Онтологические основания языка в учении А. А. Потебни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 17.04.2014

Статья просмотрена: 4531 раз

Библиографическое описание:

Салимгареева, Г. Р. Онтологические основания языка в учении А. А. Потебни / Г. Р. Салимгареева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 229-231. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10366/ (дата обращения: 25.04.2024).

Выдающийся русско-украинский языковед Александр Афанасьевич Потебня (1835–1891) творчески воспринял идеи немецкого филолога В. фон Гумбольдта (1767–1835) и представил их своеобразную интерпретацию. Основной тезис исследований В. Гумбольдта следующий: «Язык — это объединенная духовная энергия народа, чудесным образом запечатленная в определенных звуках…» [2, с. 349]. Язык для немецкого филолога подобен иероглифам, в которых «человек заключает мир и свое воображение». Именно поэтому, изучая язык свой или иностранный, человек способен познать все многообразие мира, он постигает различные способы мышления и восприятия, обогащая тем самым как свой духовный мир, так и все человечество.

В. Гумбольдт в своем учении выделяет понятие «внутренняя форма языка», раскрывающая взаимосвязь всех языковых элементов. Выявить отличия в грамматике, стиле, особенностях характера «народного духа» помогает именно «внутренняя форма». Но столь нестрогое понятие «внутренняя форма языка» не позволяет однозначно говорить о природе языка, о соотношении языка и мышления. А. Потебня стремится раскрыть взаимосвязь мысли и языка, исследует роль языка в познании, дает более узкое и конкретное понятие «внутренняя форма слова».

Суть понятия «внутренняя форма слова» менялась с развитием теории языка А. Потебни. В ранней работе «Мысль и язык» внутренняя форма представляет собой отношение сознания человека к содержанию мысли, т. е. рефлексия человека над собственными мыслями. В более поздней работе «Записках о русской грамматике» внутренняя форма слова позволяет разграничивать значения слова (денотата) и его смысл. [1,с.123]

Человек выделяет различные признаки в одних и тех же явлениях и процессах. Для того, чтобы передать знания другим субъектам коммуникации, говорящий субъект выделяет значимый с его точки зрения признак того или иного явления. Данный признак является объективным по-своему содержанию и образует внутреннюю форму слов. Внутреннее содержание слова есть его этимологическое содержание.

Внутренняя форма слова — объективное представление действительности, которое позволяет понимать мысль другому человеку, также переводить ее на другие языки. Форма слова приобретает онтологический статус, т. к. является основой понимания между говорящими субъектами, не требует доказательств и принимается всеми участниками коммуникации.

А. А. Потебня в своих исследованиях стремился выявить соотношение языка и мышления. Предшественники исследователя отождествляли язык и мышление. Украинский лингвист все же считал, что между языком и мышлением имеется тесная связь, но к тождеству она не сводится. Сознательная умственная деятельность основана на языке и без него не возможна. Если же сознание рассматривать со всеми присущими ему элементами, то язык все же вторичен. Язык есть условие и средство выражения мышления, передачи и хранения мысли, переход от бессознательного к сознательному. Язык не воспроизводит уже готовые мысли, а он их порождает и под воздействием мысли изменяется с течением времени, создавая интеллектуальные, творческие формы.

Взаимосвязь языка и мышления А. Потебня раскрывает также через субъект-объектные отношения. Предметы объективной действительности и взаимоотношения между ними есть объекты мышления, которые непосредственно воздействуют на органы чувств и порождают образы в сознании человека. Субъектами мышления предстают конкретные люди, участвующие в социальных процессах. Первоначально объект и субъект мышления были слиты воедино. В определенный момент исторического развития человек начинает выделять себя среди объектов природы, объективируя окружающий мир посредством мышления.

Язык помогает человеку осваивать мир. Мыслительные процессы выступают объективной проекцией окружающего мира. Чувственный образ субъективен и объективен по своей сущности: индивидуальное восприятие одного человека и все же оно является объективным представлением об окружающем мире. Единство субъективного и объективного воплощается в языке, который дает возможность понимать друг друга всем участникам коммуникации. Посредством языка мысль одного человека становится достоянием других людей. Ученый отмечает, что «объективность (согласие мысли с ее предметом) остается постоянною целью усилий человека» [3, с. 43].

Важная функция языка — объективация мысли путем построения абстракций об окружающем мире. Такой способ познания мира применяется и в системе образования. Все знания человечества, пространственно- временные отношения, причинно-следственные связи сконцентрированы в абстракциях, которые задаются языком. Пространство и время не являются элементами a priori. Вещи и объекты, причинно-следственные связи между ними являются конструктами языка. Категории не даны человеку в восприятии, а являются результатом исторического развития мышления.

В последующей работе «Из записок по русской грамматике» исследователь доказывает, что именно грамматика, проявленная в речи, раскрывает основы мироздания. Каждая составная часть предложения несет определенную смысловую нагрузку. Существительное раскрывает суть вещи и явлений, глагол — ощущения, возникающие при восприятии окружающего мира, преобразует их в действие, наделяет значением. Предложение есть микромир, выраженный грамматически. Таким образом, в речи возможно выделить все законы мироздания.

Глубина познания мира во многом зависит от мыслительных способностей человека: умение выявлять особенности, синтезировать, обобщать, вербализировать свои мысли и т. д. Чем более развиты мыслительные способности, тем более цельна и глубока мысль человека. Язык есть инструмент осознания бытия. А. Потебня наделял язык самостоятельным бытием. Внутренняя форма слова активно влияет на познание мира, т. к. эта форма основана на творческом аспекте мыслительной деятельности. В разных сферах человеческой деятельности внутренняя форма слова проявляется по-разному: в искусстве преобладает эмоциональная, чувственная, субъективная сторона, в науке — конкретность, строгость выводов, последовательность, объективность.

Внутренняя форма слова отражает все же наиболее существенные объективные признаки изучаемого предмета — это содержание объекта. Для сознания человека все же первостепенную роль играет не содержание мысли, а его форма. Поэтический образ явлений более привлекателен для большинства людей, чем научные положения.

Язык, по мнению А. Потебни, есть живой организм, который тесно связан с содержанием мысли. Он непрерывно изменяется, создавая иные формы для выражения нового содержания. Внутренняя форма слова есть основа познания мира, наделения его смыслом, способом развития мысли, возможность придания слову неограниченного количества значений. В повседневной жизни человек редко уделяет внимание языковой форме или внутренней форме слова. Но сознательно или бессознательно языковые формы, устойчивые выражения, слова-знаки вызывают определенные ассоциации, тем самым направляя мысль. Именно благодаря внутренней форме слова, выражения приобретают знаковый характер, одинаково воздействуют на членов общества и вызывают предсказуемый образ мышления и тип поведения. Реклама, PR — технологии основаны на ярко выраженной знаковой функции слова, активно используют внутреннюю форму слова, тем самым направляя мысли потребителя.

А. Потебня предложил свою оригинальную концепцию происхождения языка. В формировании языка и его дальнейшей эволюции важную роль играет чувственный образ, который возникает из-за многообразия чередующихся восприятий. Накопленные восприятия способствуют «пробуждению души», которая классифицирует их путем апперцепции, т. е. вновь полученные восприятия объясняются прежними представлениями. Накопленные восприятия побуждают человека выражать свои чувства при помощи звуков. Членораздельные звуки постепенно становятся инструментом выражения мысли.

А. Потебня считал, что в исследовании языка применение логического и лингвистического метода не достаточно, необходимо также учитывать и психологическую сторону языка. Еще Гумбольдт придерживался данного подхода, стремясь объяснить природу языка как народный дух, его деятельность, как орган мысли. Потебня не отрицал другие подходы в изучении языка, считал, что только учитывая знания логики, лингвистики, метафизики и психологии возможно получить полное понимание языка.

Особая роль в познании мира, считал А. Потебня, принадлежит поэзии. Она предшествует научному познанию мира, человека и общества. Она шире, красочнее и богаче научного познания, т. к. наука исследует только одну сторону, поэзия же охватывает весь мир. Переход от поэтического познания к научному достаточно сложен. Поэзия подготавливает образ мышления, раскрывает чувственность, восприимчивость, образность человеческого мышления. Наука стремится к систематизации разнообразных чувственных данных, поэзия же стремится к раскрытию новых чувственных переживаний. Поэзия служит источником, вдохновением науки, которая, в свою очередь, поднимает поэзию на новый уровень. Научное восприятие идеализировано, конкретно, абстрактное понятие вместо чувственного образа, присуще обобщение и углубление, в результате которого слово наделяется большим содержанием, но при этом утрачивается внутренняя форма.

Научное познание основано на логических законах, она раздробляет мир на части, отдельные объекты, чтобы потом вновь воссоединить их, но внутренняя форма теряет свою значимость. Гармонии и целостности в познании возможно достичь, объединив научное и поэтическое познание, что поднимет на новый уровень как поэзию, так и науку. Результаты научного поиска и чувственные образы поэтического мировосприятия выражаются посредством языка.

Слово в учении А. А. Потебни есть инструмент познания и понимания окружающего мира, самого человека, художественных образов и символов было продолжено в философско-лингвистических и эстетических концепциях, в исследованиях, посвященных психологии творчества и философии языка, в трудах его учеников. Вклад украинского лингвиста в том, что он открыл новое направление в философии языка, обосновав вывод о психологической основе взаимодействия языка и мышления.

Литература:

1.  Безлепкин Н. И. «Философия языка в России: к истории русской лингвофилософии». 2-е издание, дополненное, Санкт-Петербург: «Искусство—СПБ», 2002, –С.123.

2.  Гумбольдт В. Об изучении языков, или план систематической энциклопедии всех языков./Язык и философия культуры. М., «Прогресс», 1985.С.-349.

3.  Потебня А. А. Мысль и язык. Собрание трудов. — М.: Лабиринт, 1999. — С.43.

Основные термины (генерируются автоматически): внутренняя форма слова, язык, окружающий мир, внутренняя форма, мысль, мышление, содержание мысли, чувственный образ, научное познание, немецкий филолог.


Похожие статьи

О взаимосвязи мышления и языка | Статья в журнале...

Это и есть сфера мышления. Мысль отличается от чувственного образа двумя особенностями: 1) она есть обобщенная форма отражения мира. Например, понятие «дом» содержит в себе основные характеристики множества домов...

История возникновения понятия «языковая картина мира», его...

У каждого языка есть своя внутренняя форма; языки отличаются друг от друга не

То есть язык определяет мышление и способ познания реальности. Сам термин «языковая картина мира» (sprachliches Weltbild) был введен немецким языковедом XX века Лео Вайсгербером.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности...

Ключевые слова: мышление, творческое мышление, психология, познавательный процесс, психический процесс. Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета...

К вопросу лингвистических парадигмах и методах исследования...

На основе теоретических построений В. Гумбольдта русский лингвист А. А. Потебня разработал собственную теорию «внутренней формы», под которой он понимал «ближайшее этимологическое значение слова», «центр образа, один из его признаков...

Иностранный язык как предмет приобщения студентов к духовным...

Нравственная личность обладает добродетелями, представляющими собой общественные ценности, закрепленные во внутреннем мире человека в форме знаний, чувств, убеждений, а

- ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия...

Когнитивная природа языковой модальности в становлении...

Но одним из первых лингвистов, кто обратил внимание на национальное содержание языка и мышления, отмечая, что «различные языки

Именно языковая картина обусловливает коммуникативное поведение, понимание внешнего мира и внутреннего мира человека.

О феномене «чувства языка» и проблеме его развития при...

Подтверждение данного утверждения о смешении в академическом и практическом аспектах понятий «чувство языка» и «языковое чутье» («языковая интуиция») мы находим и в зарубежной научной мысли.

Эмотивность как лингвистическая категория | Статья в журнале...

Эмоции – специфичная форма отражения и познания действительности, так как человек при

Широкий диапазон эмоций и чувств изучается филологами и лингвистами с позиции

А. Вежбицкая указывает, что в описании генетически и культурно различных языков мира...

Язык как способ осознания исторической эпохи | Статья в журнале...

При этом внутренняя форма речи существенно отличается от внешней.

Мысль и язык связаны не просто формальным образом, например, во внешней речи.

Похожие статьи

О взаимосвязи мышления и языка | Статья в журнале...

Это и есть сфера мышления. Мысль отличается от чувственного образа двумя особенностями: 1) она есть обобщенная форма отражения мира. Например, понятие «дом» содержит в себе основные характеристики множества домов...

История возникновения понятия «языковая картина мира», его...

У каждого языка есть своя внутренняя форма; языки отличаются друг от друга не

То есть язык определяет мышление и способ познания реальности. Сам термин «языковая картина мира» (sprachliches Weltbild) был введен немецким языковедом XX века Лео Вайсгербером.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности...

Ключевые слова: мышление, творческое мышление, психология, познавательный процесс, психический процесс. Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета...

К вопросу лингвистических парадигмах и методах исследования...

На основе теоретических построений В. Гумбольдта русский лингвист А. А. Потебня разработал собственную теорию «внутренней формы», под которой он понимал «ближайшее этимологическое значение слова», «центр образа, один из его признаков...

Иностранный язык как предмет приобщения студентов к духовным...

Нравственная личность обладает добродетелями, представляющими собой общественные ценности, закрепленные во внутреннем мире человека в форме знаний, чувств, убеждений, а

- ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия...

Когнитивная природа языковой модальности в становлении...

Но одним из первых лингвистов, кто обратил внимание на национальное содержание языка и мышления, отмечая, что «различные языки

Именно языковая картина обусловливает коммуникативное поведение, понимание внешнего мира и внутреннего мира человека.

О феномене «чувства языка» и проблеме его развития при...

Подтверждение данного утверждения о смешении в академическом и практическом аспектах понятий «чувство языка» и «языковое чутье» («языковая интуиция») мы находим и в зарубежной научной мысли.

Эмотивность как лингвистическая категория | Статья в журнале...

Эмоции – специфичная форма отражения и познания действительности, так как человек при

Широкий диапазон эмоций и чувств изучается филологами и лингвистами с позиции

А. Вежбицкая указывает, что в описании генетически и культурно различных языков мира...

Язык как способ осознания исторической эпохи | Статья в журнале...

При этом внутренняя форма речи существенно отличается от внешней.

Мысль и язык связаны не просто формальным образом, например, во внешней речи.

Задать вопрос