Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения английскому языку в неязыковых вузах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (68) июнь-2 2014 г.

Дата публикации: 14.06.2014

Статья просмотрена: 1868 раз

Библиографическое описание:

Порожняк, Н. Ф. Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения английскому языку в неязыковых вузах / Н. Ф. Порожняк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 559-561. — URL: https://moluch.ru/archive/68/11594/ (дата обращения: 24.04.2024).

В условиях изменения содержания образования, перехода к компетентностному подходу, приоритетную роль в учебно-воспитательном процессе играют информационно-коммуникативные технологии.

Средства информационно-коммуникационных технологий — это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей [2].

Информационно — коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет) [1].

Наиболее часто используемые элементы ИКТ при изучении иностранного языка:

-                   мультимедийный проектор,

-                   интерактивная доска,

-                   электронные энциклопедии и справочники,

-                   образовательные ресурсы Интернета,

-                   видео и аудиотехника,

-                   тренажеры и программы тестирования,

-                   электронные учебники и пособия,

-                   интерактивные конференции и конкурсы,

-                   научно-исследовательские работы и проекты,

-                   дистанционное обучение.

По возможности использования средств информационных технологий в образовательной деятельности можно вывести следующую классификацию:

1.      для поиска информации, применением браузеров и различных поисковых систем и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т. д.);

2.      для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: MicrosoftWord позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; MicrosoftPowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала;

3.      для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков и электронных словарей;

4.      для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, Flash-диски);

5.      для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype и т. д.);

6.      для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели MicrosoftMediaPlayer, WinAmp, WinDVD, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw и др. [1].

Перечисленные средства ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством формирования коммуникативных навыков, одним из важнейших аспектов оптимизации учебного процесса и расширения спектра арсенала методических средств и приемов.

Значительную роль в изучении иностранного языка играет использование Интернет технологий:

-          On-line тесты,

-          видеоконференции и On-line общение с носителями языка,

-          работа с сайтами на английском языке,

-          проекты.

Основными целями и задачами применения ИКТ являются:

-        значительное повышение мотивации к изучению языка (творческий подход, новизна, самостоятельность и компетентность в решении поставленных задач, личностный рост, положительный эмоциональный фактор),

-        развитие речевой компетенции,

-        развитие навыка самостоятельного изучения английского языка.

-        развитие креативных способностей у учащихся.

Использование информационно-коммуникационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Компьютерные обучающие программы способствуют развитию различных видов речевой деятельности, осознанию языковых явлений, созданию коммуникативных ситуаций, автоматизации языковых и речевых актов.

Обучение аудированию предполагает работу над двумя функциональными видами речевой деятельности: 1) аудирование в процессе непосредственного (диалогического) общения и 2) аудирование связных текстов в условиях опосредованного общения. Важный положительный результат использования презентаций при обучении аудированию — это заинтересованность обучающихся.

Мультимедийные возможности позволяют прослушивать иностранную речь, адаптируя её в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов.

Интерактивность приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать комплекс методических, дидактических и психологических задач, делая процесс обучения более интересным и креативным. Например, знакомить с культуроведческими аспектами, такими как этикет, особенности речевого поведения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка, формировать навыки и умения чтения текстов сети разной степени сложности, совершенствовать навыки аудирования и умения письменной речи, пополнять свой вокабуляр, лексикой современного иностранного языка. Возможности учитывать уровни языковой подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом учитываются индивидуальные возможности работы каждого студента. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы, излагать материал более доходчиво, экономя время для речевой практики, делать занятия более наглядными, обеспечивать моментальную обратную связь, повышать интенсивность учебного процесса, объективно оценивать действия учащихся, приучать их к самостоятельной работе с материалом, активизировать познавательную активность, делать содержание курса нестандартным и привлекательным, обеспечивая повторение ранее пройденного материала.

Следовательно, современный компьютер представляет собой техническое средство, которое способствует эффективному обучению, а как следствие, сказывается на общем развитии учащихся.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть создаёт условия для получения любой необходимой информации: страноведческий материал, новости, газеты и журналы, художественная и научная литература и т. д. В дополнение к работе над навыками чтения и говорения, можно пополнять словарный запас. Для этого предлагается студентам составить словарные статьи, опираясь на прочитанную информацию. Грамматические навыки английского языка приобретаются через работу над встретившимися в статьях примерами. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет и т. д.

На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи студентов; расширять вокабуляр обучающихся; формировать мотивацию к изучению английского языка.

Следовательно, использование новых телекоммуникационных и информационных технологий в учебном процессе позволяет получать доступ к большим объемам информации, организовывать самостоятельную учебную работу, обеспечивать возможность дистанционного обучения (т. к. обучающие материалы представлены в графическом виде), повышать интерес и изучению иностранного языка.

Однако внедрение в учебный процесс ИКТ не исключает традиционные способы и методы обучения. Они сочетаются с ИКТ на всех этапах учебного процесса, что значительно повышает эффективность обучения, стимулирует студентов к самосовершенствованию и помогает им свободно ориентироваться в информационном пространстве. Таким образом, мы формируем коммуникативную компетентность.

Литература:

1.      Подопригорова Л. А. Использование интернета в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 2003. — № 5. — С. 25–31.

2.                   Сайков Б. П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство / Б. П. Сайков. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 406 с.: ил.

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, учебный процесс, иностранный язык, работа, ICQ, глобальная сеть, дистанционное обучение, речевая деятельность, учебный материал, электронная почта.


Похожие статьи

Применение образовательных интернет-ресурсов в процессе...

Применение образовательных интернет-ресурсов в процессе обучения английскому языку.

 обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, аутентичными текстами

К вопросу использования учебных интернет-ресурсов в обучении...

Дидактический потенциал использования электронных и дистанционных образовательных ресурсов в обучении иностранному (английскому) языку.

Использование интернет-ресурсов при изучении иностранного...

иностранный язык, английский язык, изучение, всемирная сеть, обучающийся, высшее учебное заведение, дополнительная практика, коммуникативный метод, разговорная речь, речевая деятельность.

К вопросу об использовании технологий Web 2.0 в обучении...

На современном этапе развития методики преподавания иностранных языков все чаще используются такие технические средства, как всемирная сеть Интернет и ее ресурсы: веб-сайты, электронная почта, учебные блоги, электронные энциклопедии, чаты, форумы...

Использование сети Интернет при обучении иностранному языку

Интернет, иностранный язык, учебная деятельность, процесс обучения, ресурс сети, современное образование, информационно-образовательное пространство, иноязычная коммуникативная компетенция...

Интернет-технологии при обучении иностранным языкам...

Специфика предмета «иностранный язык» состоит в том, что ведущим компонентом содержания «обучению языку являются не основы наук, а способы деятельности: обучение различным видам речевой деятельности — говорению, аудированию, письму, чтению.

Методический потенциал электронных образовательных...

иностранный язык, учебный процесс, учебный материал, ресурс, электронный образовательный ресурс, учебный контент, учебная деятельность, технологическая реализация, электронное обучение, высшая школа.

Образовательные возможности новых информационныех...

иностранный язык, Интернет, учебный процесс, обучение, язык, неязыковый вуз, практическая деятельность, профессиональная деятельность, использование знаний, WWW.

Использование открытых образовательных ресурсов при...

учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент группы, сеть, ресурс, образовательный процесс, материал, современный преподаватель, форма обучения.

Похожие статьи

Применение образовательных интернет-ресурсов в процессе...

Применение образовательных интернет-ресурсов в процессе обучения английскому языку.

 обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, аутентичными текстами

К вопросу использования учебных интернет-ресурсов в обучении...

Дидактический потенциал использования электронных и дистанционных образовательных ресурсов в обучении иностранному (английскому) языку.

Использование интернет-ресурсов при изучении иностранного...

иностранный язык, английский язык, изучение, всемирная сеть, обучающийся, высшее учебное заведение, дополнительная практика, коммуникативный метод, разговорная речь, речевая деятельность.

К вопросу об использовании технологий Web 2.0 в обучении...

На современном этапе развития методики преподавания иностранных языков все чаще используются такие технические средства, как всемирная сеть Интернет и ее ресурсы: веб-сайты, электронная почта, учебные блоги, электронные энциклопедии, чаты, форумы...

Использование сети Интернет при обучении иностранному языку

Интернет, иностранный язык, учебная деятельность, процесс обучения, ресурс сети, современное образование, информационно-образовательное пространство, иноязычная коммуникативная компетенция...

Интернет-технологии при обучении иностранным языкам...

Специфика предмета «иностранный язык» состоит в том, что ведущим компонентом содержания «обучению языку являются не основы наук, а способы деятельности: обучение различным видам речевой деятельности — говорению, аудированию, письму, чтению.

Методический потенциал электронных образовательных...

иностранный язык, учебный процесс, учебный материал, ресурс, электронный образовательный ресурс, учебный контент, учебная деятельность, технологическая реализация, электронное обучение, высшая школа.

Образовательные возможности новых информационныех...

иностранный язык, Интернет, учебный процесс, обучение, язык, неязыковый вуз, практическая деятельность, профессиональная деятельность, использование знаний, WWW.

Использование открытых образовательных ресурсов при...

учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент группы, сеть, ресурс, образовательный процесс, материал, современный преподаватель, форма обучения.

Задать вопрос