Исследование мотивационной среды студентов педагогического вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 16.04.2014

Статья просмотрена: 227 раз

Библиографическое описание:

Некрасова, А. В. Исследование мотивационной среды студентов педагогического вуза / А. В. Некрасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5.1 (64.1). — С. 53-54. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10357/ (дата обращения: 19.04.2024).

Статья посвящена исследованию детерминанты активности студентов педагогических вузов в межсессионный период. Обработка данных по посещаемости позволила выявить основные проблемы, связанные с активизацией личности и получить комплексный результат исследования.

Ключевые слова:мотив, активность, студент, образовательный процесс, анализ, исследование.

            Содержание современного образования включает в себя важнейшую задачу - развитие учащегося как личности. В частности развитие относится к интеллектуальному и личностному компоненту. Видение проблемы передачи знаний учащимся, несомненно, имеет место быть и в настоящее время, но параллельно ей возникает проблема восприятия знаний учащимися. Основанием данной проблематики зачастую выступает низкая мотивация студентов.

            Бордовская Н.В., Реан А.А. определяют мотивационную среду как совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности. Мотив в свою очередь представляет собой внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. В 1908 г. известным американским психологом Р. Йерксом совместно с Дж. Д. Додсоном был поставлен сравнительно несложный опыт, который продемонстрировал зависимость продуктивности выполняемой деятельности от уровня мотивации. Выявленная закономерность получила название закона Йеркса – Додсона.

            Совокупность таких компонентов как мотив и учебная активность будут определять качество получаемого образования.

            Исследование, направленное на определение уровня учебной активности студентов в межсессионный период и в конечном итоге влияние данного уровня на качество полученных знаний, проходило в несколько этапов. Первый этап включал в себя определение мотивов у студентов методом опроса. Для интегрированной диагностики обозначенного аспекта использовалась методика К. Замфира в модификации А. Реана «Мотивация профессиональной деятельности» [1]. Данная методика применяется для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция внутренней и внешней мотивации.

 
 

Диаграмма 1

 
 

Внешняя положительная мотивация

 

На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности (Диаграмма 1).

Диаграмма 2

 
О правильном практическом применении педагогических знаний, умений и навыков свидетельствует высокая активность на занятиях и успешное выполнение самостоятельных заданий (Диаграмма 2).

Преимущество семинарских занятий над лекционными, обусловлено рядом причин: самостоятельная работа и деятельность на семинарских занятиях производится при помощи технологических карт, лекционные же занятия не подразумевают накопление баллов, только лишь за присутствие на занятии.

Результаты проведенной методики позволяют сделать вывод о том, что все аудиторные занятия должны развивать и стимулировать умственную деятельность, при этом, семинарские занятия направлены на непосредственную практическую деятельность, а лекционные должны на теоретическую составляющую. Грамотное решение этой проблемы заложено в разработке «Карты теоретического контроля», куда будут включены дидактические разработки по каждой теме, не справившись с которыми, студент не сможет перейти к изучению следующего раздела. Такая методика даст возможность не только зарабатывать наибольшее количество баллов, более углубленно изучать научную дисциплину, но повысить или же сохранить существующий уровень мотивации к деятельности (что теоретически возможно).

На примере изучения мотивационной среды студентов старших курсов факультета безопасности жизнедеятельности выделена такая особенность, как стремление к профессиональной педагогической деятельности, что не характеризует сложившуюся ситуацию в большом масштабе. Чтобы поддерживать данную тенденцию необходимо совершенствовать существующие образовательные программы с учетом особенностей обучающихся студентов. Студент, обучающийся в педагогическом вузе, должен видеть себя в учительской и преподавательской деятельности, а выпускник, в свою очередь, должен четко осознавать тот факт, что его профессия очень важна как для общества, так и для государства. Поддержка правительства здесь будет очень значима и актуальна. Статистические данные, которые были озвучены Министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым 26 марта 2014 года на пленарном заседании V Петербургского образовательного форума, посвященного вопросам модернизации образования и науки, свидетельствуют о высоком темпе роста заработного показателя работников образования: средние заработные платы педагогов образовательных организаций выросли за прошедший год в дошкольном образовании на 48,3%, в общем образовании – на 38,1%, в дополнительном образовании детей – на 47,9%. Несомненно, только такой подход позволит стимулировать у студентов настоящий интерес к учебе, позволит развивать научное мышление. В свою очередь, это станет надежной основой подготовки квалифицированных кадров, основой инновационного развития страны.

Литература:

1.      Бордовская Н.В. Педагогика: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2009. – 304 с.

2.      Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Учебное пособие для слушателей ФПК директоров общеобразоват. шк. и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов/ Г.И. Щукина. В.Н. Липник, А.С. Роботова и др.; Под ред. Г.И. щукиной.-М.: Просвящение, 1984.-176 с.

3.      Тряпицина А.П. Педагогика [Текст]: учеб. по направлению "Педагогическое образование" / А. Е. Бахмутский [и др.] ; ред. А. П. Тряпицына. - СПб. : Питер , 2013. - 304 с. : ил. - (Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения).

Основные термины (генерируются автоматически): занятие, межсессионный период, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Роль практики в формировании профессионального становления...

Она позволяет студенту практически попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях.

Психолого-педагогические аспекты обучения студентов в колледже...

В колледже, как элементе средне-профессионального образования, эти аспекты реализуются полностью.

Задачи, которые приходится решать педагогу, при организации учебной деятельности студентов

- реализация личностно-деятельного подхода на каждом занятии

Перспективы развития дистанционного образования в Узбекистане

Переориентироваться в профессиональной деятельности

во времени (установочные занятия, межсессионная работа и экзаменационно-зачетная сессия); в наборе дисциплин для изучения

Проблемы заочного обучения в сфере профессионального...

- обзорно-установочные занятия; - учебная работа студентов-заочников в межсессионный период по самостоятельному изучению

- практическое обучение (практика для получения первичных профессиональных навыков, практика по профилю специальности, стажировка)

Особенности профессионального обучения студентов-психологов

Период обучения в вузе играет важную роль в профессиональном становлении и развитии студентов.

Процесс обучения в вузе предполагает обязательное получение практического опыта профессиональной деятельности психолога.

Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной...

Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в студенческом возрасте характеризуется высоким уровнем стрессовых нагрузок.

− пропусками занятий в большом количестве по какой-либо причинам (длительная болезнь, пропуски по неуважительной причине)

Здоровьеформирующее образовательное пространства колледжа...

- учет периодов работоспособности студентов на занятиях (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период

- учет возрастных и физиологических особенностей студента на занятиях (количества видов деятельности на занятиях, их продуктивность)

Процесс формирования профессионально-значимых качеств...

Процесс формирования профессионально-значимых качеств студентов туристского ВУЗа.

Именно поэтому изучение факторов развития личности ребенка в период дошкольного

Анализируя результаты диагностики умения оценивать результат деятельности, можно...

Междисциплинарный курс как средство формирования...

Аналитические умения. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

У8.1 организовывать самостоятельные занятия при изучении профессиональных модулей

Похожие статьи

Роль практики в формировании профессионального становления...

Она позволяет студенту практически попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях.

Психолого-педагогические аспекты обучения студентов в колледже...

В колледже, как элементе средне-профессионального образования, эти аспекты реализуются полностью.

Задачи, которые приходится решать педагогу, при организации учебной деятельности студентов

- реализация личностно-деятельного подхода на каждом занятии

Перспективы развития дистанционного образования в Узбекистане

Переориентироваться в профессиональной деятельности

во времени (установочные занятия, межсессионная работа и экзаменационно-зачетная сессия); в наборе дисциплин для изучения

Проблемы заочного обучения в сфере профессионального...

- обзорно-установочные занятия; - учебная работа студентов-заочников в межсессионный период по самостоятельному изучению

- практическое обучение (практика для получения первичных профессиональных навыков, практика по профилю специальности, стажировка)

Особенности профессионального обучения студентов-психологов

Период обучения в вузе играет важную роль в профессиональном становлении и развитии студентов.

Процесс обучения в вузе предполагает обязательное получение практического опыта профессиональной деятельности психолога.

Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной...

Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в студенческом возрасте характеризуется высоким уровнем стрессовых нагрузок.

− пропусками занятий в большом количестве по какой-либо причинам (длительная болезнь, пропуски по неуважительной причине)

Здоровьеформирующее образовательное пространства колледжа...

- учет периодов работоспособности студентов на занятиях (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период

- учет возрастных и физиологических особенностей студента на занятиях (количества видов деятельности на занятиях, их продуктивность)

Процесс формирования профессионально-значимых качеств...

Процесс формирования профессионально-значимых качеств студентов туристского ВУЗа.

Именно поэтому изучение факторов развития личности ребенка в период дошкольного

Анализируя результаты диагностики умения оценивать результат деятельности, можно...

Междисциплинарный курс как средство формирования...

Аналитические умения. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

У8.1 организовывать самостоятельные занятия при изучении профессиональных модулей

Задать вопрос