Технология кейс-стади как разновидность деловой игры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 09.04.2014

Статья просмотрена: 3128 раз

Библиографическое описание:

Рабцевич, А. А. Технология кейс-стади как разновидность деловой игры / А. А. Рабцевич, В. Э. Валиуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 554-555. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10231/ (дата обращения: 19.04.2024).

Рассмотрим технологию кейс-стади как разновидность деловой игры и ее обучающие возможности. Существует несколько подходов к определению технологии обучения с использованием кейс-стади. Среди множества синонимов этого определения называются «метод изучения ситуаций», «метод деловых историй» а, также просто «метод кейсов».

В российской литературе чаще всего можно встретить упоминания о методе анализа конкретных ситуаций (АКС), методе использования деловых ситуаций, кейс-методе, ситуационных задачах.

Шимутина Е. отмечает, что главная цель кейс-технологии − это обучение личное и групповое: обучение анализу информации по различным специальностям, как правило в правовых или экономических практиках, сортировка ее для решения поставленной задачи, выявление ключевых проблем, генерация альтернативных путей решения и их оценка, выбор оптимального решения и формирование программы действий и т. п.

По мнению Е. Шимутиной, кейс-технология — это такая технология обучения, которая представляет собой методики анализа настоящих практических ситуаций. К наиболее полезным для обучения кейс-технологиям, она относит:

-       метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, кейс-стади);

-       метод инцидента;

-       метод ситуационно-ролевых игр;

-       метод разбора деловой корреспонденции;

-       игровое проектирование;

-       метод дискуссии. [5, С. 29–30]

История возникновения метода анализа конкретных ситуаций относится к началу XX в., он возник в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Изначально и впредь главной особенностью метода остается изучение участниками прецендентных ситуаций, т. е. случившихся в прошлом ситуаций из деловой практики и подробный разбор и анализ этих ситуаций.

Батоврина Е. В. отмечает, что главное достоинство использования метода конкретных ситуаций при обучении является возможность примения заданных теоретических знаний в практических ситуациях, развивать навыки и способности, которые могут пригодится в деятельности в различных сферах, развиваются умения принятия решений, работы в команде, планирования дальнейшей деятельности и др.

Таким образом, сущность методики кейс-стади основана в отработке студентами конкретных проблем из практики современных компаний организаций и способов решения наиболее типичных проблем и методики их решений. [2.С. 138–140], т. е. слушателям обычно даётся описание конкретной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована и представлена как реальная.

Первый этап реализации метода кейс-стади заключается в том, что участник обсуждения должен ознакомиться с поставленной задачей или проблемой и обдумать способы её решения.

На втором этапе происходит обсуждение в группах приведённого случая из практики. Во время группового обсуждения происходит анализ большого количества непридуманных проблем, таким образом, вырабатываются стереотипы при решении, и, если в дальнейшей практической деятельности попадут в аналогичную ситуацию, у них появится возможность использовать полученный опыт.

В своей статье Б. Андюсев рассматривает использование кейс-технологии в обучении как способ, позволяющий развиваться качествам: активности, инициативе, самостоятельности, умением сотрудничать с товарищами, навыкам формирования собственного мнения, развитию коммуникативных навыков и умению конкретно формулировать собственные мысли. Он отмечает, что как правило кейс-подход может применяться при проведении открытых дискуссий, групповых опросов, при проведении экзаменов. [1, с. 61–65]

Таким образом, кейс-технология является интерактивной технологией применяемой, в краткосрочном обучении с использованием реальных или вымышленных, приближенных к реальным, ситуаций, ставящая своей главной целью не освоение теоретических знаний, а выработку у учащихся практических навыков и умений ориентироваться в реальных бизнес-ситуациях. Главная задача данного метода развитие способностей проработки различных проблем и поиска решений, научения навыкам быстро и качественно работать с информацией.

По мнению А. С. Еремина, использование мирового опыта по работе с кейсами не может быть немедленно и без каких-либо проблем и оговорок скопировано и перенесено в российские условия. Возможность создания кейса по западному образцу при обучении в России ограничена следующими причинами:

-       стоимостью разработок при отсутствии должного уровня оплаты труда разработчиков;

-       необходимостью детальных сведений о компании, к которым должны быть допущены преподаватели;

-       нежелание многих компаний предоставлять внутреннюю информацию и публиковать информацию о выгодном рынке;

-       некоторые организации могут настаивать на неразглашении коммерческой тайны. [4.С. 15–36].

Используя работы А. С. Еремина, рассмотрим общие требования к разработке кейсов, к выбору главных составляющих и особенных черт кейса, выбору структурной и текстовой составляющей кейса. Многими авторами высказывается мысль о том, что необходимо обязательно учитывать отношение студентов к теме проводимого кейса: участников как правило будут интересовать те задания, в которых моделируются ситуации с позиции лица, использующего решающие для разрешения проблемной ситуации способы и решения.

Постановка целей будущего кейса должна начинаться с формирования глоссария понятий, характеристики концепций и теорий, инструментов и теорий, изучаемых в курсе, а также характеристики проблем и трудностей, с которыми есть вероятность столкновения при практическом использовании представленных в ситуации материалов. Проводится подробный анализ предполагаемых трудностей при решении кейса.

Автор обращает особое внимание на тот факт, что план кейса является основополагающим документом, определяющим основу и цель кейса, его организацию, наполнение кейса информацией и способам завершения.

В теории проведения технологии кейс-стади как правило можно выделить пять основных компонентов плана кейса: вводный параграф, краткое описание целей обучения, схема.

Завершая обзор метода кейс-стади проведем обобщение основных признаков метода кейс-стади:

1)                  обязательное присутствие модели социально-экономической системы, анализ состояния в определенный момент времени будет проводиться участниками и использования реально существующих организационных проблем про факту;

2)                  чем больше количество участников, чем больше количество выдвинутых мнений, решений, способов и точек зрения на поставленные проблемы, тем качественнее будут принятые коллегиальные и групповые решения;

3)                  важной составляющей участия в решении предложенной ситуации является максимальная самостоятельность и независимость мнения каждого участника, наличие у каждого права на ошибки, взаимный обмен мнениями и информациекй;

4)                  исходной посылкой при проведении кейс стади является тезис о множестве правильных решений, вариативность при решении поставленных задач;

5)                  при участии в кейс-стади приоритетным является групповое оценивание полученных результатов;

6)                  организатор занятия проводит обучаемых через все этапы сценария и исполняет функции эксперта, катализатора учебного процесса и тренера.

Сделаем выводы:

Метод кейс-стади (кейс-метод, case-study) наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом.

Метод кейс-стади относится к интенсивным технологиям активного обучения, он является интерактивным, ориентированным на сотрудничество и деловое партнерство, так как работа происходит в группах.

Таким образом, основными итогами применения кейс-стади кроме полученных знаний, являются профессиональные практические навыки, а также обогащение системы ценностей, разнообразие профессиональных позиций, жизненных установок, многовариативность в мироощущении и миропонимании.

Литература:

1.             Андюсев Б. Кейс-технология — инструмент формирования компетентностей // Директор школы. — 2010. — № 4. — С. 61–65.

2.             Батоврина Е. В. Кейс-стади как метод обучения специалистов в области управления // Педагогические науки. — 2009. — № 1. — С. 138–140.

3.             Еремин А. С. Обеспечение учебной работы с использованием кейс-метода // Инновации в образовании. — 2010. — № 4. — С. 77–90.

4.             Еремин А. С. Разработка и апробация кейсов // Инновации в образовании. — 2010. — № 3. — С. 15–36.

5.             Шимутина Е. Кейс-технологии активного обучения // Учитель. — 2009. — № 3. — С. 29–30.

Основные термины (генерируются автоматически): ситуация, метод анализа, навык, обучение, поставленная задача, проблема, решение, технология обучения.


Похожие статьи

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Для решения любой проблемной ситуации, необходим весь арсенал методов, приемов, в том числе педагогических технологий.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, проблемная ситуация, проблема, знание, ситуация, противоречие, задача...

Современные подходы к уроку | Статья в сборнике международной...

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог

Цель этапа: поиск решения учебной задачи. ‒ Способы: диалог, групповая или парная работа.

На данном этапе ценным является научить ребёнка увидеть проблему, обозначить, поставить её.

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

Так, по преобладающим способам, методам и средствам обучения технологии делятся на репродуктивные

В-четвертых, для решения поставленных задач всегда целесообразно создавать (провоцировать) проблемные (мотивационные) ситуации.

Метод кейсов в процессе обучения математике

Кейс-метод нередко называют методом анализа конкретных ситуаций.

Обучающимся нужно проанализировать эту ситуацию, найти возможный вариант решения обозначенной проблемы

При этом поставленная проблема может не иметь однозначного решения.

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

Технология проблемного обучения [1] — это создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной

Обсуждают решение задачи, делают вывод, записывают формулу в тетради. Задачи с несформулированным вопросом.

Технология конструирования ситуационных задач в содержании...

учебные ситуации, основной задачей которых выступает обучение

научно-исследовательские ситуации, ориентированные на осуществление исследовательской

...знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) учащихся в данной ситуации.

Проблемно-диалогическое обучение как способ решения...

В реализации поставленных обществом задач по обучению иностранным языкам важную роль играют методы

8. Владеете ли вы навыками анализа проблемных ситуаций и нахождения нестандартных

Решение проблем. Результат. Данное занятие, с применением технологии...

Ситуационная задача как один из современных методических...

В ситуационной задаче — это решение заданий по таксономии целей Б. Блума. Познавательные УУД — а) ОБЩЕУЧЕБНЫЕ — метод ситуационного анализа; поиск и

Анализ: перенос информации вновую ситуацию: выявление проблем, взаимосвязей.

Использование проблемного обучения на занятиях физики в вузе

проблемная ситуация, проблемное обучение, занятие, обучающийся, высшее образование, лабораторное занятие, мыслительный процесс, техническое средство обучения, решение проблемы, задача.

Похожие статьи

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Для решения любой проблемной ситуации, необходим весь арсенал методов, приемов, в том числе педагогических технологий.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, проблемная ситуация, проблема, знание, ситуация, противоречие, задача...

Современные подходы к уроку | Статья в сборнике международной...

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог

Цель этапа: поиск решения учебной задачи. ‒ Способы: диалог, групповая или парная работа.

На данном этапе ценным является научить ребёнка увидеть проблему, обозначить, поставить её.

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

Так, по преобладающим способам, методам и средствам обучения технологии делятся на репродуктивные

В-четвертых, для решения поставленных задач всегда целесообразно создавать (провоцировать) проблемные (мотивационные) ситуации.

Метод кейсов в процессе обучения математике

Кейс-метод нередко называют методом анализа конкретных ситуаций.

Обучающимся нужно проанализировать эту ситуацию, найти возможный вариант решения обозначенной проблемы

При этом поставленная проблема может не иметь однозначного решения.

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

Технология проблемного обучения [1] — это создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной

Обсуждают решение задачи, делают вывод, записывают формулу в тетради. Задачи с несформулированным вопросом.

Технология конструирования ситуационных задач в содержании...

учебные ситуации, основной задачей которых выступает обучение

научно-исследовательские ситуации, ориентированные на осуществление исследовательской

...знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) учащихся в данной ситуации.

Проблемно-диалогическое обучение как способ решения...

В реализации поставленных обществом задач по обучению иностранным языкам важную роль играют методы

8. Владеете ли вы навыками анализа проблемных ситуаций и нахождения нестандартных

Решение проблем. Результат. Данное занятие, с применением технологии...

Ситуационная задача как один из современных методических...

В ситуационной задаче — это решение заданий по таксономии целей Б. Блума. Познавательные УУД — а) ОБЩЕУЧЕБНЫЕ — метод ситуационного анализа; поиск и

Анализ: перенос информации вновую ситуацию: выявление проблем, взаимосвязей.

Использование проблемного обучения на занятиях физики в вузе

проблемная ситуация, проблемное обучение, занятие, обучающийся, высшее образование, лабораторное занятие, мыслительный процесс, техническое средство обучения, решение проблемы, задача.

Задать вопрос