Практики здоровьесбережения и лечения заболеваний в среде западносибирского казачества в конце XIX — начале ХХ вв. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №9 (68) июнь-2 2014 г.

Дата публикации: 10.06.2014

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Кельберер, Г. Р. Практики здоровьесбережения и лечения заболеваний в среде западносибирского казачества в конце XIX — начале ХХ вв. / Г. Р. Кельберер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 390-392. — URL: https://moluch.ru/archive/68/11496/ (дата обращения: 19.04.2024).

Сохранение здоровья является важнейшим фактором в выживании не только отдельного человека, но и социума в целом. Поддержание необходимого уровня физического, умственного и нравственного здоровья — залог конкурентоспособности любого социума. Именно поэтому здоровьесберегающие практики являются важной частью любой культуры.

Характер системы здоровьесбережения зависит от множества факторов: хозяйственной и экономической деятельности, природных условий, практического опыта профилактики и лечения заболеваний и т. д.

В системе здоровьесбережения можно выделить следующие элементы:

1.                  Система физического воспитания, обеспечивающая здоровье подрастающего поколения, его жизнеспособность.

2.                  Способы профилактики заболеваний для рассматриваемого времени — это, в первую очередь, приемы народной медицины, имевшие самое широкое распространение, как среди крестьянства, так и среди казачества. Сюда же относятся и приемы восстановления после болезни.

3.                  Методы лечения заболеваний, как инфекционных, так и хронических.

Содержание каждого элемента рассматриваемой системы может меняться в зависимости от местных условий. Рассмотрим систему здоровьесбережения, существовавшую в среде сибирского казачества во второй половине XIX века.

В среде казачества большое значение имели традиционные методы профилактики и лечения заболеваний, несмотря на быстрое внедрение в рассматриваемый период научной системы медицинской помощи населению. Эти две системы органично уживались в казачьей среде, поделив в народном сознании «сферы влияния».

К сфере традиционной медицины постепенно отошли приемы и методы профилактики заболеваний и лечения мелких травм. Здесь органично сочетались прагматические и мистические способы.

Система профилактики заболеваний основывалась во многом на народных традициях и суевериях. К сожалению, мы имеем очень мало свидетельств, касающихся народной казачьей медицины в Сибири. Это связано с несколькими факторами: во-первых, большинство практик такого рода были тайным знанием, не предназначенным для посторонних глаз, а в случае лечения заболеваний они были достоянием немногих избранных — знахарей, характерников и др. Во-вторых, сибирское казачество долгое время оставалось вне сферы внимания исследователей-фольклористов. Основное внимание исследователи уделяли фольклорным традициям коренных сибирских народов. Таким образом, обширный пласт традиционной казачьей культуры остался фактически не описным исследователями. Образцы казачьего фольклора, записанные в ХХ веке, уже несут на себе следы распада традиционной культуры и во многом демонстрируют лишь внешнюю сторону традиционного уклада жизни сибирского казачества.

Тем не менее, кое-что о традиционной системе здравоохранения сибирского казачества мы сказать можем. Здесь следует иметь в виду, что основой казачьей культуры является традиционная русская культура, претерпевшая ряд изменений в связи с особенностями образа жизни казаков, формирования казачьего сословия и рядом инокультурных заимствований и влияний. Таким образом, говоря о традиционной медицине в среде сибирского казачества, мы имеем возможность привлекать ряд материалов касающихся общерусских традиций оздоровления и лечения заболеваний.

Основными средствами народной медицины с древнейших времен являлись траволечение и заговоры. Зачастую эти два приема совмещались для повышения эффективности лечения.

Традиционная народная медицина базируется на употреблении в качестве лекарств различных растений. Лекарственные свойства растений употреблялись не только для лечения, что требовало обширных знаний, но и для профилактики заболеваний. Травяные сборы широко употреблялись в среде сибирского казачества как альтернатива чаю. В их состав входили не только широко известные лекарственные травы, но и сушеные ягоды.

К сфере деятельности народной медицины так же относилось родовспоможение и лечение заболеваний интимной сферы.

Родовспоможение оказалось отдано на откуп народной медицине в силу недоступности профессиональной акушерской помощи. Бабки-повитухи благодаря своим широким знаниям и опыту имели большой авторитет в станичном обществе.

Роды имели не только чисто утилитарную сторону, но и мистическую. Они обставлялись большим числом специфичных ритуалов, призванных облегчить процесс родов и обеспечить здоровье матери и ребенка.

Лечение болезней интимной сферы были так же в ведении традиционной медицины. Больные с большой неохотой обращались к врачам по вопросам лечения женских болезней и венерических заболеваний. Это привело к тому, что эти заболевания нашли слабое отражение в медицинской статистике. Медики отмечали, что виной тому природная стыдливость, не позволяющая откровенно общаться с врачами по столь специфичным вопросам [1]. К сожалению, мы не имеем свидетельств, которые бы детально характеризовали народные методы лечения таких заболеваний.

В сферу деятельности официальной медицины относились в первую очередь лечение инфекционных заболеваний и борьба с эпидемиями.

Распространение инфекционных заболеваний в среде казачества имело свои особенности, по сравнению с другими сословиями, что обусловлено особенностями службы и хозяйственной деятельности казаков. Первое место по распространенности в казачьей среде занимает перемежающаяся лихорадка [2].

Перемежающаяся лихорадка является характерным признаком малярии. Клиническая картина перемежающейся лихорадки характеризуется резким повышением температуры тела до 39–40 градусов с последующим ее не менее резким снижением, с повторением через 1–2 дня [3].

Перемежающаяся лихорадка характерна для всех форм малярии. На территории Сибирского казачьего войска в рассматриваемый период наиболее распространенной была нехроническая форма малярии. Данная разновидность малярии сама по себе не опасна для человека, но открывает доступ в организм человека для других, зачастую более опасных инфекций. Перемежающаяся лихорадка сама по себе опасна, прежде всего для женщин в период беременности и детей. Здесь наиболее вероятны летальные случаи. Именно осложнения, вызванные перемежающийся лихорадкой, а так же широким распространением табакокурения, обусловлен высокий уровень легочных заболеваний в казачьей среде. Вообще, курение табака получило широкое распространение в среде казачества и оказывало заметное влияние на здоровье казачьего населения. Г. Е. Катанаев отмечает, что в казачьих станицах курят почти все и курят много [4]. Кроме того, значительное влияние на здоровье оказывало качество употребляемого казаками табака. Дорогой, качественный привозной табак большинству казаков был недоступен, что способствовало самостоятельному возделыванию табака. Но его качество оставляло желать лучшего. Низкое качество табака способствовало повышенному накоплению вредных веществ в организмах курильщиков. В сочетании с высоким уровнем заболеваемости малярией это приводило к увеличению числа легочных заболеваний в казачьей среде и ослабляло иммунитет.

Поэтому неудивительно, что большинство заболеваний, распространенных на территории СКВ, относятся к группе инфекционных. Благодаря высокому уровню физической подготовки, который поддерживался на протяжении всей жизни, казаки меньше подвергались хроническим заболеваниям. Исключение здесь составляли заболевания, обусловленные условиями жизни и служебной деятельности казаков.

Промыслы составляли важную часть хозяйственно-экономической деятельности сибирских казаков. Рыбная ловля, сплав леса, сбор дикоросов составляли обычные занятия казаков в свободное от военной службы время. Условия промысловой деятельности способствовали распространению среди казаков простудных заболеваний, особенно в осенне-зимний период. Чаще всего простудные заболевания лечились в домашних условиях методами народной медицины. Об их распространенности мы можем судить лишь по косвенным признакам, нашедшим отражение в официальной медицинской статистике. В частности, среди заболеваний, вынуждавших казаков и членов их семей обращаться за помощью к врачам, можно выделить следующие заболевания, являющиеся во многих случаях осложнениями простудных и вирусных заболеваний.

Среди болезней этой группы первое место занимают катары — воспаления слизистых оболочек организма различного происхождения.По данным медицинской статистики наиболее распространенными в казачьей среде были острый катар дыхательных путей и легких, а так же острый катар желудка. Здесь мы имеем дело с острыми воспалительными процессами, которые могли быть вызваны самыми разными факторами.

Катар верхних дыхательных путей по современной медицинской терминологии характеризуется как острое респираторное заболевание (ОРЗ), а в просторечии — простуда. Его причинами могут являться как неблагоприятные условия внешней среды (переохлаждение организма; сырость; и т. д.), так и вирусное или бактериальное заражение. Воспаление легких, которое в источниках зачастую не дифференцируется с заболеваниями верхних дыхательных путей, может быть следствием ряда инфекционных заболеваний.

Распространению катаров дыхательных путей среди западносибирского казачества способствовали следующие факторы:

1.                  Природно-климатические условия. Резкие перепады температуры, как в течение года, так и в течение суток, особенно в весенние и осенние месяцы.

2.                  Хозяйственно-промысловая деятельность казаков. Значительную часть времени казаки проводили в полевых условиях, занимаясь хозяйственными делами: заготавливали сено, валили и сплавляли лес, ловили рыбу и т. д. Это способствовало созданию наиболее благоприятных условий для инфекционных и воспалительных заболеваний. Статистика не дает полного представления о половозрастном составе заболевших, но возможно предположить, что наиболее подверженными заболеваниям этой группы были мужчины трудоспособного возраста непосредственно занятые на полевых работах и промыслах, а так же дети.

Среди западносибирского казачества были распространены и воспалительные заболевания желудка. Причинами острого катара желудка — гастрита — чаще всего являлась грубая, несбалансированная пища. Часто, особенно в походах и на промысле, казаками употреблялась довольно однообразная пища с большим количеством клетчатки. Такая пища прекрасно поддерживает силы, но при длительном употреблении может приводить к воспалительным заболеваниям желудка, особенно на фоне простудных или других инфекционных заболеваний.

Таким образом, большинство заболеваний распространенных в среде западносибирского казачества были следствием влияния неблагоприятных факторов окружающей среды и характера хозяйственной и служебной деятельности казаков. Набор наиболее распространенных заболеваний мало менялся с течением времени, что способствовало выработке эффективных способов профилактики и лечения этих заболеваний средствами традиционной (народной) медицины. К сожалению, слабое внимание к традициям сибирского казачества со стороны этнографов и фольклористов XIX- нач. ХХ вв. не дает возможности детально реконструировать этот аспект жизни казаков.

Изучение вопросов, связанных с традиционными практиками здоровьесбережения и лечения различных заболеваний в среде сибирского казачества, представляется перспективным направлением исследований. Формирование целостной картины традиционной культуры будет способствовать более глубокому пониманию истории западносибирского казачества и его роли в истории края.

Немалую роль в поддержании здоровья казачьего населения Сибири играла развитая система физической подготовки. Обязательная не только для юношей, но и для девушек верховая езда, активные, в том числе военизированы, игры, упражнения с оружием способствовали гармоничному физическому развитию молодого поколения, и повышали сопротивляемость организма различным инфекционным заболеваниям.

В рамках данной статьи, мы не рассматривали такой важный фактор как эпидемии, время от времени возникавшие на территории Сибирского казачьего войска. Эпидемии — события экстраординарные, наносящие серьезный ущерб здоровью населения. Таким образом, вопрос об эпидемиях требует отдельного, более детального изучения.

Литература:

1.                 Отчет наказного атамана Сибирского казачьего войска за 1896. Часть II Гражданская. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.omsklib.ru/books/Knigi/2012/Otchet_o_sostoyanii_Sib_kaz_za1896_ch2/index.html

2.                 Там же.

3.                 Краткая медицинская энциклопедия в 3 т. — Т.2.- 1989. — с. 77.

Основные термины (генерируются автоматически): сибирское казачество, заболевание, народная медицина, перемежающаяся лихорадка, казачья среда, лечение заболеваний, среда казачества, традиционная медицина, высокий уровень, Сибирское казачье войско.


Похожие статьи

Гипотезы происхождения казачества | Статья в журнале...

Практики здоровьесбережения и лечения заболеваний в среде западносибирского казачества в конце XIX — начале ХХ вв. К вопросу о проблематике происхождения и этнической идентификации горских евреев на территории Восточного Кавказа.

Военная миссия казачества и её отражение в языковом сознании...

Они зависят от исторического опыта народа, особенностей его культуры, в том числе фольклорных традиций, от уровня образованности общества и конкретной личности.

Имеются несколько теорий происхождения казачества.

Медицинское обслуживание и охрана здоровья населения...

Так, распространенное заболевание лихорадка называлось

Особое значение в народной медицине придавалось лечению травами.

В среде знахарей выделяли: костоправов, «травников» (практикующих лечение травами), «шептунов» (лечащих заговорами) [23, c.16].

Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию...

...воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры донского казачества.

В настоящее время проводится большая работа по возрождению казачьих традиций, по

В духе человека неистребимы стремления к высокой, чистой любви, прочной семье.

Воспитание донских казаков на рубеже конца XIX — начала XX...

Казачьи семьи были многочисленны.

Основой жизни казачества была охрана рубежей российского государства.

Там совершались действия, позволяющие передать на духовном уровне силу и знания рода новому поколению.

Вопросы национальной безопасности и институт казачества

Предлагаемые выше уровни ученый рассматривает в качестве объектов безопасности — «личность, общество и государство являются элементами структуры

Особую роль института казачества в сфере обеспечения национальной безопасности отмечают и ученые-политологи.

Формирование культуры общения старших дошкольников...

Их знание позволяет ребенку быстрее найти понимание и поддержку в новой для него социальной среде [2].

Поэтому необходимо создавать у старших дошкольников положительное отношение к народным традициям и обычаям, понимать их сущность и...

Мифы в духовной культуре чеченцев | Статья в журнале...

Согласно представлениям народной мифологии, волк (борз) символизировал смелость, отвагу и решительность.

Комплекс магических действий применялся также при животноводческой деятельности, охоте, ремесленном производстве, лечении.

Похожие статьи

Гипотезы происхождения казачества | Статья в журнале...

Практики здоровьесбережения и лечения заболеваний в среде западносибирского казачества в конце XIX — начале ХХ вв. К вопросу о проблематике происхождения и этнической идентификации горских евреев на территории Восточного Кавказа.

Военная миссия казачества и её отражение в языковом сознании...

Они зависят от исторического опыта народа, особенностей его культуры, в том числе фольклорных традиций, от уровня образованности общества и конкретной личности.

Имеются несколько теорий происхождения казачества.

Медицинское обслуживание и охрана здоровья населения...

Так, распространенное заболевание лихорадка называлось

Особое значение в народной медицине придавалось лечению травами.

В среде знахарей выделяли: костоправов, «травников» (практикующих лечение травами), «шептунов» (лечащих заговорами) [23, c.16].

Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию...

...воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры донского казачества.

В настоящее время проводится большая работа по возрождению казачьих традиций, по

В духе человека неистребимы стремления к высокой, чистой любви, прочной семье.

Воспитание донских казаков на рубеже конца XIX — начала XX...

Казачьи семьи были многочисленны.

Основой жизни казачества была охрана рубежей российского государства.

Там совершались действия, позволяющие передать на духовном уровне силу и знания рода новому поколению.

Вопросы национальной безопасности и институт казачества

Предлагаемые выше уровни ученый рассматривает в качестве объектов безопасности — «личность, общество и государство являются элементами структуры

Особую роль института казачества в сфере обеспечения национальной безопасности отмечают и ученые-политологи.

Формирование культуры общения старших дошкольников...

Их знание позволяет ребенку быстрее найти понимание и поддержку в новой для него социальной среде [2].

Поэтому необходимо создавать у старших дошкольников положительное отношение к народным традициям и обычаям, понимать их сущность и...

Мифы в духовной культуре чеченцев | Статья в журнале...

Согласно представлениям народной мифологии, волк (борз) символизировал смелость, отвагу и решительность.

Комплекс магических действий применялся также при животноводческой деятельности, охоте, ремесленном производстве, лечении.

Задать вопрос