Дети и подростки как группа риска формирования информационной зависимости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 03.04.2014

Статья просмотрена: 623 раза

Библиографическое описание:

Демьянова, Е. Г. Дети и подростки как группа риска формирования информационной зависимости / Е. Г. Демьянова, А. А. Колесник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 946-948. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9979/ (дата обращения: 25.04.2024).

Статья посвящена негативным последствиям влияния средств массовой информации на психоэмоциональную сферу детей и подростков и необходимости концентрации усилий педагогов для решения указанной проблемы.

Ключевые слова:зависимое поведение, информационный стресс, интеллектуальное развитие, школьная успеваемость, средства массовой информации.

Серьезной социально-психологической проблемой, о которой активно заговорили в последние годы, стала информационная зависимость, то есть зависимость от средств массовой информации (СМИ) и прежде всего от телевидения и сети Интернет. При этом именно дети и подростки являются основной группой риска при формировании данного вида аддикции.

В этой связи необходимо отметить, что неограниченное общение со СМИ вызывает у ребенка информационный стресс: сознание школьника, и без того переполненное учебной информацией, не справляется с ежегодно увеличивающимися объемами «внешкольных знаний». В школе эти дети бывают обычно вялыми, плохо концентрируют внимание на учебном процессе, хуже соображают при решении задач. У них развиваются раздражительность, повышенная возбудимость, впечатлительность, поэтому они часто ссорятся с одноклассниками, становятся неуживчивыми и обидчивыми. В результате интеллектуальное развитие таких детей замедляется, школьная успеваемость соответственно так же снижается, ухудшаются черты характера.

Так исследование, проведенное университетами Стэнфорда и Джона Хопкинса, свидетельствует о том, что дети, активно смотрящие телевизор или имеющие его в своей спальне, учатся значительно хуже своих сверстников. Чрезмерный просмотр телевизора ухудшает результаты школьной успеваемости [3; 6; 11; 18; 20]. Дети, проводящие много времени за компьютером или телевизором, как правило, мало читают или почти ничего не читают, их интересы сужаются до размеров экрана. Постоянное облучение приводит к резкому истощению нервной системы. В результате память у таких детей слабеет, они, как уже отмечалось, начинают хуже учиться, становятся вялыми, безынициативными.

Серьезным негативным фактором информационного воздействия является то, что в результате длительного «общения» с телевизором (компьютером) может наблюдаться ухудшение взаимоотношения детей и подростков с родителями. Они становятся малопослушными, на требования или просьбы оторваться от телевизора реагируют скандалом, слезами. Здесь важно отметить, что дети настолько вживаются в мир, показываемый по телевидению, что стремятся жить по его заповедям. Телевидение вольно или невольно кодирует поведение ребенка и подростка, заставляя их жить по законам виртуального мира. Кодирование при этом может быть как прямым, так и опосредованным: у детей вырабатывается своеобразный психологический стереотип поведения и мышления. Безусловно, это приводит к бездуховности, развитию эгоизма, бездушия, жестокости. При этом особенно опасны для психического и интеллектуального развития детей электронные игры и специальные электронно-игровые приставки для телевизоров. Электронные игры настолько увлекают детей, что они забывают обо всем на свете. Часами без отрыва могут сидеть у экрана телевизора или с электронной игрушкой [1; 5; 8; 10; 16].

Дополнительной опасностью негативного воздействия СМИ являются вседозволенность и фактическое отсутствие каких бы то ни было ограничений. Эта проблема многоаспектна. Здесь можно говорить и о скрытой пропаганде насилия, и об искусственном формировании общественного мнения, и об агрессивном вторжении рекламы в нашу жизнь. Фактическое отсутствие ограничений в сфере СМИ приводит также и к духовным болезням, то есть искажению духовно-нравственной парадигмы подрастающего поколения, ориентации на чуждую культуру с ее акцентом на материальные блага.

Так по данным ЮНЕСКО, 93 % современных детей смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около 4 часов в день, что намного превосходит время их общения со взрослыми [2; 4; 7; 9]. Это, безобидное на первый взгляд, занятие вполне устраивает не только детей, но и их родителей, ребенок не пристает, ничего не просит, не безобразничает, не подвергается риску и, в то же время, получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая ребенку новые видеокассеты или компьютерные игры, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным.

Однако в последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни `дефицит концентрации` (A Hetion Deficit Disorder). Этот вид заболевания особенно ярко проявляется при обучении и характеризуется спонтанностью, гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений. Однако эти многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. Им необходима постоянная внешняя стимуляция.

Факт, который отмечают многие педагоги — резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного внутреннего содержания отражается на отношениях детей. Им не интересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

За последние 50 лет проведены тысячи исследований о воздействии телевидения на психическое и интеллектуальное здоровье человека. Все больше и больше экспертов находят связь между чрезмерным пребыванием детей и подростков у телеэкрана и плохим поведением. Возросшее внимание к данной проблеме в нашей стране связано с тем, что в настоящее время в России очень высок уровень детской и подростковой преступности. Вот почему все большую значимость приобретают вопросы, связанные с механизмами социального, психологического, рекреационного воздействия медиасредств на детскую аудиторию. Вопросы, связанные с предохранением ее от негативного влияния сцен насилия на экране, защитой права ребенка получать не наносящую ему вред аудиовизуальную информацию [12; 15; 17].

Сейчас многие родители жалуются, что дети не хотят читать. Такая ситуация наблюдается даже в тех семьях, где книги были всегда в почете, и семейная библиотека собиралась не одним поколением родственников. Ослабление привычки читать, снижает способность мыслить, поскольку именно чтение является комплексной ключевой способностью, обеспечивающей психическое, социальное и интеллектуальное развитие человека. И здесь речь идет не только о знаниях, но и о воображении, памяти, интуиции, фантазии. Таким образом, на современном этапе информационная зависимость становиться не только социально-психологической, но и дидактической проблемой, на решение которой должны быть направлены усилия ведущих педагогов [13; 14; 19].

Литература:

1.                  Бахтин, Ю. К. Изучение образа жизни студентов педагогического вуза методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // сборник: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Министерство образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского»; науч. ред.: А. Г. Гущин. 2010. с. 142–146.

2.                  Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению наркотиков и курению табака // Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3. с. 456.

3.                  Буйнов, Л. Г. Психофизиологическая адаптация человека к укачиванию / Л. Г. Буйнов, А. В. Соловьев // Российская оториноларингология. 2013. № 6 (67). с. 16–19.

4.                  Буйнов, Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема / Л.Г, Буйнов, Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. с. 242.

5.                  Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе / Л. Г. Буйнов // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.

6.                  Глазников, Л. А. Патогенетический подход к разработке средств и методов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, М.И, Говорун, Л. А. Сорокина, Р. А. Нигмедзянов, А. Е. Голованов // Вестник оториноларингологии. 2012. № 4. с. 33–36.

7.                  Соловьев, А. В. Возможности компьютерной стабилографии для отбора лиц в профессии, связанной с действием знакопеременных ускорений / А. В. Соловьев, Л. А. Глазников, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2013. № 6 (67), с. 118–120.

8.                  Соломин, В. П. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.

9.                  Соломин, В. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета // В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6. с. 730–732.

10.              Соломин, В. П. Полвека на службе медико-профилактического образования студентов педагогического ВУЗа // Л. Г. Буйнов, В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. П. Макарова, М. А. Морозов, Г. И. Сопко // Молодой ученый. 2012. № 9. с. 337–345.

11.              Сорокина, Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. № 12. с. 522–524.

12.              Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л. А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29–30.

13.              Сорокина, Л. А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л. А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2–6. с. 1344–1347.

14.              Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. с. 38–46.

15.              Сорокина, Л. А. Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1 (27), с. 97–100.

16.              Сухоруков, Д. В. Профилактика зависимого поведения в контексте образовательного процесса / Сухоруков Д. В., Бойков А. Е. // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 730–732.

17.              Сухоруков, Д. В. Социологические методы исследования аддиктивного поведения / Д. В. Сухоруков, А. А. Богданов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 61.

18.              Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.

19.              Сухоруков, Д. В. Формирование аддиктивного поведения и образовательная модель его профилактики / Сухоруков Д. В., Бойков А. Е. // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 857–860.

20.              Сыромятникова, Л. И. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников / Л. И. Сыромятникова, И. Н. Шпет, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. 2013. № 11. с. 660–662.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, массовая информация, школьная успеваемость, интеллектуальное развитие, информационная зависимость, информационный стресс, подросток, телевизор.


Похожие статьи

Особенности компьютерной зависимости у младших школьников

Полезная информация. Спецвыпуски.

В век информационных технологий, компьютер является неотъемлемой частью жизни, как взрослых, так и детей.

Личностные особенности подростков и риск развития компьютерной зависимости (результаты исследования).

Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости...

Развитие современных технологий связи, сетевой компьютерной обработки информации освободила

Старший школьный возраст сопровождается ускоренным психосоциальным развитием

«Я — житель интернета»: явление интернет-зависимости у детей и подростков.

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, эмоция, успеваемость, высокая успеваемость, достижение успеха, эмоциональное

Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы и интеллектуальных способностей в ранней юности.

«Я — житель интернета»: явление интернет-зависимости у детей...

Изучение взаимосвязи уровня интеллектуального развития со склонностью к наркотической зависимости у подростков. ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков.

Влияние СМИ на личность подростка | Статья в журнале...

Начавшееся в середине XX-го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формирования

Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, подростковый возраст, подросток, ребенок, личность подростка, журнал...

Информационная зависимость как психолого-педагогическая...

Статья посвящена проблеме формирования и развития информационной зависимости, среди молодежи, а так же возможностям

К основным видам средств массовой информации относятся: печатные издания, радиовещание, телевидение и всемирная компьютерная сеть.

Влияние компьютерных игр на успеваемость школьников 9–10 лет

Зависимость успеваемости школьников 9–10 лет от влияния компьютера.

В средствах массовой информации появляется большое количество сообщений, предупреждающих об опасном влиянии

Положительное влияние компьютерных игр на развитие подростков.

Влияние телевидения на формирование информационной...

Влияние же информационных технологий на формирование личности подростка весьма не однозначно и в большей степени вызывает

4. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с...

Похожие статьи

Особенности компьютерной зависимости у младших школьников

Полезная информация. Спецвыпуски.

В век информационных технологий, компьютер является неотъемлемой частью жизни, как взрослых, так и детей.

Личностные особенности подростков и риск развития компьютерной зависимости (результаты исследования).

Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости...

Развитие современных технологий связи, сетевой компьютерной обработки информации освободила

Старший школьный возраст сопровождается ускоренным психосоциальным развитием

«Я — житель интернета»: явление интернет-зависимости у детей и подростков.

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, эмоция, успеваемость, высокая успеваемость, достижение успеха, эмоциональное

Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы и интеллектуальных способностей в ранней юности.

«Я — житель интернета»: явление интернет-зависимости у детей...

Изучение взаимосвязи уровня интеллектуального развития со склонностью к наркотической зависимости у подростков. ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков.

Влияние СМИ на личность подростка | Статья в журнале...

Начавшееся в середине XX-го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формирования

Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, подростковый возраст, подросток, ребенок, личность подростка, журнал...

Информационная зависимость как психолого-педагогическая...

Статья посвящена проблеме формирования и развития информационной зависимости, среди молодежи, а так же возможностям

К основным видам средств массовой информации относятся: печатные издания, радиовещание, телевидение и всемирная компьютерная сеть.

Влияние компьютерных игр на успеваемость школьников 9–10 лет

Зависимость успеваемости школьников 9–10 лет от влияния компьютера.

В средствах массовой информации появляется большое количество сообщений, предупреждающих об опасном влиянии

Положительное влияние компьютерных игр на развитие подростков.

Влияние телевидения на формирование информационной...

Влияние же информационных технологий на формирование личности подростка весьма не однозначно и в большей степени вызывает

4. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с...

Задать вопрос