Художественное оформление массовых праздников Киева советского периода (60–80 года ХХ века) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 28.03.2014

Статья просмотрена: 738 раз

Библиографическое описание:

Маслова-Лисичкина, И. А. Художественное оформление массовых праздников Киева советского периода (60–80 года ХХ века) / И. А. Маслова-Лисичкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1168-1171. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9803/ (дата обращения: 19.04.2024).

В статье исследуются особенности художественного оформления массовых праздников Киева 60–80-х гг. ХХ века. Установлено, что массовые праздники в данный период в Киеве имели преимущественно государственно-официальный характер. В связи с этим художественное оформление праздников (плакаты, транспаранты, портреты, стенды, музыкальное сопровождение и театрализованное представление) подчинялось их идеологическому содержанию и имело пропагандистское направление.

Ключевые слова: праздник, идеология, митинг, демонстрация, Первое Мая, День Победы, День Октябрьской революции.

The decoration mass celebrations in Kiev during the Soviet period 60–80-ies of the 20th century. The article studies the features of artistic design mass celebrations in Kiev 60–80-ies of the 20th century. It is established that mass holidays in this period in Kiev was predominantly state-official character. In this regard, the decoration of the holiday (posters, banners, portraits, stands, music and theatrical performance) conform to their ideological content and had a propaganda direction.

Key words: holiday, celebration, ideology, meeting, demonstration, the 1st of May, Victory Day, October Revolution Day.

Актуальность. Советское прошлое Украины в дальнейшем во многом продолжает определять наш менталитет, быт, модель поведения в обществе. Одним из таких «остатков» светскости в украинском обществе и есть определенные массовые праздники. Феномен массовых праздников в целом является важной составляющей социокультурной реальности в наше время и используется как коммуникативная технология, как прием консолидации различных сообществ и способ трансляции различных социальных идей. Как справедливо замечает А. В. Поправко, «праздник является фундаментальной составляющей культуры, которая существует у всех народов и не теряет своего значения на всех этапах их исторического развития. Как универсальная форма эмоционально-символического выражения, утверждения и трансляции ценностно-мировоззренческих установок конкретной культуры, праздник нарушает и обостряет мировоззренческие и социальные вопросы определенной эпохи, выражает отношения между человеком и обществом " [6, 3]. Поэтому нецелесообразно отвергать что-то из-за того, что оно устарело, а нужно разобраться в том, может ли оно служить развитию украинского общества в будущем. Для лучшего понимания того, насколько те или иные массовые праздники советского периода могут быть сохранены или, наоборот, отвергнуты, необходимо исследовать их специфику в недавнем прошлом.

Целью исследования является изучение специфики художественного оформления массовых праздников Киева советского периода в 60–80 гг ХХ века.

Анализ исследований. Наиболее разработанным в отечественных научных исследованиях является этнокультурный аспект феномена праздника (В. Борисенко, М. Гаврилюк, М. Закович, С. Зубков, А. Курочкин, П. Соколов, И. Суханов). Праздник как социальное явление изучали Я. Белоусов, Д. Генкин, К. Жигульский, А. Мазаев, Е. Каверина, А. Некрылова, А. Немиро, А. Пиотровский, В. Пропп, С. Турин, Д. Угринович, Н. Хренов, А. Щербинин, Л. Шумихин. Специфику праздника как символической формы культуры раскрывает А. В. Поправко. Праздник как элемент советской культуры проанализировано в работах Т. И. Гаевской, Ю. Слуцкой. Отдельные аспекты художественного оформления массовых праздников Восточной Украины в 60 -80-х гг. изучала О. В. Пенькова.

Изложение основного материала. Сразу отметим, что сам феномен праздника предусматривает массовость. Даже такие праздники личного характера, как Дни рождения, предусматривают привлечение как можно большего количества людей. Как утверждает российский социолог Э. Каверина, праздник является публичным и демонстративным, потому что он представляет социально значимую идею или утверждает новый социальный статус. Праздник создает и поддерживает чувство общности, принять участие в нем — значит стать частью целого, найти свою идентичность. Способствует этому и церемониал праздника, в котором слово, музыка, движение, свет и цвет художественно воплощают идею, создают особую атмосферу. Через праздник новая социальная идея приобретает легитимность, это своего рода массовое признание новой идеи [1, 119].

Массовые праздники играли важную роль в советской культуре. Наряду с развлекательной функцией, они имели идеологическое значение. Осуществление задачи планомерного и всестороннего совершенствования социализма требовало дальнейшего улучшения идеологической и массово-политической работы. Поэтому в системе средств идейно-воспитательной работы все большую роль стали играть советские праздники, которые отражали фундаментальные ценности социализма и традиции советского народа, сложившихся или начали зарождаться. Эти праздники должны были утверждать преимущества социализма, норм и ценностей социалистического образа жизни, в противоположность капиталистическому обществу.

Советские идеологи В. И. Ленин, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский и др. подчеркивали значение слияния официального и народного праздников как части государственного культурного строительства, идеологической деятельности. Считалось, что массовые праздники коренным образом влияют на сознание человека, способствуют формированию мировоззрения, духовного развития, превращению культуры быта, эстетических взглядов.

Начиная с начала 60-х годов ХХ века начался новый этап в развитии сферы массовых праздников, которые были вызваны глубокими политическими изменениями в СССР после ХХ съезда КПСС. Как утверждает А. Б. Пенькова, в этот период «государство впервые возвращается к человеку» [5]. Одновременно массовые праздники в СССР сохраняли свой государственно-политический характер. Государство устанавливало официальные праздники и пыталось превратить их в общенародную традицию. Согласно Указу Верховного Совета СССР «О праздничных и памятных датах» от 1 октября 1980 г. до категории всенародных праздников принадлежали годовщина Октябрьской революции — 7–8 ноября, День рождения В. И. Ленина — 22 апреля, День международной солидарности трудящихся — 1–2 мая, День победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. — 9 мая, День Конституции СССР — 7 октября, День образования Союза Советских Социалистических Республик — 30 декабря, День советской Армии и Военно-Морского флота — 23 февраля, Международный женский день — 8 марта.

Главным государственным праздником советского периода была годовщина Октябрьской революции. Вторым по значению — праздник Первого мая. Особенностью этих ведущих праздников была четкая организация, которую осуществляли аппаратные структуры КПСС. Подготовкой к празднику занимались комиссии, которые создавались на всех ступеньках партийной вертикали. Выполнением решения партаппарата занимались также профсоюзы, комсомол, администрации предприятий и учреждений.

Основными формами проведения массовых праздников Киева в 60–80-х годах ХХ ст. были митинги и манифестации, которые наряду с демонстрациями и парадами различного характера (военными, физкультурными и т. д.) стали основными формами выражения праздничной эстетики советской эпохи. Как утверждают исследователи советской эстетики Л. А. Шумихин и В. Попова, их организация полностью отражала принципы, на которых базировалось новое государство, и была идеологически ориентированной художественной демонстрацией идеалов, к которым должно было стремиться советское общество. Основными чертами демонстраций и парадов были массовость, стройность рядов, вовлеченность больших пространств. Важную смысловую нагрузку имела организация массовых действ. А именно, во время праздничных демонстраций движение было организовано строго вперед, никаких маршрутов по кругу, что было созвучно мифа о «светлом будущем» и символизировало прямую дорогу советского народа к нему. Важную роль при этом играла походка, то есть переход из одной точки (начало праздника) в другую (кульминация праздника) [8].

Особое внимание в массовых праздниках уделялось искусству как выразительному средству, которое увеличивало их эффективность. Средства искусства должны были усиливать эмоциональное звучание публичных массовых выступлений, ярче выражать сочувствие, солидарность, протест, давали возможность донести идеи не только к разуму, но и к сердцу трудящихся. Важными факторами привлечения народных масс в этих мероприятиях были флаг, музыка, лозунг, социальный персонаж, изображенный на портретах.

К символическим образам, в которых выражены ценности советского народа, относят Красный флаг с революционным призывом «Пролетарии всех стран — объединяйтесь!", Красную звезду, Герб и Гимн СССР, Серп и Молот и другие святыни советского общества. Яркий образ в массовых государственных праздниках создается с помощью цвета. Информация, содержащаяся в красном цвете, позволяет ассоциировать его с революцией, победой, солнечным восходом.

При проведении массовых праздников на предприятиях и в учреждениях Киева обязательным было использование патриотической символики — Государственного герба СССР, Государственного герба УССР, Государственного флага СССР, Государственного флага УССР, Государственного гимна СССР, Государственного гимна УССР, бюста, барельефа или портрета В. И. Ленина. По замыслу председателя Комиссии по советским традициям, праздникам и обрядам при Совете Министров УССР М. А. Орлика, возложение цветов к памятнику В. И. Ленину, мемориалу, монументам воинам — освободителям, торжественные обязательства молодых рабочих, земледельцев, будущих воинов, трудовые рапорты, приказы ветеранов призваны были обеспечивать органическое сочетание идейности и художественности праздников через усиленный эффект их торжества и эмоциональности [4, 10].

С середины ХХ века во время празднования Первого мая и Октябрьской революции стали использоваться карнавальные элементы. На демонстрациях, манифестациях и митингах практиковались живые картины, композиции, составленные из плакатов, статичных фигур и макетов и т. д. На транспарантах размещались лозунги, утвержденные аппаратом Компартии, как " Мир. Труд. Май», «Партия — это ум, честь и совесть эпохи», " Советский народ — счастливый народ мира» и др. По мнению Л. А. Шумихиной и В. Поповой, лозунги всегда являются отражением актуальной ситуации, и в этом смысле является наиболее показательным элементом праздника, который представляет социокультурную ситуацию в целом [8]. Это же касалось и плаката, который стал неотъемлемой частью художественного оформления советских массовых праздников, образуя мини-сцену, на которой разыгрывалось «священное действо». Плакат был одним из средств для распространения политики и идеологии партии. Он играл важную роль в агитации и пропаганде, в системе массового воздействия, целью которого было влиять на мнение населения, побудить народ к действию [3, 5].

К празднованию государственных праздников привлечения начиналось с раннего детского возраста. В каждом детском саду Киева накануне 7 октября и 1 мая проходили утренники. Дети учили наизусть стихи и песни. Помещение оформляли надувными шариками и красными флажками с гербом СССР. Накануне годовщины революции в школах Киева принимали в октябрята 7–8-летних детей. Дети приходили на праздники торжественно одетыми: мальчики — в белые рубашки, девушки — в белые фартуки и банты. А в актовом зале посвященных в октябрята выстраивали в линейку и далее происходили выступления учителей, старших учеников. Под музыку пионеры пришпиливалиим звездочки, дарили книги, цветные карандаши и т. п.

Главной формой массовых государственных праздников в Киеве были демонстрации трудящихся, происходившие 7 ноября и 1 мая. Трудящиеся формировались в отдельные колонны и под красными знаменами, лозунгами и портретами вождей революции, мирового пролетариата и членов Политбюро ЦК КПСС шагали по Крещатику. На площади имени Калинина (с 1977 года — площадь Октябрьской революции) устанавливали трибуны, с которой руководители УССР и города приветствовали трудящихся Киева. Во время демонстраций на Первое мая люди несли разноцветные воздушные шары, маленькие красные флажки, на одежду цепляли красные ленты. Популярным декоративным элементом были белые и розовые бумажные цветы, прикрученные на тонкой проволоке.    

Относительно праздника Дня Победы, то официально его начали отмечать с 1965 года, когда вышел указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 9 мая нерабочим днем. С середины 1960 г. была отработана форма празднования Дня Победы. В частности, в Киеве в этот день проходили марши ветеранов войны, манифестации, митинги, возложение цветов к мемориальным комплексам воинам-освободителям. С 1975 года в 19:00 по всей территории Советского Союза провозглашалась минута молчания.

Художественное оформление Дня Победы в Киеве осуществлялось согласно рекомендациям по проведению советских праздников и обрядов, разработанными Комиссией при Совете Министров УССР в период с 1973 по 1985 г. [7]. Празднование Дня Победы включало в себя торжественное оформление улиц и площадей Киева. Сюда входили государственные флаги СССР, Украинской ССР, союзных республик, портреты В. И. Ленина, руководителей Коммунистической партии и Советского правительства. Должны были ярко выделяться изображение ордена «Победа», орденов Красного Знамени, Отечественной войны, Славы, других боевых орденов и медалей, а также призывы в честь Коммунистической партии Советского Союза, Вооруженных сил СССР, подвига города-героя Киева. В местах массовых действий предполагалось расположение галереи портретов Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, киевлян, прославивших город своими боевыми и трудовыми подвигами, а также погибших в боях за него.

С самого утра по радио звучали песни и марши военных лет. Они чередовались с исторической хроникой Совинформбюро, чтением стихов, отрывками из поэм и прозаических произведений, посвященных героике Великой Отечественной войны, мирной созидательной работе. По улицам Киева проходили духовые оркестры. В церемониалпраздника входили поздравления ветеранов от пионеров, комсомольцев, молодежи и трудовых коллективов, вручение им цветов с повязыванием красных лент с памятным значком. Торжественная колонна маршем шла к памятнику В. И. Ленину и Мемориального комплекса в Парке Славы. Впереди нее знаменоносцы несли государственные флаги СССР, УССР, знамена трудовых коллективов, комсомольской и пионерской организаций. В Парке Славы совершался торжественный митинг, центральная площадь которого была украшена флагами, портретами руководителей партии и правительства, яркими панно и транспарантами. Здесь устанавливалась трибуна или подиум. После выступления ветеранов, партийных и городских руководителей, тружеников города, молодежи и т. д., происходило торжественно траурная церемония возложения участниками митинга венков, цветов и гирлянд Славы к Могиле Неизвестного солдата. С передвижной радиомашины раздавался звук метронома. Пионеры из почетного караула отдавали салют, военные Вооруженных Сил СССР — знаки воинской чести. Хор исполнял реквием «Степью, степью " композитора А. Пашкевича на слова М. Негоды.

В завершение митинга в исполнении солиста, хора и оркестра звучала песня «День Победы» Д. Тухманова, под мелодию марша «Слава Армии Советской» А. Александрова мимо мемориала проходили воины Вооруженных Сил СССР, пионеры, комсомольцы и молодежь. Завершался День Победы праздничным концертом «Салют Победы» и праздничными фейерверками.

К массовым праздникам можно еще отнести Международный женский день 8 марта, который с 1965 года был объявлен выходным днем. На предприятиях и в учреждениях Киева женщинам дарили цветы и символические подарки, устраивались застолья. Этот праздник не содержал такой идеологической нагрузки, как другие праздники, а носил чисто гендерный характер. Это же касается и Дня Советской Армии и Военно-Морского флота 23 февраля. Для празднования этого дня разрабатывалась культурно-массовая программа на военно-патриотические темы. В учреждениях культуры Киева организовывались концерты, спектакли, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Со временем, в течение 1970–1980 гг., этот праздник приобретал отчетливо гендерного характера и стал «днем всех мужчин ", приветствовали даже мальчиков в детских садах.

Весомым массовым праздником в Киеве в советский период стало празднование 1500-летия Киева в 1982 году. Основное массовое действо состоялось на Центральном республиканском стадионе. Ведущим образом спектакля, посвященного этой дате, стал Днепр, изображался то мягко лирическим, то грозно бурным. Художественный эффект для этого создавался с помощью фонирующей группы девушек (1200 гимнасток в бирюзовых костюмах с голубой и алой лентами — шарфами в руках). Праздник включал художественно-спортивные сцены, выступления фольклорных оркестров бандуристов и гусляров, которые сопровождали отдельные действия праздника, пластически-хореографические композиции, автопарад военных легковых машин. Весомой составляющей частью мероприятия было театрализованное действие, такое, как инсценировка «Песни о Днепре», звучавшая над стадионом в исполнении хора и оркестра [2, 186].

Выводы. Художественное оформление массовых праздников в советский период, 60–80-х годах ХХ века, неразрывно связано с идеологическим содержанием. Такие массовые праздники как День Победы, Первомай, День Октябрьской революции и др. в Киеве непременно проводились в форме митингов, демонстраций с использованием государственной символики, портретов вождей коммунизма и высших партийных деятелей, Героев Великой Отечественной войны и Социалистического труда. Для обеспечения торжества и эмоциональности в художественном оформлении массовых праздников применялись огромные стенды с изображением герба Киева или символов киевских предприятий, широко использовались транспаранты с лозунгами, плакаты, музыка патриотического характера, элементы театрализованных представленийспривлечением физкультурных и хореографических коллективов.

Литература:

1.      Каверина Е. А. Праздник как эстетический и социальный феномен / Е. А. Каверина // Вестник Томского государственного университета. — 2009 (июль). № 324.. — С. 119–122.

2.      Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР / А. А. Конович. — М.: Высшая школа, 1990. — 208 с.

3.      Нумминен Х. Советский плакат как средство массового воздействия [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://recept.znate.ru/pars_docs/refs/4/3799/3799.pdf

4.      Орлик М. А. Социалистическая обрядность, ее внедрение и развитие в Украинской ССР // Советские традиции, праздники и обряды: опыт, проблемы, рекомендации. — М.: Профиздат, 1986. — С. 3–18.

5.      Пенькова О. Б. Провідні державні свята східної України (1960–1980 рр.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.iai.donetsk.ua/_u/iai/dtp/CONF/4_2004/articles/stat47.html

6.      Поправко О. В. Конструктивний потенціал свята як символічної форми культури: автореф. дис. … канд. філос. наук.: 09.00.04 / О. В. Поправко. — Харків, 2012. — 19 с.

7.      Рекомендации по проведению советских праздников и обрядов // Советские традиции, праздники и обряды: опыт, проблемы, рекомендации. — М.: Профиздат, 1986. — С. 227–243.

8.      Шумихина Л. А., Попова В. М. Эстетика парадов и демонстраций как праздничных ритуалов советской культуры / Л. А. Шумихина, В. М. Попова // Теория и практика. — 2012, № 5. [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://www.teoria-practica.ru/-5–2012/culture/shumihina-popova.pdf

Основные термины (генерируются автоматически): праздник, День, Киев, художественное оформление, Октябрьская революция, Советский народ, советский период, Великая Отечественная война, государственный флаг СССР, Советский Союз.


Ключевые слова

День Победы, праздник, идеология, митинг, демонстрация, Первое Мая, День Октябрьской революции., День Октябрьской революции

Похожие статьи

Парки культуры и отдыха Киева в системе советской обрядности

В статье рассмотрены место и роль парков культуры и отдыха Киева в системе советской обрядности. Выявлены их особое значение в праздновании Дня Победы, увековечивании памяти героев Октябрьской революции и Великой Отечественной войны.

День Победы: от парада до современных форм | Статья в журнале...

праздник, Великая Отечественная война, День, вечный огонь, Победа, парад, мероприятие, комплекс мероприятий, День Победы, Советский Союз.

Дворцы Cоветского периода | Статья в сборнике международной...

Дворцы Cоветского периода. Автор: Никитина Татьяна Александровна.

Октябрьская Социалистическая революция пробудила к общественной жизни огромные пласты народа.

Испанские дети в годы Великой Отечественной войны

Советский Союз, ребенок, испанец, СССР, дом, Великая Отечественная война, быль, Гражданская война, Северный Кавказ, URSS.

Партизанское движение в Великой Отечественной войне

Ключевые слова:Советская армия, фашизм, Великая Отечественная война,СССР, «Большая земля». Великая и исключительная по своему драматизму битва народов против германского фашизма и его союзников долго будет привлекать внимание людей и волновать их...

Изобразительное искусство 1941–1945 годов как важный фактор...

Подъем советского искусства в годы Великой Отечественной войны знаменует собой громадный шаг вперед и в развитии портретной живописи. Портретный жанр небывало расцвёл в период Великой Отечественной войны в живопись, т. к. именно человек...

Роль источников по униформологии и фалеристике в изучении...

Вооруженный сила СССР, военная форма одежды, Великая Отечественная война, СССР, Советский Союз, Российская империя, Верховный Совет СССР, фалеристика, Советская армия, воинское звание.

Военная тематика в плакатном искусстве России первой половины...

Так родился жанр советского плаката. Ранний советский плакат, в первую очередь был военным плакатом.

Во время Великой Отечественной Войны руководству СССР было, как никогда важно взыскать в сердцах народа патриотические чувства.

Бытовые памятники февральской революции | Статья в журнале...

...всем известно под названием Союз советских социалистических республик (СССР) [2].

Своя коллекция архивных и бытовых экспонатов периода гражданской войны хранится и в

Один из таких плакатов гласит: «Дезертир не даст мира ни своей семье, ни своему народу.

Похожие статьи

Парки культуры и отдыха Киева в системе советской обрядности

В статье рассмотрены место и роль парков культуры и отдыха Киева в системе советской обрядности. Выявлены их особое значение в праздновании Дня Победы, увековечивании памяти героев Октябрьской революции и Великой Отечественной войны.

День Победы: от парада до современных форм | Статья в журнале...

праздник, Великая Отечественная война, День, вечный огонь, Победа, парад, мероприятие, комплекс мероприятий, День Победы, Советский Союз.

Дворцы Cоветского периода | Статья в сборнике международной...

Дворцы Cоветского периода. Автор: Никитина Татьяна Александровна.

Октябрьская Социалистическая революция пробудила к общественной жизни огромные пласты народа.

Испанские дети в годы Великой Отечественной войны

Советский Союз, ребенок, испанец, СССР, дом, Великая Отечественная война, быль, Гражданская война, Северный Кавказ, URSS.

Партизанское движение в Великой Отечественной войне

Ключевые слова:Советская армия, фашизм, Великая Отечественная война,СССР, «Большая земля». Великая и исключительная по своему драматизму битва народов против германского фашизма и его союзников долго будет привлекать внимание людей и волновать их...

Изобразительное искусство 1941–1945 годов как важный фактор...

Подъем советского искусства в годы Великой Отечественной войны знаменует собой громадный шаг вперед и в развитии портретной живописи. Портретный жанр небывало расцвёл в период Великой Отечественной войны в живопись, т. к. именно человек...

Роль источников по униформологии и фалеристике в изучении...

Вооруженный сила СССР, военная форма одежды, Великая Отечественная война, СССР, Советский Союз, Российская империя, Верховный Совет СССР, фалеристика, Советская армия, воинское звание.

Военная тематика в плакатном искусстве России первой половины...

Так родился жанр советского плаката. Ранний советский плакат, в первую очередь был военным плакатом.

Во время Великой Отечественной Войны руководству СССР было, как никогда важно взыскать в сердцах народа патриотические чувства.

Бытовые памятники февральской революции | Статья в журнале...

...всем известно под названием Союз советских социалистических республик (СССР) [2].

Своя коллекция архивных и бытовых экспонатов периода гражданской войны хранится и в

Один из таких плакатов гласит: «Дезертир не даст мира ни своей семье, ни своему народу.

Задать вопрос