Мониторинг «Выявления заинтересованности научно-педагогических кадров НИУ «БелГУ» к практико-ориентированному образовательному процессу» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сидоренко, Е. Е. Мониторинг «Выявления заинтересованности научно-педагогических кадров НИУ «БелГУ» к практико-ориентированному образовательному процессу» / Е. Е. Сидоренко, С. А. Кучерявенко, Е. А. Черкашина, А. Е. Панченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 12 (71). — С. 327-332. — URL: https://moluch.ru/archive/71/11639/ (дата обращения: 23.04.2024).

Современный этап социально-экономического развития обусловлен кардинальными изменениями всех компонентов отечественного образования, что влечет активное внедрение практико-ориентированного подхода в систему высшего образования. Особую значимость приобретает управление качеством образования, процесс обучения, а также основные его составляющие — содержание образования, методы преподавания, образовательные технологии и практическое применение полученных знаний. При этом, сущность внедрения практико-ориентированного подхода составляет формирование практических умений и навыков в профессиональной деятельности составляет.

С целью выявления заинтересованности научно-педагогических кадров НИУ «БелГУ» к практико-ориентированному образовательному процессу было проведено социологическое исследование.

На первом этапе исследования использовался метод сбора социологической информации — анкетирование.

Основная часть анкеты включала в себя 30 вопросов, целью которых являлось получение информации, необходимой для решения поставленных задач.

Вопросы были разделены на 4 блока:

-       Профессиональный блок;

-       Мотивационный блок;

-       Практико-ориентированность образовательного процесса с позиции преподавателя;

-       Общий блок.

При ответе на вопросы респонденты должны были отметить подходящий их предложенных вариантов ответов, либо указать конкретное число.

Всего было опрошено 105 преподавателей НИУ «БелГУ». В анкетировании приняли участие 17 кафедр, а именно «Судебная экспертиза и криминалистика», «Административное и международное право», «Конституционное и муниципальное право», «Теория государства и права», «Уголовное право и процесс», «Информационный менеджмент», «Гражданское право и процесс», «Менеджмент организации», «Экономика и статистика», «Финансы и кредит», «Трудовое и предпринимательское право», «Управление персоналом», «Уголовное право и криминалистика», «Бухгалтерский учет и аудит», «Налоги и налогообложение», «Мировая экономика», «Экономика и управление в городском хозяйстве».

В качестве предмета исследования выступило отношение научно-педагогических кадров НИУ «БелГУ» к практико-ориентированному образовательному процессу.

Вторым этапом социологического исследования послужила статистическая обработка материалов опроса, включающая в себя контроль собранных данных, систематизацию и группировку материалов, составление таблиц, получение итогов и производных показателей.

При ответе на вопросы из «Профессионального блока» преподавателям необходимо было указать стаж научно-педагогической работы (рис.1). Так, было выявлено, что всего 6 % опрошенных имеют стаж работы менее 3 лет. Стаж работы более 20 лет имеют 14 %. Наибольшее число респондентов (40 %) имеет стаж работы от 5 до 10 лет.

Рис. 1. Стаж научно-педагогической работы

Также было выявлено, что 90 % преподавателей имеют опыт практической работы по специализации (рис.2). Удельный вес респондентов, имеющих практический опыт от 1 до 3 лет, в общем количестве респондентов составил 50 %.

23 % отпрошенных имеют стаж работы от 3 до 5 лет, 14 % — от 5 до 10 лет, 3 % — 10 лет и более.

59 человек из общего количества опрошенных в настоящее время совмещают научно-педагогическую и практическую деятельность.

Итак, можно заключить, что большая часть научно-педагогических кадров может работать в малых аутсорсинговых компаниях при НИУ «БелГУ».

Рис. 2. Опыт практической работы по специализации

Далее респондентам необходимо было указать общее количество публикаций и количество публикаций в журналах ВАК, РИНЦ, международных изданиях за последние 3 года.

Как показало исследование, все респонденты имеют публикации за время преподавательской деятельности. Однако, публикационная активность в журналах ВАК, РИНЦ, международных изданиях за последние 3 года остается на низком уровне. 53 человека (56 %) вообще не имеют публикаций в данных изданиях.

Можно отметить высокую активность преподавателей в участии в различного рода конференциях, конкурсах по реализации научных проектов, соисканиях грантов, общественных мероприятиях НИУ «БелГУ», что ценно для бизнеса. Отметим, практически стопроцентное участие научно-преподавательского состава НИУ «БелГУ» в подобных мероприятиях.

Анализ опыта руководства студентами является незаменимым элементом для работы совместно в малых аутсорсинговых компаниях при НИУ «БелГУ». Что касается данного показателя, то только 53 (51 %) респондента осуществляют руководство научно-исследовательской работой студентов, из них только 29 человек за последний год имеют публикации совместно со студентами.

Являются кураторами академических групп 72 человека, что составляет 69 % от общего количества опрошенных. 81 человек является руководителями дипломных работ или проектов, 58 — магистерскими диссертациями, 23 — кандидатскими диссертациями.

Целью следующих вопросов анкеты было выявление интереса преподавателей к саморазвитию. На вопрос «Укажите количество курсов повышения квалификации, пройденных за последние 3 года» 89 респондентов, ответили, что вообще не проходили курсы повышения квалификации. Итак, можно отметить низкий уровень интереса к саморазвитию и слабую мотивацию к обучению.

Далее респондентам предлагалась указать наличие авторских методик (рис. 3). 65 человек разработали авторские методики. 73 человека являются создателями полезных моделей, а 55 — программного обеспечения.

Рис. 3. Наличие авторских результатов

77 % респондентов указали, что имеют научные результаты, которые они хотели бы апробировать и внедрить в практическую деятельность, 23 % — не имеют таких результатов.

Рис.4. Научные результаты, которые Вы хотели бы апробировать и внедрить в практическую деятельность

На вопрос «Занимались ли Вы организацией и проведением бизнес-тренингов?» 56 (68 %) человек ответили положительно на этот вопрос. 26 (32 %) человек никогда не занимались организацией и проведением бизнес-тренингов.

Рис.5. Владение компьютерными программами (показатели указаны в процентах)

По результатам ответов на вопрос относительно владения компьютерными программами можно сделать следующие выводы: текстовым редактором Word пользуются 100 % респондентов, чуть меньше программой Excel (94 %) (рис.5). Однако респонденты указали другие программы, а именно Access, которая является популярной программой для создания баз данных. При этом 33 % опрошенных респондентов не владеют иными программами.

Рис.6. Применяемые образовательные технологии на занятиях (показатели указаны в процентах)

Значительное количество опрошенных на своих занятиях используют инновационные образовательные технологии и только 6 % респондентов отказываются от применения данной технологии. При этом предпочтение отдается «Лекции-конференции» (82 %) и «Лекции-диалогу» (88 %). В целом, ситуация с применением инновационных технологий выглядит благоприятно. (Рис.6).

На заданный вопрос «Считаете ли Вы важным совмещение научно-преподавательской и практической деятельности» 78 человек опрошенных дали ответ «Да». Исследование показало, что преобладает заинтересованность респондентов в совмещении практического опыта и научно-преподавательской деятельности. Так, практический опыт целесообразен как для преподавателей, так и для студентов. В ходе работы студенты будут всегда в курсе новых научных достижений, а преподаватели смогут расширить свой научный кругозор путем выявления проблематики в процессе взаимодействия с представителями бизнеса.

Однако 24 опрошенных респондента ответили «Нет», что может быть связано с проблемами, с которыми сталкиваются или могут столкнуться преподаватели при совмещении двух направлений на техническом уровне.

Результаты исследования показали, что на вопрос «Считаете ли Вы свой профессиональный уровень достаточным для работы в бизнесе» 64 респондента ответили «Да», что позволяет судить о высоком уровне знаний в конкретном научном направлении, а также возможном практическом опыте в соответствующей структуре. Для опрошенных респондентов не представляется трудным заняться новым родом занятий.

При этом 23 респондентам для применения профессиональных знаний необходима дополнительная стажировка в предприятиях бизнеса, что является необходимым условием для устройства на работу в целом.

Далее респондентам предлагалось выразить свое отношение на утверждение: «Хотели бы Вы работать в бизнесе, совмещая научно-преподавательскую деятельность». Так, 78 участников анкетирования хотели бы совмещать указанные виды деятельности. Данный результат обусловлен также и личной мотивацией.

Следующим вопросом для участников анкетирования был: «Определите основной мотив заинтересованности к практико-ориентированному образовательному процессу?».

Рис.7. Определение основного мотива заинтересованности к практико-ориентированному образовательному процессу

Результаты исследования показали, что преобладает «Возможность карьерного роста с развитием бизнеса» (66), а также «Дополнительный заработок»(64), «Возможность творческой реализации» (66) и «Приобретение новых компетенций» (66). Один респондент предложил свой вариант ответа «Реальная информация для студентов», где выразил отрицательную направленность в заинтересованности студентов (Рис.7).

По ответам обучающихся на вопрос «Считаете ли Вы важным совмещение студентами образовательного процесса с практикой?» были получены следующие результаты (Рис.8):

Рис.8. Важность совмещения студентами образовательного процесса с практикой

65 % респондентов считают важным совмещать образовательный процесс с практикой, что обусловлено их целеустремленностью и желанию совершенствоваться. При этом 32 % опрошенных считают важность совмещения «В какой-то мере». 4 % преподавателей не считают важным совмещение образовательного процесса с практикой.

Респонденты также выразили своё мнение по поводу вопроса: «Считаете ли Вы возможным повышение успеваемости студентов посредством вовлечения их в практику бизнеса?» (рис.9).

Рис.9. Возможность повышение успеваемости студентов посредством вовлечения их в практику бизнеса

Наименьшее количество опрошенных «не считают» возможным повышение успеваемости студентов посредством вовлечения их в практику бизнеса. Наибольшее количество опрошенных, которые «считают» возможным данное предложение, что обусловлено повышением интереса студентов к самосовершенствованию и умению найти себя в соответствующей отрасли.

Таким образом, анализ полученных данных социологического исследования показал, что большая часть преподавателей заинтересованы в практико-ориентированном образовательном процессе. Многие преподаватели имеют научные результаты, которые они хотели бы апробировать и внедрить в практическую деятельность. Синтез образования и практики в научно-исследовательском ВУЗе предоставит его научно-педагогическому составу реальную возможность реализации в практику получаемых научных результатов. Кроме этого, стажировка в малых инновационных предприятиях при научно-исследовательских вузах будет интересна не только студентам, но и молодым преподавателям, не имеющим опыта практической работы по специализации.

Основные термины (генерируются автоматически): респондент, образовательный процесс, практико-ориентированный образовательный процесс, практическая деятельность, стаж работы, повышение успеваемости студентов, практик бизнеса, практическая работа, практический опыт, преподаватель.


Похожие статьи

Практико-ориентированный подход в подготовке...

Поэтому практико-ориентированное обучение предполагает: – освоение студентами образовательной программы не в аудитории, а в реальных условиях...

Практические позиции взаимодействия образовательной...

Практические позиции взаимодействия образовательной организации и бизнес-сообщества в процессе профессиональной подготовки

К тому же внешняя среда требует перестройки процесса профессиональной подготовки на практико-ориентированное направление с...

Практико-ориентированный подход к преподаванию...

позволяющему студентам сочетать учебу в вузе с практической работой [1]. Реализация практико-ориентированного подхода происходит через: связь содержания педагогической подготовки будущего учителя со спецификой содержания общего образования...

Организация практикоориентированного обучения...

Таким образом, основной задачей практико-ориентированного образования является формирование профессионально и социально значимых компетенций в ходе приобретения студентами знаний, умений, навыков и опыта деятельности.

Поиск эффективных форм сотрудничества СПО и производства

Практико-ориентированные задания являются новой формой практических заданий.

Уже сегодня преподавателей по электротехнике и тем более электронике найти практически невозможно. Старые кадры уходят, а новые никто не готовит.

Роль практики в формировании профессионального становления...

претворение полученных знаний в процессе теоретического овладениям материалом в практико-ориентированную деятельность; формирование индивидуальной профессиональной траектории развития студентов...

Характеристика уровней подготовленности студентов...

- у обучающихся складывается алгоритмический стиль организации собственной деятельности, направленной на решение теоретических и практических задач; - у студентов профессиональных образовательных организаций формируется ценностное отношение к...

О роли преподавателя в подготовке специалистов технического...

Задача преподавателя подготовить практико-ориентированного специалиста, которого получит производство.

В работах этих авторов раскрываются направления формирования профессиональной культуры, мастерства и авторитета преподавателя.

Похожие статьи

Практико-ориентированный подход в подготовке...

Поэтому практико-ориентированное обучение предполагает: – освоение студентами образовательной программы не в аудитории, а в реальных условиях...

Практические позиции взаимодействия образовательной...

Практические позиции взаимодействия образовательной организации и бизнес-сообщества в процессе профессиональной подготовки

К тому же внешняя среда требует перестройки процесса профессиональной подготовки на практико-ориентированное направление с...

Практико-ориентированный подход к преподаванию...

позволяющему студентам сочетать учебу в вузе с практической работой [1]. Реализация практико-ориентированного подхода происходит через: связь содержания педагогической подготовки будущего учителя со спецификой содержания общего образования...

Организация практикоориентированного обучения...

Таким образом, основной задачей практико-ориентированного образования является формирование профессионально и социально значимых компетенций в ходе приобретения студентами знаний, умений, навыков и опыта деятельности.

Поиск эффективных форм сотрудничества СПО и производства

Практико-ориентированные задания являются новой формой практических заданий.

Уже сегодня преподавателей по электротехнике и тем более электронике найти практически невозможно. Старые кадры уходят, а новые никто не готовит.

Роль практики в формировании профессионального становления...

претворение полученных знаний в процессе теоретического овладениям материалом в практико-ориентированную деятельность; формирование индивидуальной профессиональной траектории развития студентов...

Характеристика уровней подготовленности студентов...

- у обучающихся складывается алгоритмический стиль организации собственной деятельности, направленной на решение теоретических и практических задач; - у студентов профессиональных образовательных организаций формируется ценностное отношение к...

О роли преподавателя в подготовке специалистов технического...

Задача преподавателя подготовить практико-ориентированного специалиста, которого получит производство.

В работах этих авторов раскрываются направления формирования профессиональной культуры, мастерства и авторитета преподавателя.

Задать вопрос