Личностные особенности девушек позднего юношеского возраста, занимающихся разными видами творчества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 27.05.2014

Статья просмотрена: 332 раза

Библиографическое описание:

Бурченкова, Л. Ш. Личностные особенности девушек позднего юношеского возраста, занимающихся разными видами творчества / Л. Ш. Бурченкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 917-920. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11296/ (дата обращения: 19.04.2024).

Ощущение зрелой личностью собственной жизненной силы достигается путем самостоятельного выбора и определения ею собственных целей и действий, а также путем принятия ответственности за свои поступки перед другими людьми и перед самой собой. Таким образом, основными критериями зрелой личности являются свобода выбора, самостоятельность и ответственность.

Удовлетворенность жизнью и соответствующее психическое состояние, предрасполагающее к самореализации (творчеству) зрелую личность, являются основными показателями эффективности выработанной человеком стратегии его жизни [1]. Многие исследователи считают, что не существует особых творческих способностей самих по себе, а есть личность, которая обладает для их возникновения определенной мотивацией и чертами.

В связи с этим, целью нашего исследования является определение и сравнение личностных особенностей девушек позднего юношеского возраста, занимающихся художественным, музыкальным и актерским видами творчества. Приоритетным для нас является изучение косплея, как новой и малоизученной разновидности актерского вида творчества.

В нашем исследовании принимали участие 98 девушек в возрасте от 17 до 27 лет. Они делились на 3 группы: 36 фотографов и художниц, 30 певиц и танцоров и 32 косплеера (сокращенно от англ. «costume play» — «костюмированная игра»).

В качестве критерия данного выбора выступили особенности продукта каждого из изучаемых видов творчества: в художественном творчестве продуктом выступает изобразительный образ (картина, рисунок, фотография), в музыкальном — трактовка музыкального образа с помощью вокала и пластики, в косплее, как разновидности актерского творчества — воссоздание максимально точного внешнего образа выбранного персонажа с помощью грима, мимики, пластики и самостоятельно созданного реквизита.

Косплей в Россию из Японии перешел в 90-х годах. Задача любого косплеера — максимальное соответствие выбранному персонажу. Эта задача реализуется посредством полного отождествления себя с любимым героем (тем персонажем, которого косплеер выбрал для перевоплощения). Проделываемые косплеерами действия воспринимаются как действия их персонажей. При этом недостаточно сделать себе костюм, до мельчайшей детали соответствующий платью выбранного героя. Каждый косплеер должен полностью раскрыть своего персонажа через копирование его поведения и манеры разговора (фразы, жесты, мимика и другое), полностью показать его характер. Иными словами, косплеер должен на время стать выбранным героем, чтобы зрители поверили в его реальное существование.

Основными прототипами костюмированной игры являются персонажи мультфильмов, аниме, видеоигр, фильмов, комиксов, легенд и мифов. Также прототипами могут являться реально существующие персоны из мира музыки и других сфер деятельности.            

Итоговое воплощение демонстрируется на различных фестивалях, которые в России организовываются в определенное время и на которые съезжаются косплееры разных городов. Чаще всего время косплея — теплое время года.

Помимо подбора париков, линз, если идет не совпадение с цветом глаз выбранного персонажа, косплееры часто подгоняют собственную фигуру под образ тела своего героя: чаще всего садятся на диету, так как подавляющее большинство персонажей имеют идеальную, часто даже неправдоподобную фигуру; для косплея мужских персонажей девушками (а это частое явление) используются «утяжки» для груди; в иных случаях — совершаются операции по увеличению или уменьшению необходимых частей тела (это больше распространено в Японии, но и в нашей стране уже были зафиксированы подобные случаи). Рост также подгоняется за счет обуви на платформах. Все это называется «каноном» — неизменным, не подлежащим изменению правилам и законам, которые воплощены в персонаже.

Затраты (как материальные, так и психические), на которые идут косплееры и которые зачастую не окупаются, различные жертвы (преобразование собственного тела), увлечение перевоплощением в персонажей противоположного пола натолкнули нас на предположение, о том, что люди, занимающиеся данным видом творчества обладают определенными личностными чертами. Поэтому для нашего исследования мы опросили косплееров женского пола с целью сравнить личностные особенности представительниц данного подвида актерского творчества с другими.

По наблюдениям можно говорить о том, что данным видом актерского творчества занимаются в основном девушки. Юноши-косплееры — это большая редкость. Подобная гендерная специфика может быть объяснена тем, что девушки, в отличие от мужчин, загнанных в социальные стереотипы о мужественности, выражают свои эмоции и чувства самыми различными способами, не стесняясь их (персонаж для косплея может подбираться соответственно этому). Кроме того, мужчины больше склонны к техническому творчеству, а демонстративность, присущая косплею, больше свойственна женщинам, так как это дает им возможность полностью изменять свой внешний вид и быть несколькими людьми в разное время.

Мы предположили, что личностные особенности девушек, предпочитающих один из выбранных видов творчества, имеют определенные сходства, но в большинстве своем отличаются:

1)        так, например, главными мотивами любой творческой деятельности являются не зависимо от его видов самореализация, самосовершенствование и чувство удовлетворения и расслабленности;

2)        в структуре эмоциональной направленности девушек, занимающихся музыкальным творчеством, доминирует альтруистическая направленность в виду того, что данный вид творчества наиболее реализуем;

3)        среди личностных свойств девушек, увлекающихся косплеем доминирует эмоциональная лабильность, потому что в их творчестве существует необходимость за короткое время перевоплощаться в различных персонажей с совершенно разными чертами характера;

4)        представительницы художественного вида творчества чаще всего являются интровертами в виду специфики своей деятельности (она у них одиночная);

В рамках нашего исследования использовались различные методы.

1.         Небольшая авторская анкета (8 вопросов), с помощью которой нами собиралась та информация о респондентах, которая не затрагивалась никакими тестовыми методиками (например, степень удовлетворенности своим хобби, наличие желания связать свою творческую деятельность с профессиональной и так далее).

2.         Вербальная диагностика самооценки личности [7, с. 34].

3.         Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. В некоторых источниках данный тест можно встретить под названием «экспресс-диагностика уровня социальной изолированности личности» [4; 7, с. 24].

4.         Диагностика эмоциональной направленности личности Б. И. Додонова [3, с. 237].

5.         Фрайбургский многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В) И. Фаренберга, Х. Заргала и Р. Гампела [5, с. 259].

6.         Опросник терминальных ценностей (ОТЕЦ) И. Г. Сенина [6].

7.         Диагностика мотивационной структуры личности В. Э. Мильмана [2, с. 619].

По итогам нашего исследования мы составили психологический портрет представительниц каждого, изучаемого нами вида творчества.

1.      Представительницы художественного вида творчества:

Самооценка: низкая. Это можно связать с тем, что в данном виде творчества уже сложились определенные стандарты, которым нужно, но сложно соответствовать.

Перечень наиболее свойственных им личностных черт. Упредставительниц художественного творчества чаще всего ярко проявляются такие свойства личности как невротичность и застенчивость. Такие девушки могут быть часто склонны к повышенной раздражительности, эмоциональной возбудимости и стрессовому реагированию на жизненные ситуации (пассивно-оборонительного типа).

Также нам удалось выяснить, что представительницы художественного вида творчества чаще являются интровертами. Можно предположить, что такие свойства их личности как тревожность, скованность, неуверенность в себе и своих силах порождают трудности в социальных контактах и вынуждает их ограничивать.

Ценностные ориентации. Обнаружена малая значимость социальных контактов и отсутствие стремления к коллективной работе. Кроме того, им не так важен высокий доход, они стремятся заниматься той деятельностью, которая приносит им удовлетворение и вызывает интерес.

Мотивационная сфера. Доминирующим мотивом является самореализация и самосовершенствование, далее идет желание расслабиться и получить удовлетворение от выполняемой деятельности, и на третьем месте — стремление узнать что-то новое и достичь мастерства в выбранном деле.

Наименее значимыми мотивами являются общение, приобретение социального статуса и стремление к известности и заработку.

2.      Представительницы музыкального вида творчества:

Самооценка: высокая.Они более активны в силу специфики своей деятельности, часто имеют возможность самостоятельно сравнивать себя со звездами телевидения, ровняться на них и получать одобрение и комплименты от окружающих, что может напрямую влиять на их самооценку.

Особенности переживания одиночества. Девушки, занимающиеся музыкальным видом творчества, не чувствуют себя одинокими. Это может быть связано с командной работой.

Эмоциональная сфера. Доминирует альтруистическая направленность (безвозмездная помощь другим людям) и пугностическая направленность (борьба, риск). Первое может быть обусловлено доступной для таких девушек возможностью себя реализовать. Положительный эмоциональный тон (удовольствие), который определяется настроением, способствует проявлению альтруизма. Второе может быть связано с тем, что преодолевая определенные препятствия, они ощущают свою близость к кумиру, который на пути к своему успеху прошел множество трудностей.

Перечень наиболее свойственных им личностных черт: общительность, которая свойственно экстравертам. Их интересы направлены на внешний мир.      

Ценностные ориентации: семья и социальные контакты. Можно предположить, что подобная картина отражает стремление избежать интерролевого (межролевого) конфликта, который заключается в конфликте между различными, не сочетающимися, иногда даже взаимоисключающими ролями, которые одновременно старается выполнить человек.

Мотивационная сфера. Первостепенным для таких девушек является самореализация и самосовершенствование, далее идет желание расслабиться и получить удовлетворение от выполняемой деятельности, и на третьем месте — стремление узнать что-то новое и достичь мастерства в выбранном деле.

У представительниц музыкального вида творчества ведущими мотивами можно также назвать общение и приобретение социального статуса.

3.      Представительницы косплея:

Самооценка: низкая.Причиной может быть осознание того, что деятельность косплееров не всегда воспринимается как истинное и признанное творчество наряду с художественным или музыкальным творчеством.

Особенности переживания одиночества. Большинство косплееров чувствуют себя одинокими из-за неумения прийти к компромиссу в групповых проектах, обусловленного различиями во взглядах на проработку того или иного персонажа для перевоплощения.

Перечень наиболее свойственных им личностных черт. Депрессивность, эмоциональная лабильность (частая смена настроения), интровертированность.

Ценностные ориентации: высокий доход. Это можно связать с желанием косплееров довести свое творчество до признания его значимости наряду с музыкальным или художественным.

Мотивационная сфера. Первостепенным для таких девушек является самореализация и самосовершенствование, далее идет желание расслабиться и получить удовлетворение от выполняемой деятельности, и на третьем месте — соревновательный мотив.

Таким образом, мы получили, что ведущими мотивами представительниц всех трех видов творчества является самореализация и самосовершенствование, а также желание получить удовольствие от выполнения своей деятельности.

Но личностные особенности представительниц различных творческих деятельностей отличаются друг о друга. Так, в структуре эмоциональной направленности девушек, занимающихся музыкальным творчеством, доминирует альтруистическая направленность. Среди личностных свойств девушек, увлекающихся косплеем, замечено доминирование эмоциональной лабильности. Их настроение меняется по незначительным причинам, задерживаясь больше на отрицательном. Такая ситуация может быть обусловлена тем, что творчество косплееров является новым и оно не полностью еще принято обществом. У девушек, занимающихся художественным видом творчества, часто преобладает такое свойство личности как невротичность. Они обладают чрезмерной чувствительностью. Кроме того, косплееры и представительницы художественного вида творчества чаще всего являются интровертами: первые по большей части не обладают способностью прийти к компромиссу, а вторые избегают отрицательных эмоций, к которым очень чувствительны. В тоже время, девушки, занимающиеся музыкальным творчеством, более общительны и любят компании. Также, нам удалось выявить переживание ими межролевого конфликта.

Несмотря на то, что внутренние и внешние мотивы направляют деятельность при повышенной самооценке и именно завышенная самооценка мобилизует творческий потенциал, облегчая реализацию скрытых возможностей человека, в виду демонстрации продуктов собственного творчества и желании получить положительную обратную связь, косплеерам и представительницам художественного вида творчества свойственна низкая самооценка. Следует учитывать, что заниженная самооценка обессиливает. Успешность деятельности зависит от представления своих творческих возможностей не меньше, чем от самих возможностей. Важно иметь высокий уровень самоуважения, высокую самооценку и веру в себя, которую, по результатам нашего исследования, имеют представительницы музыкального вида творчества. Излишняя критичность косплееров и девушек, занимающихся художественным видом творчества, может быть связана с тем, что результат их деятельности рассматривается как нечто окончательное, кроме того, присутствует слишком медленное приближение к цели.

Новизна проведенного исследования заключается в том, что в настоящее время в психологии практически не затрагивается проблема сравнения личностных особенностей представителей различных видов творчества. Кроме того, такой вид искусства как косплей (разновидность актерского творчества), совершенно новое и малоизученное явление. Определенный интерес представляет сравнение представителей нового течения с приверженцами давно существующих и в достаточной мере изученных видов творчества.

Значимость проведенного исследования состоит в том, что мы смогли дополнить знания в области психологии творчества, выявить новые научные представления относительно особенностей косплееров, внеся искусство косплея в науку. Кроме того, составленные по итогам исследования портреты могут быть использованы в процессе консультирования по выбору наиболее удачного вида творчества в целях эффективной самореализации, а также в психотерапии с целью коррекции способов отношений между поколениями, улучшения понимания друг друга и расслабления.

Но, несмотря на то, что нам удалось достичь, существуют еще ряд неохваченных в нашем исследовании проблем, таких как, например, изучение свойственных косплеерам механизмов психологических защит, когда те сталкиваются с критикой своей работы от единомышленников или же неодобрением своего убыточного занятия со стороны родственников.

Поэтому в дальнейшем можно продолжить расширять представления об исследуемой нами проблеме и получать новые результаты.

Литература:

1.                 Джамирзе Н. К. К проблеме самоорганизации и самоопределения взрослого человека в условиях современного российского общества // Мир психологии, 2005, № 4. — с. 74–79.

2.                 Райгородский Д. Я. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика взрослых. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2009. — 704 с.

3.                 Райгородский Д. Я. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика персонала. Самара: Издательский Дом «Бахар-М», 2010. — 790 с.

4.                 Райгородский Д. Я. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика семьи. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 2009. — 695 с.

5.                 Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384 с: ил.

6.                 Тихомиров А. В. Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профконсультирования / А. В. Тихомиров // Персонал-profi Екатеринбург, 2001. — Вып.2, часть 1.

7.                 Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. — 490 с.

Основные термины (генерируются автоматически): художественный вид творчества, вид творчества, актерское творчество, музыкальный вид творчества, выбранный персонаж, выполняемая деятельность, девушка, зрелая личность, мотивационная сфера, музыкальное творчество.


Похожие статьи

Роль детского музыкального творчества в развитии одаренности

Организуя музыкальное детское творчество одаренного ребенка в избранном поле (или нескольких избранных полях), важно понимать, что качество детского творчества может быть не высоким, но сама деятельность должна быть обязательно эмоционально окрашена...

Значение художественной культуры и народного искусства для...

С творчеством, как актом жизнедеятельности, неразрывно связано развитие личности: «развивается лишь тот, кто создаст и

В современной отечественной науке художественная культура определяется как особый продукт художественной деятельности людей.

Воздействие мирового искусства на детский рисунок и влияние...

Д. А. Леонтьев (2004) выделяет два вида творчества: универсальная, натуральная функция, присущая всем нормально развивающимся детям и творчество как высшая психическая функция, в которую детское творчество трансформируется в процессе взросления.

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на...

Ключевые слова: театрализованная деятельность, творчество, творческие способности.

Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе.

Художественный образ в хореографическом искусстве

Образ музыкальный и хореографический — как синтез художественности в исполнительском искусстве театрального танца. Ключевые слова: художественный образ, сценический образ, хореографический образ, художественное творчество, хореографический текст...

Развитие творческих способностей детей посредством интеграции...

Театрализация — сложный вид деятельности, уникальный по своим развивающим возможностям, интегрирующий в себе музыку и художественное слово, пластику и актерское мастерство, декорации и костюмы.

Теоретические основы развития детского музыкального...

Ключевые слова: детское творчество, творческая деятельность, творческая активность, музыкальная деятельность, детское музыкально творчество. Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых Г.В. Лабунской, В.С.Кузина, П.И. Пидкасистого...

Социально-психологические особенности косплееров, отдающих...

Человек свободен выбирать наиболее подходящий для себя вид творчества.

Его можно отнести к разновидности актерского вида творчества.

Также прототипами могут являться реально существующие персоны из мира музыки и других сфер деятельности.

Поэтапное включение учащихся в различные виды творческой...

Развитие творческой деятельности на уроке музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания, так как человек, почувствовавший радость творчества, начинает жить более полной и интересной жизнью, понимает и ценит то...

Похожие статьи

Роль детского музыкального творчества в развитии одаренности

Организуя музыкальное детское творчество одаренного ребенка в избранном поле (или нескольких избранных полях), важно понимать, что качество детского творчества может быть не высоким, но сама деятельность должна быть обязательно эмоционально окрашена...

Значение художественной культуры и народного искусства для...

С творчеством, как актом жизнедеятельности, неразрывно связано развитие личности: «развивается лишь тот, кто создаст и

В современной отечественной науке художественная культура определяется как особый продукт художественной деятельности людей.

Воздействие мирового искусства на детский рисунок и влияние...

Д. А. Леонтьев (2004) выделяет два вида творчества: универсальная, натуральная функция, присущая всем нормально развивающимся детям и творчество как высшая психическая функция, в которую детское творчество трансформируется в процессе взросления.

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на...

Ключевые слова: театрализованная деятельность, творчество, творческие способности.

Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе.

Художественный образ в хореографическом искусстве

Образ музыкальный и хореографический — как синтез художественности в исполнительском искусстве театрального танца. Ключевые слова: художественный образ, сценический образ, хореографический образ, художественное творчество, хореографический текст...

Развитие творческих способностей детей посредством интеграции...

Театрализация — сложный вид деятельности, уникальный по своим развивающим возможностям, интегрирующий в себе музыку и художественное слово, пластику и актерское мастерство, декорации и костюмы.

Теоретические основы развития детского музыкального...

Ключевые слова: детское творчество, творческая деятельность, творческая активность, музыкальная деятельность, детское музыкально творчество. Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых Г.В. Лабунской, В.С.Кузина, П.И. Пидкасистого...

Социально-психологические особенности косплееров, отдающих...

Человек свободен выбирать наиболее подходящий для себя вид творчества.

Его можно отнести к разновидности актерского вида творчества.

Также прототипами могут являться реально существующие персоны из мира музыки и других сфер деятельности.

Поэтапное включение учащихся в различные виды творческой...

Развитие творческой деятельности на уроке музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания, так как человек, почувствовавший радость творчества, начинает жить более полной и интересной жизнью, понимает и ценит то...

Задать вопрос