Человеческое богатство и его роль в креативном обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 17.04.2014

Статья просмотрена: 1224 раза

Библиографическое описание:

Павленко, Н. В. Человеческое богатство и его роль в креативном обществе / Н. В. Павленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 223-227. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10287/ (дата обращения: 19.04.2024).

В статье определена взаимозависимость роста человеческого богатства и развития современной модели общества под названием — креативное общество. Определены социальные механизмы и принципы формирования человеческого богатства как базовой доминанты креативного общества. Указаны условия для развития креативности в обществе.

Ключевые слова:креативное общество, социальное творчество, креативная экономика, креативное мышление, трудовая активность.

The process of forming of the creative society is examined. The growing dependence of human wealth and the creative society development is defined. The conditions for the development of the creativityin the society are set.

Keywords:creative society, social work, creative economy, creative economy, creative thinking, work activity.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Процессы, происходящие сегодня в мире отражаются в сознании и мировоззрении. Изменения настоящего имеют многоуровневый характер. Современное общество становится более динамичным, требует ускорения развития технологических и социально-экономических процессов, постоянного роста своего состояния и благосостояния. Но, за этими процессами быстрого и агрессивного технологического развития и роста, мы не всегда видим возможность для реализации человеческого творчества, креативности. Можно ли сегодня говорить о прямо пропорциональном росте материальных благ человечества и человеческого богатства и развития духовных составляющих личности? Альтернативой таких изменений выступает трансформация глобальных уровней социума — переход к существенно новому типу реальности — постинформационному обществу. Поэтому является актуальным философский поиск методологических основ формирования человеческого богатства, как составляющей нового типа современного постинформационного общества. В некоторых кругах данную модель называют креативным обществом.

АНАЛИЗ ПОСЛЕДНИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПУБЛИКАЦИЙ

Проблему человеческого богатства в креативном обществе изучали западные учененые: Л. Флорида, Г. Хэлел, К. Прахалад, Э. Фромм; украинские и российские исследователи: Н. Горелов, И. Заходякин, В. Журавлёв, Г. Бережнов, А. Дулькин, и др. Хотя многие исследователи изучали впрос креативности, вне их внимания оказалась проблема обогощения человеческого бытия через креативность як составляющую человеческого богатства.

ПОСТАНОВКА ЗАДАНИЯ СТАТЬИ

Целью статьи является поиск методологических основ формирования человеческого богатства, как составляющей нового типа современного постинформационного общества.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА ИССЛЕДОВАНИЯ

Богатство — социально-значимый феномен, который дает возможность почувствовать самодостаточность, определенность и понять свое бытие. История философской мысли демонстрирует разнообразие подходов к определению понятия богатства и его места в жизни и бытии человека и общества. Понятие богатство характеризуется широким спектром различных явлений, в частности, таких как избыток материального блага, внутренний мир человека, опыт, знания, достижения и означает такое состояние человека, когда он уверен в будущем, имеет возможность для самореализации и постоянного развития, получает удовлетворение от работы и общения с другими и т. д. [1, с.57].

Применение аксиологического подхода в анализе феномена богатства дает возможность проанализировать направления и тенденции развития общества для того, чтобы эффективно и своевременно направить социальные процессы. Социокультурный подход позволил расширить рамки исследования и выявить национально-культурную и социальную обусловленность такого социального явления как богатство. Историко-философский подход позволяет исследовать феномен богатства в контексте эволюции общества и развития гуманитарного и философского знания.

Любое общество не может существовать не ощущая смысла бытия. Современное общество ориентировано на увеличение объемов потребления, заставляет человека эпохи постмодерна превратить свою жизнь в постоянную погоню за обогащением для удовлетворения своих потребностей. Гедонизация является необходимым фактором бытия современного человека. Человек воспринимает свои действия как благо только тогда, когда он получает от этого удовольствие как материальное, так и духовное. Но, необходимо добавить, что характерной чертой современности является стремление человека к накоплению и увеличения своих доходов. Ничем неограниченное потребление и стремление к обогащению, даже если человек никогда не сможет воспользоваться этими средствами, дает ему чувство уверенности и счастья. Но настоящие ли эти ощущения? Не является ли это причиной нахождения человека в постоянном стрессе? Потребность к обогащению — это искусственно созданная идеология современного общества?

В контексте анализа феномена богатства необходимо упомянуть о его духовной составляющей — человеческое богатство. Важен поиск методологических основ потенциала креативности как весомой составляющей человеческого богатства современного общества [2, с.15].

Сегодняшняя экономика трансформируется, превращается в «интеллектуальную» экономику.

Творческая, новаторская деятельность, творческие способности индивида, характеризующиеся способностью к продуцированию принципиально новых идей, — все это характеризует понятие креативность. Способность создавать что-то новое позволяет также осознавать новое в бытии, понять и почувствовать его. Дивергентное мышление — один из важнейших показателей человеческого богатства настоящее [3, с.123–134].

Истинное человеческое богатство — это способность к творчеству, стремление к созданию чего-то нового и совершенствования уже существующего или просто создание того же, но по -другому. Следует отметить, что для этого необходимо понять сущность объекта деятельности.

В процессе деятельности для творческого человека главным является не просто создать что-то новое, а проявить свою креативность, почувствовать этот процесс и воплотить его. Современному человеку необходимо создавать новое и уметь адекватно оценить свою деятельность, убедиться в креативности своих действий.

Действительно творческий человек испытывает жизненную потребность в созидании. Об этом говорил еще Сократ и описал Платон в произведении «Пир»: «Дело в том, что все люди беременны как телесно, так и духовно, и, когда они достигают определенного возраста, природа наша требует разрешения от бремени». А уже в какую сторону будет направлено это рождение, или в сторону прекрасного, или плохого, зависит от человека и от обстоятельств [4, с. 123].

Для того, чтобы субъект деятельности смог проявить свое творчество, кроме врожденной необходимости человеку нужно обладать необходимыми умениями и знаниями, которые характеризуются понятием человеческий капитал.

Любая человеческая деятельность предполагает цель, результатом которой является получение пользы для человека как материальной, так и духовной, особую ценность составляет духовный результат [5, с.45 -58].

В своей деятельности человек проявляет себя, свои предпочтения, ценности, стремления, свою сущность, которые, в свою очередь, формируются в социуме. Поэтому творческая деятельность является частью социальной деятельности человека, которая имеет субъективный и объективный характер [6, с.34 -49].

Творческие или креативные личности создают креативное общество, в котором рождается и воспитывается стремление субъектов общества к креативности. Общество управляет направлениями креативной деятельности. Свободное внедрение своей креативности ограничивается также обществом, а именно репрессивными институтами, общепринятыми нормами морали, этическими и правовыми нормами.

Сегодня в капиталистическом обществе в условиях рыночных отношений государство и чиновников прежде всего интересует материальная сторона любой деятельности, в том числе и креативной. Поэтому духовные ценности креативной деятельности, в большинстве случаев, нивелируются в пользу материальных. Но человек как личность не может довольствоваться лишь только материальным. Для ощущения своей значимости, в первую очередь для себя, человек должен быть самореализован, а это уже речь идет о духовном, человеческом богатстве.

Креативность, творчество — это богатство, которое человек не боится потерять, потому что это невозможно, человек не может потерять свое бытие, если он его постиг. Именно поэтому это и есть истинное богатство в отличие от материальных благ. Невозможно обладать креативностью или творчеством, так же как как и любовью, можно любить, быть креативным, действовать творчески.

В этом ракурсе человек имеет возможность не просто иметь богатство, которое может потерять, а находиться в состоянии человеческого богатства [7, с.185].

Как творческой личности не поддаться влиянию общества и не превратиться в потребительскую личность.

Э. Фромм отмечал: «Человек и его силы больше не составляют целого, так как последние не принадлежат ему, так как для него пока имеет значение не процесс самореализации с помощью сил, но их свободная продажа» [8, с. 68].

В современном жизненном ритме человеку трудно остановиться и даже замедлиться и проявить свою креативность. Рыночная экономика требует от человека эффективной реализацию своих умений, знаний и действий, которая должна быть выражена в материальном измерении.

Современный человек — это рыночный человек, человек для кого-то. Это такой человек, чье существование, труд, мысли и бытиё полностью подчинены спросу, существующему в обществе, и за что человек сможет получить желаемое материальное вознаграждение. При этом не учитывается, получает ли сам человек от этой работы удовольствие, дает ли это ему ощущение самореализации, способствует ли это развитию человека. Рыночный человек — субъект экономической деятельности, направленной посредством определенного уровня эффективного использования материальных и идеальных ресурсов, методов и подходов на достижение предварительно определенной цели. По характеру ее активность является утилитарной, которая разворачивается в режиме постоянного выбора в разнообразии действительных и возможных материальных и идеальных ресурсов, условий, путей, методов, подходов к реализации поставленной цели и решения.

Сегодня в обществе имеет место такое явление, как опредмечивание, причем, опредмечивание даже абстрактных явлений. Поэтому аксиологические ориентации креативной деятельности сегодня преимущественно материальные. Человек даже не имеет возможности задуматься, удовлетворяет ли он свои потребности в области самовыражения, самореализации, или он уже совсем потеряла необходимость прислушиваться к своим внутренним стремлений, а только следовать тому, что диктует современное капиталистическое общество [9, с.12–24].

Превалирующим явлением сегодня является рутинная, одинакова, неинтересная работа, что позволяет субъекту получить материальную выгоду, используя которую продолжать приобретать и потреблять, находя в этом счастье своего бытия, но это обманчивое чувством. Это пустые, бесполезные действия, которые не имеют человеческой цели [10, с.3- 18].

Сегодня человеку трудно мыслить дивергентно. Стереотипное, шаблонное мышление упрощает деятельность человека и сокращает время выполнения, что в капиталистическом обществе является оптимальным, но с другой стороны, это не позволяет индивиду выйти за рамки повседневности, сделать что-то по-новому, используя необычною схему и ощутить чувства самореализации.

Усилия человека необходимо направить на воплощение возможности быть креативным каждую минуту, во всем проявлять способность к творчеству.

Творческая деятельность, как и любая деятельность человека, является социальной, потому что человек — это социальное существо. Социальное творчество — это креативные действия субъекта социума, которые предполагают выход за принятые в обществе нормы, но при этом эти действия должны нести благо и быть направленными на совершенствование определенной ситуации в социуме [11, с.124].

Основными формами творчества являются: научно — техническая, художественная, социальная. Каждая из разновидностей творчества отмечается многомерностью материальной и духовной жизни, а также различием интересов и профессиональной направленности субъектов творчества.

Ценность научно — технического творчества имеет отражение не только в экономической эффективности, но и в степени и характере влияния результатов творчества в ближайшем и отдаленном будущем на экологическую, социально-экономическую и политическую ситуацию, а также на сферу культурного развития общества [12, с. 56–63].

Художественное творчество — это творчество, которое подвластно законам красоты, которая присуща в разной степени всем видам продуктивной человеческой деятельности. В гносеологическом смысле художественное творчество является отражением объективного мира, его новое видение и осознание.

Особенности социального творчества имеют выражение в том, что это творчество высшего сорта, поскольку она направлена на совершенствование человека и общества, на борьбу с негативными явлениями, которые могут иметь место. Кроме этого, общественное творчество включает в себя научно-техническое и художественное творчество.

Именно социальное творчество является основой социального бытия, которое может быть обнаружено в форме личного самоуправления, в виде самоопределения и развития себя как личности. Только когда человек становится личностью, он может предстать субъектом социокультурной жизни и приобщиться к общественным, культурным и историческим отношениям.

Развитие социального творчества обусловлено характером общественных отношений, высокой степенью развитости общественного сознания и общим уровнем духовной культуры общества. Социальное творчество может быть выражено в трудовой деятельности индивида и способствует его самореализации. Необходимо отметить, что существует прямая связь между трудом и творчеством. Степень творчества в деятельности человека зависит от отношения человека к своему труду, от условий жизни, культурного развития человека и общества в целом, морального состояния и т. п.

Когда труд становится не средством к существованию, а его смыслом, тогда мы говорим о творческой деятельности.

Способность к креативности имеет каждый индивид на генетическом уровне, но обнаружить и проявить это свойство могут далеко не все. И важно отметить, что только после этого мы можем признать индивида личностью.

Анализируя креативное общество, следует отметить, что креативность проникает во все сферы общественной жизни, в том числе и экономическую.

Креативную экономику представляет большой спектр таких институтов, как музеи, зоопарки, танцевальные компании, театры, художественные галереи и школы, архитектурные фирмы, издательства, рекламные агентства, кино-и телестудии и другие многочисленные институции в сфере создания и распространения культурно-художественной продукции.

Креативный класс имеет широкую трактовку и вбирает в себя много разных профессий — художников, дизайнеров и представителей творческих ремесел, которые применяют свои креативность, знания и навыки для создания новых идей, новых технологий, способствует более динамичному развитию экономики, культурно-просветительской инфраструктуры, улучшению качества человеческого капитала [13].

Известный экономист А. Маслоу завершает свою пирамиду иерархии человеческих потребностей сегментом «Духовные потребности». Одной из главных духовных потребностей человека Маслоу считает креативность (творчество): «Человек — это пирамида потребностей с биологическими в основании и духовными на вершине. Причастность к высшим, духовным ценностям странным образом возвеличивает и тело, и все его потребности. Если направить человека к осознанию всех своих потребностей, к их актуализации, то очень скоро мы сможем наблюдать расцвет цивилизации нового типа. Человек станет более ответственным за свою судьбу, будет руководствоваться ценностями ума, перестанет быть равнодушным к окружающему его миру, что означает ее приближение к обществу, построенному на духовных ценностях» [14, с. 206–207].

ВЫВОДЫ

Вопросы человеческого богатства интересовали человечество еще со времен Древней Греции. Для каждой исторической эпохи понимание этого понятия имело свое особое значение. Однако, можно с уверенностью утверждать, что понятие человеческого богатства всегда имело две стороны: материальную и духовную.

Социально-онтологической основой человеческого богатства является социальное творчество, выступающее в форме личного самоуправления, как самостоятельная (субъектная) способность личности к достойному самоопределения и личностному развитию.

Креативность имеет очень много определений. Одно из них — это творческие способности, которые могут проявляться в мышлении, чувствах и характеризовать как личность, так и продукт деятельности этой личности. Творческим личностям свойственно дивергентное мышление, гибкость, оригинальность.

Социальное творчество — это креативные действия субъекта социума, которые предполагают выход за принятые в обществе нормы, но при этом эти действия должны нести благо и быть направленными на совершенствование определенной ситуации в социуме.

Одним из главных инструментов креативного общества является креативное мышление, которое можно определить, как способность с помощью анализа, комбинации и синтеза разнородных элементов создавать новые значимые знания и формы, имеющие большой социально-экономический эффект в различных областях.

В креативном обществе в наибольшей степени раскрывается творческий потенциал людей.

Система образования и воспитания в креативном обществе должна быть основана на принципах гуманизма, либерализма и демократии и обеспечивать подготовку специалистов для разработки и использования инноваций во всех сферах и на всех стадиях инновационного цикла.

Самым важным в жизни каждого человека является возможность не иметь или владеть богатством, а быть богатым, находиться в экзистенциальном бытии.

Литература:

1.       Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. — М., БИЗНЕС — ЛИТЕРАТУРА, 2005–199 с.

2.       Дулькин А. В. Креативность фирмы как фактор повышения эффективности предпринимательства. / А. В. Дулькин // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — СПб., 2003. — 15 с.

3.       Сак А. В., Журавлев В. А. Методы креативного менеджмента // Экономика, финансы, управление. — № 2. — 2011. — С. 123–134.

4.       Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во Фолио, 1999. — 832 с.

5.       Горелов Н. А., и др. Человеческие ресурсы в креативной экономике // Креативная экономика. — № 1. — 2007. — С. 45–58.

6.       Журавлев В. А. Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества // Креативная экономика. — № 4, 5. — 2008. — С. 34–49.

7.       Фромм Э. Иметь или бать? / Фромм Эрих; пер. с нем. Э. М. Телятниковой. — М.: АСТ: Астрель, 2012. -314 с.

8.       Фромм Э. Человек для себя: Исследование психологических проблем этики / Фромм Эрих; пер. с англ. Л. А. Чернышевой. — Минск: Коллегиум, 1992. -253 с.

9.       Заходякин И. В. Постиндустриальная экономика — что значит это понятие в современном мире // Креативная экономика. — № 1. — 2008. — С. 12–24.

10.   Бережнов Г. В. Инновационно-активная деятельность предприятия // Креативная экономика.– № 1. — 2008. — С. 3–18.

11.   Хелел Г., Прахалад К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. — М.: АСТ, АСТ МОСКВА — 2007. — 356 с.

12.   Степанова Т. Е. Экономика ХХI века — экономика основанная на знаниях // Креативная экономика. — № 4, 2008. С. 56–63.

13.   Americans for the Arts. «Creative Industries 2008; The State Report», Americansforthearts.org.2008.www.americansforthearts.org.

14.   Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. — СПб.: Евразия, 1999.

Основные термины (генерируются автоматически): человеческое богатство, креативное общество, социальное творчество, креативность, общество, современное общество, деятельность человека, современный человек, творческая деятельность, художественное творчество.


Похожие статьи

Современные взгляды на проблемы креативности | Статья...

Современные условия нашего общества предъявляют особые требования к творческой деятельности людей. Научно-технический прогресс прошлого столетия привел социум к огромному скачку в развитии, но мир не стоит на месте, общество развивается, растут запросы...

Методологические основы понятия творческой активности...

Творчество характерно для человека, т. к. всегда предполагает субъекта творческой деятельности и носителя определенных ценностных ориентиров» [14].

Итак, содержательные признаки творческой активности: творческая активность есть деятельность, состоящая в...

Труд в XXI столетии: особенности развития | Статья в журнале...

Современное общество ориентирует человека на творческую реализацию ее потенциала в труде, но не всем предоставляет достаточных ресурсов для этого.

Движущей силой развития социума в 21 столетии становится человеческая креативность, которая играет ключевую...

Исторический анализ становления творческого мировоззрения...

творческое мировоззрение, творчество, ценность, мир, творческая личность, личность, способность, собственный путь, современное общество, современный мир.

Художественное творчество — фактор воспитания личности

С их помощью современное общество может передаваться важнейшая информация о том

С древних времён народное художественное творчество было синкретичным.

Развитие творческих способностей в одном виде деятельности влияет на общее развитие личности.

Исследование творческой деятельности студентов во...

Ключевые слова: студенчество, творческая деятельность, креативность. Творческая деятельность является одним из важнейших феноменов современного общества.

Значение художественной культуры и народного искусства для...

Поэтому одним из объектов исследования, способствующих становлению творческой активности личности, ведущего к художественному просвещению современного российского общества, является художественная культура.

Определение понятия «креативность» в научной литературе

В современном обществе появилась потребность в креативных личностях. В данной статье раскрываются основные аспекты понятия «креативность» в психолого-педагогической литературе.

Педагогическая креативность в управленческой культуре педагога

креативность, педагогическая креативность, инновационная деятельность, управленческая деятельность, умение, творчество, творческая деятельность, способность, создание условий, система образования...

Похожие статьи

Современные взгляды на проблемы креативности | Статья...

Современные условия нашего общества предъявляют особые требования к творческой деятельности людей. Научно-технический прогресс прошлого столетия привел социум к огромному скачку в развитии, но мир не стоит на месте, общество развивается, растут запросы...

Методологические основы понятия творческой активности...

Творчество характерно для человека, т. к. всегда предполагает субъекта творческой деятельности и носителя определенных ценностных ориентиров» [14].

Итак, содержательные признаки творческой активности: творческая активность есть деятельность, состоящая в...

Труд в XXI столетии: особенности развития | Статья в журнале...

Современное общество ориентирует человека на творческую реализацию ее потенциала в труде, но не всем предоставляет достаточных ресурсов для этого.

Движущей силой развития социума в 21 столетии становится человеческая креативность, которая играет ключевую...

Исторический анализ становления творческого мировоззрения...

творческое мировоззрение, творчество, ценность, мир, творческая личность, личность, способность, собственный путь, современное общество, современный мир.

Художественное творчество — фактор воспитания личности

С их помощью современное общество может передаваться важнейшая информация о том

С древних времён народное художественное творчество было синкретичным.

Развитие творческих способностей в одном виде деятельности влияет на общее развитие личности.

Исследование творческой деятельности студентов во...

Ключевые слова: студенчество, творческая деятельность, креативность. Творческая деятельность является одним из важнейших феноменов современного общества.

Значение художественной культуры и народного искусства для...

Поэтому одним из объектов исследования, способствующих становлению творческой активности личности, ведущего к художественному просвещению современного российского общества, является художественная культура.

Определение понятия «креативность» в научной литературе

В современном обществе появилась потребность в креативных личностях. В данной статье раскрываются основные аспекты понятия «креативность» в психолого-педагогической литературе.

Педагогическая креативность в управленческой культуре педагога

креативность, педагогическая креативность, инновационная деятельность, управленческая деятельность, умение, творчество, творческая деятельность, способность, создание условий, система образования...

Задать вопрос