«Конец неба» — начало воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (68) июнь-2 2014 г.

Дата публикации: 04.06.2014

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Шукуруллаева, Ф. И. «Конец неба» — начало воспитания / Ф. И. Шукуруллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 569-571. — URL: https://moluch.ru/archive/68/11436/ (дата обращения: 20.04.2024).

Есть люди, чей светлый образ никогда не померкнет в сердцах людей. И даже беспощадные годы не смогут этого изменить. Одним из таких и был Мухаммад Юсуф. О нем Абдулла Арипов, поэт и общественный деятель Узбекистана, говори так: “И глаза, и лицо Мухаммада Юсуфа всегда как бы напевала одну изящную мелодию”. [1, с. 3]

Сила пера и сила слова уважаемого поэта Узбекистана Мухаммада Юсуфа считается острым. Не будет преувеличением сказать, что его произведения являются любимыми и самыми читаемыми произведениями в каждой узбекской семье. Без творчества Мухаммада Юсуфа уже трудно представить узбекскую литературу. В его неповторимых и вместе с тем очень простых строках отражаются сложные жизненные пейзажи. Правду жизни он выстраивает в ряд так, как будто они существуют на самом деле, а поэт смотрит на них и читает то, что написала сама жизнь.

Когда произносишь слово «дастан», многие читатели представляют книгу со многими страницами. Но это не всегда так. Одну тему можно расписать на целую книгу, а можно отразить на четырёх страницах.

Например, дастан «Конец неба» может служить этому доказательством. И хотя он краток по содержанию, но считается глубоким, образовательным, сильным в воспитательном значении. Вы можете прочесть его за короткое время, но суть его будете разбирать долго. Для глубокого раскрытия смысла каждого слова был применен способ, искусного, рачительного мастера узбекской литературы — Абдулла Каххара

Это настоящий героизм, когда на слово возлагается огромная ответственность, и в коротких строках создаётся произведение, смысл которого сравним со всем миром (?). Мухаммад Юсуф тоже мастерски использовал этот прием. Человек, прочитавший дастан «Конец неба», начинает задумывается о себе. Вещи, казавшиеся до этого простыми, на самом деле оказываются далеко не просты. Жизнь каждый день показывает себя с другой, новой стороны и люди воспринимают это мужественно. И тут невольно начинаешь задумываться на смыслом слова «ценность». Ведь жизнь — наш учитель. И в ней много испытаний.

В дастане «Конец неба» есть такие строки: «Жизнь человека иногда даже не как бумага, лежащая на земле, которую вы видели утром, уходя на работу. И возвращаясь вечером с работы, вы эту бумагу можете снова увидеть. Но человека, которого вы видели утром, не всегда можете увидеть вечером». [1, с. 168]

Эти строки говорят о том, что жизнь человека бесценна. Каждый миг, каждое мгновение, составляющее нашу жизнь – бесценны. Они так дороги, но мы этого не понимаем. Или понимаем тогда,когда уже становится поздно.

Я спрашиваю у деда: «Где заходит солнце?». «В конце неба», – отвечает он. Но в  конце неба оно не заходит – оно плачет. В конце каждого пути мира — тоже плач. Конец света, Судный день – тоже плач. Когда человек поймёт, что такое плач, будет уже поздно и близких ему людей на свете уже не будет». [1, с. 169]

У поэта есть строки, кажущиеся такими простыми, но в через них проглядывает истина жизни и как бы говорит –  «вот я»:

Моя дремлющая душа,

Скажу одну тайну,

Бог даже сон

Мерит в чаше.

Даже сон

Жизнь, данная в долг,

С увеличением твоего сна

Твой долг тоже увеличивается… [1, с. 172]

Теперь узнав ценность жизни, мы задумываемся – а не лучше ли секундную жизнь украсить цветами, называемыми «дружелюбие»? Не лучше ли очистить нашу жизнь от колючих зарослей под названием «беспечность» и «безразличие»?! Скажите пожалуйста, можете ли вы, не задумываясь, сказать о людях, окружающих вас, что  «они дружелюбные»?!

Вот как пишет поэт: «Муравей несет труп своего сородича. Кобыла пасётся, не отрывая взгляда от своего жеребёнка. И только людям не хватает дружелюбия». [1, с. 169] Неужели у созданного Богом человека нет дружелюбия, тогда как у обыкновенного муравья или у кобылы оно есть?!! Вот где проявляется воспитательное значение дастана! Дружелюбие — это не предмет, направленный только на одного человека или на один предмет. Дружелюбие – это понятие с широким охватом, воплощающее в себе всё-всё.. Дружелюбие — это дорога, ведущая к добрым делам, благодеянию. Последняя сияющая конечная цель. Поэт призывает нас делать добро.

«Нет лучше добра, который делаешь другому, даже не зная его», писал поэт. «Нет хуже зла, зная которое, ты причиняешь другому», восклицает он. А мы? Мы сделали добро? Ну, а если и сделали, были ли они без какой либо выгоды или тайного умысла?! Что скажете, современник?. Задумывались ли вы об этом когда-нибудь?! Зло может сделать каждый, но сделать добро без упрёков не каждый сможет. Поневоле задумываешься – неужели делать добро так сложно?!!

«В этот мир человек приходит один лишь раз. Этим одним выражением слова может сделать много добрых дел. Этим одним выражением слова может совершить сколько грехов». Поэт размышляет о влиянии выражении слова на душу человека. И призывает вас подумать об этом.

Есть те, кто думает: «Живём один раз, надо пожить и повеселиться вдоволь», и есть те, кто верит, что «жизнь дана один раз и прожить её надо, делая добро, благодеяние и проявляя милосердие». Но как часто мы видим, что человек – раб своего слова, и какой он человек, когда слово – его раб?

На вопрос, в чем смысл жизни, каждый отвечает по-разному. Для кого-то смысл жизни – хороший быт, комфортные условия, для другого смысл жизни в  достижении поставленных целей в этой жизни.

В следующих строках поэт хочет старается донести свое понимание смысла жизни: «Зачем я тебя сделал другом, знаешь? Чтобы можно было отдать за кого-то жизнь!.. друг мой, человек живет один раз». [1, с. 173]

В приведенных строках как бы скрыт целый мир смысла. Жить, ощущая, что ты кому-то нужен, можешь отдать за кого-то свою жизнь, кто-то нужен тебе — не  признаки ли это счастья? Не отражается ли смысл жизни в счастливой жизни?! Не заполнится ли смыслом жизнь, смешанная лучами счастья? В этом еще одна важная сторона дастана. Произведение призывает вас, нас, всех нас быть кому-то верным другом, еще кому-то доброй сестрой или братом, заботливым братом. Одним словом, быть нужным кому-то человеком. Только тогда мы сможем прожить без сожаления нашу жизнь в мире, в который мы приходим один раз. В своих строках поэт призывает людей делать добро, призывает делиться милосердием:

Что скажешь, эй, завистливый люд?

Чаша моя полна от твоих пересуд.

Когда-нибудь ты тоже умрешь, поверь,

Останется милосердие, останется любовь. [2, с. 126]

Стоит оглянуться вокруг, как встретишь массу людей, ноющих на жизнь: «устал жить…», «всё надоело»… На самом деле на свете нет людей, живущих без проблем, без забот. Как невозможно найти человека, который был бы счастлив хотя бы один день с утра до вечера. И даже если вы обойдёте вокруг земли семь раз – вы таких людей не встретите. Кто-то чем-то занят, все запутаны в своих проблемах. Но если человек погрязнет в мимолётных заботах этого мира и не сможет вынести свой душевный мир из этого омута забот, это приведет к неприятным последствиям.

Конечно, эти последствия могут не проявиться, не выйти наружу. Но, как следствие, появившиеся в душе человека нищета, отречение человеческого ребёнка от человеческих чувств, могут впоследствии привести к большой трагедии мира.

«Когда лежал, задумавшись в клеверном поле, прилетела бабочка с белыми крыльями, уселась на моём плече.

— Здравствуй, брат. Почему настроение плохое?

— Устал, от жизни устал.

Бабочка вздохнула и улетела». [1, с. 170]

Дорогой современник! Когда ценность жизни понимает даже бабочка, живущая один день, неужели нам, живущим годами разумным людям – это трудно понять? А может, человек это понял бы, если бы его жизнь была бы так же коротка, как у бабочки-однодневки?

Ведь нас с вами называют ЧЕЛОВЕК БЛАЖЕННЫЙ. И в том, что услышав нытьё человека, бабочка вздохнув, улетела – тоже есть какая-то премудрость.

«Конец неба» — это дастан, перемешанный с лучами воспитания. Каждая его строчка орошена водами воспитания. Воспитание — небо на просторе. Воспитание — безграничное море. Давайте больше читать произведения такого воспитательного характера. Потому что в стране, где есть воспитанные дети, будущее всегда будет светлым!!!

Литература:

  1. Мухаммад Юсуф. Халк бул элим. Ташкент: Узбекистан, 2007.
  2. Мухаммад Юсуф. Биз бахтли бўламиз (Шеърлар тўплами). Ташкент: Нихол, 2008.
  3. Уткир Хошимов. Заметки на тетрадном поле. Ташкент: Шарк, 2010.
  4. И. А. Каримов. Юксак маънавият — енгилмас куч. Ташкент: Маънавият, 2008.
  5. Ш. Отабек. Мухаммад юсуф сабоклари. Ташкент-2013.
Основные термины (генерируются автоматически): жизнь, смысл жизни, выражение слова, один, поэт, самое дело, строка, воспитательное значение, жизнь человека, узбекская литература.


Похожие статьи

Поэтическое представление образа «слово» (на материале...)

Смеем предположить, что поэт употребил данное слово именно во втором значении, так как в следующих строках посредством сравнительного оборота с частицей «как» нынешние слова уподобляются одним из самых трудолюбивых божьих тварей, обитающих в природе — пчелам...

Роль художественной литературы в воспитании молодого...

Но значение искусства в жизни человека несравненно серьезнее и богаче.

Писатель может нарисовать один момент, и историю человеческой жизни. И одно событие, и цепь самых сложных событий.

Влияние российской и зарубежной литературы на воспитание...

Ключевые слова: становление личности, воспитание, литература, педагогика, психология.

«Есть ощущение, что книги умирают», — говорил он в одном из своих последних интервью.

Эта проблема актуальна и по сей день, ведь воспитание-это неотъемлемая часть жизни...

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

Сергей Александрович Есенин — один из самых известных русских поэтов XX века.

Каждая строка стихотворения пронизана грустью. Поэта мучает тоска, он грустит, вспоминая свою «непутевую жизнь».

Вклад в литературоведение узбекских поэтов первой половины...

В статье освещена в форме краткого обзора литературная жизнь в Хорасане в I половине XV века, ознаменованная появлением целой плеяды талантливых поэтов. Особо отмечены заслуги перед узбекской литературой великого Алишера Навои...

Влияние национальных традиций на воспитание детей...

Узбекская семья имеет свои особенности. Жизнь и подвиги наших великих предков, не жалевших себя во имя чести и достоинства

Все они имеют непреходящее познавательное и воспитательное значение, не утратившее своей актуальности и в настоящее время.

Смысл жизни как проблема философии | Статья в журнале...

Иными словами, смысл жизни человека — в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других.

Новый взгляд на эссе Матназара Абдулхакима | Статья в сборнике...

По мнению публициста, жизнь представляет собой арену для борьбы, пули, выпущенные или выпускаемые на войне, на самом деле,«направлены на уничтожение нашей памяти. Есть одна надежная защита от них.

Творчество как важнейшая ценностная единица лирики...

Жизнь человека состоит из множества мгновений.

Постижение «духа судьбы» означает понимание истинного смысла жизни, своего предназначения в мире.

Евгений Абрамович Боратынский с первых строк обращается к вопросу о значимости поэтического дара

Похожие статьи

Поэтическое представление образа «слово» (на материале...)

Смеем предположить, что поэт употребил данное слово именно во втором значении, так как в следующих строках посредством сравнительного оборота с частицей «как» нынешние слова уподобляются одним из самых трудолюбивых божьих тварей, обитающих в природе — пчелам...

Роль художественной литературы в воспитании молодого...

Но значение искусства в жизни человека несравненно серьезнее и богаче.

Писатель может нарисовать один момент, и историю человеческой жизни. И одно событие, и цепь самых сложных событий.

Влияние российской и зарубежной литературы на воспитание...

Ключевые слова: становление личности, воспитание, литература, педагогика, психология.

«Есть ощущение, что книги умирают», — говорил он в одном из своих последних интервью.

Эта проблема актуальна и по сей день, ведь воспитание-это неотъемлемая часть жизни...

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

Сергей Александрович Есенин — один из самых известных русских поэтов XX века.

Каждая строка стихотворения пронизана грустью. Поэта мучает тоска, он грустит, вспоминая свою «непутевую жизнь».

Вклад в литературоведение узбекских поэтов первой половины...

В статье освещена в форме краткого обзора литературная жизнь в Хорасане в I половине XV века, ознаменованная появлением целой плеяды талантливых поэтов. Особо отмечены заслуги перед узбекской литературой великого Алишера Навои...

Влияние национальных традиций на воспитание детей...

Узбекская семья имеет свои особенности. Жизнь и подвиги наших великих предков, не жалевших себя во имя чести и достоинства

Все они имеют непреходящее познавательное и воспитательное значение, не утратившее своей актуальности и в настоящее время.

Смысл жизни как проблема философии | Статья в журнале...

Иными словами, смысл жизни человека — в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других.

Новый взгляд на эссе Матназара Абдулхакима | Статья в сборнике...

По мнению публициста, жизнь представляет собой арену для борьбы, пули, выпущенные или выпускаемые на войне, на самом деле,«направлены на уничтожение нашей памяти. Есть одна надежная защита от них.

Творчество как важнейшая ценностная единица лирики...

Жизнь человека состоит из множества мгновений.

Постижение «духа судьбы» означает понимание истинного смысла жизни, своего предназначения в мире.

Евгений Абрамович Боратынский с первых строк обращается к вопросу о значимости поэтического дара

Задать вопрос