Менеджмент в социальной работе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 03.12.2014

Статья просмотрена: 5323 раза

Библиографическое описание:

Халикова, Г. Р. Менеджмент в социальной работе / Г. Р. Халикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 541-543. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14166/ (дата обращения: 23.04.2024).

Статья раскрывает менеджмент в социальной работе как один основных инструментов эффективного управления учреждением социального обслуживания населения. Приведены критерии оценивания эффективности менеджмента в социальной работе, определены проблемы и намечены перспективы его развития.

Ключевые слова:менеджмент, социальная работа, социальное учреждение, эффективность, эффективность социальной работы, социальное управление, менеджер, персонал.

 

Управление социальным учреждением на сегодняшний день является важнейшим критерием эффективности его работы. Управление в самом общем смысле означает воздействие на предмет, объект, процесс с тем, чтобы заставить его измениться в нужном направлении. Социальное же управление имеет свою специфику, обусловленную природой человека как объекта управления [4, с.11–12]. Эта специфика проявляется в «субъект-субъект» отношениях, складывающихся между менеджером и персоналом.

Таким образом, социальное управление характеризуется как процесс воздействия на общество, его отдельные группы и организации с целью либо сохранить их существующее состояние, либо добиться желаемых изменений [4, с.13].

Управление социальной работой является необходимым условием для функционирования любой социальной организации, деятельность которой сознательно координируется для достижения поставленных целей [2, с.755].

Можно раскрыть сущность менеджмента в социальной организации через его цели:

1)Увеличение степени самостоятельности клиентов путем делегирования им полномочий;

2)Создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

3)Адаптация или реадаптация людей в обществе;

4)Создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих [2, с.765].

Цели вытекают в основные положения, опираясь на которые можно определить приоритетные направления менеджмента социальной работы:

-        содействие развитию человека как самостоятельной и ответственной личности, способной решать свои проблемы, а также помощь в их саморазвитии, актуализации личностного и творческого потенциала;

-        правовая защищенность клиента, помощь в отстаивании его интересов и прав;

-        своевременная профилактика различного рода отклонений в развитии человека — нравственного, физического, психического, социального плана.

Таким образом, управление социальной работой направлено на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их достойного, цивилизованного существования [2, с.767].

Менеджмент в социальном учреждении охватывает разные аспекты работы организации: социальный аспект (удовлетворение потребности населения в социальных услугах); организационный аспект (организация и координирование работы в учреждении); кадровый аспект (профессионализм специалиста по социальной работе).

Организационный аспект проявляется в координированности и сплоченности, связи социальных служб и подразделений внутри учреждения. При разобщенной работе подразделений эффективность работы в разы снижается. В связи с этим необходимо акцентировать внимание на необходимости интегративности и межведомственности систем социальных служб федерального, регионального и местного значений, некоммерческих социальных и благотворительных организаций, волонтеров.

Кадровый аспект менеджмента в социальной организации предполагает профессионализм специалиста по социальной работе.

Профессионализм специалиста предполагает наличие знаний, умений и навыков, необходимых в данной профессии, а также его личностных, нравственных качеств. Эти характеристики, безусловно, являются главными критериями при профотборе. Вместе с тем, специалист по социальной работе — особая профессия, требующая от профессионала выполнения функций медиатора, посредника, психолога, юриста, консультанта, социального педагога, организатора, геронтолога. Компетентный менеджер обязан создавать программы, которые необходимы для развития профессионально важных качества личности, с помощью специальных программ повышать стрессоустойчивость работников и, соответственно, понижать у них риск развития эмоционального выгорания.

В процессе диагностики оценки эффективности социальной работы важнейшую роль играют количественные и качественные методы оценки эффективности социальной работы. Наибольшее распространение имеют количественные измерители задач и результатов — категории и численность обслуживаемых, виды предоставляемых услуг, их число за определенный период времени, стоимостное измерение предоставленных услуг. Качественные методы оценки эффективности более трудоемкие и сложно анализируемые, но вместе с тем выявляют мнение клиента о качестве услуг, о проблемах социальных учреждений и путях их решения путем анкетирования, тестирования, метода экспертных оценок и т. д.

Также эффективность социального управления определяется тем, насколько правильно определены цели органов управления и регламент их взаимодействия [1, с.4].

Менеджмент в нашей стране — пока весьма новый термин, мало применяемый руководителями социальных учреждений. Это связано с тем, что данная профессия возникла за рубежом изначально преимущественно в организациях, работающих на получение прибыли. Однако зарекомендовав себя как необходимых специалистов для повышения эффективности корпорации, менеджеры распространились и на другие общественные сферы: политическую, социальную, духовную. Таким образом, менеджмент в социальной работе — весьма перспективная отрасль науки, требующая исследования и развития, поскольку именно от качества управления социальными организациями зависит эффективность социальной работы, а соответственно, благосостояние и благополучие населения нашей страны.

 

Литература:

 

1. Новикова К. Н. Управление системой социальной защиты населения: региональный аспект/ К. Н. Новикова//Отечественный журнал социальной работы. — 2004г. — № 4. — с.4–13.

2. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. — 6-е изд. — М.: «Дашков и К», 2009. — 860с.

3. Менеджмент: учебник для бакалавров /под общ. ред. А. Л. Гапоненко. –М.: Издательство Юрайт, 2013. — 396с.

4. Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебник для бакалавров / под ред. Е. И. Холостовой, Е. И. Комарова, О. Г. Прохоровой. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — 425с.

5. Социальная работа: Учебное пособие / Под ред. Н. Ф. Басова. –М.: «Дашков и К», 2009. — 364с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, профессионализм специалиста, социальная организация, социальное управление, социальное учреждение, качественный метод оценки эффективности, менеджмент, организационный аспект, развитие человека, Создание условий.


Похожие статьи

Социальное развитие персонала организации

В процессе управления социальным развитием организации, социальное проектирование позволяет определить стратегию поведения и методы постепенного и планомерного осуществления изменений.

Условия повышения эффективности управления...

Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников...

Сущность и функции управления социальным развитием...

социальное управление, социальное развитие, социальное развитие организации, управление, мое мнение, социальная среда, социальная инфраструктура, социальная система, социальная сфера, научная деятельность.

Социально-психологический климат в организации и его влияние...

Иными словами, социально-психологический климат, проявляющийся в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценки условий работы личности в трудовом коллективе, влияет на самочувствие сотрудников...

Методы оценки управленческой деятельности служащих органов...

Таким образом, применение разработанных методов оценки эффективности МСУ, создание условий для реализации указанных методов

Они владеют знаниями в области объекта управления, но недостаточна их квалификация в области государственного менеджмента.

Социальные резервы, социальная диагностика и социальное...

Социальное проектирование представляет собой форму социального управления, сущность которого заключается в научно обоснованном конструировании системы социальных параметров будущего объекта или качественно нового состояния существующего объекта.

Особенности стиля управления в медицинском учреждении

Создание и улучшение социально-психологического климата — это систематическая задача ежедневной работы любых руководителей.

Эффективность стиля управления зависит от особенностей организационной культуры подразделения и может проявляться в разном...

Управление профессиональной карьерой как способ повышения...

С точки зрения психологического аспекта профессиональная карьера рассматривается как

Проведение распродаж в целях повышения эффективности деятельности организации на примере ООО «Бауцентр рус».

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Сущность, структура и условия формирования профессиональной...

Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы.

Социальное развитие персонала организации

В процессе управления социальным развитием организации, социальное проектирование позволяет определить стратегию поведения и методы постепенного и планомерного осуществления изменений.

Условия повышения эффективности управления...

Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников...

Сущность и функции управления социальным развитием...

социальное управление, социальное развитие, социальное развитие организации, управление, мое мнение, социальная среда, социальная инфраструктура, социальная система, социальная сфера, научная деятельность.

Социально-психологический климат в организации и его влияние...

Иными словами, социально-психологический климат, проявляющийся в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценки условий работы личности в трудовом коллективе, влияет на самочувствие сотрудников...

Методы оценки управленческой деятельности служащих органов...

Таким образом, применение разработанных методов оценки эффективности МСУ, создание условий для реализации указанных методов

Они владеют знаниями в области объекта управления, но недостаточна их квалификация в области государственного менеджмента.

Социальные резервы, социальная диагностика и социальное...

Социальное проектирование представляет собой форму социального управления, сущность которого заключается в научно обоснованном конструировании системы социальных параметров будущего объекта или качественно нового состояния существующего объекта.

Особенности стиля управления в медицинском учреждении

Создание и улучшение социально-психологического климата — это систематическая задача ежедневной работы любых руководителей.

Эффективность стиля управления зависит от особенностей организационной культуры подразделения и может проявляться в разном...

Управление профессиональной карьерой как способ повышения...

С точки зрения психологического аспекта профессиональная карьера рассматривается как

Проведение распродаж в целях повышения эффективности деятельности организации на примере ООО «Бауцентр рус».

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Сущность, структура и условия формирования профессиональной...

Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы.

Похожие статьи

Социальное развитие персонала организации

В процессе управления социальным развитием организации, социальное проектирование позволяет определить стратегию поведения и методы постепенного и планомерного осуществления изменений.

Условия повышения эффективности управления...

Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников...

Сущность и функции управления социальным развитием...

социальное управление, социальное развитие, социальное развитие организации, управление, мое мнение, социальная среда, социальная инфраструктура, социальная система, социальная сфера, научная деятельность.

Социально-психологический климат в организации и его влияние...

Иными словами, социально-психологический климат, проявляющийся в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценки условий работы личности в трудовом коллективе, влияет на самочувствие сотрудников...

Методы оценки управленческой деятельности служащих органов...

Таким образом, применение разработанных методов оценки эффективности МСУ, создание условий для реализации указанных методов

Они владеют знаниями в области объекта управления, но недостаточна их квалификация в области государственного менеджмента.

Социальные резервы, социальная диагностика и социальное...

Социальное проектирование представляет собой форму социального управления, сущность которого заключается в научно обоснованном конструировании системы социальных параметров будущего объекта или качественно нового состояния существующего объекта.

Особенности стиля управления в медицинском учреждении

Создание и улучшение социально-психологического климата — это систематическая задача ежедневной работы любых руководителей.

Эффективность стиля управления зависит от особенностей организационной культуры подразделения и может проявляться в разном...

Управление профессиональной карьерой как способ повышения...

С точки зрения психологического аспекта профессиональная карьера рассматривается как

Проведение распродаж в целях повышения эффективности деятельности организации на примере ООО «Бауцентр рус».

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Сущность, структура и условия формирования профессиональной...

Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы.

Социальное развитие персонала организации

В процессе управления социальным развитием организации, социальное проектирование позволяет определить стратегию поведения и методы постепенного и планомерного осуществления изменений.

Условия повышения эффективности управления...

Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников...

Сущность и функции управления социальным развитием...

социальное управление, социальное развитие, социальное развитие организации, управление, мое мнение, социальная среда, социальная инфраструктура, социальная система, социальная сфера, научная деятельность.

Социально-психологический климат в организации и его влияние...

Иными словами, социально-психологический климат, проявляющийся в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценки условий работы личности в трудовом коллективе, влияет на самочувствие сотрудников...

Методы оценки управленческой деятельности служащих органов...

Таким образом, применение разработанных методов оценки эффективности МСУ, создание условий для реализации указанных методов

Они владеют знаниями в области объекта управления, но недостаточна их квалификация в области государственного менеджмента.

Социальные резервы, социальная диагностика и социальное...

Социальное проектирование представляет собой форму социального управления, сущность которого заключается в научно обоснованном конструировании системы социальных параметров будущего объекта или качественно нового состояния существующего объекта.

Особенности стиля управления в медицинском учреждении

Создание и улучшение социально-психологического климата — это систематическая задача ежедневной работы любых руководителей.

Эффективность стиля управления зависит от особенностей организационной культуры подразделения и может проявляться в разном...

Управление профессиональной карьерой как способ повышения...

С точки зрения психологического аспекта профессиональная карьера рассматривается как

Проведение распродаж в целях повышения эффективности деятельности организации на примере ООО «Бауцентр рус».

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Сущность, структура и условия формирования профессиональной...

Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы.

Задать вопрос