Приоритеты управления средним профессиональным образованием в Республике Бурятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 19.03.2014

Статья просмотрена: 195 раз

Библиографическое описание:

Покацкая, Е. О. Приоритеты управления средним профессиональным образованием в Республике Бурятия / Е. О. Покацкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 867-870. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9798/ (дата обращения: 19.04.2024).

Меняющаяся социальная среда предъявляет новые требования к работникам самого различного уровня. Изменяются и представления самих работников, молодых людей, оканчивающих профессиональные учебные заведения, о своей работе. Таким образом, формируются новые нормы и ценности применительно к профессиональной деятельности специалиста определенной квалификации. Специалисты со средним профессиональным образованием представляют собой одну из самых значительных групп в современной экономике, включающую в себя профессиональные группы различных видов и уровней квалификации и специализации.

Работники со средним профессиональным образованием, или специалисты среднего звена, используются в различных сферах деятельности, они выполняют широкий круг функций, в ряде случаев не имеющих достаточно четких границ по отношению к функциям других категорий работников. Традиционно сюда относят служащих (полуинтеллигенцию), квалифицированных индустриальных рабочих, работников массовых профессий непроизводственной сферы, прежде всего торговли и сферы услуг.

Социокультурный статус работников среднего звена в настоящее время достаточно противоречив и изменчив.

Можно выделить два существенных фактора, способствующих неустойчивому положению группы работников среднего звена, так называемых «полупрофессионалов».

Первый касается их промежуточного положения. Вторым фактором маргинализации работников среднего звена является технический прогресс современной экономики, благодаря которому происходит вытеснение многих видов профессий и трудовой деятельности.

Сохранение и развитие системы среднего профессионального образования требует ее модернизации по следующим направлениям:

-          реструктуризация сети образовательных учреждений;

-          концентрация ресурсов, направляемых на развитие материально-технической базы, в головных образовательных учреждениях для подготовки квалифицированных работников;

-          создание механизмов стимулирования работодателей для участия в процессе подготовки кадров и регулировании качества профобразования.

Модернизация образования — это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется прежде всего его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны.

Модернизация и совершенствование управления профессиональным образованием сегодня предполагают достижение трех важнейших, взаимодополняющих целей: повышение его качества, эффективности и доступности.

В целях модернизации профессионального образования Республики Бурятия с учетом потребности рынка труда и стратегии регионального развития Правительство Республики Бурятия утвердило Республиканскую комплексную программу «Развитие трудовых ресурсов в Республике Бурятия на период 2010–2020 годов».

Министерством экономики Республики Бурятия совместно с Министерством образования и науки Республики Бурятия осуществляется исполнение и постоянный контроль за реализацией следующих мероприятий Программы.

1.      «Создание институтов комплексного управления кадровым потенциалом».

В целях обеспечения занятости выпускников учреждений среднего профессионального образования Министерством образования и науки РБ изменяется структура приема в учреждения среднего профессионального образования. Ориентируясь на потребность экономики в рабочих кадрах и специалистах, ежегодно вносятся изменения в структуру приема обучающихся, устанавливается план приема в разрезе специальностей, и формируются государственные задания автономным учебным заведениям;

Проводится рейтинг образовательных учреждений среднего профессионального образования, направленный на повышение эффективности деятельности образовательных профессиональных учреждений, осуществляющих подготовку рабочих кадров и специалистов.

С целью корректировки национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов, для полного удовлетворения требований к выпускнику учебных заведений со стороны работодателей-заказчиков кадров осуществляется взаимодействие учебных заведений и работодателей — заказчиков кадров. Происходят корректировки учебных планов путем анкетирования выпускников, разработка дополнительных образовательно-профессиональных программ, дается экспертная оценка действующей учебно-методической документации, внесение востребованных профессиональных характеристик и качеств в учебные программы по специальным предметам.

Для независимой оценки профессиональной компетентности обучающихся системы среднего профессионального образования совместно с Торгово-промышленной палатой РБ, Союзом промышленников и предпринимателей РБ и Министерством образования и науки РБ создан Центр сертификации профессиональных квалификаций рабочих и специалистов строительного профиля. В 2012 году Центр стал самостоятельной организацией, приобрел статус юридического лица.

В 2014 году продолжена работа по созданию независимых центров сертификации профессиональных квалификаций рабочих и специалистов с начальным и средним профессиональным образованием в целях проведения исследования квалификационных требований и оценки соответствия качества подготовки кадров требованиям рынка труда.

2.      «Реализация приоритетных направлений развития кадрового потенциала».

Ежегодно на основе данных муниципальных образований разрабатывается баланс трудовых ресурсов Республики Бурятия. Аналитические материалы используются для разработки прогноза социально-экономического развития Республики Бурятия на текущий год, оценки ситуации на рынке труда, потребности экономики в профессиональных кадрах и реализации программы содействия занятости населения Республики Бурятия, а также оценки занятости населения в неформальном секторе.

С целью создания и развития трехуровневой (ускоренный, базовый и повышенный уровни) системы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов с средним профессиональным образованием, в сети образовательных учреждений профессионального образования развивается система непрерывного профессионального образования, формируются образовательные кластеры по приоритетным направлениям развития экономики республики и создаются ресурсные центры, учебные полигоны, где пересекаются образовательные и производственные технологии.

Сформированы следующие производственно-образовательные объединения кластерного типа:

-          Строительного профиля;

-          Промышленности строительных материалов и строительной керамики;

-          Сельскохозяйственного направления;

-          Животноводческого направления.

-          Машиностроительного направления;

-          Туристского направления;

-          Горнодобывающего направления;

-          Профессиональной и социальной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

-          Обеспечение предприятий малого и среднего бизнеса квалифицированными кадрами торговли, общественного питания и сферы обслуживания.

Основная цель создания данных кластеров — получение выпускниками востребованной для экономики республики специальности и, в конечном итоге, возможность дальнейшего трудоустройства и закрепления выпускника, уменьшение миграции молодежи.

Ежегодно Правительством Республики Бурятия формируется прогноз потребности в квалифицированных кадрах в отраслевом, профессиональном и территориальном разрезах на среднесрочную перспективу (распоряжение Главы Республики Бурятия В. В. Наговицына № 37-РГ от 05.06.2012 «О потребностях экономики Республики Бурятия в профессиональных кадрах на 2012–2015 годы») и на основании данной потребности Министерством образования и науки РБ вносятся изменения в структуру приема обучающихся, формируются государственные задания приема контингента в разрезе специальностей автономным и бюджетным учебным заведениям подведомственных Министерству образования и науки РБ.

Заключено соглашение между монгольскими центрами профессионального обучения г. Зуунмонд, Налайха, Энхбат Гомбаат и ГОУ СПО «Улан-Удэнский инженерно-педагогический колледж» совместно с ОАО «Бурятзолото» с целью подготовки специалистов для горнодобывающей промышленности Монголии, а также сотрудничества в области совместной подготовки специалистов, оказания взаимной методической помощи, подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей, обмена студентами, организации совместных воспитательных мероприятий.

3. «Реформирование системы образования Республики Бурятия»

С целью развития материально-технической базы учреждений среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку квалифицированных кадров по профессиям металлообработки, строительства, горнодобывающей промышленности, сельского хозяйства и туризма развивается система формирования образовательных кластеров по приоритетным направлениям развития экономики республики.

Создаются ресурсные центры (учебные полигоны): по металлообработке, строительству, агропромышленному комплексу, горнодобывающей промышленности, туризму, по обеспечению предприятий малого и среднего бизнеса квалифицированными кадрами торговли общественного питания и сферы обслуживания, где пересекаются образовательные и производственные технологии. Создание и развитие образовательных комплексов на базе довузовского профессионального образования рассчитано до 2015 г.

4.      «Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ и молодежи, информационное обеспечение деятельности по восстановлению позитивного имиджа рабочих профессий».

Организованы и проведены ярмарки вакансий и учебных мест для выпускников учреждений общего образования:

-          XVII Межрегиональная выставка-ярмарка учебных мест для молодежи, охват 6000 человек;

-          Ярмарка вакансий рабочих и учебных мест для молодёжи;

-          XIII Кяхтинская межрайонная ярмарка учебных и рабочих мест для молодежи. В работе Ярмарки приняли участие 22 профессиональных учебных заведения и работодатели Республики Бурятия.

Организован и проведен Республиканский конкурс проектов среди центров карьеры и содействия трудоустройству молодежи.

Осуществляется информирование молодежи о востребованных профессиях в молодежных телепередачах «Оn-line Молодежь Бурятии» (БГТРК), «Утумата» (Тивиком), газетах «Молодежь Бурятии», «Бурятия».

26–27 марта 2013 года в здании Физкультурно-спортивного комплекса состоялась XVII Межрегиональная выставка-ярмарка учебных мест для молодежи. Цель Выставки-ярмарки — содействие и помощь в профессиональной ориентации учащихся путем максимального использования потенциала учебных заведений Республики Бурятия и соседних регионов.

В течение 2013 года в рамках профориентационной акции «Твой выбор» специалистами центров занятости населения районов с использованием мобильных центров занятости населения проводилось тестирование школьников отдаленных сельских поселений республики. В результате оказаны профориентационные услуги 8260 учащимся общеобразовательных школ. Каждому участнику, получившему услугу по профессиональной ориентации, выдано заключение о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих личностным качествам.

5.      «Проведение мониторинга новых инвестиционных проектов планируемых к реализации на средне и долгосрочную перспективу с целью обеспечения квалифицированными кадрами, в том числе и за счет переселенцев».

С целью снижения уровня общей безработицы, а также мониторинга ситуации на рынке труда, Министерством экономики Республики Бурятия проводится ежемесячная оценка эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов в части их влияния на ситуацию на рынке труда.

На основе оценки эффективности реализуемых мероприятий принимаются соответствующие меры, такие как реализация мероприятий по переподготовке кадров из числа безработных граждан, подготовке квалифицированных кадров в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития Республики Бурятия, переводу личных подсобных хозяйств в индивидуальные предприниматели, легализации занятого населения в неформальном секторе экономики.

В целях проведения мониторинга обеспечения квалифицированными кадрами инвестиционных проектов, принято Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 08.06.2010 № 370-р «О ходе подготовки и реализации инвестиционных проектов по приоритетным направлениям социально-экономического развития Республики Бурятия» (ред.от 28.04.2011г.), в соответствии с которым осуществляется мониторинг подготовки и реализации инвестиционных проектов, реализуемых за счет внебюджетных источников и на основе государственно-частного партнерства, а также мониторинг потребности в кадровом обеспечении инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Республики Бурятия в разрезе специальностей, источников обеспечения кадрами (за счет профессиональной подготовки, переподготовки, привлечения квалифицированных кадров из других регионов Российской Федерации).

В рамках реализации крупных инвестиционных проектов в Республике Бурятия планируется создать порядка 6,5 тыс. новых рабочих мест. Можно отметить, что за 2012 год по наиболее крупным инвестиционным проектам было создано 546 рабочих мест, в том числе наибольшее количество создано в сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, лесной и лесоперерабатывающей промышленности.

В 2013 году в Республике Бурятия реализован План мероприятий, направленных на повышение занятости населения и снижение уровня общей безработицы, предусматривающий в том числе создание рабочих мест в рамках инвестиционных проектов. По итогам года создано свыше 9,6 тыс. новых рабочих мест.

Литература:

1.         Конституция Российской Федерации// «Российская газета», N 7, 21.01.2009, «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, N 4, ст. 445, «Парламентская газета», N 4, 23–29.01.2009.

2.         Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации».

3.         Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 года № 240-V «Об образовании в Республики Бурятия».

4.         Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.01.2014).

5.         Распоряжение Президента Республики Бурятия 05.06.2012 № 37-РГ «О потребностях экономики Республики Бурятия в профессиональных кадрах на 2012–2015 годы».

6.         Постановление Правительства Республики Бурятия от 19.02.2009 N 63 «Об утверждении Программы «Развитие трудовых ресурсов в Республике Бурятия на период 2010–2020 годов».

7.         Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 08.06.2010 № 370-р «О ходе подготовки и реализации инвестиционных проектов по приоритетным направлениям социально-экономического развития Республики Бурятия» (ред.от 28.04.2011г.).

Основные термины (генерируются автоматически): Бурятия, профессиональное образование, Министерство образования, место, рынок труда, горнодобывающая промышленность, кадровый потенциал, Межрегиональная выставка-ярмарка, общая безработица, Строительный профиль.


Похожие статьи

О проблемах рынка труда и занятости в Республике Бурятии

экономическая деятельность, рынок труда, неформальный сектор, рабочая сила, Бурятия, региональный рынок труда, регион, неформальная занятость, высшее образование, экономическое развитие.

Проблемы молодежной занятости в российском обществе

Систематизируются причины молодежной безработицы.

обусловленной структурой рабочих мест, особенно, внутри групп с разными ступенями профессионального образования.

Дикусарова М. Ю. Вторичная занятость студентов как способ адаптации на рынке труда...

Положение службы занятости населения на современном рынке...

Общими функциями служб занятости всех уровней являются

 разработка целевых программ занятости, в том числе межрегиональных и региональных

Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда, служба занятости, профессиональное...

Региональные особенности рынка труда | Статья в журнале...

 ориентацию системы образования по подготовке кадров в соответствии с требованиями рынка труда

Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров.

Перспективные профессии будущего и актуальная ситуация на...

Рубрика: Спецвыпуск. Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.

Часто к моменту окончания вуза на рынок труда выходит молодой человек, имеющий опыт работы и

Кроме того, в отрасли сохранился квалифицированный кадровый потенциал, который в...

Проблемы трудоустройства молодых специалистов...

Учреждения профессионального образования медленно перестраиваются в соответствии с новыми требованиями работодателей, недостаточно гибко реагируют на изменения рынка труда в отношении соответствия структуры, объемов и профилей подготовки кадров...

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

В статье рассматриваются проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования на рынке труда. Ключевые слова: выпускник, специальность, рынок труда, безработица...

Перспективы ИТ-специалистов на рынке труда | Статья в журнале...

С 2015 года Министерство образования России озадачилось проблемой нехватки кадров и стало увеличивать количество бюджетных

Экономика труда Адамчук В. В. ИНФРА-М, 2009. «Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения» Колосова Р. П., Меликьян Г. Г.

Похожие статьи

О проблемах рынка труда и занятости в Республике Бурятии

экономическая деятельность, рынок труда, неформальный сектор, рабочая сила, Бурятия, региональный рынок труда, регион, неформальная занятость, высшее образование, экономическое развитие.

Проблемы молодежной занятости в российском обществе

Систематизируются причины молодежной безработицы.

обусловленной структурой рабочих мест, особенно, внутри групп с разными ступенями профессионального образования.

Дикусарова М. Ю. Вторичная занятость студентов как способ адаптации на рынке труда...

Положение службы занятости населения на современном рынке...

Общими функциями служб занятости всех уровней являются

 разработка целевых программ занятости, в том числе межрегиональных и региональных

Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда, служба занятости, профессиональное...

Региональные особенности рынка труда | Статья в журнале...

 ориентацию системы образования по подготовке кадров в соответствии с требованиями рынка труда

Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров.

Перспективные профессии будущего и актуальная ситуация на...

Рубрика: Спецвыпуск. Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.

Часто к моменту окончания вуза на рынок труда выходит молодой человек, имеющий опыт работы и

Кроме того, в отрасли сохранился квалифицированный кадровый потенциал, который в...

Проблемы трудоустройства молодых специалистов...

Учреждения профессионального образования медленно перестраиваются в соответствии с новыми требованиями работодателей, недостаточно гибко реагируют на изменения рынка труда в отношении соответствия структуры, объемов и профилей подготовки кадров...

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

В статье рассматриваются проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования на рынке труда. Ключевые слова: выпускник, специальность, рынок труда, безработица...

Перспективы ИТ-специалистов на рынке труда | Статья в журнале...

С 2015 года Министерство образования России озадачилось проблемой нехватки кадров и стало увеличивать количество бюджетных

Экономика труда Адамчук В. В. ИНФРА-М, 2009. «Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения» Колосова Р. П., Меликьян Г. Г.

Задать вопрос