Образовательные экскурсии в контексте решения проблемы профессионализма современного педагога: опыт и перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 28.03.2014

Статья просмотрена: 1961 раз

Библиографическое описание:

Дьячкова, Т. В. Образовательные экскурсии в контексте решения проблемы профессионализма современного педагога: опыт и перспективы / Т. В. Дьячкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 951-954. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9911/ (дата обращения: 18.04.2024).

Одной из стратегических целей политики государства в области образования является развитие системы непрерывного дополнительного образования и разработка инновационных моделей подготовки и переподготовки педагогических кадров. Это нашло отражение в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «…программы повышения квалификации должны гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, а значит от образовательных потребностей детей» [1,69].

Сегодня дополнительное образования детей — это неотъемлемая часть образовательной системы Тульской области. Возможности образовательных организаций дополнительного образования детей нашей области являются эффективным средством воспитания юных граждан. От кадрового потенциала, творческой активности педагогов в значительной степени зависят качество и результативность деятельности образовательной организации дополнительного образования детей. Принципиально новые условия, в которые попал сегодня педагог дополнительного образования, очевидный диссонанс между его базовой подготовкой и теми реалиями, с которыми сталкивается современная образовательная организация, требуют от каждого работника высокого уровня профессионализма.

В ходе курсов повышения квалификации педагогов наряду с обязательными разделами программы слушателям предлагаются разнообразные модули в виде спецкурсов по выбору в соответствии с профессиональными потребностями слушателей. Образовательный процесс строится как позиционное взаимодействие, где каждый педагог осознает себя причастным к решению профессиональных проблем.

Образовательные программы системы дополнительного образования взрослых в буквальном смысле реализуются в четырех стенах. Сопровождаясь просмотром отдельных занятий педагогов, видеоматериалов конкурсов профессионального мастерства «Сердце отдаю детям», «Воспитать человека», «За нравственный подвиг учителя». Мало кто из педагогов получает от курсовой подготовки настоящее удовлетворение и может заявить, что испытывает радость познания. Таким образом, некоторое время назад у кафедры возникла насущная потребность «оживить процесс» обучения слушателей посредством образовательных (профессиональных) экскурсий. Еще в конце 19 века в Настольном энциклопедическом словаре «экскурсия» определяется «как поездка с учебной или научной целью». В. А. Сластенин характеризует экскурсию как: «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т. д». [4, 423]. В нашем случае предприятие — это образовательная организация. В. А. Герд дает следующее определение: «Экскурсия — это форма общественно-просветительной работы, при которой группа лиц (экскурсантов) под руководством более сведущего лица (руководителя) изучает явление в его естественной обстановке» [1, 12].

«Движение — это жизнь» — так говорили наши предки. Мы считаем необходимым, ввести в процесс обучения на курсах элементы живой педагогической жизни, дающей педагогу — практику возможность ощутить меру своей сопричастности к педагогическому сообществу Тульского региона и России в целом. В свою очередь, мера сопричастности педагога определяется уровнем его профессиональной подготовки и наличием ценностно-смысловых установок. Профессиональный стандарт педагога отмечает: «Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации».

В п. 4.2. часть вторая «Воспитательная работа» указывается на то, что педагог должен:

-       владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

-       владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся [3, 10].

Таким образом, для себя мы определили основную задачу образовательной (профессиональной) экскурсии как придание процессу приобретения педагогами знаний лежащих не мертвым грузом, а интегрированных с реальной жизнью. Освещая опыт организации профессиональных экскурсий на Первом Межрегиональном образовательном форуме «Позиция современника: прошлое, настоящее, будущее» в рамках работы Межрегиональной научно-практической конференции «Современные технологии повышения квалификации учителей на основе системы образовательных экскурсий и маршрутов» (г. Москва, ноябрь 2013г.), мы отметили большую заинтересованность педагогов России в организации и проведении подобного рода экскурсий.

Характеризуя место экскурсионной деятельности в работе с педагогами, мы считаем, целесообразным сочетание образовательных экскурсий с посещением культурно-исторических объектов нашего региона по заранее разработанному маршруту. Погружение педагогов в иную (культурную) среду дает возможность черпать из первоисточников богатейший материал для воспитания детей и молодежи в духе национальных традиций. В настоящее время актуальным является трансформация педагогического наследия и идей наших великих земляков (Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, А. Т. Болотова и др.) под содержание дополнительных общеобразовательных программ. Особенно важно в рамках профессиональных экскурсий познакомить педагогов с творчеством великих художников, мастеров, деятелей культуры нашего края. Профессиональные экскурсии способствуют активному самоопределению педагога, научают выстраивать взаимоотношения с различными людьми.

При подготовке и проведении образовательных экскурсий мы обратили внимание на следующий аспект. Среди педагогических работников, принимающих непосредственное участие в экскурсии, мы наблюдаем различные категории педагогов — экскурсантов.

Iкатегория. Внее входят педагоги, которые хотят «все знать», и при проведении экскурсии необходимо представлять самые интересные объекты культурно-исторического наследия нашего края и лучшие практики в системе дополнительного образования детей («опыт лучших»). Все педагоги данной категории сходны в своем желании получить новые знания, выстроить новые профессиональные связи, их привлекают экскурсий различной тематики.

IIкатегория. Сюда мы относим педагогов, которые имеют широкий круг знаний и проявляют определенный интерес к одной из профессиональных областей знаний. Нередко они ставят задачу дополнить свои знания или внести коррективы в свою профессиональную деятельность по интересующей их проблеме или теме, поэтому они тщательно выбирают тему предстоящей экскурсии. Участников экскурсий, отнесенных к этой категории, можно назвать, «педагоги, развивающие (детализирующими) свою точку зрения». Таких экскурсантов интересуют не экскурсии вообще как форма культурно — образовательного досуга, а только экскурсии на определенную тему. Соответственно, работа с педагогами данной категории требует от нас постоянного расширения экскурсионной тематики.

IIIкатегория. Кней относятся педагоги, которые стремятся заполнить свою профессиональную жизнь по возможности интересными событиями без четко определенной цели. Поэтому, в начале экскурсии педагоги обычно имеют смутное представление о самой сути мероприятия, вкотором решили участвовать (их мотивация — «просто хочется сменить обстановку, отвлечься»). Однако, в ходе экскурсии, увлеченные рассказом экскурсовода, представленными педагогическими практиками они начинают интересоваться объектами показа, становятся активными участниками события.

Целесообразно на наш взгляд, выделить ключевые этапы проводимых нами образовательных (профессиональных) экскурсий:

-        подготовка,

-        проведение,

-        осмысление результатов и подведение итогов деятельности педагогов в рамках реализации экскурсии,

-        интерпретация педагогами полученного опыта в программы своего образовательной организации.

-        фиксация результатов (в «Портфолио отзывов» кафедры).

Традиционным для нас становится реализация практики проведения образовательных (профессиональных) экскурсий в рамках курсов повышения квалификации педагогических команд отдельных образовательных организаций (корпоративное повышение квалификации). В настоящее время мы начинаем реализацию практики организации профессиональных экскурсий вне курсовой подготовки (по заявке образовательной организации или отдельных педагогов).

Приступая к реализации намеченного, из числа наиболее «продвинутых» педагогов на сегодняшний момент создана творческая микрогруппа по выстраиванию образовательных маршрутов, подготовлена картотека «Адреса педагогического опыта», систематически собираются запросы педагогов региона по проблемам различной тематики, разрабатываются программы экскурсий. Мы считаем очень перспективным для повышения качества проводимых нами экскурсий, привлечение педагогов, реализующих программы туристско–краеведческой направленности в роли тьюторов и экскурсоводов.

Непосредственное взаимодействие различных педагогических практик в рамках профессиональных экскурсий способствует созданию единого образовательного пространства нашего региона. Образовательные экскурсии во многом меняют уклад жизни многих образовательных организаций, обогащают жизнь педагогов новыми социальными связями, интересами, предоставляют возможность решения профессиональных проблем посредством обогащения разнообразными педагогическими практиками.

Образовательная (профессиональная) экскурсия создает естественную среду для творческого развития личности педагога. В основе лежит принцип совместной деятельности, в рамках экскурсий педагоги принимают участие в работе круглых столов, мастер-классов, деловых игр и т. д. Таким образом, у каждого педагога формируется позитивная мотивация к самообразованию (формируется желания самообразовываться). Проведение мониторинговых исследований на предмет заинтересованности в образовательных экскурсиях, изучение удовлетворенности педагогов данного рода мероприятиями дает нам возможность утверждать, что образовательные экскурсии создают реальное поле социальной активности педагогов (знакомство с различными педагогическими практиками, демонстрация своего собственного опыта; выстраивание профессионального и личностного общения, формирование чувства единства с другими педагогами).

Образовательная экскурсия дает педагогу новые знания, формирует новые навыки и умения, обогащает впечатлениями, т. е. она является частью процесса образования. Общение с экскурсоводами (причем это могут быть как экскурсоводы — профессионалы, так и юные экскурсоводы — обучающиеся творческих объединений туристско-краеведческой направленности) оказывают положительное воздействие на экскурсантов. Предложенный в рамках профессиональной экскурсии материал, нравственно и эстетически влияет на сознание педагогов. В свою очередь педагоги отмечают, что экскурсии становится необходимой частью образовательного процесса, принимая на себя функцию формирования мировоззрения современного педагога.

На наш взгляд, эффективность экскурсии как образовательного процесса зависит от уровня активности обеих сторон — экскурсовода и экскурсантов. Следует определить основные задачи, поставленные перед нами как организаторами экскурсии следующие:

-       добиться максимальной активности и самодеятельности педагогов, побудить их самостоятельно «работать» на экскурсиях.

-       вооружить экскурсантов практическими навыками для самостоятельного наблюдения объектов.

Важной частью профессиональной экскурсии является работа после экскурсии. Здесь особенно важно превратить окончание экскурсии в начало «домашней работы» ее участников по закреплению и углублению полученных знаний. Экскурсанты получают рекомендации, как продолжить самообразование; им сообщается список литературы для изучения по теме экскурсии, выдаются методические рекомендации, данные об образовательных организациях, которые возможно посетить в дальнейшем.

Организация и проведение образовательных экскурсий позволило нам повысить на уровне региона авторитет кафедры и создало условие для поистине творческого сотрудничества педагогов региона. Сегодня мы вполне уверены, что включаясь в систему образовательных (профессиональных) экскурсий, педагог получает живое общение с другими педагогами, представляющими различные педагогические практики, профессорско-преподавательским составом кафедры и приобщается к отечественной культуре, путем погружения в иную культурную среду. Образовательные экскурсии предоставляют возможность педагогам наблюдать целостную картину по заявленной в рамках экскурсии проблеме. Они имеют возможность не только созерцать, но и при этом обмениваться опытом по решению ряда проблем.

В итоге у педагогов формируется:

-       заинтересованное отношение к изучению регионального опыта системы образования;

-       адекватная самооценка, терпимость к другим взглядам (снимается напряжение, педагог переживает разнообразные чувства);

-       формируются не только профессиональные, но и личностные связи, необходимые для полноценной духовной жизни;

-       расширяется кругозор (выставки, посещение музеев, и др. достопримечательностей).

Совершая профессиональные экскурсии, педагоги отмечают изменения в себе и отношениях в коллективе. Ведь дорога (проведенные вместе с коллегами часы в автобусе) «излечивают» некоторых от эгоизма, кого-то — от суетливости.

Мы постарались лишь в самых общих чертах раскрыть практику реализации образовательных (профессиональных) экскурсий. Поскольку в нашей профессиональной деятельности это направление является достаточно новым. Сегодня мы сталкиваемся с необходимостью расширения практики проведения такого рода работы с педагогическим сообществом нашего региона. Мы надеемся, что в скором времени у нас сложится целостное видение этого непростого процесса погружения педагогов в иную культурно-образовательную среду. В перспективе мы рассматриваем вопрос о привлечении к участию в профессиональных экскурсиях педагогов различных категорий: заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов — предметников.

Организация и проведение образовательных экскурсий дает приращение не только педагогам — практикам, это позволяет и нам — преподавателям кафедры увидеть потенциал наших педагогов, отследить их профессиональный рост, собрать и систематизировать материал для размышлений и корректировки дополнительных профессиональных образовательных программ.

Литература:

1.                 Герд, В. А. Экскурсионное дело / В. А. Герд. ― М., Прогресс, 2009. ― 340 с.

2.                 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: (утверждена Президентом РФ Д. А. Медведевым) // Вестник образования России. — 2010. — № 4. — С. 62–70.

3.                 Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013, регистрационный № 30550).

4.                 Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

Основные термины (генерируются автоматически): экскурсия, педагог, образовательная организация, дополнительное образование детей, образовательный процесс, практик, дополнительное образование, курсовая подготовка, педагогическое сообщество, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Формирование педагогической профессии «педагог...»

Формирование педагогической профессии «педагог дополнительного образования». Автор: Лупандина Марина Владимировна.

В российской образовательной системе структура дополнительное образование детей в 1992 году заменило «внешкольное воспитание».

Организация дополнительного образования в условиях...

Образовательная организация дополнительного образования детей: педагогика событийности.

Профессиональное образование педагогов дополнительного образования как стимул изменений в учреждении дополнительного образования детей.

Педагог в контексте модернизации системы дополнительного...

Ключевые слова: дополнительное образование детей, личностно-профессиональная позиция педагога дополнительного образования детей как воспитателя, профессионализм.

Профессиональное образование педагогов дополнительного...

дополнительное образование детей, педагог дополнительного образования, профессиональная подготовка, саморазвитие.

Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей в условиях закрытого...

Гуманитаризация образовательных практик в системе

профессиональная компетентность педагогов, дополнительное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность...

Критерии выбора тематики проектов в условиях дополнительного...

Педагогические технологии, применяемые в дополнительном образовании детей, сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно приобретать знания и работать, общаться с детьми и взрослыми...

Современные теоретические основания дополнительного...

Дополнительное образование детей (далее по тексту ДОД) в современной педагогической науке и практике рассматривается как открытая система, что актуализирует необходимость определить его место в ряду других наук о человеке – философии, педагогики, социологии...

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Каждый ребенок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой одаренности. Известно, что примерно 70% детей не имеют ярко выраженных склонностей к какой-либо деятельности.

Возможности использования историко-педагогического опыта...

4. Дополнительное образование детей является своеобразной педагогической системой, обусловленной сочетанием объективно существующих особенностей социокультурного, социально-экономического развития общества и индивидуального развития детей и подростков.

Похожие статьи

Формирование педагогической профессии «педагог...»

Формирование педагогической профессии «педагог дополнительного образования». Автор: Лупандина Марина Владимировна.

В российской образовательной системе структура дополнительное образование детей в 1992 году заменило «внешкольное воспитание».

Организация дополнительного образования в условиях...

Образовательная организация дополнительного образования детей: педагогика событийности.

Профессиональное образование педагогов дополнительного образования как стимул изменений в учреждении дополнительного образования детей.

Педагог в контексте модернизации системы дополнительного...

Ключевые слова: дополнительное образование детей, личностно-профессиональная позиция педагога дополнительного образования детей как воспитателя, профессионализм.

Профессиональное образование педагогов дополнительного...

дополнительное образование детей, педагог дополнительного образования, профессиональная подготовка, саморазвитие.

Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей в условиях закрытого...

Гуманитаризация образовательных практик в системе

профессиональная компетентность педагогов, дополнительное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность...

Критерии выбора тематики проектов в условиях дополнительного...

Педагогические технологии, применяемые в дополнительном образовании детей, сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно приобретать знания и работать, общаться с детьми и взрослыми...

Современные теоретические основания дополнительного...

Дополнительное образование детей (далее по тексту ДОД) в современной педагогической науке и практике рассматривается как открытая система, что актуализирует необходимость определить его место в ряду других наук о человеке – философии, педагогики, социологии...

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Каждый ребенок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой одаренности. Известно, что примерно 70% детей не имеют ярко выраженных склонностей к какой-либо деятельности.

Возможности использования историко-педагогического опыта...

4. Дополнительное образование детей является своеобразной педагогической системой, обусловленной сочетанием объективно существующих особенностей социокультурного, социально-экономического развития общества и индивидуального развития детей и подростков.

Задать вопрос