Интенсификация профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в инженерных вузах МО РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ткачев, В. А. Интенсификация профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в инженерных вузах МО РФ / В. А. Ткачев, А. В. Нагорных, А. Ю. Тенчурин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 12 (71). — С. 306-308. — URL: https://moluch.ru/archive/71/12231/ (дата обращения: 23.04.2024).

Рассмотрены вопросы интенсификации профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в инженерных вузах МО РФ.

Ключевые слова: иностранный военнослужащий, военно-специальная подготовка, образовательный процесс, интенсификация, модерация.

Необходимостью комплексного обеспечения оборонной безопасности России продиктован поиск новых форм военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, позволяющего оказывать прямое или косвенное влияние на состояние и развитие военно-политической обстановки в различных регионах мира в целях защиты стратегических национальных интересов России. Поставки за рубеж образцов российской военной техники и вооружения имеют важное экономическое и социально-политическое значение и влекут за собой необходимость обучения иностранных военнослужащих грамотной эксплуатации и ремонта данной оборонной продукции, что является актуальной педагогической задачей. Система военного образования сегодня становится источником получения валютных средств для нужд Министерства обороны, связанных с обеспечением безопасного и стабильного развития общества, что повышает ответственность за качество оказываемых иностранным государствам образовательных услуг.

Под профессиональной подготовкой в военной литературе обычно понимается комплекс мероприятий многопланового характера: организационного, управленческого, собственно-педагогического, материально-технического, специального. В специальной и военно-педагогической литературе существуют различные определения подготовки специалистов к определенному виду деятельности. Объективные причины различия в определении сущности, как показывает анализ, заключаются в том, что подготовка специалистов к определенному виду деятельности как явление социальное и конкретное, сложно, многообразно, богато и разносторонне, имеет множество внутренних связей; определения возникают аналитическим путем, изыскатели каждый раз вносят в науку новое, особенное, присущее данному явлению. Так, качественный анализ ряда работ и научных исследований военных ученых показывает, что подготовка рассматривается как планомерная, целенаправленная «система воздействий»; «совместная деятельность субъектов и объектов»; «решение учебно-воспитательных задач в соответствии с квалификационной характеристикой специалистов» и т. д., осуществляемых в целях «всесторонней подготовки специалистов», «формирование знаний, навыков, умений качеств личности». Как правило, основы вариаций определений обусловлены самой спецификой подготовки различных категорий специалистов к конкретному виду деятельности.

Кроме того, профессиональная подготовка рассматривается в двух смыслах: широком и узком. Профессиональная подготовка в широком смысле слова — это овладение знаниями, умениями, навыками, связанными с общим разделением труда. Военные знания в своих основных элементах — знания социальные. Они отражают сложный процесс социальной жизни — войну, а также особенности деятельности специфического социального института — Вооруженных Сил. Профессиональная подготовка в узком смысле слова — это овладение знаниями, умениями, навыками, связанными с единичным разделением труда.

Такой подход к пониманию профессиональной подготовки военных специалистов вызывается необходимостью учитывать изменения профессионального разделения воинского труда на современном этапе развития армии. Если раньше можно было ограничиваться понятием «военная подготовка», которая часто рассматривалась как синоним понятия «профессиональная подготовка» в армии, то сейчас этого недостаточно.

Кроме того, такой подход удобен для понимания соотношения общевоинской и узкопрофессиональной подготовки военнослужащих. В прошлом, при относительно простой профессиональной структуре армии, общевоинской подготовки было достаточно для прохождения воинской службы. Это было связано с тем, что функции военнослужащего были относительно просты, в военном деле преимущественно господствовал физический труд. Однако по мере развития единичного разделения воинского труда стала необходимой ещё и узкая профессиональная подготовка.

Анализ различных источников позволяет представить обобщенную характеристику процесса интенсификации профессиональной подготовки иностранных военнослужащих, а также других процессов, которые связаны с ним и оказывают на него влияние.

Известно, что понятие «подготовка» произошло от слова подготовить (подготовиться) и представляет собой запас знаний, полученный кем-нибудь для дальнейшей специальной деятельности [1]. «Подготовка» тесно взаимосвязана с «подготовленностью» — степенью выучки, готовности к чему-либо.

Профессиональная подготовка иностранных военнослужащих в инженерных вузах МО РФ — частный вид профессиональной подготовки, который определяет особенности их подготовки в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Профессиональная подготовка иностранных военнослужащих в инженерных вузах МО РФ имеет свою сущность и содержание. Содержание охватывает явление всесторонне. Каждая из сторон выступает, как проявление сущности и в то же время имеет свои специфические черты, наряду с общим является носителем особенного. Исходя из специфики профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в инженерных вузах МО РФ, целесообразно иметь определенное её понятие.

Сущностью профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в инженерных вузах МО РФ является целенаправленный и систематический педагогический процесс воздействия и взаимодействия главного командования ВС РФ, руководящего и преподавательского состава инженерных вузов и национальных военных командований по качественной подготовке иностранных военнослужащих к военно-профессиональной деятельности в национальных армиях в соответствии с должностным предназначением, основанный на вооружении их военно-профессиональными знаниями, навыками и умениями, формировании высоких профессионально-важных и личностных качеств, повышении эксплуатационной культуры, осуществлении мероприятий по повышению эффективности и усилению практической направленности образовательного процесса с учетом особенностей преподавательской деятельности, с одной стороны, и уровня знаний русского языка и национальных особенностей обучаемых, с другой стороны. В ее рамках обеспечивается формирование профессиональной подготовленности иностранных военнослужащих к освоению и технической эксплуатации военной техники, которая характеризуется: глубоким осознанием необходимости качественного освоения боевой техники, постоянным стремлением к совершенствованию профессионального мастерства; прочным и глубоким усвоением как общих правил технической эксплуатации новых видов вооружения и военной техники, так и особенностей конкретного военного образца; высоким уровнем исследовательской, технической и общей культуры, компьютерной грамотностью [2].

Содержание профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в вузах МО РФ включает в себя: профессиональное обучение, профессиональное воспитание иностранных военнослужащих, самостоятельную подготовку иностранных военнослужащих, подготовку преподавательского состава вузов к работе с иностранными военнослужащими, правовую и дисциплинарную практику, взаимодействие с национальными командованиями.

Опыт обучения иностранных военнослужащих в инженерных вузах МО РФ показывает, что существует ряд особенностей характерных для военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих:

-        организация военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих проводится с одновременным изучением русского языка, развитием языковых знаний от начальных до высоких в зависимости от периода обучения, поэтому овладение иностранными обучаемыми русским языком должно осуществляться в предельно сжатые сроки, в этих целях задача их обучения русскому языку решается не только усилиями кафедр русского языка как иностранного, но и военно-специальных кафедр; иностранные обучаемые должны овладевать русским языком не только на занятиях по русскому языку, но и на всех учебных занятиях, предусмотренных учебным планом по специальности;

-        подготовка преподавательского состава военных инженерных вузов МО РФ к работе с иностранными военнослужащими должна осуществляться во взаимодействии с кафедрами русского языка и иностранного языка с целью правильной оценки языковых знаний иностранных обучаемых, расширением содержания деятельности преподавателя специальной учебной дисциплины в связи с частичным возложением на него функций преподавателя русского языка по терминологии своей дисциплины;

-        необходимость совершенствования педагогического мастерства, предполагающего повышение толерантности, формирование педагогического такта в условиях деятельности в многонациональной и многоконфессиональной учебной группе;

-        необходимость тщательного продумывания методики учебных занятий с точки зрения языкового оформления материала в связи с трудностью понимания учебного материала на чужом языке, с одной стороны, и недостаточными общеобразовательными знаниями, с другой стороны;

-        повышение роли наглядности учебных занятий, особенно на первом этапе военно-специальной подготовки;

-        использование переводчиков и, в связи с этим, необходимость подготовки к учебному занятию не только преподавателя, но и выделенного для его обеспечения переводчика;

-        увеличение времени для понимания учебного материла в связи со сложностью слухового восприятия в сплошном речевом потоке, своеобразием русской речи, различным для разных дисциплин, а также из-за индивидуальных особенностей речи каждого преподавателя и необходимости перевода информации на родной язык или использования языка посредника;

-        различный базовый образовательный уровень иностранных военнослужащих, различные способы получения среднего (полного) образования до прибытия в инженерный вуз МО РФ;

-        необходимость учета национальных и религиозных особенностей иностранных военнослужащих, а также особенностей национального общего и военного образования;

-        необходимость учета поставок образцов автобронетанковой техники в зарубежные страны;

-        необходимость учёта уровня взаимоотношений между странами.

-        интенсификация учебного процесса применительно к высшей военной школе, повышение качества обучения и одновременное снижение временных затрат за счет использования активизирующих средств, форм и методов обучения, оптимальная, содержательная наполненность времени для учебной и самостоятельной работы обучаемых с учетом физиологической и психологической нагрузок.

Суть интенсификации заключается в эффективности преподавания, эффективности учения, эффективности учебного материала. В понимании данной проблемы как нельзя лучше отражено единство воспитывающей и обучающей функции учебного процесса, организованного как учебно-творческая деятельность, направленная, в свою очередь, на развитие самостоятельной творческой личности.

Проблемой повышения качества подготовки специалистов, обеспечивающей интенсификацию учебного процесса, занимались видные советские педагоги С. И. Архангельский, А. В. Барабанщиков, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, А. К. Громцева, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, Т. А. Ильина, И. И. Кобыляцкий, Р. А. Низамов, П. И. Пидкасистый, Н. А. Половникова, В. Г. Разумовский, М. И. Скаткин, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.

Проблему интенсификации учебного процесса также решают по-разному, предложив свои педагогические системы, выполняющие основные функции в повышении эффективности обучения. Одной из актуальных задач педагогики является разработка таких систем обучения, которые обеспечивают условия полноценного развития личности на разных ступенях системы непрерывного образования. Теоретические и экспериментальные разработки различных моделей обучения убеждают, что достичь интенсификации учебного процесса возможно не только путем увеличения объема передаваемой информации, ее генерализации или ускорения процессов считывания, но и прежде всего повышением оптимизации путем использования элементов контекстного обучения.

Таким образом, профессиональная подготовка иностранных военнослужащих в инженерных вузах МО РФ — это целенаправленный и систематический педагогический процесс воздействия и взаимодействия главного руководящего состава МО РФ, преподавательского состава инженерных вузов МО РФ и национальных военных командований по качественной подготовке иностранных военнослужащих к военно-профессиональной деятельности в национальных армиях в соответствии с должностным предназначением, основанный на вооружении их военно-профессиональными знаниями, навыками и умениями, формировании высоких профессионально-важных и личностных качеств, повышении эксплуатационной культуры, осуществлении мероприятий по повышению эффективности и усилению практической направленности образовательного процесса с учетом особенностей преподавательской деятельности, с одной стороны, и уровня знаний русского языка и национальных особенностей обучаемых, с другой стороны.

Принимая во внимание вышеизложенные идеи в данной публикации, выдвинуто предположение, что для совершенствования военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих российскими военными специалистами необходимо создание адаптивной среды, основанной на интенсификации обучения деятельности субъекта учения. Предполагается, что одним из путей реализации этого положения станет применение в военно-специальной подготовке иностранных военнослужащих педагогической технологии модерации. Ее сущность, структура и содержание будут более подробно освещены в последующих публикациях автора.

Литература:

1.      Словарь русского языка в четырех томах. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей Москва, 1959. — Т. № 3. — С. 252;

2.      Гуляев В. Н. Педагогические основы повышения эффективности подготовки летного состава к боевому дежурству (по опыту истребительных авиационных частей): Дис. … канд. пед. наук. — М., ВПА, 1988;

3.      Алёхин И. А., Булков А. А. Историко-педагогический анализ развития процесса профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в российских военных вузах // Право и образование. — 2007. — № 2. — С. 49–53.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная подготовка, русский язык, военнослужащий, инженерный вуз МО РФ, военно-специальная подготовка, учебный процесс, вид деятельности, военная техника, воинский труд, учебный материал.


Похожие статьи

Сущность и содержание профессиональной подготовки...

Профессиональная подготовка иностранных военнослужащих в инженерных вузах МО РФ — частный вид профессиональной подготовки...

Обучение военнослужащих в высших военных учебных...

С течением много времени освоения процесса обучения военнослужащих и подготовки воинских коллективов, были выделены следующие задачи

Она объясняется совместной деятельностью, не только учебным, но и служебным, военно-профессиональным, боевым...

Влияние медиаобразовательной среды на качество...

Ключевые слова: иностранный военнослужащий, военно-специальная подготовка, образовательный процесс, медиаобразовательная среда. Многолетний опыт профессиональной подготовки иностранных военнослужащих показал...

Система военно-профессиональной подготовки вРФ

Военное образование — вид профессиональной педагогической деятельности

военно-профессиональный критерий — характеризует уровень профессиональной подготовленности военнослужащего к выполнению им своих должностных обязанностей

Особенности процесса обучения и военно-профессиональной...

Особенности процесса обучения и военно-профессиональной подготовки на военных кафедрах вузов Казахстана.

В Законе Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих» определено понятие военной кафедры: военная кафедра — кафедра при...

Формирование и совершенствование профессиональной...

Сущность и содержание профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в инженерных вузах МО РФ. К вопросу о профессиональной компетентности будущих учителей иностранных языков.

Специфика процессов адаптации студентов военной кафедры

Это относится и к процессу обучения студентов военных кафедр вузов и их последующей адаптации в служебной деятельности.

УМК состоит из:  плана учебного процесса военно-профессионального цикла

Некоторые характерные особенности обучения иностранных...

русский язык, военнослужащий, военный ВУЗ, родной язык, обучение, навык, военная сфера, повседневное общение, учебное время, учебный процесс.

Похожие статьи

Сущность и содержание профессиональной подготовки...

Профессиональная подготовка иностранных военнослужащих в инженерных вузах МО РФ — частный вид профессиональной подготовки...

Обучение военнослужащих в высших военных учебных...

С течением много времени освоения процесса обучения военнослужащих и подготовки воинских коллективов, были выделены следующие задачи

Она объясняется совместной деятельностью, не только учебным, но и служебным, военно-профессиональным, боевым...

Влияние медиаобразовательной среды на качество...

Ключевые слова: иностранный военнослужащий, военно-специальная подготовка, образовательный процесс, медиаобразовательная среда. Многолетний опыт профессиональной подготовки иностранных военнослужащих показал...

Система военно-профессиональной подготовки вРФ

Военное образование — вид профессиональной педагогической деятельности

военно-профессиональный критерий — характеризует уровень профессиональной подготовленности военнослужащего к выполнению им своих должностных обязанностей

Особенности процесса обучения и военно-профессиональной...

Особенности процесса обучения и военно-профессиональной подготовки на военных кафедрах вузов Казахстана.

В Законе Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих» определено понятие военной кафедры: военная кафедра — кафедра при...

Формирование и совершенствование профессиональной...

Сущность и содержание профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в инженерных вузах МО РФ. К вопросу о профессиональной компетентности будущих учителей иностранных языков.

Специфика процессов адаптации студентов военной кафедры

Это относится и к процессу обучения студентов военных кафедр вузов и их последующей адаптации в служебной деятельности.

УМК состоит из:  плана учебного процесса военно-профессионального цикла

Некоторые характерные особенности обучения иностранных...

русский язык, военнослужащий, военный ВУЗ, родной язык, обучение, навык, военная сфера, повседневное общение, учебное время, учебный процесс.

Задать вопрос