Некоторые проблемы правового режима объектов мультимедиа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 15.04.2014

Статья просмотрена: 1407 раз

Библиографическое описание:

Безмятенный, Д. В. Некоторые проблемы правового режима объектов мультимедиа / Д. В. Безмятенный, С. Э. Плиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 347-349. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10292/ (дата обращения: 26.04.2024).

В статье рассматриваются основные проблемы, касающиеся определения мультимедийного продукта, его особенностей и правового регулирования.

Ключевые слова: мультимедиа, объект, мультимедийный продукт, электронная форма.

Объекты мультимедиа, как и сетевые произведения, относящиеся к сфере творчества, в настоящее время получили широкое распространение во многих сферах жизнедеятельности. Естественно, что появились многочисленные исследования в разных областях науки, посвященные данному явлению. Мультимедийные объекты изучаются и в качестве культурного явления, и как жанр современного искусства, и как феномен, оказывающий огромное влияние на психику людей, и в качестве эффективных образовательных средств.

Но в современной юридической науке данный вид объектов практически не исследован. Термин «мультимедийный продукт» признан российским законодателем и упоминается в ст. 1240 ГК РФ. Тем не менее, в Кодексе отсутствуют нормы, регулирующие отношения по созданию и использованию таких объектов, не проводится четких различий между мультимедиа и другими объектами, в частности, аудиовизуальными произведениями.

Мультимедиа чаще всего понимается в техническом аспекте, как отдельный вид компьютерной технологии или как электронное воплощение различных идей и образов, т. е. средство обработки информации. Подавляющее большинство исследователей отмечают, что мультимедийный продукт — это сложный объект, выражаемый в электронной (цифровой) форме. [4, 32–35]

Мультимедийный продукт чаще всего представляет собой плод коллективного творческого труда, имеющий собственную оригинальную форму. Данный вид творчества включает технические и творческие сочетания. При создании мультимедийных объектов применяются методы, связанные с изобретательским правом. Техническое творчество связано с решением определенных технических задач, что очень важно при создании мультимедиа.

Нормы четвертой части ГК РФ обходят стороной использование самого сложного объекта как результата творческой деятельности. Регулируется лишь использование результатов, входящих в его состав. Некоторые ученые согласны с подобным подходом законодателя, поскольку в данном случае невозможно определить правообладателя. Мы не являемся сторонниками такой позиции. В любом случае, существует лицо, которое будет создавать сложный творческий объект, привлекать к участию авторов, технических ассистентов других лиц, чья деятельность способствует созданию сложного объекта. Указанное лицо можно назвать автором сложного объекта.

Сложный объект всегда един, хотя и имеет сложный состав (структуру), образуемый совокупностью разнородных охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Эти признаки относятся и к произведению мультимедиа. Единство его в том, что разнообразные неоднородные результаты интеллектуальной деятельности входят в структуру нового самостоятельного объекта как целостного произведения. В отличие от мультимедиа, составное произведение включает обычно однородные объекты. Оно не является самостоятельным, поскольку авторские права его составителя распространяются лишь на осуществленный подбор или расположение материалов (составительство) (п. 2 ст. 1260 ГК РФ) охраняются как права на самостоятельные объекты (п. 4 ст. 1260 ГК РФ).

Еще одно отличие сложного объекта от составного произведения в том, что новое составное произведение может быть создано путем другого подбора или иного расположения тех же материалов (п. 6 ст. 1240 ГК РФ).

Целостность сложного объекта в том, что он не может существовать без какой-либо составляющей, а составные элементы в основном могут использоваться и отдельно от сложного объекта. Мультимедийный продукт обладает сложной структурой и состоит из разнородных объектов интеллектуальной собственности (не менее двух). Каждый из них представляет собой самостоятельный объект авторских прав.

Главную роль в создании единой структуры мультимедийного продукта играет программа для ЭВМ, и именно она является обязательным элементом в его составе. Компьютерная программа соединяется с изображениями, звуками и т. д., и таким образом возникает мультимедийный продукт. Именно поэтому он всегда воплощается в электронной (цифровой) форме.

Согласно п. 3 ст. 1259 ГК, перечень возможных форм выражения произведения является открытым. Следовательно, предполагается возможность существования произведения в иных, кроме перечисленных в тексте указанной статьи формах. Такое решение законодателя безусловно верно, поскольку бурное развитие техники постоянно приводит к появлению новых результатов интеллектуальной деятельности. И выражаться они могут в новых, ранее не существовавших формах. К примеру, запись литературного произведения в память ЭВМ нельзя назвать ни письменной формой, ни изображением, ни видео- или звукозаписью. То же самое относится к музыкальному произведению, которое может быть оцифровано с помощью современных программных средств. Композитор может создать такое произведение на компьютере, без использования музыкальных инструментов, применяя специальные программы. [3, 32–34]

Нельзя не упомянуть о широко распространенных ныне электронных газетах, журналах. Доступ к подобным объектам становится возможным в глобальной сети Интернет. Все большее число результатов интеллектуальной деятельности оцифровываются и хранятся в памяти ЭВМ, распространяются через Интернет. Произведения получают новые качества — стало возможным создавать, изменять, дополнять, передавать и воспроизводить их с помощью компьютерных устройств. Безусловно, серьезной проблемой стало массовое нарушение авторских прав в глобальной сети. Произведения могут размещаться и передаваться в цифровой форме без согласия правообладателя. В этом направлении отечественному законодателю еще предстоит серьезная работа, направленная на защиту прав авторов с одновременным соблюдением интересов пользователей (потребителей).

Данная проблема нашла свое отражение в «Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации».

Раздел VII Концепции посвящен развитию законодательства о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (интеллектуальных правах). Согласно п. 2.2, «в рамках части четвертой ГК требует развития блок положений, направленных на регулирование использования результатов интеллектуальной деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет). К вопросам, возникающим в этой сфере, следует отнести возможное расширение круга охраняемых объектов. Существует потребность в определении правовой характеристики Интернет-сайтов и иных сложных информационных ресурсов, в обеспечении возможности распоряжения правами на объекты, объединенные в составе таких ресурсов, в едином комплексе». [2]

Кроме того, разработчики Концепции считают целесообразной разработку дополнительных способов распоряжения на объекты, используемые в электронной форме, например, предусмотреть адекватный механизм выдачи правообладателем разрешений на свободное использование объектов в пределах, определяемых правообладателем. Это позволит защитить интересы и правообладателя и потребителей, в случаях использования результатов интеллектуальной деятельности в информационно-телекоммуникационнных сетях, когда правообладатель разрешает свободно использовать объект в установленных пределах, без необходимости заключать лицензионные договоры.

Учеными отмечаются такие признаки мультимедийного продукта, как виртуальность и интерактивность. Виртуальность предполагает создание имитации объективной реальности или отображение вымышленных явлений с помощью компьютерных технологий. Интерактивность означает функционирование мультимедийного продукта в процессе взаимодействия с пользователем. [4, 38–42]

Таким образом, для квалификации того или иного объекта как мультимедийного продукта следует иметь в виду совокупность его признаков.

Можно утверждать, что поскольку до сих пор отсутствует какой-либо единообразный подход к пониманию мультимедиа, весьма непростой задачей представляется однозначная квалификация данного вида объектов. Нельзя применить к продуктам мультимедиа какой-то из установленных законом режимов произведений, поскольку здесь будут переплетаться нормы о сложных объектах, программах для ЭВМ, аудиовизуальных произведениях. Всегда нужно учитывать специфику конкретных объектов, включенных в состав мультимедийного продукта в качестве сложного объекта.

Предлагаем дополнить перечень объектов авторских прав в п.1 ст. 1259 ГК РФ дополнить, включив в него такой объект, как продукты мультимедиа. Соответственно, предлагаем дополнить п.3 указанной статьи и изложить его в следующей редакции: «Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме, в электронной (цифровой) форме».

Литература:

1.                 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ // СПС КонсультантПлюс

2.                 «Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации»

3.                 (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // СПС КонсультантПлюс.

4.                 Савинцева Л. А. Авторское право на музыкальные произведения в Российской Федерации и Великобритании: дис. … канд. юрид. наук. М., 2005.

5.                 Котенко Е. С. Авторские права на мультимедийный продукт: монография. — Москва: Проспект, 2013.

Основные термины (генерируются автоматически): мультимедийный продукт, интеллектуальная деятельность, ГК РФ, составное произведение, VII, глобальная сеть, мультимедиа, память ЭВМ, продукт мультимедиа, электронная форма.


Похожие статьи

История внедрения технологий мультимедиа...

Это была первая в мире ЭВМ ставшая прообразом современного мультимедийного компьютера.

Мультимедиа-продукты объединяют в одном изделии разновидности информации: компьютерные данные, теле- и видеоинформацию, речь и музыку [1].

Использование мультимедиа и телекоммуникационных...

Сущность и специфика мультимедийных образовательных электронных ресурсов влияет на формирование и

Применение мультимедиа в разработке электронных ресурсов формирует такие

Система инструментальных операций является продуктом общества, общественного...

Правовой режим программы для ЭВМ как объекта...

Программы для электронных вычислительных машин (далее — программы для ЭВМ) можно отнести к одним из самых молодых объектов интеллектуальных прав.

Согласно статье 1261 ГК РФ программой для ЭВМ является представленная в объективной форме...

Образовательный контент как объект авторского права

интеллектуальная собственность, аудиовизуальное произведение, интернет, ГК РФ, интеллектуальная деятельность, произведение, сеть, российское законодательство, образовательный продукт...

Мультимедиа технологии в образовании | Статья в журнале...

Аудиоинформация и особенно видеоинформация, преобразованная в компьютерную форму, требует для своего хранения очень много места. Поэтому программные продукты, обладающие свойствами мультимедиа (учебники, справочники, энциклопедии, учебные электронные...

Место мультимедийных технологий в учебном процессе

- готовить мультимедийные продукты; - представлять эти продукты на большом экране перед всем классом с собственным сопровождением; - передавать свои произведения не только в локальной сети (в классе), но и в глобальной сети Интернет (2).

Этапы создания учебных мультимедийных средств

a) Выделить цели применения продукта

Блок электронного конспекта представляет собой конспект мультимедийных средств, структурированный по

Тем более что на создание компонентов мультимедиа (графика, текст, видео, звук) выбор авторской системы не влияет.

Единая технология как сложный объект | Статья в журнале...

К ним относятся кинофильмы и иные аудиовизуальные произведения, театрально-зрелищные представления, мультимедийные продукты, единые технологии.

Основные термины (генерируются автоматически): единая технология, интеллектуальная деятельность, ГК РФ...

Внедрение интерактивных обучающих программ в учебный...

Созданный мультимедийный продукт представлен в двух вариантах. On-Line - для открытого доступа через глобальную сеть Internet; Off-Line - для локальной сети.

- 616 с. 2. Бройдо В.Л., Ильина О.П. Архитектура ЭВМ и систем: Учебник для вузов. – СПб.

Похожие статьи

История внедрения технологий мультимедиа...

Это была первая в мире ЭВМ ставшая прообразом современного мультимедийного компьютера.

Мультимедиа-продукты объединяют в одном изделии разновидности информации: компьютерные данные, теле- и видеоинформацию, речь и музыку [1].

Использование мультимедиа и телекоммуникационных...

Сущность и специфика мультимедийных образовательных электронных ресурсов влияет на формирование и

Применение мультимедиа в разработке электронных ресурсов формирует такие

Система инструментальных операций является продуктом общества, общественного...

Правовой режим программы для ЭВМ как объекта...

Программы для электронных вычислительных машин (далее — программы для ЭВМ) можно отнести к одним из самых молодых объектов интеллектуальных прав.

Согласно статье 1261 ГК РФ программой для ЭВМ является представленная в объективной форме...

Образовательный контент как объект авторского права

интеллектуальная собственность, аудиовизуальное произведение, интернет, ГК РФ, интеллектуальная деятельность, произведение, сеть, российское законодательство, образовательный продукт...

Мультимедиа технологии в образовании | Статья в журнале...

Аудиоинформация и особенно видеоинформация, преобразованная в компьютерную форму, требует для своего хранения очень много места. Поэтому программные продукты, обладающие свойствами мультимедиа (учебники, справочники, энциклопедии, учебные электронные...

Место мультимедийных технологий в учебном процессе

- готовить мультимедийные продукты; - представлять эти продукты на большом экране перед всем классом с собственным сопровождением; - передавать свои произведения не только в локальной сети (в классе), но и в глобальной сети Интернет (2).

Этапы создания учебных мультимедийных средств

a) Выделить цели применения продукта

Блок электронного конспекта представляет собой конспект мультимедийных средств, структурированный по

Тем более что на создание компонентов мультимедиа (графика, текст, видео, звук) выбор авторской системы не влияет.

Единая технология как сложный объект | Статья в журнале...

К ним относятся кинофильмы и иные аудиовизуальные произведения, театрально-зрелищные представления, мультимедийные продукты, единые технологии.

Основные термины (генерируются автоматически): единая технология, интеллектуальная деятельность, ГК РФ...

Внедрение интерактивных обучающих программ в учебный...

Созданный мультимедийный продукт представлен в двух вариантах. On-Line - для открытого доступа через глобальную сеть Internet; Off-Line - для локальной сети.

- 616 с. 2. Бройдо В.Л., Ильина О.П. Архитектура ЭВМ и систем: Учебник для вузов. – СПб.

Задать вопрос