Модели гражданского образования, направленные на формирование гражданской культуры и демократических ценностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Литвинова, О. В. Модели гражданского образования, направленные на формирование гражданской культуры и демократических ценностей / О. В. Литвинова, И. А. Шенбергер, И. Б. Фомичёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1014-1016. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9910/ (дата обращения: 19.04.2024).

В последние годы, особенно в связи с демократическими трансформациями в нашей стране, широко обсуждается роль формирования гражданской культуры в становлении демократии. С каждым годом всё больше педагогов, психологов и социальных работников осознают, что построение подлинно демократического общества немыслимо без осознания учащимися ценностей гражданственности, толерантности и патриотизма. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом и прежде всего в юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого не только в семье, социальной среде, но и в школе.

В «Концепции модернизации российского образования» обозначено, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, люди, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, способные неординарно мыслить, самостоятельно принимать решения и творчески их реализовывать, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Главные качества гражданина в современном обществе — это способность к самоопределению, уважение к ценностям и достоинству каждого человека, гражданственность, целостность, самодисциплина, сострадание и патриотизм, уважительное отношение к защите Родины, закону, равенству и верховенству права.

Гражданственность — это политическое, социально — психологическое качество, свойство поведения субъекта, которое характеризуется осознанием себя полноправным гражданином своей страны с политически зрелым сознанием, развитым чувством патриотизма, сопричастностью к судьбам своей Родины и своего народа.

Современное гражданское образование

Гражданское образование в широком смысле заключается в том, что содержание всех школьных предметов формирует человека — гражданина, личности, которой присущи гражданские качества.

Гражданское образование в узком смысле отождествляется с политико-правовым курсом.

Суть контаминационного подхода состоит в том, что содержание гражданского образования представляет собой интеграцию общественных дисциплин.

Согласно контаминационному подходу, гражданское образование не является самостоятельной образовательной системой, а видится одним из специфических направлений обществоведческого образования. В рамках этого направления существует ещё несколько концептуальных моделей гражданского образования: интегративная, политологическая, системная.

Таким образом, гражданское образование — это личностно ориентированное образование, направленное на развитие социальных свойств школьника.

Целями и задачами гражданского образования являются:

-        социализация школьников;

-        воспитание внутренней свободы человека;

-        формирование навыков социальной практики;

-        глубокое усвоение основ социальных наук;

-        создание условий для развития и самоопределения личности, её духовного роста;

-        помощь ребёнку в обретении себя как личности, во избежание маргинализации, полноценном участии в экономической, социальной, политической и духовной жизни общества;

-        формирование определённого гражданского идеала, служащего показателем отношения личности к обществу;

-        нравственное развитие личности;

-        создание условий для обучения ребёнка самоидентификации себя в качестве полноправного участника созидательного развития общества;

-        формирование у школьников позитивного правосознания: отношение к праву как к важному условию и механизму осуществления социальной справедливости, средству защиты индивидуальных и общественных прав и свобод;

-        формирование понимания учащимися категорий «справедливость», «равенство», «свобода», «достоинство», «права человека», «демократия» и выработка навыков их реализации в повседневной жизни;

-        формирование у учащихся рационального и эмоционального восприятия гражданско-правовых ситуаций;

-        формирование способности анализировать свои и чужие действия, искать формы их координации, быть терпимым к чужому мнению и уметь отстаивать свою позицию.

В основные содержательные компоненты гражданского образования выделяются политические, правовые, социальные, экономические, экологические знания, основы социально-психологических знаний, а также культурных и исторических достижений народов России и мировой цивилизации.

Среди подходов к содержанию гражданского образования следует назвать следующие.

Ситуационно-воспитательный подход, для которого характерно обращение первоочередного внимания на рассмотрение реальных жизненных ситуаций, смещение акцентов от содержания к ценностным ориентирам личности, поощрение активности учащихся, использование ролевых и деловых игр и т. д.

Правовой подход, сторонники которого считают, что любой гражданин в первую очередь должен знать законы своей страны.

Политологический подход отдаёт приоритет изучению государства, политических идей, идеологий, партий и т. д.

Обществоведческий подход в центр системы общественных отношений помещает человека.

Культурологический подход делает акцент на сравнительном анализе культур различных народов мира.

Дисциплинарный подход делает акцент на знания.

Деятельностный подход предполагает вовлечение школьников в демократическую деятельность.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы.

Проектный подход требует от ученика постановки самих задач, проектирование и оценка нового опыта, рефлексия и контроль эффективности собственных решений.

В настоящее время активными методами обучения считаются такие, которые позволяют учащимся:

-        формировать своё собственное мнение, не бояться его высказывать, уметь его аргументировать;

-        учиться слушать и слышать другого человека, уважать его мнение;

-        обогащать свой социальный опыт путём включения и переживания тех или иных ситуаций;

-        уметь решать конфликты в повседневной жизни правовыми способами;

-        продуктивно усваивать учебный материал;

-        анализировать факты и информацию;

-        комфортно себя чувствовать на занятии;

-        проявлять свою индивидуальность.

Под активными понимаются методы, включающие учащихся в процессы «добывания знаний» и развития мышления. Они позволяют:

-       стимулировать мыслительную деятельность учащихся;

-       раскрывать свои способности;

-       приобретать уверенность в себе;

-       совершенствовать свои коммуникативные навыки;

-       формировать у учащихся творческое мышление.

Под итерактивными подразумеваются методы, при использовании которых ученик получает новое знание только в результате осуществления позитивного взаимодействия с другими учащимися.

Позитивное взаимодействие — основополагающий принцип итерактивных (коллективных) методов обучения, смысл их заключается в достижении результата усилиями рабочей группы, но при индивидуальной отчётности и ответственности каждого члена группы.

Модели гражданского образования

Внедрение системы гражданского образования в конкретной школе связано с обязательным выбором одной из организационной моделей её осуществления. Выделяют пять моделей гражданского образования в России, которые встречаются как в чистом, так и в смешанном вариантах.

Это модели:

1.          Предметно-тематическая модель гражданского образования основана на изучении предметов, содержание которых специально направлено на освоение основ научных знаний в сферах политологии, прав человека, обществознания, граждановедения. Ограничения этой модели связаны с тем, что в её рамках слабо используются интерактивные методы обучения.

2.          Межпредметная модель гражданского образования представляет собой совокупность педагогических приёмов и методов, объединённой общей ценностной направленностью к преподаванию любых предметов. Существенную трудность реализации данной модели представляет отсутствие институциональной поддержки учителей России, работающих в данной сфере.

3.          Институционная модель гражданского образования представляет собой доминирование в организации жизни школы общественного самоуправления, придающего ей статус центра общественных и культурных связей.

4.          Проектная модель гражданского образования- разработка и реализация различных проектов общественно-политической, патриотической, экологической направленности. Социальные и гражданские проекты рассматриваются как способ овладения гражданскими компетенциями.

5.          Диссеминационная модель гражданского образования представляет собой внедрение готовых разработок, сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность учебной и воспитательной работы по проблемам правовой грамотности, развития социальных инициатив и др.

Модель «Школа — правовое пространство» — в современных условиях создание именно такой модели может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества в современной России, граждане которой смогут жить в социально — правовом согласии друг с другом и с государством.

Литература

1.         Данилюк А. Я. и др. Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М., Просвещение, 2011.

2.         Игнатьев Е. Е. Духовно — нравственное воспитание школьников. — М., «Воспитание школьников», журнал, № 9, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское образование, модель, знание, повседневная жизнь, подход, позитивное взаимодействие, содержание, создание условий, учащийся.


Похожие статьи

Педагогическое сотрудничество преподавателей и курсантов...

Общая тенденция гуманизации научного знания в условиях прогрессирующей динамики

Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то

Результатом образования является все последующее поведение, повседневная деятельность, образ жизни человека.

Педагогические условия создания образовательной среды...

19. Постепенное расширение и углубление духовных потребностей и интересов учащихся. 20. Создание педагогических условий для перехода образования

- навыки и привычки: культура поведения в быту, забота о других, поведение в обществе, позитивное взаимодействие

Модель педагогической поддержки становления ценностной...

Процессуальная составляющая модели включает описание этапов педагогической поддержки, выстраивание которых проводится в соответствии

Третий этап - рефлексивно-преобразующий – предполагает создание педагогом условий, в которых учащийся анализирует себя, свои...

Системно-деятельностный подход в воспитании: проблемы...

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, определили новые подходы к содержанию образования (обучения и воспитания), привели к созданию и реализации современной модели образования...

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной...

—эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

Успешности взаимодействия классного и внеклассного образования способствуют следующие условия

Краеведение является основой для формирования гражданской идентичности учащегося...

Смыслы гуманитарного образования в условиях инноватики

4. Дает основу для создания гуманитарной (инновационной) модели образовательной практики.

В условиях приоритетности воспитания создается благоприятная возможность для артикуляции позитивного ценностного содержания предмета.

К вопросу о причинах и условиях препятствующих формированию...

Во-первых, он обязан иметь чёткую позитивную гражданскую позицию в отношении принятых им самим базовых национальных ценностей.

В сложившихся условиях учащиеся и их родители лишены права принимать деятельностное участие в жизни образовательной...

Основные идеи технологии личностно ориентированного...

 создать условия для развития инициативы и самостоятельности обучающихся

Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность обучающихся стала

Таким образом, личностно-ориентированный подход — важнейший принцип воспитания детей с ОВЗ.

Проектирование одежды как способ формирования эстетической...

Способ освоения содержания репродуктивный и креативный. Учащиеся получат знания в области

В создании одежды давно выявили взаимосвязь эстетических и технологических знаний.

Опыт и проблемы моделей взаимодействия дополнительного образования и...

Похожие статьи

Педагогическое сотрудничество преподавателей и курсантов...

Общая тенденция гуманизации научного знания в условиях прогрессирующей динамики

Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то

Результатом образования является все последующее поведение, повседневная деятельность, образ жизни человека.

Педагогические условия создания образовательной среды...

19. Постепенное расширение и углубление духовных потребностей и интересов учащихся. 20. Создание педагогических условий для перехода образования

- навыки и привычки: культура поведения в быту, забота о других, поведение в обществе, позитивное взаимодействие

Модель педагогической поддержки становления ценностной...

Процессуальная составляющая модели включает описание этапов педагогической поддержки, выстраивание которых проводится в соответствии

Третий этап - рефлексивно-преобразующий – предполагает создание педагогом условий, в которых учащийся анализирует себя, свои...

Системно-деятельностный подход в воспитании: проблемы...

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, определили новые подходы к содержанию образования (обучения и воспитания), привели к созданию и реализации современной модели образования...

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной...

—эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

Успешности взаимодействия классного и внеклассного образования способствуют следующие условия

Краеведение является основой для формирования гражданской идентичности учащегося...

Смыслы гуманитарного образования в условиях инноватики

4. Дает основу для создания гуманитарной (инновационной) модели образовательной практики.

В условиях приоритетности воспитания создается благоприятная возможность для артикуляции позитивного ценностного содержания предмета.

К вопросу о причинах и условиях препятствующих формированию...

Во-первых, он обязан иметь чёткую позитивную гражданскую позицию в отношении принятых им самим базовых национальных ценностей.

В сложившихся условиях учащиеся и их родители лишены права принимать деятельностное участие в жизни образовательной...

Основные идеи технологии личностно ориентированного...

 создать условия для развития инициативы и самостоятельности обучающихся

Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность обучающихся стала

Таким образом, личностно-ориентированный подход — важнейший принцип воспитания детей с ОВЗ.

Проектирование одежды как способ формирования эстетической...

Способ освоения содержания репродуктивный и креативный. Учащиеся получат знания в области

В создании одежды давно выявили взаимосвязь эстетических и технологических знаний.

Опыт и проблемы моделей взаимодействия дополнительного образования и...

Задать вопрос