Работа с одаренными учащимися | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 25.03.2014

Статья просмотрена: 1687 раз

Библиографическое описание:

Овчинникова, П. М. Работа с одаренными учащимися / П. М. Овчинникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1055-1057. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9850/ (дата обращения: 26.04.2024).

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, я запомню.

Дай мне действовать самому, и я научусь.

Конфуций

Одарённые дети — уникальная составляющая, очень ценная, но весьма хрупкая часть нашего общества.

А. И. Савенков, «…сколько бы специальных школ и классов для одаренных мы ни создавали, значительная часть этих детей учится, и будет учиться в «обычных», «нормальных», «массовых» школах».

Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения, высокая скорость переработки и усвоения информации. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала, жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия. Но, если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется невостребованным.

Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Учителю необходимо скоординировать свою работу таким образом, чтобы создать систему деятельности по выявлению одаренных учащихся, развитию их одаренности, творческих способностей через активную и творческую деятельность ученика.

В процессе такой работы развивается мышление ученика и его способности, выявляются одаренность и талант. Развитие мышления предполагает, прежде всего, переход к новому способу действия в процессе обучения. Именно это доказывает то, что организованная деятельность, рассчитанная не на простое воспроизведение знаний, а на их поиск в нестандартных ситуациях, оптимальным образом развивает мышление.

Так на протяжении всех лет своей педагогической деятельности мне нравилось заниматься развитием одаренных детей. Это, действительно, напряженная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой.

Система моей работы с одаренными детьми направлена на решение задач:

-       Выявление одаренных учащихся в области физики.

-       Развитие способностей одаренных учащихся, включая в образовательный процесс обучения физике все виды творческой самореализации (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

-       Сотрудничество с одаренными детьми и их родителями.

-       Реализация творческого потенциала одаренных учащихся при выборе их будущей профессии.

В своей работе использую общеобразовательные программы базового и профильного уровня.

В организации учебно-воспитательного процесса создаю условия, позволяющие ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни. Для этой цели использую в своей работе информационные технологии. Именно они позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции новых методов образования, реализовать заложенные в них потенциальные возможности. На уроках активно использую электронно-образовательные ресурсы. Ресурсы программ используются на этапе подготовки и проведения уроков физики, а также для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время. Мультимедийные комплексы содержат электронные учебники, видеофрагменты, интерактивные модели, лабораторные работы, упражнения, задачи и тесты, позволяют включать их содержание в любой этап урока: в объяснение нового материала, в этапы актуализации знаний, в постановку исследования, в этап самостоятельной работы с последующей проверкой. Использование информационных технологий позволяет реализовать индивидуальный подход к каждому ученику, задания подбираю так, чтобы стимулировать нестандартный подход и проявление творческих способностей учащихся при решении задач, воспитывать целеустремленность и умение концентрироваться на выполнении задания. Благодаря привлечению новейших информационных технологий, у меня появилась возможность дополнять содержание школьного курса физики и вносить элементы новизны в сам процесс обучения, используя при этом компьютер как основное техническое средство обучения.

Систематически провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи политехнического содержания, сообщения учащихся о применении законов физики в различных отраслях науки и техники. Это позволяет нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.

Большое внимание уделяю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по физике. Ежегодно в школе проводится неделя физики, на которой учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «КВН», «Занимательные опыты», «Умники и умницы», «От теории к практике», поделиться своим опытом в исследовательской деятельности.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Каждый год на школьном, муниципальном уровнях мои ученики подтверждают высокий уровень физических знаний, занимая призовые места. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми решаем нестандартные задачи, которые входят в программу дистанционного обучения «Заочная школа по физике» Воронежского государственного университета.

В настоящее время система образования предоставляет всё больше возможности для построения личной траектории обучения каждого ученика. В классно-урочной системе есть возможности для применения отдельных форм и методов, направленных на индивидуализацию и дифференциацию обучения. Использую в работе индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, которые способствуют развитию самостоятельности учащихся, их самоорганизации. Организация дополнительных развивающих мероприятий по физике способствует реализации главной социальной цели — созданию условий для адаптации учащихся в современном обществе, приобретению опыта социальной деятельности. Взаимоотношения с учениками в процессе обучения строю на основе доверия. Так как знаю, чем больше доверия питаешь к способностям ученика, тем больше сумеешь от него получить.

Использую метод проектов, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность, умение работать в паре, в группе, индивидуально. Формирует коммуникативные качества, заинтересованность в достижении цели, умение научиться понимать и выражать себя. Мотивация к изучению физики повышается и при подготовке домашних проектов в виде сообщений, докладов, дополнения к материалу урока, и в особенности при подготовке к участию в научно-практических конференциях школьного, областного уровня. Мои учащиеся принимали участие в научно-исследовательских конференциях: «Киселевские чтения -10», «Киселевские чтения -11», во Всероссийском конкурсе студентов и школьников «Поколение NEXT», «Сименс». Стали победителями и призерами 27 и 28 научно-практической конференции научных обществ учащихся, организованной физическим факультетом Воронежского государственного университета. Стали призерами и победителями в областном втором и третьем турнире юных физиков в ВГУИТ, а также в конкурсе научно-исследовательских работ «Дерзай быть мудрым», победителями Всероссийского конкурса «ЮНОСТЬ. НАУКА. КУЛЬТУРА».

Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.

Отчетливо понимаю, что учитель всегда был и остается центральной фигурой процесса обучения. Его знания, профессиональный талант и увлеченность, доброта и уважение к людям — составляющие успеха обучения учащихся.

Именно поэтому постоянно повышаю педагогическое мастерство, обучаясь на курсах повышения квалификации в ВОИПКиПРО, в Негосударственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт информационных технологий «АйТи» по программе «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по физике». Обмениваюсь опытом работы на совещаниях регионального, муниципального и школьного уровня, являюсь членом областной экспертной группы по аттестации учителей физики. Принимаю участие в работе круглых столов учителей физики в ВГУИТ, ВГУ, член жюри в научно-исследовательских конференциях: «Киселевские чтения -10», «Киселевские чтения -11».

Публикации: материалы региональной научно-практической конференции «Опыт организации экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях Воронежской области», по теме «Диагностико-мониторинговые исследования в образовательном процессе школы по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения» 2009г., «Особенности преподавания физики на современном этапе реформирования школьного образования». Получила второе высшее образование в ИММиФ Школа бизнеса.

Напряженная, постоянная работа приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных, областных, региональных олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций, успешно поступают и учатся в ВУЗах нашей страны, творчески работают в различных сферах.

Основные термины (генерируются автоматически): процесс обучения, работа, ребенок, учащийся, NEXT, возможность, Воронежский государственный университет, высшее образование, моя работа, решение задач, способ действия, творческий потенциал, ученик, физик, школа.


Похожие статьи

Самостоятельная работа как условие развития творческой...

В статье рассматриваются проблемы развития творческой активности и индивидуального обучения одаренных учащихся в общеобразовательных школах.Самостоятельная работа одаренных детей в общеобразрвательных школах с кыргызским языком обучения...

Как решение творческих задач способствует развитию...

Моя задача, как и задача любого учителя, увидеть возможности каждого учащегося и создать условия для их развития.

То есть, можно предположить, что учащиеся с высоким уровнем развития интеллекта, имеют высокий творческий потенциал.

Творческое развитие учащихся на уроках технологии

Во — вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности.

Термин творческий потенциал часто употребляется как синоним понятий «творческая личность»

- приобщить учащихся к творческой работе

Как воспитать инженера | Статья в журнале «Школьная педагогика»

физико-математическое мышление, учащийся, инженер, инженерное мышление, массовое сознание, образовательный процесс, творческий потенциал, процесс обучения, успех ученика, развивающее обучение.

Похожие статьи

Самостоятельная работа как условие развития творческой...

В статье рассматриваются проблемы развития творческой активности и индивидуального обучения одаренных учащихся в общеобразовательных школах.Самостоятельная работа одаренных детей в общеобразрвательных школах с кыргызским языком обучения...

Как решение творческих задач способствует развитию...

Моя задача, как и задача любого учителя, увидеть возможности каждого учащегося и создать условия для их развития.

То есть, можно предположить, что учащиеся с высоким уровнем развития интеллекта, имеют высокий творческий потенциал.

Творческое развитие учащихся на уроках технологии

Во — вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности.

Термин творческий потенциал часто употребляется как синоним понятий «творческая личность»

- приобщить учащихся к творческой работе

Как воспитать инженера | Статья в журнале «Школьная педагогика»

физико-математическое мышление, учащийся, инженер, инженерное мышление, массовое сознание, образовательный процесс, творческий потенциал, процесс обучения, успех ученика, развивающее обучение.

Задать вопрос