Организация дополнительного образования учащихся 7-8 классов во внеклассной работе по информационной безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 16.04.2014

Статья просмотрена: 297 раз

Библиографическое описание:

Екимовская, М. А. Организация дополнительного образования учащихся 7-8 классов во внеклассной работе по информационной безопасности / М. А. Екимовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5.1 (64.1). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10354/ (дата обращения: 23.04.2024).

XXI век вполне обоснованно называют информационным. В жизнь человека прочно вошли такие понятия как «интернет», «социальная сеть», «компьютерные технологии» и пр. Существенно увеличилось количество информации, доступ к которой может получить человек. С одной стороны, этот факт можно расценивать как положительный, но с другой стороны информационная среда и обширные потоки информации создали собственные специфические опасности и угрозы. Чаще других данные опасностям могут быть подвержены дети и подростки, влияние на которых информация оказывает в большей степени. Вместе с этим, количество негативной информации, существующей в сети Интернет и других информационных источниках, может навредить подрастающему поколению, формируя неадекватный стереотип поведения, информационную зависимость, возникновение сопутствующих физических заболеваний [5].

ФГОС школьного образования предусматривает изучение ОБЖ из расчета 1 час в неделю для 7-9 классов и имеет два обязательных модуля, необходимых для усвоения школьниками. Эти модули включают различные разделы курса, такие как «Основы безопасности личности, общества и государства» и «Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи». Анализ содержания примерной рекомендуемой Министерством образования программы позволило нам отметить, что вопросам информационной безопасности и соответствующих угрозах, упоминается лишь вскользь (в рамках других тем). Одновременно с этим, формирование знаний о сфере информации, на сегодняшний день, является очень актуальной проблемой, в связи с образованием информационного общества. С данной проблемой может помочь справиться система дополнительного образования. Именно поэтому необходимо создание программ дополнительного образования, которые бы в полной мере охватывали вопрос информационной безопасности.

Статья 26 «Закона об образовании» регламентирует, что к дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

- в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

- в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, детских школах искусств (в том числе по различным видам искусств), спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

- посредством индивидуальной педагогической деятельности;

- в научных организациях.

Анализ существующей базы учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга позволил нам установить, что в городе существует множество организаций, осуществляющих дополнительное образование детей. Среди всех учреждений есть те, которые осуществляют свою работу в области безопасности жизнедеятельности. Они имеют такие направления, как: туристско-краеведческое, историко-патриотическое, военно-патриотическое, экологическое, физкультурно-спортивное и т.п. Учреждения дополнительного образования сотрудничают со школами и осуществляют обучение детей самостоятельно. К списку подобных подростково-молодежных клубов можно отнести такие как: «ЗАРЯ», «СКИФ», «Альтаир», «Глобус», «Юность», «Снайпер», «Творчество», «Рубин», «Невские орлята» и т.д.

Вопросы дополнительного образования несовершеннолетних являются актуальными и постоянно обсуждаются на самом высоком уровне. 12 марта 2014 года, в Аничковом Дворце, состоялась городская конференция по вопросам дополнительного образования детей, в которой приняли участие представители различных районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Выступающие предлагали пути решения различных проблем, связанных со здоровьесбережением школьников в сфере  доп. образования. В основном затрагивались вопросы о стрессоустойчивости подростков, уменьшении агрессии и патологической усталости школьников, приобщение их к здоровому образу жизни и экологическим принципам жизнедеятельности.

По данным Комитета по образованию в Санкт-Петербурге насчитывалось 52 ГУДОД. Из них 4 УДОД подведомственны Комитету по образованию и 48 УДОД, учредителями которых являются районные Администрации. По видовой принадлежности УДОД подразделяются: Дворцы – 11 (21%), Центры – 17 (33%), Дома детского (юношеского) творчества – 23 (44%), Школы искусств – 1 (2%).

В системе дополнительного образования детей реализовывались 15592 программы. [4]

Направленность образовательных программ распределялась следующим образом:

            Анализ деятельности существующих в Санкт-Петербурге центров дополнительного образования детей, показал, что отсутствуют программы, которые осуществляли бы обучение непосредственно по информационной безопасности. Дополнительное образование в этой сфере, преимущественно реализовывают педагоги на базе отдельных образовательных учреждений, разрабатывая авторские программы.

В практической части нашего исследования была разработана дополнительная образовательная программа для несовершеннолетних «Информационная безопасность в сети Интернет». Программа рассчитана на 18 часов 9 из которых аудиторные. Ниже в таблице нами предложены примерные темы, которые могут быть актуальны для детей и подростков, а также молодежи.

Таблица 1

Примерное тематическое содержание курса по информационной безопасности

Темы

Дидактические единицы

Возможные формы проведения

Что дети будут знать по итогам мероприятия.

Что такое интернет? Знакомство с возможностями интернета.

Информационное общество. Характеристика и особенности. Информационное пространство.

Вводная беседа. Практические занятия с использованием ИКТ.

Дети узнают о существующем вокруг нас информационном пространстве, о его особенностях и влиянии на повседневную жизнь.  О том, что такое сеть Интернет и о его возможностях.

Внимательность и осторожность в сети Интернет.

Информационные опасности и информационная безопасность. Правила работы с сайтами, установка фильтров и антивирусов.

Беседа, практическое занятие в группах, рассказ.

Школьники ознакомятся с реально существующими угрозами в информационной сфере, узнают о способах защиты личности от негативной информации. Получат сведения о различных видах зависимостей, связанных с использованием ПК.

Общение в сети Интернет.

Правила общения на интернет-форумах. Безопасность в общении с посторонними.

Беседа. Объяснение. Дискуссия.

Практические занятия.

Учащиеся научатся общаться в интернет-пространстве. Узнают как вести себя осторожно и не оставлять свои личные данные, не отправлять SMS по требованию сайта, быть дружелюбным и не вступать в конфликты с другими пользователями.

Как сеть Интернет и компьютер помогают учиться?

Хранение, передача и использование информации. Интернет-ресурсы.

Беседа. Практическое занятие с использованием ИКТ.

Дети получат знания о том, как правильно и безопасно хранить информацию, как проверять и пользоваться информацией из сети интернет. Узнают о способах защиты личных данных. Научатся находить нужные сведенья на проверенных Интернет-ресурсах.

            Введение подобной дополнительное образовательной программы позволит школьником и молодежи:

- приобрести навыки, которые в будущем помогли бы им лучше адаптироваться к сложному информационному пространству современного мира;

- уберечь себя от тех угроз, которые, несомненно, присутствуют в информационной сфере. Именно поэтому знания о методах сохранения собственного здоровья так важны и актуальны;

- формировать информационную грамотность и культуру безопасности человека [6];

 - противостоять различным информационным влияниям.

В заключении необходимо отметить, что данная образовательная программа могла бы стать основой формирования информационной культуры подростков, готовящей их к безопасной жизнедеятельности в современном информационном обществе.

Литература:

1.      ФГОС II поколения. Основы безопасности жизнедеятельности, электронный ресурс -  http://standart.edu.ru

2.      Федеральный закон. Об образовании в Российской Федерации, электронный ресурс http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai

3.      Санкт-Петербургский Дворец творчества юных, электронный ресурс - http://anichkov.ru

4.      Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга. Образование, воспитание и развитие детей. Из доклада: Аналитические материалы о Положении Детей в Санкт-Петербурге - http://www.homekid.ru/kidinspb2010/kid2010part6.htm

5.      Ребко Э. М. Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов [Текст] / Э. М. Ребко, А. П. Федорова // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 566-568.

6.      Ребко Э.М., Есипова А.А. Культура безопасности жизнедеятельности как интегральное качество личности [Текст] / А. А. Есипова, Э.М. Ребко // ПИСЬМА В ЭМИССИЯ.ОФФЛАЙН. – 2012. - №5. – С. 1803.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, информационная безопасность, дополнительное образование детей, интернет, программа, информационная сфера, информационное общество, информационное пространство, негативная информация, образовательная программа.


Похожие статьи

Модель обеспечения информационной безопасности...

Глобальное развитие информационных технологий, их стремительное проникновение в сферу образования определяет развитие образовательных учреждений в течение последних нескольких десятилетий.

Возможности применения информационных технологий...

Возможности применения информационных технологий в дополнительном образовании детей.

Дополнительное образование призвано индивидуализировать образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства, региона...

Организация информационного пространства... | Молодой ученый

Современное образование с каждым днём всё настойчивее требует активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в управленческой, воспитательно-образовательной...

Угрозы информационной безопасности образовательного...

Ключевые слова: информационная безопасность, свойства информации угрозы информационной безопасности.

Сегодня, термин «информационная безопасность» часто можно встретить в сфере образования.

Единое информационно-образовательное пространство школы...

Внедрение информатизации можно рассматривать как одно из важнейших средств реформирования всей системы образования, которая в корне изменяет технологии процесса обучения и воспитания.

К вопросу организации мероприятий по информационной...

Ключевые слова: информационная безопасность, безопасность образовательного учреждения, защита детей от негативной информации. В современном мире объем потока информации огромен.

Обеспечение информационной безопасности учащихся...

Обеспечение информационной безопасности учащихся в системе общего образования.

Ключевые слова: информационная безопасность, безопасность образовательного учреждения, защита детей от негативной информации.

Образовательно-воспитательное пространство сети Интернет...

Информационная культура и образовательное-воспитательное пространство Интернета. Информационная культура в условиях информатизации высшего образования. Определение, сущность, назначение.

Ключевые проблемы информационной безопасности сферы...

Ключевые слова: информационная безопасность, стратегия национальной безопасности, угрозы информационной безопасности, аспекты информационной безопасности сферы образования.

Похожие статьи

Модель обеспечения информационной безопасности...

Глобальное развитие информационных технологий, их стремительное проникновение в сферу образования определяет развитие образовательных учреждений в течение последних нескольких десятилетий.

Возможности применения информационных технологий...

Возможности применения информационных технологий в дополнительном образовании детей.

Дополнительное образование призвано индивидуализировать образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства, региона...

Организация информационного пространства... | Молодой ученый

Современное образование с каждым днём всё настойчивее требует активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в управленческой, воспитательно-образовательной...

Угрозы информационной безопасности образовательного...

Ключевые слова: информационная безопасность, свойства информации угрозы информационной безопасности.

Сегодня, термин «информационная безопасность» часто можно встретить в сфере образования.

Единое информационно-образовательное пространство школы...

Внедрение информатизации можно рассматривать как одно из важнейших средств реформирования всей системы образования, которая в корне изменяет технологии процесса обучения и воспитания.

К вопросу организации мероприятий по информационной...

Ключевые слова: информационная безопасность, безопасность образовательного учреждения, защита детей от негативной информации. В современном мире объем потока информации огромен.

Обеспечение информационной безопасности учащихся...

Обеспечение информационной безопасности учащихся в системе общего образования.

Ключевые слова: информационная безопасность, безопасность образовательного учреждения, защита детей от негативной информации.

Образовательно-воспитательное пространство сети Интернет...

Информационная культура и образовательное-воспитательное пространство Интернета. Информационная культура в условиях информатизации высшего образования. Определение, сущность, назначение.

Ключевые проблемы информационной безопасности сферы...

Ключевые слова: информационная безопасность, стратегия национальной безопасности, угрозы информационной безопасности, аспекты информационной безопасности сферы образования.

Задать вопрос