспитанниками учреждений культуры вне детского дома и в других видах деятельности). Кроме того, студенты-волонтеры участвовали в качестве соведущих на занятиях по развивающим и психокоррекционным программам и оказывали помощь сотрудникам детского дома в проведении социально-трудовой реабилитации воспитанников (швейное, столярное дело, работа на огороде).

Программа обучения студентов-волонтеров включала в себя два модуля. Освоение первого модуля позволяло студентам-волонтерам обучиться взаимодействию с детьми-сиротами в кризисных ситуациях, а именно: они получали информацию о типологии кризисов, логике их развития, рассматривали пути их  разрешения.

Работа в рамках освоения второго модуля была направлена усвоение возможностей мобилизации ресурсов личности детей-сирот в основных видах деятельности.

На первом этапе работы у студентов-волонтёров осуществлялось формирование навыков общения с детьми-сиротами, а далее они осваивали навыки взаимодействия с детьми-сиротами в сфере бытовой и досуговой деятельности. В процессе работы у студентов-волонтеров развивались не только психологическая наблюдательность, умение определять состояния другого, но и творческое мышление, воображение, фантазия, формировались наглядно-практические конструктивные умения, необходимые для организации досуговой деятельности.

Выполняя программу, студенты не только организовывали совместно с воспитанниками досуг, хозяйственно-бытовую деятельность, спортивные мероприятия, подготовку уроков, но и выполняли специальные психологические задания. В эти задания входило наблюдение за детьми, составление их психолого-педагогической характеристики. Изучение интересов, склонностей, привязанностей ребят, их личностных и творческих ресурсов. Студенты вели собственные дневники наблюдений, сравнивали свои наблюдения с наблюдениями психологов-консультантов, воспитателей и других сотрудников детского дома.

Особую роль выполняли студенты-волонтеры во время психолого-педагогической диагностики воспитанников и в процессе тренингов, во многом снимая напряжение и страх у ребят, а где-то впервые демонстрируя образцы социально приемлемого поведения и реагирования (например, на тренингах общения и эмоциональной сензитивности, на тренинге интеллектуальной креативности и творческих способностей).

В нашем опыте в процессе свободного общения постепенно у ребят и студентов стали складываться отношения, близкие к началу дружеских, интимных, исповедальных. Дети начали делиться со студентами переживаниями, старались поддерживать с ними связь (писали записки, звонили по телефону, передавали приветы и пожелания на маленьких самодельных открытках и рисунках), ждали своих старших друзей.

По инициативе студентов, предложивших организовать новые условия для обеспечения социальной адаптации воспитанников детского дома за его пределами реальными партнерами студентов стали их собственные родители, которые реализовывали вместе со своими детьми программу «Семья выходного дня», позволяющую значительно расширить диапазон позитивных семейных и других ролей в опыте детей-сирот, приобрести бытовые и коммуникативные навыки в условиях обычной семьи, увидеть достойные образцы полоролевого поведения, опыт преодоления трудностей, дружбы, взаимной поддержки, что является важным моментом в их адаптационном процессе.

В результате реализации первого проекта 15 воспитанников Арзамасского детского дома приобрели друга-наставника в лице студентов-волонтеров психолого-педагогического факультетета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского. С начала 2003 года студенты и члены их семей приступили к подготовке реализации Программы «Семья выходного дня», в рамках которой студенты- волонтеры, вместе со своими родителями оказывали помощь в социальной адаптации и развитии личности воспитанникам детского дома (вместе с детьми, воспитывающиеся в детском доме  ходили в парк, музей, устраивали семейные праздники, дни рождения, учили детей готовить еду, сервировать стол  т.д.)

В ходе реализации проектов «Поддержание социальных связей несовершеннолетних осужденных» в рамках конкурса «Студенческая инициатива» Программы малых грантов «Тюремная реформа в России» при финансовой поддержке Penal Reform International (Международная тюремная реформа) (Программа обеспечения социальных связей условно досрочно освобождаемых несовершеннолетних воспитанников Арзамасской ВК) 2003-2004 гг., а также «Поддержание социальных связей несовершеннолетних осужденных» при поддержке Управления делами президента РФ (Программа обеспечения социальных связей условно досрочно освобождаемых несовершеннолетних воспитанников Арзамасской и Ардатовской ВК) 2007 г. были подготовлены группы студентов-волонтеров для обеспечения несовершеннолетним осужденным опыта общения в социально-нормативной среде, что позволило улучшить их подготовку к освобождению и адаптации к жизни на свободе.

В группы студентов-волонтеров были включены наиболее активные студенты, изъявившие желание работать с осужденными детьми в ВК и имеющие предварительный опыт групповой работы с подростками.

В рамках первого проекта студенты-волонтеры практически осваивали социально-психологические технологии работы несовершеннолетними осужденными: разработка и проведение тренинга общения; тренинга развития эмоциональной сферы и способности к преодолению кризисных (стрессовых) ситуаций; формирования у воспитанников адекватной самооценки и чувства достоинства; позитивных установок на социальную среду и собственную жизнь после освобождения из ВК.

Уникальность проекта состояло в том, что он способствовал развитию сферы социально-психологической помощи несовершеннолетним осужденным, а также позволял студентам-волонтерам получить единую целостную картину работы с несовершеннолетними условно досрочно освобожденными воспитанниками на территории ПФО. Кроме того, данная деятельность способствовала повышению качества профессиональной подготовки будущих специалистов. Впоследствии был проведен целый ряд волонтерских мероприятий в ВК: знакомство студентов-волонтеров с подшефными; совместная с воспитанниками разработка сценариев культурных и спортивных мероприятий и их организация по типу коллективного творческого дела с лидерами из воспитанников в каждом из них. В рамках волонтерской деятельности студентов были проведены с воспитанниками колоний такие культурно-досуговые мероприятия как: новогодний бал, товарищеская встреча команды студентов-волонтеров и воспитанников ВК по настольному теннису, рождественские встречи, «день влюбленных», последний звонок и др.

Использование в учебном процессе социально-психологических технологий,  предложенных в ходе реализации проектов с ВК, помогало обеспечивать будущим специалистам закрепление способов поведения и взаимодействия в психологически безопасной атмосфере в группе с участием преподавателя-наставника; давало возможность находить и тренировать конструктивные способы взаимодействия с родственниками, с представителями различных структур и учреждений, сверстниками друзьями.

Уже на протяжении нескольких лет, в рамках реализации проектной деятельности (ведется работа с воспитанниками и сотрудниками монастырских приютов. Такая работа была начата в 2008 году, когда сотрудниками факультета и студентами психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского реализовывался проект «Взаимодействие общественности и Русской Православной Церкви в обеспечении социальной защищённости воспитанников монастырских приютов». В период реализации проекта была проведена работа с сотрудниками и воспитанниками 8 монастырских приютов Нижегородской, Владимирской, Московской, Ярославской области. 

Программа оказания помощи приютам осуществлялась по двум направлениям – юридическая консультация (анализ личных дел воспитанников приютов, план работы по оформлению документов на каждого воспитанника, подготовка запросов в учреждения и организации на предоставление документов, разработаны схемы ведения личных дел воспитанников, организованы встречи с представителями местных органов опеки и попечительства, даны консультации по организации работы  защиты прав воспитанников приютов; психолого-педагогическая помощь (психолого-педагогическое обследование воспитанников, на основе которого были разработаны  психолого-педагогические характеристики на каждого воспитанника, рекомендации для сотрудников и руководителей по развитию и обучению воспитанников приюта, а также разработаны коррекционные и развивающие программы для детей. Кроме этого проводилось индивидуальное консультирование сотрудников).

В 2010 году нами был реализован проект «Я иду тебе навстречу», основной целью  которого являлось содействие социальной адаптации воспитанников приютов при монастырях Русской Православной Церкви, путем оказания им необходимой социально-педагогической помощи (воспитанники монастырских приютов были вовлечены в православно-просветительскую и культурно-досуговую деятельность, способствующую формированию у них навыков общения, умения разрешать конфликты, понимать и принимать другого человека; в приютах организованы занятия детских студий и мастерских,  с целью развития творческих способностей воспитанников; сотрудники и руководители приютов при монастырях были оснащены методическими материалами и рекомендациями с описанием особенностей детей, проживающих в приютах в современной России, технологий и алгоритмов деятельности по обеспечению успешной социальной адаптации воспитанников и взаимодействия их с социумом).

В 2012 году мы приступили к реализации проекта «Осторожно, дети!». Цель проекта – обучение и консультирование сотрудников детских православных приютов по вопросам защиты прав и интересов воспитанников монастырских приютов.

Работа сотрудников психолого-педагогического факультета и студентов- волонтеров с воспитанниками монастырских приютов началось со знакомства с приютами. С целью изучения психологического климата в приютах, самочувствия воспитанников, изучения их личностных особенностей было проведено психологическое обследование воспитанников, только тех приютов, где было получено благословление настоятелей монастырей, при которых находятся эти приюты.  

На основе результатов диагностики, наблюдений, бесед как с воспитанниками монастырских приютов, так и сотрудниками приютов был разработан план мероприятий, направленный содействие социальной адаптации воспитанников приютов при монастырях Русской Православной Церкви, путем оказания им необходимой социально-педагогической помощи. Данная работа включала в себя реализацию образовательной программы, которая проводилась студентами-волонтерами с воспитанниками  монастырских приютов, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

В ходе реализации программы, с самых первых дней, студентами волонтерами, под руководством преподавателей был подготовлен и проведен Рождественский фестиваль в рамках гуманитарных  проектов для воспитанников детских приютов при монастырях Русской православной церкви (с. Топорково Сергиево-Посадского района Московской области), в ходе которого студенты волонтеры смогли познакомиться  и подружиться  с воспитанниками монастырских приютов, наладили с ними контакт и смогли подготовить  группу ребят, над которыми они взяли шефство, к постановке спектакля «Путешествие к Рождественской звезде». После чего началась серьезная работа  по сопровождению воспитанников монастырских приютов на местах, которая  продолжается вот уже несколько лет. В частности,  студенты-волонтеры, вместе с преподавателями ежегодно выезжают 2 раза в месяц (по 3-4 дня) в приюты, где ими осуществляется следующая работа: проводятся беседы на православную тематику; организуются и проводятся викторины, а также творческие мастерские – кружки «Юный художник», «Танцевальный»,

«Изобретатель», «Оригами», «Умелые руки». Кроме этого, студентами-волонтерами  с воспитанниками систематически организуются развивающие занятия.

Параллельно с занятиями, студенты-волонтеры организуют досуг детей, помогают  им в приготовлении школьных и  домашних заданий, проводят вместе свободное время, занимаются тьютерством.  

Участие сотрудников психолого-педагогического факультета и студентов-волонтеров в проектной деятельности с воспитанниками из монастырских приютов, позволило более тесно соприкоснуться с приютами при монастырях и их деятельностью. Проведенный анализ,  свидетельствует об эффективности данной работы, которая позволяет обеспечивать положительную динамику в уровне развития личности воспитанников монастырских приютов. Несомненно, что успешность психологической и социально-педагогической работы студентов- волонтеров с детьми из монастырских приютов заключалась  в том, что студент-волонтер находится в таком возрасте и в таком положении, когда ребенок  еще не воспринимает его как взрослого. Поэтому студенты-волонтеры могли общаться с детьми на равных, что давало гораздо больше возможностей им в работе. В работе с детьми, проживающими в приютах при монастыре, студенты-волонтеры опирались на следующие принципы: студент-волонтер является примером самоактуализирующейся личности, постоянно ставит и решает задачи саморазвития; он включает детей в такие формы воспитательной работы, в которых проецируются умения и навыки поведения в трудных жизненных ситуациях; студент-волонтер создает условия для развития детей, включая их в совместную коллективную творческую деятельность; способствует стимулированию саморазвития детей, согласно возрасту; вооружает методами и приемами самопознания и самовоспитания.

В совместной деятельности студентов и воспитанников монастырских приютов формировался социальный опыт детей, их нравственные и волевые качества. Вместе с тем, студенты-волонтеры в работе с детьми, проживающими  в монастырских приютах, приобрели большой опыт работы с данной категорией несовершеннолетних, у них сформировались такие важные для их профессиональной деятельности качества, как эмпатия, толерантность, сензитивность, милосердие, желание оказать поддержку и помощь.

В 2013-2014 году преподаватели, вместе со студентами- волонтерами участвовали в реализации проекта «Безопасное детство – успешное будущее», поддержанного Министерством внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области. Основными целями данного проекта являлись: создание в регионе единой системы взаимодействия государственных и общественных структур по профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками «группы риска» и их родителями; внедрение в практическую деятельность системы управления образованием, самих общеобразовательных учреждений, общественных организаций и волонтерских групп новых интенсивных технологий профилактики и коррекции школьной дезадаптации, девиантного поведения и употребления наркотиков учащимися детьми и подростками; повышение психологической, социально-педагогической и правовой культуры специалистов системы образования разного уровня, студентов, учащихся и их родителей в процессе обучающих семинаров, в ходе, профессиональной и волонтерской практики.

Основными целевыми группами проекта являлись: работники Департамента образования администрации г. Арзамаса, директора школ-участников проекта; специалисты по профилактической и коррекционной работе в школе: заместители директоров школ по воспитательной работе, социальные педагоги, психологи, преподаватели коррекционных классов, специалисты здравоохранения (детские и подростковые невропатологи, психиатры, наркологи, школьные медработники), представители городского и районного отделов МВД (участковые, инспектора ПДН); группы педагогической поддержки детей и семей «группы риска»: педагоги начальных классов и классные руководители; группы молодежных активистов-волонтеров из школ, участвующих в проекте, и студентов Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского; группы родительской поддержки (родители-волонтеры).

Основная деятельность в течение отчетного периода включала в себя: проведение цикла обучающих семинаров: «Системная профилактика школьной дезадаптации, девиантного поведения и употребления наркотиков и ПАВ учащимися»; «Психолого-педагогическое обеспечение профилактической деятельности  педагога (классного  руководителя) в условиях реализации ФГОС»;  организацию работы подготовленных групп в школе с целью разработки собственных проектов и реализации их; текущее консультирование специалистами проекта подготовленных в школах команд, оказание им психолого-педагогической, методической, психотерапевтической помощи; подготовку выступлений, презентаций, материалов для публикаций по итогам деятельности школьных команд; проведение заключительной Всероссийской научно-практической конференции с международным участием по итогам работы по проекту с подведением итогов конкурса и определением школ-победителей; подготовка и издание сборника научно-методических материалов по профилактической работе для  общеобразовательных учреждений.

В ходе реализации проекта повысилась психологическая, социальная и правовая компетентность персонала образовательных учреждений и населения, уменьшилось число дисфункциональных семей и детей «группы риска». На территории г. Арзамаса  стали действовать общественные организации, волонтерские группы молодежи и родителей, занимающиеся профилактикой социально девиантного поведения и употребления наркотиков. Мероприятия, проводимые в рамках реализации проекта, были освещены в СМИ и социальных сетях.

Таким образом, волонтерская деятельность в рамках реализации различных проектов позволяет нам организовать, а студентам-волонтерам проявить реальную активность в сфере деятельности, на которую мы ориентируем студента, что само по себе является важнейшим условием повышения уровня его профессионального самоопределения. Кроме этого, участие в организации и проведении вышеперечисленных проектов способствуют формированию у студентов целого комплекса базовых умений и навыков, необходимых специалисту: умение ставить и достигать цели, определять приоритеты, критическое мышление, прогностическое  и дивергентное мышление, умение строить конструктивное взаимодействие, создавать ситуации успеха, координировать деятельность единомышленников в оказывать социально- психологической помощь различным незащищенным категориям населения.

 

Литература:

1.      Маркеева М.В., Акутина С.П. Феномен волонтерского движения в контексте профессионального самоопределения студентов // СИСП. – 2012. – №9 (17). [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-volonterskogo-dvizheniya-v-kontekste-professionalnogo-samoopredeleniya-studentov (дата обращения: 09.11.2014).

Основные термины (генерируются автоматически): психолого-педагогический факультет, воспитанник, работа, ребенок, Арзамасский филиал, воспитанник монастырских приютов, приют, проектная деятельность, социальная активность, Русская православная церковь.


Похожие статьи

Социально-педагогический потенциал волонтерской...

Статья посвящена обсуждению участия студентов психолого-педагогического факультета ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» арзамасский филиал в волонтерской деятельности на базе разных...

Представление собственного педагогического опыта воспитателя...

Я. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: Учебное пособие

Проектная деятельность – развитие познавательных навыков воспитанников коррекционно-развивающего центра (из опыта работы).

Социально-педагогическое сопровождение процесса...

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни.

Проблема социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни является актуальной со дня появления приютов для беспризорных детей.

Музейный комплекс в воспитательном пространстве детского дома...

Музейная экспозиция является результатом длительной, творческой поисково-исследовательской работы воспитанников и педагогов, базой для дальнейшей учебно-познавательной деятельности, включения детей и подростков в общественную...

Социальная поддержка детей в России: исторический аспект...

Ключевые слова: дети, социальная помощь, князья, монастыри, церковь, государство, общество.

Важно и то, что изначально был определен социальный статус подкидышей и безродных младенцев в отличие от воспитанников приютов петровских времен: все питомцы...

Условия формирования толерантных отношений у детей старшего...

Создаются психолого-педагогические условия развития личности ребенка в социальном приюте; проводятся мероприятия по адаптации ребенка, попавшего в приют. Содержание работы педагогов состоит из нескольких этапов

Некоторые психолого-педагогические аспекты адаптации...

Некоторые психолого-педагогические аспекты адаптации социальных сирот в России.

У одних детей это проявляется в снижении активности, у других – в гиперактивности с уходом в асоциальную, а порой и в криминальную деятельность.

Внеурочная деятельность в ГБУ «Комплексный...»

– приобретение воспитанниками социального опыта; – формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям

– индивидуальные занятия воспитателя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки

Социально-педагогический потенциал волонтерской...

Статья посвящена обсуждению участия студентов психолого-педагогического факультета ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» арзамасский филиал в волонтерской деятельности на базе разных...

Представление собственного педагогического опыта воспитателя...

Я. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: Учебное пособие

Проектная деятельность – развитие познавательных навыков воспитанников коррекционно-развивающего центра (из опыта работы).

Социально-педагогическое сопровождение процесса...

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни.

Проблема социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни является актуальной со дня появления приютов для беспризорных детей.

Музейный комплекс в воспитательном пространстве детского дома...

Музейная экспозиция является результатом длительной, творческой поисково-исследовательской работы воспитанников и педагогов, базой для дальнейшей учебно-познавательной деятельности, включения детей и подростков в общественную...

Социальная поддержка детей в России: исторический аспект...

Ключевые слова: дети, социальная помощь, князья, монастыри, церковь, государство, общество.

Важно и то, что изначально был определен социальный статус подкидышей и безродных младенцев в отличие от воспитанников приютов петровских времен: все питомцы...

Условия формирования толерантных отношений у детей старшего...

Создаются психолого-педагогические условия развития личности ребенка в социальном приюте; проводятся мероприятия по адаптации ребенка, попавшего в приют. Содержание работы педагогов состоит из нескольких этапов

Некоторые психолого-педагогические аспекты адаптации...

Некоторые психолого-педагогические аспекты адаптации социальных сирот в России.

У одних детей это проявляется в снижении активности, у других – в гиперактивности с уходом в асоциальную, а порой и в криминальную деятельность.

Внеурочная деятельность в ГБУ «Комплексный...»

– приобретение воспитанниками социального опыта; – формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям

– индивидуальные занятия воспитателя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки

Похожие статьи

Социально-педагогический потенциал волонтерской...

Статья посвящена обсуждению участия студентов психолого-педагогического факультета ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» арзамасский филиал в волонтерской деятельности на базе разных...

Представление собственного педагогического опыта воспитателя...

Я. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: Учебное пособие

Проектная деятельность – развитие познавательных навыков воспитанников коррекционно-развивающего центра (из опыта работы).

Социально-педагогическое сопровождение процесса...

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни.

Проблема социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни является актуальной со дня появления приютов для беспризорных детей.

Музейный комплекс в воспитательном пространстве детского дома...

Музейная экспозиция является результатом длительной, творческой поисково-исследовательской работы воспитанников и педагогов, базой для дальнейшей учебно-познавательной деятельности, включения детей и подростков в общественную...

Социальная поддержка детей в России: исторический аспект...

Ключевые слова: дети, социальная помощь, князья, монастыри, церковь, государство, общество.

Важно и то, что изначально был определен социальный статус подкидышей и безродных младенцев в отличие от воспитанников приютов петровских времен: все питомцы...

Условия формирования толерантных отношений у детей старшего...

Создаются психолого-педагогические условия развития личности ребенка в социальном приюте; проводятся мероприятия по адаптации ребенка, попавшего в приют. Содержание работы педагогов состоит из нескольких этапов

Некоторые психолого-педагогические аспекты адаптации...

Некоторые психолого-педагогические аспекты адаптации социальных сирот в России.

У одних детей это проявляется в снижении активности, у других – в гиперактивности с уходом в асоциальную, а порой и в криминальную деятельность.

Внеурочная деятельность в ГБУ «Комплексный...»

– приобретение воспитанниками социального опыта; – формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям

– индивидуальные занятия воспитателя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки

Социально-педагогический потенциал волонтерской...

Статья посвящена обсуждению участия студентов психолого-педагогического факультета ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» арзамасский филиал в волонтерской деятельности на базе разных...

Представление собственного педагогического опыта воспитателя...

Я. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: Учебное пособие

Проектная деятельность – развитие познавательных навыков воспитанников коррекционно-развивающего центра (из опыта работы).

Социально-педагогическое сопровождение процесса...

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни.

Проблема социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни является актуальной со дня появления приютов для беспризорных детей.

Музейный комплекс в воспитательном пространстве детского дома...

Музейная экспозиция является результатом длительной, творческой поисково-исследовательской работы воспитанников и педагогов, базой для дальнейшей учебно-познавательной деятельности, включения детей и подростков в общественную...

Социальная поддержка детей в России: исторический аспект...

Ключевые слова: дети, социальная помощь, князья, монастыри, церковь, государство, общество.

Важно и то, что изначально был определен социальный статус подкидышей и безродных младенцев в отличие от воспитанников приютов петровских времен: все питомцы...

Условия формирования толерантных отношений у детей старшего...

Создаются психолого-педагогические условия развития личности ребенка в социальном приюте; проводятся мероприятия по адаптации ребенка, попавшего в приют. Содержание работы педагогов состоит из нескольких этапов

Некоторые психолого-педагогические аспекты адаптации...

Некоторые психолого-педагогические аспекты адаптации социальных сирот в России.

У одних детей это проявляется в снижении активности, у других – в гиперактивности с уходом в асоциальную, а порой и в криминальную деятельность.

Внеурочная деятельность в ГБУ «Комплексный...»

– приобретение воспитанниками социального опыта; – формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям

– индивидуальные занятия воспитателя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки

Задать вопрос