Профилактика дезадаптации сотрудников как фактор повышения эффективности деятельности организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 27.05.2014

Статья просмотрена: 6880 раз

Библиографическое описание:

Санинский, В. И. Профилактика дезадаптации сотрудников как фактор повышения эффективности деятельности организации / В. И. Санинский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 870-873. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11294/ (дата обращения: 19.04.2024).

Проблема дезадаптации относится к числу социальных и личностных проблем. Дезадаптация сотрудника в организации негативно сказывается на его рабочей деятельности, в последствии проводя к конфликтам с окружающими, не выполнением своих служебных обязанностей, снижая эффективность свою и всего взаимодействующего с ним коллектива. Своевременная диагностика и профилактика дезадаптации сотрудников позволит повысить эффективность деятельности организации.

Ключевые слова: профилактика, дезадаптация, повышение эффективности

The problem of disadaptation is among social and personal problems. Disadaptation of the employee in the organization negatively affects his working activity, in a consequence carrying out to the conflicts to people around, not performance of the official duties, reducing the efficiency and all collective interacting with it. Timely diagnostics and prevention of disadaptation of employees will allow to increase efficiency of activity of the organization.

Keywords:prevention, disadaptation, improvingefficiency

Проблема дезадаптации относится к числу социальных и личностных проблем. Она возникает в различных областях жизни современного человека. Исследователи уделяют внимание различным аспектам социальной, школьной, психологической, психосоциальной и патогенной дезадаптации. (Б. Н. Алмазов, С. А. Бадмаев, Б. С. Братусь, Л. М. Аболина, С. А. Беличева, В. Н. Мясищев, А. С. Слуцкий, Н. И. Фелинской) Большинство из них рассматривают вопросы дезадаптации студентов и школьников процессе обучения, а также сотрудников правоохранительных органов. Несмотря на то, что дезадаптация является фактором влияющим на эффективность деятельности сотрудников в организации, можно обнаружить небольшое число работ, посвященных данному вопросу.

Понятие «дезадаптация» впервые появилось в психиатрической литературе. Оно получило свою интерпретацию в рамках концепции предболезни и рассматривалось как промежуточное состояние. Дезадаптация является нарушением механизмов приспособления сотрудника в результате внутренней или внешней дисгармонии личности и организации, проявляемых в форме нарушений поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. (Т. Д. Молодцова). [3]

Дезадаптация активно изучается различными авторами. Например влияние среды на процесс дезадаптации, меры социальной поддержки в предконфликтных и конфликтных ситуациях рассматривается в работах Б. Н. Алмазова. Причины и формы дезадаптации в связи с неврозами представлены в работах С. А. Бадмаева, Б. С. Братусь, В. Н. Мясищева, А. С. Слуцкого, Н. И. Фелинской и др. Педагогические и социальные проблемы дезадаптации — в работах Ю. Е. Алешиной, А. С. Белкина, Т. А. Власовой, А. И. Кочетова и др. В работах Л. М. Аболина, С. А. Беличевой, К. Н. Волкова, А. Е. Личко, Ю. А. Миславского и др. Акцентируется внимание на психологических аспектах дезадаптации. В зарубежной печати имеются работы, описывающие характер проявлений и типологию дезадаптации. Среди них можно выделить исследования С. Аша, посвященные механизму комфортности; труды П. Поппера и И. Раншбурга о социальных факторах развития личности; М. А. Робера и Ф. Тильмана о типологии личности, психологии индивидуального и группового поведения; Е. Галантера, Дж. Миллера и К. Прибрама — о нейродинамических аспектах личности; М. Земска — об адаптации подростков в семье; Г. Лебона — о законах поведения человека в неорганизованной общности людей. В работах неофрейдистов А. Адлера, К. Хорни, К. Юнга, Э. Фромма и др. особое внимание уделяется структуре личности, природе комплексов, социальной обусловленности поведения и психики человека. [1]

Теоретический анализ показал, что в современной науке выделяются три основных подхода к пониманию дезадаптации: клинический, социально-психологический и онтогенетический.

С точки зрения клинического подхода (патогенный вид) под дезадаптацией понимается нарушение механизмов психологического приспособления, происходящее в результате эмоционального стресса (острого или хронического), которое активизирует систему защитных реакций (Ю. А. Александровский, В. Я. Семке, С. Б. Семичов).

С позиций социально-психологического (психосоциального) подхода дезадаптация рассматривается как процесс нарушения равновесия личности и среды (Б. Н. Алмазов, С.А Беличева, Т. Г. Дичев, С. Раттер). Онтогенетический (социальный) подход отмечает особую значимость переломных, кризисных периодов в жизни человека, когда происходят резкие изменения его «социальной ситуации развития» (Л. С. Выготский). [4]

Дезадаптация может быть детерминирована различными факторами, внутренними (во взаимодействии с самим собой, чаще всего не выраженных внешне, но способные перерасти во внешние) и внешними (поведенческими, проявляющимися в ответных реакциях, во взаимодействии с окружающим миром).

К внутренним факторам дезадаптации сотрудников относят:

-        длительную болезнь; нарушения нервной системы; нарушения анализаторов;

-        проявления различных фобий; акцентуации характера;

-        неблагоприятные проявления эмоционально-волевой сферы; ограниченные возможности сотрудника к общению;

-        длительную изоляцию человека независимо от его возраста (вынужденную или принудительную) от среды повседневной жизнедеятельности; переключение на другой вид деятельности (длительный отпуск, временное исполнение иных служебных обязанностей) и др;

-        появление внутренних комплексов; физические и психические переутомления; период личностных неудач; неадекватную самооценку;

-        затянувшийся инфантилизм, нередко переходящий в апатию;

-        агрессивность социального поведения; слабое развитие волевых качеств, повышенную конформность в поведении; профессиональное выгорание и др.

К внешним факторам дезадаптации сотрудников организаций относят:

-        деформированные семейные отношения, низкое или сверхобеспеченное материальное положение семьи; высокие требования к выполняемой работе, высокую эмоциональную напряженность;

-        недостаточное внимание к общению с сотрудником со стороны семьи, коллег;

-        влияние СМИ, формирующее мировоззрение и интересы, пропаганды идеалов социального благополучия и легкости их достижения;

-        угнетение личности группой (дезадаптирующая группа) и др.

Любая из перечисленных причин может привести к появлению дезадаптационных процессов, одновременно усиливая действие других причин или они могут быть взаимосвязаны, из одного вытекает другое. Например из-за плохих отношений в семье сотрудник может срываться на подчиненных или вступать в конфликты в коллегами, считая себя не понятым другим, в конечном итоге замкнуться в себе и наоборот, нарушение самооценки может привести к конфликтам на работе, которые будут вытекать на дисгармоничных отношениях в семье и эмоциональном перенапряжении. В данном примере одна причина дезадаптации вытекает из другой.

Дезадаптация может проявляться как спонтанно, так и постоянно, выявляясь после длительного латентного периода. Можно выделить следующие формы проявления дезадаптаци:

-        ощущение сотрудником своей личностной несостоятельности, отторжения от коллектива;

-        асоциальные формы поведения, проявляется в нарушениях правил поведения;

-        изменение мотивационной стороны деятельности, начинают преобладать мотивы избегания;

-        нарушение норм морали и права;

-        потеря перспективы, уверенности в себе, нарастают чувства тревожности и социальной апатии;

-        невыполнение рабочих обязанностей или серьезные затруднения в выполнении рабочих обязательств;

-        девиантное поведение (алкоголизм, наркомания);

-        увеличение количества нарушений дисциплины (опоздание, прогулы);

-        отказ выполнять распоряжения руководства;

-        возрастание конфликтов с окружающими.

Дезадаптация сотрудников приводит к различным негативным последствиям (личностные деформации; нервные расстройства подавленность, заторможенность или возбудимость, агрессивность, одиночество). Такие проблемы могут привести к самобичеванию. В наиболее тяжелых формах дезадаптации, человек может пойти на крайние меры — суицид.

Понимая негативные последствия дезадаптации на личностях сотрудников, отметим необходимость своевременной диагностики и профилактики дезадаптации. В процессе профилактики дезадаптации в организации необходимо учитывать ряд факторов.Например, внешнюю дезадаптацию легче обнаружить, что облегчает процесс ее профилактики.

Внутренняя дезадаптация в основном связана с нарушениями во внутриличностной среде и может проявляться в виде эмоциональной нестабильности, депрессии, деструктивных реакций, фрустрации. В диагностике внутренней дезадаптации, до ее поведенческих проявлений могут помочь проведения тестирования.

Своевременную диагностику дезадаптации необходимо начинать еще на этапе устройства в организацию и в последующем рабочем процессе. При этом диагностируется:

-        мотивационная сфера;

-        эмоционально-волевая сфера;

-        самооценка;

-        эмоционально-психологическое состояние, произвольность деятельности и саморегуляция;

-        тревожность;

-        интеллектуальная сфера: восприятие, внимание, память, мышление; изучение психофизиологические функции;

-        социальный статус;

-        состояние здоровья.

Комплексная диагностика позволяет в целом обеспечить многоуровневый подход к изучению сотрудника.

Процесс профилактики дезадаптации затруднен тем, что дезадаптация чаще всего встречается как довольно сложное сочетание различных ее форм. Здесь может помочь медико-социальная реабилитация, которая предполагает осуществление мер медико-психологической и социально-психологической помощи преодоления дезадаптации, возникающей в результате различных психосоматических и нервно-психических заболеваний и патологий. [2]

Очень важно определить, что послужило первопричиной дезадаптации, иначе процесс профилактики будет очень затруднен, если вообще возможен. Сложность в профилактики проявляется в устоявшихся дезадаптивных формах поведения, если со временными, вызванными различными психотравмирующими обстоятельствами (конфликт в семье, на работе, неконтролируемое эмоциональное состояние и т. д.) можно работать, то устойчивые формы дезадаптиции слабо поддаются коррекции и, как правило являются взаимосвязью различных взаимоотношений. К устойчивым формам дезадаптации можно отнести акцентуации характера. Определенную трудность в профилактике вызывают сотрудники более успешные, что нередко сопровождается несдержанностью, эгоизмом, пренебрежительное отношение к руководству и коллегам.

Предупреждению и преодолению последствий дезадаптации способствует создание в организации благоприятной среды. Наиболее благоприятные организационные условия, предусматривающие дифференцированную коррекционную помощь непосредственно в ходе рабочего процесса и вне ее, могут достигаться за счет:

-        совместной деятельности, мероприятий, направленных на активную интеграцию в коллектив; небольшой наполняемости отделов;

-        комфортного санитарно-гигиенического и психологического климата, с дополнительными услугами лечебно-оздоровительного и коррекционно-развивающего характера; развивающих занятий с тренерами и специалистами направленных на развитие и коррекцию функций, умений и навыков;

-        стимулирования творческой активности, инициативности, самостоятельности сотрудника;

-        создания оптимальных рабочих условий; недопущения физических, эмоциональных, умственных перегрузок в процессе работы из-за несоответствия уровня сложности индивидуальным возможностям сотрудника и организации рабочего процесса; поддержки и помощи сотрудникам в адаптации к новым для них условиям (наличие психологов в организациях, разгрузочных комнат, совместных и командных мероприятий);

-        побуждения сотрудника к самоактивизации и самопроявлению в среде жизнедеятельности, стимулирующего его адаптацию;

-        создания доступной специальной службы социально-психологической помощи, для оказавшихся в трудной жизненной ситуации (материальная помощь в случае гибели близких или обнаружения тяжелых форм болезней, путевки в оздоровительные санатории и т. д.;

-        обучения руководителей методике работы по предупреждению и преодолению последствий дезадаптации;

-        подготовки специалистов для специализированных служб социально-психологической помощи в организации.

Профилактика дезадаптации требует больших усилий, направленных на ее своевременную диагностику и предотвращение на ранних стадиях ее возникновения и развития. Содержание и характер профилактической деятельности определяется факторами, которые привели к дезадаптации. Проблема профилактики дезадаптации у сотрудников в пространстве организации еще недостаточно изучена, что создает значительную область для научного поиска.

Литература:

1.      Змановская Е. В., Новикова И. А., Сложеникин А. П. Особенности социально-психологической адаптации сотрудников органов внутренних дел к экстремальным условиям служебно-боевой деятельности // Вестник психотерапии. — 2009. — № 29(34). — С. 66–80; Котенёв И. О. Психологические реакции работников милиции в чрезвычайных обстоятельствах и пост-стрессовые состояния: предупреждение и психологическая коррекция // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1996. — № 1. — С. 76; Ксенофонтов А. М., Беликов И. И., Новикова И. А. Психологическая адаптация сотрудников милиции в стрессогенных условиях служебной деятельности // Психо педагогика в правоохранительных органах. — 2010. № 1(40). — С. 54–57.

2.      Корехова М. В., Новикова И. А., Соловьев А. Г. Особенности психической дезадаптации у сотрудников органов внутренних дел [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. — 2012. — N 6 (17). — URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 19.05.2014).

3.      Молодцова Т. Д. Основные виды и типы подростковой дезадаптации // Концепт. — 2013. — № 05 (май). –ART 13099. — URL: http://e-koncept.ru/2013/13099.html (дата обращения: 19.05.2014).

4.      Смирнова, С. В. Профилактика дезадаптации первокурсников вуза посредством развития психической флексибильности: автореф. дисс… канд. психол. н./С. В. Смирнова. — 2005 — Томск.

Основные термины (генерируются автоматически): дезадаптация, своевременная диагностика, акцентуация характера, внутренняя дезадаптация, дезадаптация сотрудников, преодоление последствий дезадаптации, Проблема дезадаптации, профилактика дезадаптации, процесс профилактики дезадаптации, работа, семья, сотрудник, социально-психологическая помощь, эмоционально-волевая сфера.


Похожие статьи

Критерии и показатели социально-психологической...

В статье анализируется понятия адаптация, социальная адаптация, социально-психологическая дезадаптация, определяется специфика социально-психологической дезадаптации подростков, форм и причин ее возникновения.

Профилактика дезадаптационных состояний у детей и подростков...

Ключевые слова: школьная дезадаптация, социальная адаптация, профилактика дезадаптации.

Термин «дезадаптация» трактуется как социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в обучении, связанное с...

Работа педагога-психолога по профилактике дезадаптации...

В профилактики дезадаптации межличностных отношений студентов, представляются огромные возможности для использования психологического тренинга. Прежде всего, это тренинги, направленные на коррекцию нарушений волевой и коммуникативной сферы.

Социально-педагогическое исследование дезадаптированных...

Социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и

– разработать тренинг для Т-группы с целью понижения коэффициента дезадаптации детей и подростков

Психологические особенности проявления психической...

Проблема системной взаимосвязи процессов адаптации и дезадаптации личности принадлежит к числу наиболее актуальных для современного общества. Эта проблема синтезирует в себе множество неразрешенных вопросов...

О некоторых проблемах дезадаптации младших школьников...

Социальная дезадаптация детей и подростков. Проблемы, проявление, преодоление.

Профилактика социальной дезадаптации старших школьников. Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников.

Психопрофилактика социально-психологической дезадаптации...

Специфика проблемы социально-психологической дезадаптации в качестве ведущего направления ее профилактики определяет предупреждение нарушений психологического здоровья личности.

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации...

В подростковом возрасте девиантное поведение значительно увеличивает риск социальной дезадаптации ребенка, так как именно на данном этапе создаются условия для дальнейшего протекания процесса социализации.

Опыт работы по снижению риска дезадаптации детей раннего...

В связи с этим в нашем учреждении проводится работа по снижению риска дезадаптации как с детьми, так и с родителями. Также нельзя забывать и о том, что сам воспитатель, работая с новыми детьми и родителями, проживает процесс адаптации и ему необходима...

Похожие статьи

Критерии и показатели социально-психологической...

В статье анализируется понятия адаптация, социальная адаптация, социально-психологическая дезадаптация, определяется специфика социально-психологической дезадаптации подростков, форм и причин ее возникновения.

Профилактика дезадаптационных состояний у детей и подростков...

Ключевые слова: школьная дезадаптация, социальная адаптация, профилактика дезадаптации.

Термин «дезадаптация» трактуется как социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в обучении, связанное с...

Работа педагога-психолога по профилактике дезадаптации...

В профилактики дезадаптации межличностных отношений студентов, представляются огромные возможности для использования психологического тренинга. Прежде всего, это тренинги, направленные на коррекцию нарушений волевой и коммуникативной сферы.

Социально-педагогическое исследование дезадаптированных...

Социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и

– разработать тренинг для Т-группы с целью понижения коэффициента дезадаптации детей и подростков

Психологические особенности проявления психической...

Проблема системной взаимосвязи процессов адаптации и дезадаптации личности принадлежит к числу наиболее актуальных для современного общества. Эта проблема синтезирует в себе множество неразрешенных вопросов...

О некоторых проблемах дезадаптации младших школьников...

Социальная дезадаптация детей и подростков. Проблемы, проявление, преодоление.

Профилактика социальной дезадаптации старших школьников. Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников.

Психопрофилактика социально-психологической дезадаптации...

Специфика проблемы социально-психологической дезадаптации в качестве ведущего направления ее профилактики определяет предупреждение нарушений психологического здоровья личности.

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации...

В подростковом возрасте девиантное поведение значительно увеличивает риск социальной дезадаптации ребенка, так как именно на данном этапе создаются условия для дальнейшего протекания процесса социализации.

Опыт работы по снижению риска дезадаптации детей раннего...

В связи с этим в нашем учреждении проводится работа по снижению риска дезадаптации как с детьми, так и с родителями. Также нельзя забывать и о том, что сам воспитатель, работая с новыми детьми и родителями, проживает процесс адаптации и ему необходима...

Задать вопрос