Системный подход при реализации модульного обучения в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 09.04.2014

Статья просмотрена: 404 раза

Библиографическое описание:

Буркина, В. А. Системный подход при реализации модульного обучения в вузе / В. А. Буркина, Е. И. Титова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 491-492. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10259/ (дата обращения: 20.04.2024).

Исследователи по-разному определяют сущность модульного обучения, на наш взгляд, наиболее полно отражает сущность модульного обучения понятие «система», которое есть «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство». Модульное обучение предполагает освоение обучающимися индивидуальной модульной программы, все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены и, следовательно, может быть признано системой.

Познать целое, целостную систему - это означает отразить в сознании человека, в определенных понятиях, категориях, теориях его внутреннюю природу, его характерные черты и особенности. «Познать целое — значит раскрыть: его сущность, качественную специфику, присущие ему системные, интегративные качества; его состав, количественную и качественную характеристику его частей, компонентов, их координацию и субординацию, главную из частей, то есть ту основу, на которой прежде всего и держится система; его структуру, то есть внутреннюю организацию, взаимосвязь компонентов, установив при этом, почему эти компоненты сочетаются, взаимодействуют именно так, а не иначе; его функции, то есть его активность, жизнедеятельность, равно как и функции частей, установив при этом, как эти последние «работают» на общие функции; его интегративные, системные факторы, механизмы, обеспечивающие целостность системы, ее совершенствование и развитие, взаимодействие; его коммуникации с внешней средой, втом числе связь с более обширным целым, частью которого оно само является.

Преподаватель высшей математики в вузе, как правило, имеет дело со студентами разных факультетов и специальностей в течение одного и того же учебного семестра или учебного года. То есть преподаватель имеет дело с реально существующей системой учебных студенческих групп, в которых изучается высшая математика. Поэтому системный подход при модульном обучении студентов по курсу «Математика» в вузе представляется нам не только возможным и целесообразным, но и необходимым элементом педагогического исследования.

Эффективность системных идей и методов была продемонстрирована при решении задач конструирования сложных технических устройств, при разработке оптимальных методов управления, при исследовании ряда специфических проблем в области биологии, психологии, физики и др. Многие из этих проблем решаются методом системного подхода.

Системность — это неотъемлемое свойство теоретических знаний, которое придает целостность их некоторой совокупности. Системность характеризует наличие в сознании студента структурно-функциональных связей между разнородными элементами научных знаний. Не понимание ими структурных связей между элементами теоретических знаний неизбежно отражается на осмыслении знаний, усвоенных в определенной последовательности; препятствует формированию у студентов системы знаний.

Системный подход обозначает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Эти методы развиваются в рамках отдельных научных дисциплин, междисциплинарных синтезов и общенаучных концепций. Существует несколько разновидностей системного подхода: комплексный, структурный, целостный. Комплексный подход предполагает наличие совокупности компонентов объекта или применяемых методов исследования. При этом не принимаются во внимание ни отношения между компонентами, ни полнота их состава, ни отношения компонентов с целым. Системный подход предполагает изучение состава (подсистем) и структур объекта. При таком подходе еще нет соотнесения подсистем (частей) и системы (целого). При целостном подходе изучаются отношения не только между частями объекта, но и между частями и целым. Системный подход в обучении предполагает один из элементов процесса познания — систематизацию знаний. Чтобы в сознании учащегося создать такую подвижную систему знаний, которая бы адекватно отражала окружающую его действительность, необходимо при обучении запускать в работу такие мыслительные операции у ребенка, как: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, систематизация и т. д. Особое место среди них занимает систематизация, так как в процессе системного освоения знаний изучаемый предмет постигается в его внутренних связях, что позволяет раскрыть присущую ему логику. На наш взгляд, вышеназванным критериям и требованиям системного подхода; структурированию и организации содержания обучения наилучшим образом соответствует модульная программа — это дидактическая конструкция, состоящая из модулей, каждый из которых имеет дидактические цели, достижение которых обеспечивается содержанием учебного материала, дидактическими средствами, комплексами контрольных заданий. С учетом изучения потока информации в рамках модульного обучения возможно изменение системы обучения исходя из фактического состояния и конкретных задач оптимизации. Согласно системному подходу происходит совершенствование модульного обучения исходя из внешних условий: прогресса науки, техники, общественных отношений, успехов психологии, психофизиологии (понятие модуля возникло из знания психофизиологии о модульности человеческого мышления); и исходя из внутренних условий: построения самой системы, функционирования ее компонентов на основе целей и задач обучения, поставленных обществом перед высшей школой, определение своих целей и задач обучения по предмету, организация индивидуальной самостоятельной деятельности для более способных студентов, индивидуальный подход к специфике каждого предмета, изменение основных модулей и их содержания, изменение условий проведения рейтинга, определения процентного соотношения между контрольными и дополнительными модулями.

В силу выше перечисленных фактов о системном подходе, можно сказать, что особенно эффективно его применение к процессу обучения, так как здесь наиболее полно реализуются его функции как способа организации процесса мышления и средства активизации мышления. В рамках модульного обучения системный подход так же выступает как средство упорядочения информации о изучаемом предмете, потому что он представляет информацию в виде системы, включает систему в иерархию систем в качестве подсистемы и в качестве надсистемы. Это упорядочение играет важную роль в процессе обучения.

Таким образом, описанная система модульного обучения позволяет развивать познавательную активность и организационные умения (целеполагание, выбор уровня усвоения и пути освоения учебного материала и т. д.), что обеспечивает не только индивидуализацию обучения, но и развивает самостоятельность как сложное, интегральное качество личности.

Литература:

1.                 Акимова И. В., Губанова О. М., Титова Е. И. Возможности реализации модульного подхода при обучении бакалавров педагогических специальностей на примере темы «Введение в алгебру логики»// Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 230.

2.                 Ермолаева Е. И. Систематизация математических знаний у студентов строительных специальностей в рамках модульного обучения// Наука и школа. 2008. № 1. С. 33–37.

3.                 Ермолаева Е. И. Особенности реализации модульного обучения в системе высшего образования// В мире научных открытий. 2010. № 4–5. С. 109–110.

4.                 Уёмов А. И. Системный подход и общая теория систем. — М., 1978. — 272с.

Основные термины (генерируются автоматически): системный подход, модульное обучение, высшая математика, процесс обучения, учебный материал.


Похожие статьи

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

модуль, модульное обучение, учебный материал, дисциплина, учебный процесс, учебная дисциплина, управление качеством, процесс обучения, модульный подход, Высшее профессиональное образование.

О некоторых приоритетах модульного обучения в вузе

...модульное обучение, высшая математика, студент, модуль, учебный материал, учебная деятельность, самостоятельная работа, модульная система, модульная программа, учебный процесс.

Системный подход при реализации модульного обучения в вузе.

Реализация модульного обучения в вузе применительно к курсу...

Рассмотрим особенности реализации модульного обучения применительно к курсу математики.

1) интегрировать и дифференцировать содержание обучения математике путем группировки проблемных модулей учебного материала, обеспечивающих разработку...

Модульная технология обучения как средство повышения...

Основные термины (генерируются автоматически): обучающий модуль, студент, учебный материал, модульная технология, модульное обучение, поставленная

Моделирование как средство повышения эффективности обучения математике в профессиональных колледжах.

О некоторых вопросах построения модульного обучения в вузе

Основные термины (генерируются автоматически): модульное обучение, учебный материал, учебный элемент, занятие

Реализация модульного обучения в вузе применительно к курсу математики.

Системный подход при реализации модульного обучения в вузе.

Модульное обучение как педагогическая технология

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульной представления учебной

Новый подход к организации образовательного процесса основывался на философии «обучения, в центре, которого стоит тот, кто учится».

Модульные технологии обучения в вузе | Статья в сборнике...

Ключевые слова: блочно-модульное обучение, проблемное обучение, учебная проблема

В зависимости от объема учебного материала в модульном обучении выделяют

– знание конечных результатов обучения; – контроль в процессе освоения учебного материала.

Модульное обучение как один из способов повышения качества...

модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая образовательная технология, модульная система обучения, модульный блок, выбор форм.

Рекомендации для преподавателей по использованию технологии...

модульное обучение, студент, модуль, преподаватель, возможность, сравнительный анализ, традиционное обучение, учебный материал, учебный процесс.

Похожие статьи

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

модуль, модульное обучение, учебный материал, дисциплина, учебный процесс, учебная дисциплина, управление качеством, процесс обучения, модульный подход, Высшее профессиональное образование.

О некоторых приоритетах модульного обучения в вузе

...модульное обучение, высшая математика, студент, модуль, учебный материал, учебная деятельность, самостоятельная работа, модульная система, модульная программа, учебный процесс.

Системный подход при реализации модульного обучения в вузе.

Реализация модульного обучения в вузе применительно к курсу...

Рассмотрим особенности реализации модульного обучения применительно к курсу математики.

1) интегрировать и дифференцировать содержание обучения математике путем группировки проблемных модулей учебного материала, обеспечивающих разработку...

Модульная технология обучения как средство повышения...

Основные термины (генерируются автоматически): обучающий модуль, студент, учебный материал, модульная технология, модульное обучение, поставленная

Моделирование как средство повышения эффективности обучения математике в профессиональных колледжах.

О некоторых вопросах построения модульного обучения в вузе

Основные термины (генерируются автоматически): модульное обучение, учебный материал, учебный элемент, занятие

Реализация модульного обучения в вузе применительно к курсу математики.

Системный подход при реализации модульного обучения в вузе.

Модульное обучение как педагогическая технология

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульной представления учебной

Новый подход к организации образовательного процесса основывался на философии «обучения, в центре, которого стоит тот, кто учится».

Модульные технологии обучения в вузе | Статья в сборнике...

Ключевые слова: блочно-модульное обучение, проблемное обучение, учебная проблема

В зависимости от объема учебного материала в модульном обучении выделяют

– знание конечных результатов обучения; – контроль в процессе освоения учебного материала.

Модульное обучение как один из способов повышения качества...

модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая образовательная технология, модульная система обучения, модульный блок, выбор форм.

Рекомендации для преподавателей по использованию технологии...

модульное обучение, студент, модуль, преподаватель, возможность, сравнительный анализ, традиционное обучение, учебный материал, учебный процесс.

Задать вопрос