Системный подход к формированию навыков управленческой культуры у студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (76) октябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 17.10.2014

Статья просмотрена: 266 раз

Библиографическое описание:

Позднякова, Ж. С. Системный подход к формированию навыков управленческой культуры у студентов / Ж. С. Позднякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 529-532. — URL: https://moluch.ru/archive/76/13008/ (дата обращения: 20.04.2024).

Ключевые слова: система, системный подход, управленческая культура, формирование, профессиональная подготовка, качество.

В последние десятилетия идет осознание управленческой деятельности как особого вида деятельности, необходимого в условиях рыночной экономики. Сегодня одним из важнейших путей модернизации системы образования является решение проблемы подготовки современного специалиста, адекватного культурным и социальным запросам времени, умеющего применить свои теоретические знания на практике, стремящегося к постоянному развитию и совершенствованию.

Высокая управленческая культура является важной составляющей профессиональной компетентности любого квалифицированного специалиста в области менеджмента, без неё невозможно ни планирование, ни организация, ни мотивация, ни контроль. В основе этой культуры лежит умение осуществлять рациональное управление организацией.

Концептуальной парадигмой становления и развития системы подготовки управленческих кадров должна стать идея о подготовке высокопрофессионального специалиста, который был бы способен найти адекватные формы реагирования, соответствующие изменяющейся среде.

Основным аспектом нашего исследования выступает понятие «управленческой культуры» как целостного феномена, который описывается как особое состояние человека, профессиональным занятием которого является управление в процессе организации помощи сотруднику в трудной профессиональной ситуации, в более широком понимании как специфическая область работы с человеком.

Анализируя современное состояние культуры у будущих менеджеров, сегодня необходимо решить следующие задачи:

1)                 упорядочить понятийный аппарат с целью более четкого понимания исследуемой тематики;

2)                 проанализировать уже существующие точки зрения теоретиков и практиков на процесс формирования профессиональной культуры вообще, и управленческой культуры, в частности.

Изучение программ профессиональной подготовки показало, что существенный спектр навыков, знаний и умений управленческой культуры бакалавра в области менеджмента не формируется.

В рамках исследования управленческая культура, нами определена, как свойство личности, характеризующее способность решать проблемы и задачи, возникающие в процессе управления и в ситуациях, требующих управленческого воздействия с использованием знаний и учебного опыта, ценностей, способностей и наклонностей.

Основной целью нашего исследование стала реализация системы формирования навыков управленческой культуры студента средствами дисциплин профессионального цикла управленческого блока.

Формирование навыков управленческой культуры требует системного подхода к его исследованию и раскрытию данных философских, психологических и педагогических наук, позволяющих более глубоко понять, и обогатить эмпирический опыт вузовской практики.

Системный подход позволяет четко отделить и изучить каждый элемент системы в отдельности, проанализировать и сопоставить их друг с другом, объединив в целостную структуру.

При этом выявляются все их сходства и различия, противоречия и связующие характеристики, приоритет одних элементов по отношению к другим, динамика развития каждого элемента и всей системы в целом. Применение системного подхода к исследованию любого объекта предполагает, в первую очередь, определение его как системы [1, с. 22].

В нашем исследовании формирование управленческой культуры студентов — будущих менеджеров понимается нами как социально-педагогическая система, и, как всякая педагогическая система, она представляет собой совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, объединенных единой целью и единством управления, обеспечивающих развитие личности студентов.

Педагогическое содержание становления управленческой культуры в вузовском образовании обусловлено целями и задачами современного этапа развития общества и определяется нами как становление и развитие адаптивной личности, способной к активной преобразующей профессиональной деятельности.

Следуя важнейшему принципу системного анализа, который заключается в том, что построение системы начинается с выявления и формулирования её конечной цели, следующим этапом разработки системы формирования управленческой культуры студентов в условиях ВУЗа будет определение цели её функционирования.

Рассматриваемая нами система определяется социальным заказом на бакалавров менеджмента, обладающих навыками управленческой культурой, поэтому в качестве конкретной цели предлагаемой нами системы выступает формирование определенного уровня управленческой культуры.

При разработке задач мы учитываем следующие требования:

-          совокупность задач и заданий не должна быть случайной, а должна представлять собой систему;

-          при построении системы задач и заданий необходимо учитывать как возрастные особенности студентов, так и специфику коммуникативных ситуаций, в которых они наиболее часто оказываются;

-          каждая задача должна быть связана с предыдущей и строиться на основе возрастающей сложности от репродуктивных до творческих;

-          система задач и заданий должна способствовать не только приобретению коммуникативных знаний и умений, но и способствовать переносу их в новые условия, активизируя коммуникативные способности и информационную потребность студента;

-          задачи должны способствовать развитию мотивационных, ориентационных и волевых качеств личности, процессам саморегуляции, самопознания и рефлексии;

Функционирование системы предполагает: определение преподавателем значимости блока дисциплин профессионального цикла и установление контрольных точек.

Подготовка должна осуществляться на трех уровнях:

1.                  Методологическом;

2.                  Идеологическом;

3.                  Теоретическом (профессионально-ориентированном).

Таким образом, весь процесс подготовки включает три существенно разных компонента:

1.                  Овладение универсальными формами деятельности по решению управленческих задач и проблем;

2.                  Приобщение к системе ценностей культуры, порождающей цели и критерии этой деятельности;

3.                  Получение знаний о предмете решения проблем личностного развития.

Все элементы системы формирования объединены в одно целое посредством разнообразных межпредметных связей.

Сформированная нами система формирования управленческой культуры рассматривается как фактор повышения качества профессиональной подготовки будущего специалиста в области управления.

Рис. 1

 
В рамках системы нами были определены следующие компоненты:

1)        Гносеологический компонент навыков управленческой культуры студента определяет систему знаний как множество связанных между собой элементов, представляющих между собой определенное целостное образование, полученное в рамках высшего профессионального образования;

2)        Праксиологический компонент процесса формирования навыков управленческой культуры включает в себя профессиональные умения и навыки, учебный, практический и жизненный опыт;

3)        Аксиологический компонент включает в себя ценностные отношения, ценностные ориентации, мотивы учебной деятельности, профессионально важные качества личности, готовность к самообразованию.

Система, предполагаемая к внедрению, должна обеспечить качественное образование в системе подготовки бакалавров менеджмента.

Под «качеством образования» нами понимается интегральная характеристика всего образовательного процесса и полученных результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть этот процесс и какие результаты он должен обеспечить.

Критериями качества знаний являются: мышление, объем знаний, структура знаний, устойчивость знаний, применение знаний, степень соответствия уровня подготовки специалиста реальным условиям производства [3, с. 43].

Качество уровня управленческой культуры мы определяем по следующим признакам:

1)                 Качество — это соответствие предмета как результата профессиональной подготовки федеральному государственному стандарту высшего профессионального образования по направлению «Менеджмент»;

2)        Качественное состояние знания не является постоянным, оно меняется по мере выявления новых его свойств;

3)        Качество знаний студентов не есть нечто неизменное, так как основные его показатели зависят от организации процесса обучения, индивидуальных особенностей обучающихся.

При этом существуют различные подходы к повышению качества подготовки бакалавров менеджмента.

Наиболее характерным направлением является повышение компетентности будущих менеджеров. Для этого необходимо создание таких дидактических условий, при которых студент может занять активную личностную позицию и в наиболее полной мере раскрыться как субъект учебной деятельности.

В профессиональном образовании критерием качества подготовки специалиста является профессиональная характеристика, профессиональная характеристика менеджера в соответствии с государственным стандартом, предполагающая знания и умения по широкому профилю вопросов [2, с. 12].

Если ранее рассматривалась только квалификация, т. е. профессиональные знания и умения, то в настоящий момент вопрос становится шире и включает определенные навыки, умения и личностные качества менеджера. Поэтому сегодня нужно говорить не только о профессионализме в узком смысле, а о компетентности менеджера в профессиональной области.

В связи с этим одной из стратегических задач профессионального образования становится задача формирования личности с высоким уровнем профессиональной компетентности, обеспечивающей устойчивое развитие общества и экономики.

В профессиональном образовании критерием качества подготовки специалиста является профессиональная характеристика. Элементы ее могут быть отражены в модели бакалавра менеджмента, которая становится своеобразным эталоном, учитывающим требования федерального государственного стандарта высшего образования и требования работодателя.

Практическая ценность системы зависит от того, насколько полно будут отражены основные требования и необходимые качества менеджера, предъявляемые к будущему специалисту.

Процесс становления управленческой культуры бакалавра менеджмента в вузовском образовании мы наделяем следующим смыслом: оказание личности студента содействия в получении знании о системе управленческой культуры, закрепление навыков культурно-управленческой деятельности как профессиональной личностной ценности, её важности и актуализации потребности в ней, при полной адекватной оценке собственной управленческой культуры с точки зрения потенциала профессии и планировании собственного профессионального успеха.

Основной базой исследования при проведении опытно-экспериментальной работы послужило частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский институт управления и экономики» (г. Челябинск), в исследовании приняли участие 143 студента 1–3 курсов экономического факультета направления «Менеджмент».

Студенты 1–3 курс были выбраны не случайно, так как дисциплины профессионального цикла, формирующие навыки управленческой культуры затрагивают в основном учебные дисциплины первых трех курсов.

Обладание навыками управленческой культуры позволит студенту творчески выбрать оптимальный путь решения возникших проблем, при этом используя современные технологии; самостоятельно, критично, системно и творчески мыслить; сформировать навыки самоанализа, совершенствования в личном и профессиональном плане; самостоятельно работать над развитием интеллекта и культурного уровня.

Литература:

1.                  Багирова, З. К. Сущность управленческой культуры будущего руководителя в образовании: [Текст] / З. К. Багирова, Г. М. Гаджиев // Омский науч. вестник.- Омск, 2007. — № 4.- С. 23–26.

2.                  Белкин, А. С. Диссертационный совет по педагогике (опыт/ проблемы, перспективы) [Текст]// А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко.- Екатеринбург, УрГПУ, 2005.

3.                  Жихаревич, М. Е. Современный менеджмент и государственное управление [Текст] / М. Е. Жихаревич.// Тр. Псковского политех. ин-та. — СПб — Псков, 2001. — № 5.- С. 123–124.

4.                  Коваленко, А. В. Автореферат по педагогике «Формирование технологической культуры будущего учителя иностранного языка» [Текст]/ А. В. Коваленко.// Сургут, 2007- с. 43–47.

Основные термины (генерируются автоматически): управленческая культура, профессиональная подготовка, системный подход, высшее профессиональное образование, знание, профессиональное образование, профессиональный цикл, система, будущий специалист, вузовское образование.


Похожие статьи

Качество подготовки специалиста в системе высшего...

социально-культурная сфера, рынок труда, сфера культуры, дисциплина, искусство, студент, будущая профессия, будущий выпускник, высшее профессиональное образование, качественная подготовка.

Среднее профессиональное образование будущего...

Среднее профессиональное образование, возникнув много веков назад в ответ на потребности общества, прошло ряд этапов развития мастерских и школ, пока в Новое время развитие промышленности не потребовало массового высшего профтехобразования...

К вопросу о подготовке к профессиональной деятельности...

К вопросу о подготовке к профессиональной деятельности будущих учителей профессионального образования.

Научиться мыслить и усваивать знания — важнейшая задача вузовского учебного процесса. Сейчас все формы учебного процесса, все методики...

Система непрерывного образования в профессиональной...

Система непрерывного образования в профессиональной подготовке молодых специалистов технических вузов.

Выпускники вузов сегодня должны быть готовы постоянно совершенствовать свои знания, повышать квалификацию.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

По сути, педагог профессионального обучения — это специалист с высшим образованием, осуществляющий педагогическую, учебно-производственную и организационно-методическую деятельность по профессиональной подготовке учащихся в системе профессионального...

Современные подходы к формированию компетенций студентов...

Изменение стратегии и содержания профессионального образования, будущих специалистов должно планироваться в соответствии с функциями компетенций и компетентностей по отношению к различным аспектам образования...

Модель подготовки учителей профессионального образования...

Исследования системного подхода в процесс образования мы можем видеть в исследованиях Т. А. Ильиной, М.Очилова, Н. А. Муслимова, Ж. А. Хамидова. Проблему подготовки учителей профессионального обучения можно рассматривать в качестве интегративной системы...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Ключевые слова: качество образования, профессиональная подготовка, компоненты профессиональной подготовки в вузе, научные подходы к профессиональной подготовке, культура речи педагога, компоненты культуры речи педагога.

Профессиональная подготовка специалистов

Статья посвящена компетентностному подходу в образовании студентов, имеющих инвалидность с использованием профессиональных стандартов; описанию формирования национальной системы квалификаций в Российской Федерации.

Похожие статьи

Качество подготовки специалиста в системе высшего...

социально-культурная сфера, рынок труда, сфера культуры, дисциплина, искусство, студент, будущая профессия, будущий выпускник, высшее профессиональное образование, качественная подготовка.

Среднее профессиональное образование будущего...

Среднее профессиональное образование, возникнув много веков назад в ответ на потребности общества, прошло ряд этапов развития мастерских и школ, пока в Новое время развитие промышленности не потребовало массового высшего профтехобразования...

К вопросу о подготовке к профессиональной деятельности...

К вопросу о подготовке к профессиональной деятельности будущих учителей профессионального образования.

Научиться мыслить и усваивать знания — важнейшая задача вузовского учебного процесса. Сейчас все формы учебного процесса, все методики...

Система непрерывного образования в профессиональной...

Система непрерывного образования в профессиональной подготовке молодых специалистов технических вузов.

Выпускники вузов сегодня должны быть готовы постоянно совершенствовать свои знания, повышать квалификацию.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

По сути, педагог профессионального обучения — это специалист с высшим образованием, осуществляющий педагогическую, учебно-производственную и организационно-методическую деятельность по профессиональной подготовке учащихся в системе профессионального...

Современные подходы к формированию компетенций студентов...

Изменение стратегии и содержания профессионального образования, будущих специалистов должно планироваться в соответствии с функциями компетенций и компетентностей по отношению к различным аспектам образования...

Модель подготовки учителей профессионального образования...

Исследования системного подхода в процесс образования мы можем видеть в исследованиях Т. А. Ильиной, М.Очилова, Н. А. Муслимова, Ж. А. Хамидова. Проблему подготовки учителей профессионального обучения можно рассматривать в качестве интегративной системы...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Ключевые слова: качество образования, профессиональная подготовка, компоненты профессиональной подготовки в вузе, научные подходы к профессиональной подготовке, культура речи педагога, компоненты культуры речи педагога.

Профессиональная подготовка специалистов

Статья посвящена компетентностному подходу в образовании студентов, имеющих инвалидность с использованием профессиональных стандартов; описанию формирования национальной системы квалификаций в Российской Федерации.

Задать вопрос