Влияние кооперации и модернизации на конкурентоспособность медицинского кластера Тутлинген | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 31.03.2014

Статья просмотрена: 292 раза

Библиографическое описание:

Соколова, К. А. Влияние кооперации и модернизации на конкурентоспособность медицинского кластера Тутлинген / К. А. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 607-609. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9942/ (дата обращения: 24.04.2024).

В конце ХХ в. — начале XXI в. в условиях глобализации на мировом рынке происходит усиление конкуренции. В данной статье этот процесс будет рассмотрен на примере кластера медицинских инструментов Тутлингена (Баден-Вюртемберг, Германия). Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время кластеры являются наиболее совершенной формой хозяйствования. Опыт Тутлингена как одного из старейших кластеров интересен с целью изучения того, как он принимает вызовы современности. Помимо развитых стран, конкурентами Тутлингена становятся медицинские фирмы развивающихся стран. Сложившиеся условия заставляют производителей из немецкого кластера снижать цены, повышая при этом качество и внедряя инновации. Необходимо обратить внимание на внутреннюю конкуренцию, существующую в Тутлингене, которая также является жёсткой. Чтобы победить в конкурентной борьбе, фирмам кластера приходится проводить модернизацию и идти по пути кооперации.

Прежде всего, дадим определение таким понятиям, как кластер, конкуренция, конкурентоспособность и модернизация. Именно эти понятия будут основными в нашей статье. Понятие кластера в западной литературе было введено Майклом Портером, который определял кластер как «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определённых областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [1, с. 259]. Соответственно, понятие «медицинский кластер» является более узкоспециализированным. Необходимо заметить, что медицинские кластеры — это очень перспективная и востребованная отрасль. Но, несмотря на это, в мире не так много подобных образований. Наиболее развитые медицинские кластеры находятся в Германии. Помимо Тутлингена, это Берлин, Мюнхен, Гамбург, Райн-Рур. За пределами Германии наиболее известны медицинские кластеры в Пакистане, Венгрии, Франции. Инновационные медицинские кластеры находятся в таких странах, как Швейцария, США, Япония.

Конкуренция — это борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы [2, c. 152]. Это соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. Нужно понимать, что конкуренция — это позитивное явление на рынке, потому что имеет много положительных последствий для потребителя: рост разнообразия товаров и услуг, снижение цен, повышение качества продукции и т. п. Кроме того, интенсивная конкуренция стимулирует внедрение инноваций и производит естественный отбор, оставляя на рынке наиболее сильных производителей. В кластере Тутлинген наблюдается такое явление, как внутренняя конкуренция. Причина кроется в структуре отрасли: в подобных отраслях промышленности новые игроки появляются редко, покупателей не отпугивают высокие цены, поставщики существенного влияния не оказывают, а разработать товар-заменитель довольно сложно. Причём внутренняя конкуренция основывается не на ценовом факторе, а на иных, например, НИОКР. Сильная внутренняя конкуренция даёт более мощный импульс к совершенствованию, в частности, она заставляет фирмы выходить на мировой уровень [3].

Конкурентоспособность — это способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами, устанавливаемыми продавцами товаров [4]. Конкурентоспособность зависит от склонности промышленности к инновациям и модернизации. Компании достигают преимущества относительно сильнейших конкурентов благодаря давлению и брошенным вызовам. Они выигрывают от присутствия на рынке сильных внутренних соперников и требовательных покупателей [1, c. 205].

Модернизация — это усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Модернизируются в основном машины, оборудование, технологические процессы [5, c. 4]. Одной из главных целей модернизации является выпуск новой продукции с улучшенными характеристиками. С этой целью тесно связано стремление повысить эффективность парка технологического оборудования, и, следовательно, сократить трудоёмкость производственных процессов [6].

Обозначим основные направления производства в кластере Тутлинген. Они достаточно разнообразны и включают в себя, наряду с классическими, самые передовые отрасли. Сейчас Тутлинген формирует 50 % рынка хирургического оборудования [7, c. 72]. Фирмы Тутлингена производят классические хирургические инструменты, а также имплантаты, эндоскопы, инструменты для минимально инвазивной хирургии. Причём ни одна компания не специализируется на одном виде продукции [8, с. 206].

В кластере Тутлинген наблюдается высокая концентрация производителей, поэтому конкуренция неизбежна. Однако именно она стимулирует модернизацию фирм, а, значит, является положительным явлением. Кроме внутренних, у производителей много внешних конкурентов, которые зачастую действуют агрессивно. Исторически у Тутлингена были конкуренты. Не нужно забывать, что переход к производству хирургических инструментов был спровоцирован успехами конкурирующих производителей ножей из Золингена [7, с. 72]. Таким образом, до сих пор Золинген конкурирует с рассматриваемым нами кластером. В настоящее время на рынок выходят развивающиеся страны. Например, серьёзным конкурентом Тутлингена является город Сиялкот в Пакистане. История индустриализации Сиялкота очень   стара. Дамаскские мастера были известны в эпоху Моголов благодаря производству острых мечей и кинжалов. Сейчас в городе производятся и хирургические инструменты. К конкурентам Тутлингена относятся и производители из Пинанга (Малайзия) и Дебрецена (Венгрия). Одним из новых конкурентов Тутлингена является «иранское Сколково» — технопарк «Пардис». Сейчас там выпускаются бескровные плазменные ножи, робот для проведения биопсии и другие инновационные продукты. Учитывая то, что имплантаты и электромедицина становятся всё наиболее востребованными областями медицинской инженерии, развитые страны развивают производство в этих направлениях. Например, Швейцарское плато, самый заселённый и важнейший для экономики страны регион, специализируется на производстве ортопедических имплантатов. Япония и США наиболее сосредоточенны на электромедицине. В частности в Миннеаполисе существует большой кластер, специализирующийся на электромедицине и ортопедии. Однако, кроме зарубежных, Тутлинген имеет конкурентов и на территории Германии. Это Эрланген, где сосредоточено большое количество предприятий концерна Siemens AG.Этот концерн известен внедрением инноваций, в том числе и в области производства медицинской техники. Кроме этого, конкурирующие предприятия есть в Мюнхене, Гамбурге, Рейн-Руре.

Как мы уже упоминали, в Тутлингене присутствует внутренняя конкуренция, причём она развита сильнее, чем кооперация. Для такого поведения есть причины. Прежде всего, это исторический опыт. Дело в том, что в ХХ веке из-за узкой специализации участились случаи копирования одной фирмой технологий фирм-конкурентов. Это продолжается и сейчас, поэтому компании скрывают свои производственные планы [9, c. 24]. Также серьёзной проблемой для крупных фирм кластера является то, что квалифицированные рабочие увольняются с целью открыть собственное дело. Фирма не только теряет специалиста, но и получает нового конкурента. В результате, большинство компаний Тутлингена работают в относительной изоляции друг от друга. Однако молодые специалисты склонны к более открытому поведению, что может стать базисом для изменений в будущем [8, c. 212].

Хотя конкуренция и является положительным вялением в экономике, для кластера она может оказаться губительной. Кластерная теория подчёркивает важность сотрудничества между фирмами. Поэтому в Тутлингене принимаются различные меры для усиления кооперации. В 1989 году была создана частная организация AGIG как форум, предлагавший услуги для небольших компаний-производителей, например, шоу-румы для продукции, организация выставок-продаж. Несмотря на скептическое отношение к данной инициативе со стороны фирм, встречи форума проходят регулярно, хотя участников не так много. Наиболее впечатляющим примером совместных действий является пример Gebrüder Martin и Medicon, основанных в 1923 году и 1941 году соответственно. Совместно поставляя на рынок свою продукцию, они смогли противостоять самой крупной фирме кластера. Фирмы согласовывают производственные ряды, так что каждая компания выпускает определённые приборы, что способствует достижению синергетического эффекта, экономии и снижению конкуренции. Со временем проявилось и другое достоинство совместной работы компаний: и Medicon, и Martin являются признанными мировыми брендами, что в настоящее время имеет большое значение. Более того, работая вместе, компании могут предоставить комплексную программу для учреждений здравоохранения и постоянно увеличивать инновационную составляющую в производстве. Однако такая кооперация далеко не бесконфликтна. Различные стратегии и цели привели к тому, что компании находятся на разных уровнях развития. Сильные члены часто пытаются изменить правила игры в свою пользу. Групповые стратегии часто приводят к разногласиям. Следствием этого может стать выход наиболее сильного члена из группы. Однако, действуя в одиночку, он не достигнет такого же эффекта, как в группе. Подобные ассоциации, нацеленные на кооперацию, создавались в Тутлингене несколько раз. Но они распадались из-за внутренних противоречий, а также из-за меркантильного поведения их членов. Таким образом, позитивный опыт кооперации Medicon и Gebrüder Martin не является достаточным для того, чтобы преодолеть недоверие в кластере [8, c, 213].

В связи с усиливающейся конкуренцией, Тутлингену приходится прилагать много усилий в сфере модернизации. Перед кластером стоит много вызовов времени: улучшать качество, снижать цену, разрабатывать новое оборудование. Для достижения своих целей кластеру необходимы эффективное управление инновационными процессами и исследованиями, а также освоение новых технологий производства. Важно заметить, что модернизация требует стабильного инвестирования [8, c. 210]. Какими же методами крупные фирмы проводят модернизацию? Прежде всего, это механизация. Более передовое производственное оснащение — важный шаг в совершенствовании производимых товаров. Довольно выгодным для фирм может быть концентрация на производстве имплантатов и эндоскопов как редких и высокотехнологичных инструментов. Часто фирмы прибегают к альянсу с другими компаниями (например, с фармацевтическими) для того, чтобы поставки конечным покупателям (больницам) были наиболее полными и охватывали несколько областей. Что касается небольших предприятий, то самостоятельно они в большинстве своём не могут достойно реагировать на вызовы. Их слабости заключаются в небольшом числе сотрудников, зависимости от покупателей, небольшой технологической базе, маленьком объёме производства. Однако кооперация и совместные действия позволяют маленьким фирмам развиваться. Причём положительных примеров кооперации гораздо больше, чем отрицательных. Именно таким образом небольшие компании могут проводить модернизацию и оставаться на плаву [8, c. 212].

Вышеизложенная информация позволяет сделать несколько выводов. Различные виды конкуренции имеют разный экономический эффект. Внешняя конкуренция стимулирует развитие компаний, а внутренняя приводит к росту недоверия в кластере, что противоречит кластерной теории, декларирующей открытость и взаимодействие. Конкуренция стимулирует модернизацию с целью увеличения производительности труда и уменьшения затрат. Что касается кооперации, то она способствует развитию предприятий, модернизации и повышению конкурентоспособности. Иными словами, синергетический эффект проявляется в результате совместных действий. В выигрыше остаются все участники кооперации, так как вместе они более эффективно противостоят вызовам и развивают технологии.

Литература:

1.             Портер Майкл. Конкуренция. — М.: «Вильямс». 2003 г. 602 с.

2.             Долан Э., Линдсей Д. Макроэкономика. — СПб.: Питер. 2004 г. 480 с.

3.             Фомичев В. И. Международная торговля. Теория конкурентных преимуществ Майкла Портера. URL: http://polbu.ru/fomichev_inttrading/ch09_all.html

4.             Современный экономический словарь. URL: http://www.slovarnik.ru/html-economica/k/konkurentosposobnost5-tovarov.html

5.             Бодрунов С. Д. Модернизация России — политический лозунг дня / Бодрунов С. Д. // Экономическое возрождение России. — СПб, 2012 г. — № 4 (34). — С. 4–12

6.             Воронин В. И. Эффективная модернизация производства. URL: http://polbu.ru/fomichev_inttrading/ch09_all.html

7.             Владимиров Ю. Л., Третьяк В. П. Экономическая природа кластеров предприятий / Владимиров Ю. Л., Третьяк В. П. // Альманах «Наука. Инновации. Образование». — М.: РИЭПП, 2008 г. — № 7 — С. 72–86

8.             Halder Gerhard. Local upgrading strategies in response to global challenges: the surgical instrument cluster of Tuttlingen, Germany / Halder Gerhard // Local Enterprises in the Global Economy — Issues of Governance and Upgrading. — 2004 — P. 200–232

9.             Halder Gerhard. How does globalization affect local production and knowledge system? The surgical instrument cluster of Tuttlingen, Germany / Halder Gerhard // INEF Report, 2002. — Heft 57. 53 p.

Основные термины (генерируются автоматически): кластер, внутренняя конкуренция, фирма, компания, конкурент, модернизация, AGIG, Венгрия, кластерная теория, синергетический эффект.


Похожие статьи

Теоретический анализ концепта экономического кластера

Конкуренция между локальными фирмами за потребителей, ресурсы и факторы

Отраслевой кластер характеризуется как неформальное объединение компаний в кластер на

Основные термины (генерируются автоматически): кластер, синергетический эффект...

Возможности использования кластерной модели развития...

Поэтому использование кластерной модели организации бизнеса в качестве адекватного инструмента модернизации экономики не имеет альтернативы.

- конкуренция и сотрудничество (как основные виды взаимодействия между фирмами — членами кластера)

О сущности экономического понятия «кластер» | Статья в журнале...

3) наличие связей, между компаниями-участницами кластера.

синергетического эффекта, выраженного в увеличении экономической эффективности и результативности».

— P. 292–301. Бойцов А. С. К вопросу о теории кластеров и кластерном подходе / Бойцов, Костя-ев...

Стратегия развития отраслевого кластера | Статья в журнале...

Основоположник теории кластерного развития экономики М. Портер [2, 3] в процессе исследования конкурентных позиций более 100 отраслей

В рамках кластера наблюдается стандартизация выпускаемой продукции, что приводит к появлению синергетического эффекта.

Региональные инновационные кластеры как инструмент...

Достижения окружения, в свой черед, способствуют увеличению конкурентоспособности компании, создающей конечный продукт.

1. Способствуют положительному эффекту; взаимосвязи внутри кластера ведут к появлению новых методов конкуренции, что...

Кластеры США. Силиконовая долина как пример эффективного...

За последние 500 лет было предложено большое количество теорий, но человечество так и не нашло ответов на данные вопросы.

В настоящее время мировая конкуренция между странами местами переросла в конкуренцию кластеров и кластерного развития регионов.

Классификация кластеров предприятий | Статья в журнале...

Отраслевой кластер – это неформальное сообщество отраслевых и смежных компаний на основе кооперационных и конкурентных связей, и отличающихся способностью взаимного усиления конкурентных преимуществ за счет синергетического эффекта.[3]...

Кластерный подход в развитии фармацевтического рынка: тренд...

Ключевые слова:кластеры, кластерная политика, кластерная инициатива, развитие региональных фармацевтических кластеров, синергетический эффект, инновационная политика.

Кластеру свойственна внутренняя конкуренция [6, с.211], кластер являются...

Кластеры как фактор инновационного развития

Кластер - географически близкая группа связанных компаний и взаимодействующих институтов в специфической области, объединенная общностями и взаимодополнениями.

Кластер – группа фирм, которые функционально связаны как вертикально, так и горизонтально.

Похожие статьи

Теоретический анализ концепта экономического кластера

Конкуренция между локальными фирмами за потребителей, ресурсы и факторы

Отраслевой кластер характеризуется как неформальное объединение компаний в кластер на

Основные термины (генерируются автоматически): кластер, синергетический эффект...

Возможности использования кластерной модели развития...

Поэтому использование кластерной модели организации бизнеса в качестве адекватного инструмента модернизации экономики не имеет альтернативы.

- конкуренция и сотрудничество (как основные виды взаимодействия между фирмами — членами кластера)

О сущности экономического понятия «кластер» | Статья в журнале...

3) наличие связей, между компаниями-участницами кластера.

синергетического эффекта, выраженного в увеличении экономической эффективности и результативности».

— P. 292–301. Бойцов А. С. К вопросу о теории кластеров и кластерном подходе / Бойцов, Костя-ев...

Стратегия развития отраслевого кластера | Статья в журнале...

Основоположник теории кластерного развития экономики М. Портер [2, 3] в процессе исследования конкурентных позиций более 100 отраслей

В рамках кластера наблюдается стандартизация выпускаемой продукции, что приводит к появлению синергетического эффекта.

Региональные инновационные кластеры как инструмент...

Достижения окружения, в свой черед, способствуют увеличению конкурентоспособности компании, создающей конечный продукт.

1. Способствуют положительному эффекту; взаимосвязи внутри кластера ведут к появлению новых методов конкуренции, что...

Кластеры США. Силиконовая долина как пример эффективного...

За последние 500 лет было предложено большое количество теорий, но человечество так и не нашло ответов на данные вопросы.

В настоящее время мировая конкуренция между странами местами переросла в конкуренцию кластеров и кластерного развития регионов.

Классификация кластеров предприятий | Статья в журнале...

Отраслевой кластер – это неформальное сообщество отраслевых и смежных компаний на основе кооперационных и конкурентных связей, и отличающихся способностью взаимного усиления конкурентных преимуществ за счет синергетического эффекта.[3]...

Кластерный подход в развитии фармацевтического рынка: тренд...

Ключевые слова:кластеры, кластерная политика, кластерная инициатива, развитие региональных фармацевтических кластеров, синергетический эффект, инновационная политика.

Кластеру свойственна внутренняя конкуренция [6, с.211], кластер являются...

Кластеры как фактор инновационного развития

Кластер - географически близкая группа связанных компаний и взаимодействующих институтов в специфической области, объединенная общностями и взаимодополнениями.

Кластер – группа фирм, которые функционально связаны как вертикально, так и горизонтально.

Задать вопрос